СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивное занятие по профилактике правонарушений в юношеской среде

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивное занятие по профилактике правонарушений в юношеской среде «Преступление и его последствия».

Цель занятия – профилактика правонарушений в подростковой среде.

Задачи:

 - повысить правовое сознание учащихся;

- развить представления о последствиях противоправных деяний;

- выработать чувство ответственности за свои поступки.

Целевая группа: воспитанники 8-9 классы.

На сегодняшний день возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК)...

Просмотр содержимого документа
«Интерактивное занятие по профилактике правонарушений в юношеской среде»

Гнездилова Л.Г. 11.04.2022

Интерактивное занятие по профилактике правонарушений в юношеской среде «Преступление и его последствия».

Цель занятия – профилактика правонарушений в подростковой среде.

Задачи:

- повысить правовое сознание учащихся;

- развить представления о последствиях противоправных деяний;

- выработать чувство ответственности за свои поступки.

Целевая группа: воспитанники 8-9 классы.

Время занятий: 40 минут.

Ход занятия:

1.Информационная часть (10 мин.):

А) Преступление и возраст.

На сегодняшний день возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Давайте с Вами определим возраст с которого начинается правовая ответственность. Определение этих данных проводится путём проверки соответствующих документов (но если таким способом установить настоящий возраст подростка невозможно, то назначается судебно-медицинская экспертиза). Например, в странах Российской Федерации установлены определённые нормы определения возраста подростка. Так, ребёнок достигает определённого возраста не в сам день своего рождения, а в соответствии с разницей в часовых поясах, на следующие сутки.

К примеру, возраст уголовной ответственности в других странах:

в Англии – с 10 до 17 лет (в зависимости от состава преступления),

в Ирландии – 7 лет, в 2006г. повышен с 10 лет.

В России же правонарушения подростков в шестнадцатилетнем возрасте могут повлечь за собой уголовную ответственность. Однако если подросток в 14 лет совершил преступления, которые оговариваются в статье 20 часть 2 уголовного кодекса Российской Федерации, то он может быть привлечён к ответственности уже, начиная с этого возраста. Вот эти преступления:

1) правонарушения, связанные с насилием (физическое):

а) убийство;

б) умышленное нанесение увечий;

в) изнасилование;

г) насильственные действия сексуального характера.

2) завладение чужим имуществом (кража, разбой, вымогательство, угон автомобиля);

3)умышленное уничтожение чужого имущества (поджог, вандализм, террористический акт);

4)похищения человека (захват заложника, лица, дезинформировавшие правоохранительные органы о взрывном устройстве) и т.д.

Б) Понятие проступок и правонарушение.

Для правильного педагогического анализа важно различать понятия: проступок (вина), правонарушение, преступление. Они характеризуют степень общественного вреда или опасности.

Правонарушение - социально отрицательное, предусмотренное нормами права, виновное деяние, нарушающее общественный правопорядок и причиняет вред интересам государства, физического или юридического лица.

Правонарушитель - физическое вменяемое лицо, совершившее правонарушение.

Проступок с педагогической точки зрения характеризует нарушение норм морали, и является нарушением не только конкретной нормы, но и общественных отношений, этой нормой устанавливаются, регулируются, охраняются. Итак, общественное вредным может быть любое нарушение отношений между школьниками, родителями, что противоречит нормам морали, нарушает устав школы, нарушение правил поведения в общественных местах, а также правовых предписаний.

Для педагогической профилактики целесообразно различать проступок в виде: прогулов, драк, курение, употребление алкоголя, проявления грубости, нечестности, лени, жестокости, систематическое нарушение дисциплин и норм морали.

А правонарушения: мелкие кражи, хулиганство, нарушение административных и правовых норм (стоят на учете в отделах по делам детей) преступления: нарушение норм уголовного кодекса, уголовные преступления, подлежащие наказанию судом.

В) Виды юридической ответственности.

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

2. Работа (20 мин.).

По заготовленным карточкам (Приложение №1) проведем анализ правонарушающих ситуаций. Время для самостоятельной работы 5 минут.

Ситуация № 1: Несовершеннолетний студент не приезжает в техникум, говорит, что не хочет посещать уроки. Перестает отвечать на телефонные звонки. Как можно расценить его поведение (ДП).

