СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивное занятие «Ключ к здоровью. Профилактика табакокурения».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Табакокурение и прием курительных смесей среди детей и подростков является проблемой, над решением которой надо работать комплексно, во взаимодействии школы с общественными, государственными организациями и структурами с целью воспитания у несовершеннолетних отрицательного отношения к курению, формирования общественного мнения о необходимости искоренения этой пагубной привычки.  

Просмотр содержимого документа
«Интерактивное занятие «Ключ к здоровью. Профилактика табакокурения».»

Методическая разработка

Интерактивное занятие для учащихся 7-8 классов

«Ключ к здоровью. Профилактика табакокурения».


Анна Романовна Зубкова,

социальный педагог,

МАОУ города Иркутска гимназия № 2,

annazubkova38@yandex.ru


Табакокурение и прием курительных смесей среди детей и подростков является проблемой, над решением которой необходимо работать комплексно, во взаимодействии социально - психологических служб школы с общественными, государственными организациями и структурами с целью воспитания у несовершеннолетних отрицательного отношения к курению, формирования общественного мнения о необходимости искоренения этой пагубной привычки. Опыт проведения мероприятий по гигиеническому воспитанию учащихся показывает, что эффективная борьба с курением возможна лишь при условии целенаправленного и систематического воздействия на различные группы школьников. У подростков 12—14 лет обращает на себя внимание исчезновение такого мотива курения, как подражание взрослым, ослабевает влияние товарищей, однако, сохраняется любопытство. Появляется больше школьников, связывающих курение с желанием не отстать от моды, значительно возрастает число лиц, считающих, что они курят по причине личных неприятностей. Поэтому необходимо принятие мер по предупреждению употребления табачных изделий.

Интерактивное занятие предназначено для работы с подростками по профилактике табакокурения в возрасте от 12 до 14 лет, имеет социально-педагогическую направленность, дает возможность участникам увидеть себя со стороны, проанализировать ситуацию и сделать соответствующие выводы.

Цель занятия: формирование сознательного негативного отношения к курению и осознание необходимости в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Повторить правила здорового образа жизни.

  2. Вывести «Ключ к здоровью».

  3. Создать рекламу о вреде табачных изделий и курительных смесей.


Оборудование: раздаточные листы-задания, рабочие карты, мультимедийный проектор.


Методы проведения:

  • словесные методы (объяснение, беседа, дискуссия);

  • наглядные методы (иллюстрации, демонстрации);

  • практические методы (упражнения, практические задания);

  • методы проблемного обучения (частично поисковый метод).


Материалы: 3 ватмана, маркеры, фломастеры, презентация.


План занятия:

  1. Подготовительно-организационный: постановка целей и задач.

  2. Основная часть: содержание занятия, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

  3. Афиширование-представление выполненных работ. Заключительное слово.

  4. Анализ ситуации по критериям: овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.


Содержание:

1. Беседа «Что такое здоровье?

Здравствуйте, уважаемые ребята! Сегодня мы обсудим, что такое здоровье, как его поддерживать, какие условия для этого необходимы, какие препятствия могут встретиться на пути к достижению. У вас будет возможность вывести рецепт здоровья. Для каждого из вас приготовлена рабочая карта, в которой вы будете отмечать свои действия, и записывать мысли, возникающие по ходу нашего занятия.

Рабочая карта интерактивного занятия «Ключ к здоровью».


Упражнение «Ассоциации»

Было легко подбирать ассоциации.

Было сложно подбирать ассоциации.

Упражнение «Личные качества»

Легко было выделить качества.

Сложно выделить.

Упражнение «Рецепт здоровья»

Сразу вывел формулу.

Не сразу вывел формулу.

Упражнение

«Факты о курении»

удалось

не удалось

что мешало

Упражнение

«Альтернативная

реклама»

удалось

не удалось

что мешало

Рефлексия занятия

Активность

1 2 3 4 5

Интерес

1 2 3 4 5

Больше всего понравилось упражнение

Я чувствую себя …


– Итак, что такое здоровье, по-вашему мнению? Какие возникают ассоциации при слове “здоровье”? Как поддерживать свое здоровье?

