СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения как необходимое условие успешной деятельности преподавателя по шахматам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения как необходимое условие успешной деятельности преподавателя по шахматам»

Интерактивные методы обучения как необходимое условие успешной деятельности преподавателя по шахматам


Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».

Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

  • формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;

  • формирование критического мышления;

  • формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

  • умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

  • умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;

  • овладение навыками игры в шахматы.

  • формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

  • формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)

  • формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоретические занятия, шахматные игры, участие в турнирах и соревнованиях.

Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.


  1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной программы кружка «Шахматы».


Личностные, метапредметные результаты


1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на

уровне положительного отношения к

школе;

-учебно-познавательный интерес к

новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-знание основных моральных норм и

ориентация на их выполнение, развитие

этических чувств — стыда, вины,

совести как регуляторов морального

поведения;

-установка на здоровый образ жизни;


У обучающегося будут сформированы:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-эмпатия как понимание чувств

других людей и сопереживание им;

-установка на здоровый образ

жизни;


У обучающегося будут сформированы:

-ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия

результатов требованиям

конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-установка на здоровый образ

жизни;


У выпускника будут сформированы:

-способность к самооценке на

основе критериев успешности

учебной деятельности;

-дифференциация моральных и

конвенциональных норм,

-установка на здоровый образ

жизни.

Регулятивные

У обучающегося будут сформированы:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-осуществлять пошаговый контроль по результату.


У обучающегося будут сформированы:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

-адекватно воспринимать

предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.



-различать способ и результат

действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и

оценки для создания нового, более совершенного результата,

Познавательные

У обучающегося будут сформированы:

-использовать знаково-символические

средства, в том числе модели (включая

виртуальные) и схемы;

-осуществлять анализ объектов с

выделением существенных и

несущественных признаков;


У обучающегося будут сформированы:

-устанавливать причинно-

следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

У выпускника будут сформированы:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве

Интернета;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-устанавливать причинно-

следственные связи в изучаемом круге явлений;

-строить рассуждения в форме

связи простых суждений.

Коммуникативные

У обучающегося будут сформированы:

-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего

речевые, средства для решения

различных коммуникативных задач,

- договариваться и приходить к общему

решению в совместной деятельности, в

том числе в ситуации столкновения

интересов;

- задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции

своего действия.

У обучающегося будут сформированы:

- договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

- адекватно использовать

коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

строить понятные для партнёра

высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- допускать возможность

существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

- формулировать собственное

мнение и позицию;

- контролировать действия

партнёра.

У обучающегося будут сформированы:

- договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-адекватно использовать

коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

строить монологическое

высказывание (в том числе

сопровождая его аудиовизуальной поддержкой,

ориентироваться на позицию

партнёра в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и

стремиться к координации

различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

У выпускника будут сформированы:

-договариваться и приходить к

общему решению в совместной

деятельности, в том числе в

ситуации столкновения интересов;

-владеть диалогической формой

коммуникации, используя в том

числе, средства и инструменты

ИКТ и дистанционного общения;

-строить понятные для партнёра

высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

-формулировать собственное

мнение и позицию.


Результаты освоения программы курса

Называют и используют

Умеют

На начальном уровне подготовки, обучающиеся к концу 1-го года обучения

Шахматные термины:

Белое и черное поле;

Горизонталь;

Вертикаль;

Диагональ;

Центр;

Партнеры;

Длинная и короткая рокировки;

Шах, мат, пат;

Ничья;

Названия шахматных фигур;

Правила хода и взятия каждой фигуры;

Ориентироваться на шахматной доске;

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

Правильно расставлять фигуры перед игрой;

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

Рокировать;

Объявлять шах, ставить мат;

Решить задачи на мат в один ход.


к концу 2-го года обучения

Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур;

Ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур;

Записывать шахматную партию;

Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

Проводить элементарные комбинации.

к концу 3-го года обучения

Принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы;

Что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

Находить несложные тактические удары;

Точно разыгрывать точнейшие окончания.

к концу 4-го года обучения

Знают итальянскую, испанскую, шотландскую партии;

Что такое комбинация;

Основные правила судейства соревнования;


Провести комбинацию;

Разыгрывать ладейные, коневые и пешечные окончания;

Применять основные тактические приемы:

Открытое нападение

Связка

Двойной удар



  1. Содержание дополнительной общеобразовательной программы кружка «Шахматы».


Содержание программы первого года обучения


На первом году обучения дети занимаются 3 раза в неделю по 1 часу. Учебный год рассчитан на 36 учебных недель - 108 часов в год.


  1. Введение.