Ситуация № 2: Студенты 3 курса поджидали первокурсников на выходе из учебного заведения, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать их действия? (УП: вымогательство)

Ситуация № 3: В кафе за одним из столиков отдыхала компания парней и девушек. Они громко разговаривали, хамили официанту, использовали нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим за соседним столом и оскорбил их. (УП: хулиганство и АП: ст.158 про мат)

Ситуация № 4: Петя на подаренные в свои 16 лет деньги купил поддержанный автомобиль. На следующий день решил перегнать его в гараж к знакомому. По дороге его остановили сотрудники ДПС. (АП)

Ситуация № 5: Марину попросили передать вечером Ивану черный пакет с неизвестным содержимым внутри. (УП: распространение ПВ)

Ситуация № 6: Находясь в нетрезвом состоянии, несовершеннолетний Максим нанес несколько ударов неизвестному человеку, которые оказались несовместимы с жизнью.

(АП и УП: убийство)

3. Упражнение по развитие ответственного поведения за свои поступки (10 мин.).

Рассмотрим самые распространённые отговорки преступников и предположим, какое правонарушение они совершили.

1.Меня просто попросили передать пакет, я не знал что в нем. (терроризм, распространение наркотических препаратов и т.д. )

2.Я не знал, что ей 14 лет. (все преступления по отношению к несовершеннолетним)

3.Я просто сказал: «Дай денег, сколько у тебя сейчас с собой?» (вымогательство)

4.Я ничего не делал, просто стоял рядом. (соучастник любого преступления)

5.Никого не было в комнате, и я решил взять на время ноутбук. (кража)

6.Меня попросили присмотреть за цветком и поливать его. (распространение наркотических препаратов)

7.Я просто смотрел, что бы никто не шел. (групповое преступление/соучастник)

8.Мне сказали уговорить и привести с собой 2 парней.(экстремизм)

9.Мне просто захотелось украсить серый забор своим рисунком.(вандализм)

10.Я хотел только перегнать машину в гараж.(управление автомобилем несоверш.)

11.Он первый начал меня оскорблять. (оскорбление)

4. Заключение. Рефлексия: Давайте вместе обсудим, какие для себя выводы Вы сегодня сделали. Дайте возможность высказаться всем желающим в классе, постарайтесь поддержать инициативу каждого учащегося.





















Ситуация № 1: Несовершеннолетний студент не приезжает в техникум, говорит, что не хочет учиться. Перестает отвечать на телефонные звонки. Анализ ситуации:

Он совершил__________________________________________________________

Что нарушил__________________________________________________________

Кто несет ответственность________________________________________________

Последствия_______________________________________________________








Ситуация № 2: Студенты 3 курса поджидали первокурсников на выходе из учебного заведения, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Анализ ситуации:

Они совершили_________________________________________________________

Что нарушили__________________________________________________________

Кто несет ответственность________________________________________________

Последствия_______________________________________________________


















Ситуация № 3: В кафе за одним из столиков отдыхала компания несовершеннолетних парней и девушек. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим за соседним столом и оскорбил их. Анализ ситуации:

Они совершили_________________________________________________________

Что нарушили__________________________________________________________

Кто несет ответственность________________________________________________

Последствия_______________________________________________________






Ситуация № 4: Петя на подаренные в свои 16 лет деньги купил поддержанный автомобиль. На следующий день решил перегнать его в гараж к знакомому. По дороге его остановили сотрудники ДПС. Анализ ситуации:

Он совершил__________________________________________________________

Что нарушил__________________________________________________________

Кто несет ответственность________________________________________________

Последствия_______________________________________________________


Ситуация № 5: Ученицу 9 класса Марину попросили передать вечером Ивану черный пакет с неизвестным содержимым внутри. Анализ ситуации:

Она совершила_________________________________________________________

Что нарушила__________________________________________________________

Кто несет ответственность________________________________________________

Последствия_______________________________________________________




Ситуация № 6: В нетрезвом состоянии, несовершеннолетний Максим нанес несколько ударов неизвестному человеку, которые оказались несовместимы с жизнью. Анализ ситуации:

Анализ ситуации:

Он совершил__________________________________________________________

Что нарушил__________________________________________________________

Кто несет ответственность________________________________________________

Последствия_______________________________________________________