Упражнение “Ассоциации”.

У каждого из вас сформировано свое мнение, что же такое здоровье.Я предлагаю сейчас выполнить упражнение “Ассоциации” и создать групповое обобщенное определение слова “Здоровье”. Для этого в течение 2 минут каждая группа выполняет задание, придумывает ассоциации к слову здоровье. Для 1 группы это будут имена существительные, для 2 – прилагательные, а для 3 – глаголы. Время пошло, начинаем работать.

Обсуждение. Каждый учащийся из группы называет свои ассоциации к слову “здоровье”.

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова дается следующая трактовка этих понятий. «Здоровье» – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие, «Здоровый» - обладающий здоровьем, не больной.

Вопросы для обсуждения: Что для каждого из вас означает здоровье? Какого человека можно назвать здоровым?

Здоровье сопровождает человека всю жизнь или его необходимо поддерживать. Поддержание здорового образа жизни должно сопровождаться каждодневной упорной работой над собой, своим телом.

Следующее упражнение нам поможет понять, каким должен быть человек, чтобы быть здоровым?

Упражнение “Личные качества”.

Ведущий предлагает участникам образовать 5-6 групп из учащихся на соседних партах (по числу карточек с биографией известных спортсменов).

Краткое описание биографий знаменитых спортсменов:

1. Аршавин Андрей Сергеевич (29.05.1981) – российский футболист, выступавший за клубы «Зенит» из Санкт-Петербурга и лондонский «Арсенал», был капитаном сборной России. За свою карьеру трижды становился чемпионом национального первенства, выиграл Кубок России, Кубок УЕФА и Суперкубок УЕФА.

«Андрей Аршавин – он разный. Я могу быть веселым или грустным, грубым или мягким. Я всегда считал, что во мне сочетается несочетаемое. Например, в детстве я был очень жестким игроком. Но со временем научился себя сдерживать».

2. Плющенко Евгений Викторович (03.11.1982) – дважды Олимпийский чемпион по фигурному катанию в одиночном мужском разряде. Многократный победитель чемпионатов мира и Европы. Стал первым из спортсменов, сумевших выполнить сложнейшую комбинацию 4+3+4 (четверной тулуп + тройной тулуп + тройной риттбергер).

«Фигуристы бывают двух типов: одни любят шоу, другие соревнования. Я отношусь к последним. Мне нравится борьба, тот настрой, который появляется перед турниром. Адреналин, кураж, оценки судей – это тоже в кайф».

3. Исинбаева Елена Гаджиевна (03.06.1982) – российская легкоатлетка, прыгунья с шестом. Дважды побеждала на Олимпийских играх – в 2004 и 2008 годах. На Играх 2012 года стала бронзовой призером. Помимо этого, спортсменка имеет семь золотых медалей чемпионатов мира. На счету Исинбаевой 28 мировых рекордов. Она же является первой женщиной, кому покорилась высота 5 метров.

«2016 год стал последним в моей карьере. Это абсолютно точно. Поэтому каждые соревнования, в которых я принимала участие, можно расценивать как прощальные. И неважно, как я выступала. Медали и звания уже никто не отберет, их можно только приумножить».

4. Немов Алексей Юрьевич (родился 28.05.1976) – российский спортсмен, гимнаст.четырехкратный олимпийский чемпион, главный редактор спортивного обзорно-аналитического журнала «Большой спорт». Мальчик рос задирой, но обладал отличной координацией. Был зачислен в олимпийский резерв, с семи лет тренировался у Е.Николко, заслуженного тренера РФ. Вместе они начали интенсивные занятия, которые оказались очень эффективными. Среднее образование получил в школе № 76. Затем окончил филиал Самарского педагогического университета.

Отличившись на мировых чемпионатах, Немов попадает в олимпийскую сборную. Перед соревнованиями в Атланте пришлось работать и тренироваться на износ. Результат был ошеломительным: шесть призовых мест. Золотые медали в командном первенстве и опорном прыжке, серебро в многоборье, три бронзовых медали.

