Гнездилова Л.Г. 11.04.2022
Интерактивное занятие по профилактике правонарушений в юношеской среде «Преступление и его последствия».
Цель занятия – профилактика правонарушений в подростковой среде.
Задачи:
- повысить правовое сознание учащихся;
- развить представления о последствиях противоправных деяний;
- выработать чувство ответственности за свои поступки.
Целевая группа: воспитанники 8-9 классы.
Время занятий: 40 минут.
Ход занятия:
1.Информационная часть (10 мин.):
А) Преступление и возраст.
На сегодняшний день возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).
Давайте с Вами определим возраст с которого начинается правовая ответственность. Определение этих данных проводится путём проверки соответствующих документов (но если таким способом установить настоящий возраст подростка невозможно, то назначается судебно-медицинская экспертиза). Например, в странах Российской Федерации установлены определённые нормы определения возраста подростка. Так, ребёнок достигает определённого возраста не в сам день своего рождения, а в соответствии с разницей в часовых поясах, на следующие сутки.
К примеру, возраст уголовной ответственности в других странах:
в Англии – с 10 до 17 лет (в зависимости от состава преступления),
в Ирландии – 7 лет, в 2006г. повышен с 10 лет.
В России же правонарушения подростков в шестнадцатилетнем возрасте могут повлечь за собой уголовную ответственность. Однако если подросток в 14 лет совершил преступления, которые оговариваются в статье 20 часть 2 уголовного кодекса Российской Федерации, то он может быть привлечён к ответственности уже, начиная с этого возраста. Вот эти преступления:
1) правонарушения, связанные с насилием (физическое):
а) убийство;
б) умышленное нанесение увечий;
в) изнасилование;
г) насильственные действия сексуального характера.
2) завладение чужим имуществом (кража, разбой, вымогательство, угон автомобиля);
3)умышленное уничтожение чужого имущества (поджог, вандализм, террористический акт);
4)похищения человека (захват заложника, лица, дезинформировавшие правоохранительные органы о взрывном устройстве) и т.д.
Б) Понятие проступок и правонарушение.
Для правильного педагогического анализа важно различать понятия: проступок (вина), правонарушение, преступление. Они характеризуют степень общественного вреда или опасности.
Правонарушение - социально отрицательное, предусмотренное нормами права, виновное деяние, нарушающее общественный правопорядок и причиняет вред интересам государства, физического или юридического лица.
Правонарушитель - физическое вменяемое лицо, совершившее правонарушение.
Проступок с педагогической точки зрения характеризует нарушение норм морали, и является нарушением не только конкретной нормы, но и общественных отношений, этой нормой устанавливаются, регулируются, охраняются. Итак, общественное вредным может быть любое нарушение отношений между школьниками, родителями, что противоречит нормам морали, нарушает устав школы, нарушение правил поведения в общественных местах, а также правовых предписаний.
Для педагогической профилактики целесообразно различать проступок в виде: прогулов, драк, курение, употребление алкоголя, проявления грубости, нечестности, лени, жестокости, систематическое нарушение дисциплин и норм морали.
А правонарушения: мелкие кражи, хулиганство, нарушение административных и правовых норм (стоят на учете в отделах по делам детей) преступления: нарушение норм уголовного кодекса, уголовные преступления, подлежащие наказанию судом.
В) Виды юридической ответственности.
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
2. Работа (20 мин.).
По заготовленным карточкам (Приложение №1) проведем анализ правонарушающих ситуаций. Время для самостоятельной работы 5 минут.
Ситуация № 1: Несовершеннолетний студент не приезжает в техникум, говорит, что не хочет посещать уроки. Перестает отвечать на телефонные звонки. Как можно расценить его поведение (ДП).
