СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интерактивные формы взаимодействия с учащимися на уроках географии как способ достижения личностных, метапредметных результатов"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассказывается об интерактивных формах взаимодействия с обучающимися на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«"Интерактивные формы взаимодействия с учащимися на уроках географии как способ достижения личностных, метапредметных результатов"»

Интерактивные формы взаимодействия с учащимися на уроках географии как способ достижения личностных, метапредметных результатов

(выступление Руденко Л.В. на РМО учителей географии)

В новом стандарте основной целью образования подрастающего поколения провозглашено формирование основных видов деятельности ученика и четко прописаны требования к результатам обучения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы: личностные, метапредметные и предметные результаты.

В процессе изучения географии одновременно с географическими умениями формируется немало метапредметных умений, обеспечивающих метапредметные результаты обучения дисциплине.

К метапредметным умениям относят умения анализировать, делать умозаключения и выводы, объяснять, доказывать, группировать, сравнивать, давать определения понятиям, решать учебные проблемы, ставить вопросы, вести дискуссии, подготавливать презентации и обсуждать их в классе.

Внимание учителя к формированию этих умений требует установления взаимосвязи между географией и другими учебными дисциплинами. Эта деятельность учителя обусловлена задачами формирования системы научных знаний и убеждений, отражающих единство реального мира. Метапредметные умения способствуют упорядочению, систематизации знаний, их самостоятельному и прочному усвоению. Они помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих учебных предметов.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии, реализующей стандарты второго поколения, заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умений управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательной деятельности, так и в реальных жизненных ситуациях:

·  умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

·  умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

·  организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

·  умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

·  умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

·  умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Достижение метапредметных результатов по географии невозможно без освоения предметных результатов.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы, предусмотренными ФГОС по географии являются:

·  формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

·  формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

·  формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

·  овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

·  овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

·  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

·  формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

·  формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.


Достижение метапредметных результатов на уроках географии возможно только при использовании интерактивных форм взаимодействия с учащимися.

Интерактивные формы и методы обучения относятся к числу инновационных и способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, ученики учатся работать в группе (команде); формируется положительное отношение к оппоненту; каждый ребенок имеет возможность предлагать свое мнение. Во время интерактивного взаимодействия учащиеся учатся быть демократическими, общаться с другими людьми, конструктивно мыслить, принимать продуманные решения. Это обучение, погруженное в общение, диалоговое обучение. Назначение такого обучения заключается в том, чтобы,  во-первых передать знания, во-вторых, осознать ценность других людей. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.

Актуальность данной темы обусловлена педагогической значимостью интерактивных методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучить и применить на уроках географии.

         Интерактивный метод  – означает «взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо». Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

К интерактивным методам обучения относятся: активизация познавательной деятельности учащихся, ролевые игры, дискуссии, дебаты, мозговой штурм. В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. В средних и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т. е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет школьников глубже вникать в сущность новой темы, мысленно разделить материал на важнейшие логические части. Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении дает прием, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено. Прием сравнения требует от учащихся умение осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.


Пример интерактивных форм взаимодействия по теме

«Земная кора и литосфера» (Даётся текст)

 7 декабря 1988 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37-ми километровый разрыв земной поверхности.

Составьте вопросы к тексту, найдите ответы на них в тексте и перескажите текст соседу по парте.

Работа с картой

1.  Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения.

2.  Подпишите на карте названия стран и их столиц.

3.  Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части.

4.  Определите, на территории каких гор, расположены страны.

5.  Определите по тектонической карте, где еще возможны землетрясения, на территории каких стран?

(Познавательные, учебно – логические)

Работа с Интернет, географическими словарями

1.  *Найдите в дополнительных источниках, что такое шкала Рихтера, амплитуда землетрясения?

2.  *Каково максимальное значение амплитуды землетрясения по шкале Рихтера?

3.  Что такое очаг землетрясения? 4.  Что такое эпицентр землетрясения?

5.  *Что такое сейсмические районы?

(Познавательные, учебно – информационные)

Задания

1.  Нарисуйте иллюстрацию к тексту.

2.  Напишите памятку для людей, живущих в районах, где возможны землетрясения.

3.  Напишите мини-эссе по тексту. 4.  Составьте вопросы к тесту для одноклассников. 5.  Нарисуй схему землетрясения.

(Регулятивные, учебно – организационные)


Использование интерактивных формх взаимодействия с учащимися на уроках - основной способ достижения личностных, метапредметных результатов.