5. Шарапова Мария Юрьевна (19.04.1987) - российская теннисистка, обладательница 5 кубков Большого шлема. Мария первая из россиянок одержала победу на престижном Уимблдоне. Журнал «Forbes» не раз называл ее самым высокооплачиваемым спортсменом мира и включал в сотню самых влиятельных людей планеты.

«Мне до такой степени нравилось выигрывать, что мои родители поняли: теннис – это именно то, чем я хочу заниматься. Когда я выхожу на корт, для меня неважно, кто находится на противоположной стороне. Я просто хочу сыграть свою игру».

6.Буре Павел Владимирович (31.03.1971) – прославленный российский хоккеист, чемпион мира в составе сборной СССР, серебряный и бронзовый олимпийский призер. Провел в НХЛ 12 сезонов, выиграв немало индивидуальных наград. За свою феноменальную скорость получил прозвище «Русская ракета».

«Журналисты любят утрировать, считая, что хоккеисты выходят на лед, гоняют шайбу, получают за это кучу денег и больше ничего не делают. На самом деле, это только вершина айсберга. Настоящий хоккей – это тренировки, сумасшедшие нагрузки и постоянные травмы. Но это все скрыто от публики».

7. Константин Борисович Цзю (19 сентября 1969). Ребёнком, по словам родителей, он был уж больно ретивым и подвижным. Именно по этой причине его и решили «сплавить на спорт». Вначале ничем особенным приход в бокс для Кости не запомнился. Всё было предельно просто: его, девятилетнего, отец привёл в боксёрскую секцию ДЮСШ ничем особым непримечательного городка Свердловщины – Серова. Там всё и начиналось. У тренера В.Ц. Черни, не только выявившего у способного мальчишки настоящий талант к боксу, но и воспитавшего у юного спортсмена те качества, которые впоследствии дали этому виду спорта настоящего Победителя. Долго объяснять Косте, что и как, не приходилось: он всё схватывал на лету, очень много трудился и буквально через полгода начал побивать «дюсшистов» и постарше, и посильнее. Плоды не заставили себя долго ждать: почётные грамоты, медали, первые места на состязаниях городского и областного уровня, а спустя несколько лет – республиканского и союзного. Константин, добросовестно работая в ринге, впитывал советы наставников, а первые достижения не заставили себя долго ждать. Вначале – чемпион Всероссийских юношеских игр (1985 г.) и юношеских первенств СССР 1986-1987 гг., а затем 17-летний Костя Цзю – член сборной СССР по боксу.

— Каких известных спортсменов вы знаете? (каждый вариант — 1 балл). Например: Евгений Плющенко — фигурист; Елена Исинбаева — прыгунья с шестом; Алексей Немов — гимнаст; Андрей Аршавин — футболист; Мария Шарапова — теннисистка; Костя Дзю — боксер; Павел Буре — хоккеист.

Ведущий. Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых спортсменов. Затем мы послушаем по очереди каждую группу. Вы должны ознакомить всех участников с фактами биографии известных спортсменов, а также выделить те личные качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека-знаменитости и сделали здоровым. Выступят два человека: один познакомит с биографией, второй – с выделенными вами качествами. На подготовку дается 5 минут.

Выступление учащихся. Выступления сопровождаются компьютерной презентацией “Здоровые люди”, на слайдах которой представлены фотографии тех знаменитостей, о которых школьники рассказывают.

Обсуждение инициирует ведущий: Что помогает этим людям быть здоровыми? Какие правила должен включить человек в повседневную жизнь, чтобы быть здоровым? (ведущий записывает на доске ответы участников, после выстраивает рейтинг правил):активный образ жизни, режим дня, занятие спортом, закаливание, здоровый сон, хорошее настроение, исключение вредных привычек. А как вы думаете, достаточно ли только знать правила здорового образа жизни? Эти секреты приносят пользу только тому, кто живёт по этим правилам. О таком человеке говорят, что он ведёт здоровый образ жизни.

  1. Начинаем выводить «Ключ к здоровью».

К сожалению, физический, психический, моральный и экономический ущерб человеку и обществу наносят курение, алкоголизм, наркомания. Все эти пороки, к несчастью, широко распространены среди молодежи. Молодые люди порой и не осознают, какой ущерб могут вредные привычки нанести их здоровью!