Знакомство с детьми; анкетирование обучающихся. Ознакомление с программой; инструктаж по ТБ. Знакомство с шахматной игрой, ее историей, выдающимися шахматистами.

  1. Шахматная доска,

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания:

«Горизонталь» - двое играющих по очереди заполняют одну из горизонталей шахматной доски кубиками или пешками;

«Вертикаль», «Диагональ» - аналогично предыдущему.

  1. Шахматные фигуры.

Белые, черные, ладья, ферзь, король, конь, пешка.

Дидактические игры и задания:

«Волшебный мешочек» - в непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и каждый ребенок на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана;

«Угадай-ка» - педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, а Дети должны догадаться, что это за фигура.

  1. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция), расположение каждой фигуры в начальной позиции, правило - «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и Начальной расстановкой фигур

Дидактические игры и задания:

«Мяч» - педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении и бросает мяч ученику; если утверждение верно, мяч следует поймать.

  1. Ходы и взятие фигур (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания:

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса, у ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др.; педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всею фигура против фигуры);

«Один в поле воин» — белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре;

«Взятие» - из нескольких взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

  1. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировки и их правила.

Дидактические игры и задания:

«Шах или не шах» - стоит ли король под шахом или нет;

«Дай шах»;

«Защита от шаха» - король должен защититься от шаха.

  1. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания:

«Два хода» – для того, чтобы воспитанник научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога он отвечает двумя своими ходами.

8. Соревновательная практика. Включает в себя игровые тренировки как в ходе занятий, так и на турнирах разного уровня.


Содержание программы второго года обучения.


На втором году обучения дети занимаются 3 раза в неделю по 2 часа. Учебный год рассчитан на 36 учебных недель - 216 часов в год.


  1. Повторение пройденного материала.

  2. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранжу. Чемпионы,

  1. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и Задания:

«Назови вертикаль»;

«Какого цвета поля?»;

«Кто быстрее?»;

«Вижу Цель».

  1. Ценность Шахматных фигур.

Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания:

«Кто сильнее?» - педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?».

«Выигрыш материала»;

«Защита» - нужно найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

  1. Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и задания:

«Шах или мат»;

«Мат или пат»;

«Мат в один ход»;

«На крайнюю линию»;

«В угол»;

«Ограниченный король».

  1. Достижение мата баз жертвы материала.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле (в начале, в середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания:

«Объяви мат в два хода»;

«Защита от мата».

  1. Шахматная комбинация.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций. Комбинации для достижения ничьей (вечный шах, патовые комбинации и др.)

Дидактические игры и задания:

«Объяви мат в два хода»;

«Сделай ничью»;

«Выигрыш материала»,

  1. Соревновательная практика. Включает в себя игровые тренировки как в ходе занятий, так и на турнирах разного уровня.


Содержание программы третьего года обучения.


На третьем году обучения дети занимаются 3 раза в неделю по 2 часа. Учебный год рассчитан на 36 учебных недель - 216 часов в год.


  1. Повторение пройденного материала.

  2. Основы дебюта

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против «повторюшки». Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание «пешкоедов». Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

  1. Основы миттельшпиля.

Самые общие рекомендации о том, как играть в шахматной партии. Тактические приёмы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Двойной шах. Комбинации для достижения ничьей.

  1. Основы эндшпиля.

Элементарные окончания. Ферзь против коня, слона, ладьи (простые случаи), ферзя. Матование двумя слонами. Матование слоном и конём. Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата». Оппозиция. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

  1. Соревновательная практика. Включает в себя игровые тренировки, как в ходе занятий, так и на турнирах разного уровня.


Содержание программы четвертого года обучения.


На четвертом году обучения дети занимаются 3 раза в неделю по 2 часа. Учебный год рассчитан на 36 учебных недель - 216 часов в год.

  1. Повторение пройденного материала.

  2. Углубленное изучение дебютов.

Итальянская, испанская, шотландская партия. Королевский и шотландский гамбиты.

  1. Типичные матовые позиции в миттельшпиле.

План игры при рокировках в разные стороны. Ослабленные позиции короля, план игры при них. Матование короля с помощью двойного шаха. Ослабленные 8-я и 1-я горизонталь.

  1. Углубленное изучение эндшпиля.

Ладейные окончания. Коневые окончания. Пешка на 7-й и 2-й горизонтали против ферзя.

  1. Соревновательная практика. Включает в себя игровые тренировки как в ходе занятий, так и на турнирах разного уровня.

  1. Учебно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы кружка «Шахматы».