Ситуация № 2: Студенты 3 курса поджидали первокурсников на выходе из учебного заведения, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать их действия? (УП: вымогательство)
Ситуация № 3: В кафе за одним из столиков отдыхала компания парней и девушек. Они громко разговаривали, хамили официанту, использовали нецензурные выражения. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим за соседним столом и оскорбил их. (УП: хулиганство и АП: ст.158 про мат)
Ситуация № 4: Петя на подаренные в свои 16 лет деньги купил поддержанный автомобиль. На следующий день решил перегнать его в гараж к знакомому. По дороге его остановили сотрудники ДПС. (АП)
Ситуация № 5: Марину попросили передать вечером Ивану черный пакет с неизвестным содержимым внутри. (УП: распространение ПВ)
Ситуация № 6: Находясь в нетрезвом состоянии, несовершеннолетний Максим нанес несколько ударов неизвестному человеку, которые оказались несовместимы с жизнью.
(АП и УП: убийство)
3. Упражнение по развитие ответственного поведения за свои поступки (10 мин.).
Рассмотрим самые распространённые отговорки преступников и предположим, какое правонарушение они совершили.
1.Меня просто попросили передать пакет, я не знал что в нем. (терроризм, распространение наркотических препаратов и т.д. )
2.Я не знал, что ей 14 лет. (все преступления по отношению к несовершеннолетним)
3.Я просто сказал: «Дай денег, сколько у тебя сейчас с собой?» (вымогательство)
4.Я ничего не делал, просто стоял рядом. (соучастник любого преступления)
5.Никого не было в комнате, и я решил взять на время ноутбук. (кража)
6.Меня попросили присмотреть за цветком и поливать его. (распространение наркотических препаратов)
7.Я просто смотрел, что бы никто не шел. (групповое преступление/соучастник)
8.Мне сказали уговорить и привести с собой 2 парней.(экстремизм)
9.Мне просто захотелось украсить серый забор своим рисунком.(вандализм)
10.Я хотел только перегнать машину в гараж.(управление автомобилем несоверш.)
11.Он первый начал меня оскорблять. (оскорбление)
4. Заключение. Рефлексия: Давайте вместе обсудим, какие для себя выводы Вы сегодня сделали. Дайте возможность высказаться всем желающим в классе, постарайтесь поддержать инициативу каждого учащегося.
Ситуация № 1: Несовершеннолетний студент не приезжает в техникум, говорит, что не хочет учиться. Перестает отвечать на телефонные звонки. Анализ ситуации:
Он совершил__________________________________________________________
Что нарушил__________________________________________________________
Кто несет ответственность________________________________________________
Последствия_______________________________________________________
Ситуация № 2: Студенты 3 курса поджидали первокурсников на выходе из учебного заведения, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Анализ ситуации:
Они совершили_________________________________________________________
Что нарушили__________________________________________________________
Кто несет ответственность________________________________________________
Последствия_______________________________________________________
Ситуация № 3: В кафе за одним из столиков отдыхала компания несовершеннолетних парней и девушек. Один из парней этой компании стал приставать к девушкам, сидящим за соседним столом и оскорбил их. Анализ ситуации:
Они совершили_________________________________________________________
Что нарушили__________________________________________________________
Кто несет ответственность________________________________________________
Последствия_______________________________________________________
Ситуация № 4: Петя на подаренные в свои 16 лет деньги купил поддержанный автомобиль. На следующий день решил перегнать его в гараж к знакомому. По дороге его остановили сотрудники ДПС. Анализ ситуации:
Он совершил__________________________________________________________
Что нарушил__________________________________________________________
Кто несет ответственность________________________________________________
Последствия_______________________________________________________
Ситуация № 5: Ученицу 9 класса Марину попросили передать вечером Ивану черный пакет с неизвестным содержимым внутри. Анализ ситуации:
Она совершила_________________________________________________________
Что нарушила__________________________________________________________
Кто несет ответственность________________________________________________
Последствия_______________________________________________________
Ситуация № 6: В нетрезвом состоянии, несовершеннолетний Максим нанес несколько ударов неизвестному человеку, которые оказались несовместимы с жизнью. Анализ ситуации:
Анализ ситуации:
Он совершил__________________________________________________________
Что нарушил__________________________________________________________
Кто несет ответственность________________________________________________
Последствия_______________________________________________________