Здоровье – не только личное дело каждого человека. Здоровый человек живёт полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни – это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу и природе. На человека воздействуют социальная среда, в которой он живёт, общество, семья, знакомые, сослуживцы. Это происходит на протяжении всей жизни. Малыши копируют взрослых, для подростков важно мнение сверстников.

Самое главное - у человека должна быть потребность быть здоровым!

ИТАК. Ключ здоровья = сумма правил: отсутствие вредных привычек, правильное питание, достаточная физическая активность, позитивный психологический климат в семье и на работе, внимательное отношение к своему здоровью. Это зависит от каждого из нас!

  1. Упражнение с карточками «Факты о курении».

Это упражнение развивает способность аргументировать и конструктивно участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации.

Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями-утверждениями.

Высказывания-утверждения к упражнению с карточками «Факты о курении».

• Ученики, которые курят, опасны, так как они приобщают других.

• Табакокурение - это средство, от которого можно стать зависимым.

• Подростки курят курительные смеси, чтобы успокоиться перед контрольной работой, экзаменом.

• Если человек курит или пьет осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.

• Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.

• Ученики, которые курят, нуждаются в помощи со стороны своих друзей и взрослых.

Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия жизни участников группы, чтобы они могли идентифицировать себя с этими высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания будут содержать провоцирующие тезисы и если можно, будут обсуждать спорные моменты.

При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым ученики затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.

4. «Альтернативная реклама».

Ведущий. Обратите внимание на рекламу спиртных напитков, сигарет, лекарств. Вы осознаете, что в каждой рекламе или художественном фильме можно узнать потрясающую новость. Например, курение не только вредит организму, но даже оказывает определенное благотворное влияние (выглядишь спокойным, уравновешенным, уверенным в себе). На уроках вам говорят, что курение вызывает зависимость, оказывает пагубное влияние на функции всего организма человека, а на самом деле, судя по рекламной информации, является стимулирующим средством, убивает микробы и бактерии в ротовой полости.

А теперь хотелось бы, чтобы Вы придумали рекламу одного из табачных изделий или курительных смесей, которая сообщала бы правду о продукте.

Примеры:

• курение может вызвать у вас тошноту и рвоту;

• курение может привести вас к летальному исходу;

• курение хорошо способствует развитию рака легких, туберкулезу и т.п.;

• накуришься и «усохнешь», вот в чем парадокс.

Вариант. Каждая из команд рисует этикетку для пачки сигарет или создает буклет для будущего поколения, чтобы, увидев ее, человеку не захотелось попробовать содержимое. А внизу пишет, что я сегодня узнал, чему научился, к какому выводу пришёл, как я буду поступать, пригодится ли это в моей жизни.Заполните до конца вашу рабочую карту. Заполнитеанкету «Вашеотношению к табакокурению».Исходя из полученных результатов занятие проведено на «отлично». Благодарю всех за работу!
































Приложение 1.


Анкета «Ваше отношение к табакокурению».


  1. Пробовали ли Вы курить?

А) Да

Б) Нет

  1. Курите ли Вы?

А) Да

Б) Нет

В) Иногда

  1. Как Вы считаете, во сколько лет начинают курить современные подростки?

А) 7-10

Б) 10-14

В) 15-17

  1. Курят ли ваши родители (мать или отец)?

А) Да

Б) Нет

  1. Как Вы относитесь к курящим людям?

А) Отрицательно

Б) Положительно

В) Мне все равно

  1. Вредит ли табакокурение обществу в целом?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

  1. Почему курят подростки?

А) Чтобы забыть о проблемах и расслабится.

Б) Чтобы выглядеть крутым и модным.

В) Другое

  1. Как Вы считаете, помогает ли курение отвлечься от проблем?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю
  1. Сколько сигарет можно выкурить в день, и это не будет опасным для здоровья?

А) 0

Б) 3-5

В) 10-12

10. Достаточно ли информации в интернете и СМИ о вреде табакокурения и курительных смесях?

А) Да

Б) Нет











Приложение 2.

Результаты анкетирования «Ваше отношение к табакокурению».