Учебно-тематический план 1-го года обучения


Название раздела


Кол-во часов

форма занятий

Виды деятельности

теория

практика


1

Введение

2

2


Знакомятся с педагогом, программой историей и правилами игры в шахматы. Проходят инструктаж по технике безопасности.

2

Шахматная доска

3

1

2

Осваивают понятия: поле, линия, белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.

3

Шахматные фигуры

2

1

1

Знакомятся с фигурами белыми и черными, с их расстановкой на шахматной доске.

4

Начальная расстановка фигур

2

1

1

Знакомятся с начальной расстановкой фигур.

Осваивают правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

5

Ходы и взятие фигур

18

6

12

Осваивают ходы шахматных фигур и правила их взятия.

6

Цель шахматной партии

2

1

1

Знакомятся с понятиями шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

7

Игра всеми фигурами из начального положения

50


50

Осваивают игру всеми фигурами из начального положения

Демонстрация коротких партий. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

8

Соревновательная игровая практика

29


29

Приобретают навык игровой практики, навык участия в соревнованиях.

Всего:

108

12

96



Учебно-тематический план 2-го года обучения.


Название

раздела


Кол-во часов

форма занятий


Виды деятельности

теория

практика

1

Повторение пройденного материала

8

2

6

Вспоминают полученные знания и приобретенные игровые навыки: поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр;ходы шахматных фигур. шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика

2

Краткая история шахмат

2

2


Изучают легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Узнают как шахматы проникают в Европу.

3

Шахматная нотация

4

2

2

Изучают письменное обозначение шахматных фигур и терминов. Осваивают запись начального положения. Различают краткую и полную шахматную нотацию. Учатся записывать шахматную партию.

4

Ценность шахматных фигур

6

2

4

Изучают ценность фигур. Узнают то такое сравнительная сила фигур и достижение материального перевеса.

5

Техника матования одинокого короля

16

4

12

Осваивают технику игры - две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. “В угол”, “Мат в два хода” Ладья и король против короля.

6

Достижение мата без жертвы материала

24

2

22

Изучают учебные положения - мат в два хода в эндшпиле и миттельшпиле, Цугцванг

7

Шахматная комбинация

62

2

60

Осваивают матовые комбинации. Изучают темы комбинаций: отвлечение, завлечение, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, блокировка. Осваивают комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

8

Соревновательная, игровая практика.

94


94

Приобретают навык игровой практики, навык участия в соревнованиях. Подведение итогов, разбор партий, ошибки и выводы.

Всего:

216

16

200


Учебно-тематический план 3-го года обучения.


Название

раздела


Кол-во часов

форма занятий

Виды деятельности

теория

практика

1

Повторение пройденного материала

12

4

8

Повторяют материал предыдущего года обучения - ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат.

2

Основы дебюта

44

30

14

Осваивают двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

3

Основы миттельшпиля

44

30

14

Изучают тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

4

Основы эндшпиля

44

22

22

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи

5

Соревновательная, игровая практика

72


72

Игровая практика, решение задач по темам разделов. Турнирная практика

Всего:

216

86

130




Учебно-тематический план 4-го года обучения.


Название раздела


Кол-во часов

форма занятий

Виды деятельности

теория

практика

1

Повторение пройденного материала

12

2

10

Повторяют теоретические знания и практические умения предыдущих годов обучения.

2

Углубленное изучение дебютов

51

40

11

Итальянская, испанская, шотландская партия. Королевский и шотландский гамбиты.


3

Типичные матовые позиции в миттельшпиле

51

40

11


4

Углубленное изучение эндшпиля

51

40

11


5

Соревновательная практика

51


51


Всего:

216

122

94




  1. Методическое и материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы кружка «Шахматы».


Методическое обеспечение:

  • И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск «Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

  • И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.


Материально-техническое обеспечение:

  • Демонстрационная магнитная шахматная доска

  • Набор магнитных шахматных фигур

  • Наборы шахмат с доской.

  • Механические шахматные часы

  • Интерактивный стол SMART Table 442i

  • Ноутбук для закрепления пройденного материала.

  • Принтер для печати раздаточного материала.




Список литературы


  1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.

  2. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.

  3. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.

  4. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.

  5. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.

  6. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.

  7. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.

  8. Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.

  9. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.

  10. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.

  11. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.

  12. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.

  13. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.

  14. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.

  15. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.

  16. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.

  17. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.

  18. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.

  19. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.

  20. Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.

  21. Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.

  22. Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.

  23. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.

  24. Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.

  25. Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.

  26. Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.

  27. Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.

  28. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.

  29. Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.

  30. Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.

  31. Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.

  32. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.

  33. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.

  34. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.

  35. Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.

  36. Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.

  37. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.

  38. Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.

  39. Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.

  40. Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.

  41. Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!