«Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды СП «Прометей»
Необходимость внедрения в практику организации учебной и воспитательной деятельности интерактивных форм взаимодействия обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к современному дополнительному образованию, которое рассматривается как определенная система взаимодействия людей, которая обеспечивает успешную социализацию обучающегося в процессе деятельности, организованной так, чтобы он, активно взаимодействуя с миром, самоопределялся, саморазвивался и самоактуализировался как личность. Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в детстве и этому могут способствовать активные формы и методы организации учебной и воспитательной деятельности.
Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие».
Термин «интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников по взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития. Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса.
Ведущими инструментами интерактивного взаимодействия являются: Полилог - «многоголосие», в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия; осуществляется право каждого участника педагогического процесса на свою индивидуальную точку зрения, на готовность и возможность высказать ее; возможность существования любой точки зрения.
Диалог - восприятие участниками педагогического взаимодействия друг друга как равных партнеров; умение слушать и слышать друг друга; утверждение чужого «Я» независимо от взглядов, характера; помощь педагога воспитаннику в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; право каждого участника педагогического взаимодействия быть самим собой, выразить себя; сотрудничество педагога и обучающегося; потребность и способность к рефлексии своей деятельности, взаимодействия.
Мыследеятельность – организация мыслительной деятельности участников педагогического процесса; не усвоение учащимися готовых истин, а самостоятельное решение проблем через осуществление системы мыслительных операций; проблемное обучение; самостоятельное выполнение учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (в частности, индивидуальной, парной, групповой).
Смыслотворчество - процесс осознанного создания (творения) субъектами педагогического взаимодействия нового содержания значения предметов и явлений окружающей действительности; выражение индивидуального отношения к явлениям действительности; рефлексия с позиций своей индивидуальности; понимание каждым участником педагогического процесса, смысла изучаемого, рассматриваемого явления, события, ситуации, предмета.
Межсубъектные отношения - участники педагогического взаимодействия (педагог и обучающийся) являются субъектами педагогического процесса, т.е. его полноправными участниками, самостоятельными, творческими, активными, ответственными; субъектность обучающегося во многом определяется субъектной позицией педагога; каждый участник педагогического процесса создает условия для своего развития.
Свобода выбора – сознательное регулирование и активизация участниками педагогического процесса своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию; возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; возможность участников педагогического процесса действовать самостоятельно и взаимодействовать; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.
Ситуация успеха - позитивность, оптимистичность оценивания – отсутствие в педагогическом взаимодействии отрицательных и полярных оценок; готовность педагога при характеристике деятельности учащихся, педагогического взаимодействия подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость результата, достижения личности; стремление отметить позитивное изменение состояния (развития) учащегося; право учащегося на самооценку, оценку деятельности педагога, педагогического взаимодействия; способность педагога возвысить (но никак не унизить) достоинство учащегося; опора в оценке деятельности на положительное; преобладание положительных эмоций у педагога в процедуре оценивания; недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого.
Рефлексия - самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия; потребность и готовность учащихся и педагога зафиксировать изменения своего состояния и определить причины этого изменения; процедура фиксации субъектом педагогического взаимодействия своего развития и саморазвития в педагогическом процессе.
Все названные признаки интерактивного взаимодействия дополняют друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу образовательного процесса.
Классификация интерактивных методов обучения
В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:
• методы создания благоприятной атмосферы и организации коммуникации;
• методы обмена деятельностями;
• методы мыследеятельности;
• методы смыслотворчества;
• методы рефлексивной деятельности;
• интегративные методы (интерактивные игры).
Более подробно характеристику каждой группе методов дадут педагоги дополнительного образования в своих выступлениях, которые прозвучат позже.
Педагоги нашего учреждения учебно-воспитательный процесс стараются выстраивать максимально с применением интерактивных методов взаимодействия, для каждого этапа занятия используют разные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Практически на любом занятии педагоги дополнительного образования развивают навыки межличностного общения.
Интерактивные формы и методы взаимодействия показывают новые возможности, связанные, прежде всего с налаживанием межличностного взаимодействия между учащимися в группе, и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Применение интерактивных средств взаимодействия оказывает значительное влияние на организацию деятельности воспитанников, позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого ребенка. Занятия с использованием интерактивных методов взаимодействия интересны не только для обучающихся, но и для педагогов. Это, в первую очередь, эмоциональный настрой на работу и, конечно же, установление контакта между воспитанником и педагогом.
Для эффективного построения и проведения занятий по дополнительным общеобразовательным программам в рамках интерактивного взаимодействия необходимо правильно осознавать критерии результативности.
Цель занятия задается с установкой передачи функции от педагога к обучающемуся.
Педагог регулярно обучает детей выполнять рефлексию на всех этапах (оценивать свою готовность, обнаруживать затруднения, их причины и т.п.).
Применяются разнообразные формы, методы и приемы, повышающие степень активности обучающихся в образовательном процессе.
Педагог обладает и успешно применяет технологию диалога и помогает обучающимся её освоить.
Педагог, в соответствии с целью занятия, эффективно сочетает репродуктивные и продуктивные формы, учит детей действовать по правилам и творчески.
Педагог максимально объективно оценивает реальные успехи каждого обучающегося, поощряя и поддерживая самые минимальные достижения.
Педагог осознано планирует коммуникативные задачи занятия.
Педагог обучает детей корректным формам выражения иного мнения, собственной позиции, принимая и поощряя их.
Занятие проходит в атмосфере сотрудничества, психологического комфорта, созданного стилем и отношением педагога.
Занятие проходит через совместную деятельность, на основе глубокого личностного воздействия «педагог – обучающийся».
В работе с педагогическим коллективом также применяем интерактивные методы взаимодействия. Главная задача методиста в работе по данному направлению деятельности - объединить педагогов-единомышленников, возбудить интерес и стремление к определенному виду деятельности, в том числе и к самосовершенствованию – как личности.
Творчески ориентированная совместная деятельность педагогов ― достаточно эффективный способ интерактивного взаимодействия педагогического коллектива. Применяя в своей работе данный механизм формирования психологического климата педагогического коллектива, мы включаем разные виды коллективной деятельности, которые используются во время педагогических советов, методических объединений, семинаров-практикумов.
В своей деятельности мы используем интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющими их вовлечь в образовательный и воспитательный процесс.
Один из самых эффективных способов в работе нашего учреждения – это организация КВН, в котором используем множество разных методик интерактивного взаимодействия. Его мы организовываем совместно с родителями воспитанников, превращая традиционное родительское собрание в совместную творческую деятельность педагогов и родителей. Здесь мы объединяем решение двух задач – это организация работы с родителями и творческая деятельность педагогов. Во-время предварительной подготовки, педагогический коллектив делится на три команды по жребию и, каждая команда дополняется тем же количеством родителей. В ходе подготовки выступления на КВН, команды заняты творческим поиском, включены в активную деятельность, они сближаются и сплачиваются. Непосредственно конкурсы и задания проводятся в интерактивной форме. Проведение КВНа требует значительных затрат времени, поэтому мы его проводим один раз в год.
Результат деятельности по данному направлению - многолетняя слаженная работа коллектива, творческое созидание и благоприятный психологический климат.
Также для привлечения родителей к совместному активному творчеству с детьми педагоги проводят мастер-классы, позволяющие обогатить практический опыт родителей, а также самим родителям продемонстрировать свои достижения.
Для создания ситуации приятного совместного досуга мы проводим совместные праздники с мамами, с папами, бабушками и дедушками.
В результате формируются положительные взаимоотношения родителей с детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.
Проведение тематических акций, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным областям знаний.
В сети интернет педагогами учреждения была создана страница СП «Прометей», а также страницы многих детских объединений по отдельности, где педагоги выкладывают фото и видео с участием наших воспитанников, предлагаем мастер-классы на разные темы, конкурсы. Преимущество этого вида деятельности – родители могут следить за жизнью детей в детском объединении, могут получать информацию в форме педагогических советов.
Показателями результативности такой работы с родителями стали: увеличение количества заинтересованных родителей в жизни детей, кроме школьной, увеличилось количество родителей, которые хотели бы принимать участие в деятельности нашего учреждения.
Таким образом, очевидно, что интерактивное взаимодействие способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, способствуя увеличению качества образовательного процесса.