СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы обучения на уроках информатики для повышения успеваемости и качества знаний по предмету

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы обучения на уроках информатики для повышения успеваемости и качества знаний по предмету»

Сл. 1. Интерактивные методы обучения на уроках информатики для повышения успеваемости и качества знаний по предмету


Сл. 2. Модель повышения качества знаний учащихся. Каждый педагог работает над вопросом: как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у учащихся активное отношение к учебно-познавательной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения учащихся. Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие. Интерактивные методы является теми, которые могут решить данный вопрос.

Сл. 3. Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Сл. 4-5. Структура интерактивного урока

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Сл. 6. Стратегия интерактивного обучения

Изучение информатики с использованием интерактивных технологий позволяет активизировать познавательную активность учащихся, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывать навыки работы в коллективе, развивать и формировать коммуникативные навыки, а самое важное повышать учебную мотивацию.

Игровой метод применяется с целью повышения мотивации учащихся, предоставление им возможности применить полученные знания для решения практических задач. Так, использование игровых технологий придает обучению соревновательный характер и максимально активизирует мыслительную деятельность учеников.


Приём «Карусель» — метод активного обучения, который может использоваться на уроках информатики для организации групповой работы и поиска ответов на проблемные вопросы. 

Суть приёма: ученики получают интеллектуальное задание, которое требует осмысления и изложения различных вариантов ответа на определённый вопрос. Работая в малых группах, они ищут ответ, размышляют и высказывают идеи.

Форма работы: ученики делятся на группы, которые либо передвигаются по классу от доски к доске (от стенда к стенду или от стола к столу), где находятся учебные плакаты, либо сидят на местах, а плакаты передают от группы к группе.

Некоторые примеры заданий для приёма «Карусель» на уроках информатики:

  • «Представьте число 25 в различных системах счисления».

  • «Перечислите устройства ввода (вывода, хранения, обработки) информации».

  • «Когда импликация истинна?».


Приём «Броуновское движение» — метод интерактивного обучения, который может использоваться на уроках информатики для сбора информации по определённой теме. 

Суть метода: ученики свободно перемещаются по классу, чтобы найти недостающие данные, ответы на вопросы, идеи и способы решения задачи. В процессе они могут общаться друг с другом и обращаться к учителю за помощью. 

Примеры применения

Метод «Броуновское движение» можно использовать, например, на уроке по теме «Логические операции НЕ, И, ИЛИ». Ученикам выдаются карточки с половиной высказывания, и задача — найти вторую половину, чтобы получилось истинное высказывание. При этом можно свободно перемещаться по классу. Через 1–2 минуты ученики должны встать в нужные пары, а учитель проверяет правильность выполнения задания. 


Аукцион

Урок-аукцион — нестандартная форма обучения, которая позволяет повторить и обобщить материал по определённой теме, а также активизировать деятельность учащихся. 

Пример использования аукциона на уроке информатики:

  • Класс делится на команды. 

  • Учитель выставляет «лоты» — задания, например, задачи или вопросы. 

  • Ученики делают ставки за правильный ответ. 

  • Если ответ верный, команда получает баллы, если нет — теряет их. 

  • Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. 

Для аукциона можно использовать интерактивную доску, а класс оформить как зал торгов: установить гонг или специальный молоточек, вывесить плакат с правилами. 


Дерево решений

Метод «дерево решений» в информатике применяют для решения задач, связанных с перебором вариантов, например, для поиска кратчайшего пути в графе. 

Пример задачи, решаемой с помощью дерева решений:

  • Представлена схема дорог, связывающих населённые пункты. Нужно определить минимальную стоимость проезда из пункта E в пункт C.

  • Ученики строят дерево, проставляют вес каждого ребра, затем выбирают ветку с минимальным числом.

Сл. 8. Функции интерактивных методов

Групповая работа на уроке

Примеры такой работы на уроках информатики: обсуждение текста, взятие интервью у одноклассника, анализ выполненной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д. Возможно использование таких приемов, как «Поиск информации», «Творческое задание», «Проект».


Сл. 8-9. Методология преподавания

Фронтальные методы:

  1. Большой круг. Ученики сидят по кругу и по очереди по желанию высказываются по поводу определённого вопроса. Обсуждение продолжается, пока есть желающие высказаться. Учитель может взять слово после обсуждения.

  2. Микрофон. Это разновидность большого круга. Ученики быстро по очереди высказываются по поводу проблемы, передавая друг другу «микрофон».

  3. Незаконченные предложения. Немного усложнённый вариант большого круга: ответ ученика – это продолжение незаконченного предложения типа «можно сделать такой вывод…», «я понял, что…»

  4. Мозговой штурм. Всем известная технология, суть которой заключается в том, что все ученики по очереди высказывают абсолютно все, даже алогичные мысли по поводу проблемы. Высказанное не критикуется и не обсуждается до окончания высказываний.

  5. Мозаика. Это метод, который объединяет и групповую, и фронтальную работу. Малые группы работают над разными заданиями, после чего переформировываются так, чтоб в каждой заново созданной группе были эксперты по каждому аспекту проблемы (например, каждая первичная группа анализировала составление одной программы, после переформирования первая новая группа должна обобщить структуру программы, вторая – используемые типы величин, третья – аргументы, четвертая – результаты).

Метод проектов позволяет в полной мере реализовать принцип саморазвития, так как для педагога основным содержанием применения метода проектов является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения), а для учащегося – самостоятельная реализация учебного проекта. Обычно учебный проект ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Проекты:

- Рефераты: «Безопасный Интернет», «Будущее компьютеров», «Эволюция ЭВМ» и прочие,

- Презентации: «Анимация», «Моя будущая профессия», «Мое хобби», «Электронное портфолио» и прочее,

- Графические проекты: «Открытка к празднику», «Работа с графическими примитивами», «Пиксели» и прочее,

- Видео проекты: «День Победы», «Мой край родной», тематические работы на конкурсы.

Сл. 10. Интеллект-карта (ментальная карта, mind map) — это инструмент для визуализации и структурирования информации, а также быстрого её запоминания. Она похожа на дерево: в центре располагается ключевая тема, а от неё отходят «ветви» — ассоциации или идеи, связанные с основной мыслью. 


Сл. 11-15. Для наглядности можно использовать среду Mindomo.


Ассистент преподавателя — это инновационный продукт на основе искусственного интеллекта, который помогает педагогам. Эта нейросеть имеет встроенный конструктор викторин и помощника, который может придумать тему занятия и подготовить необходимые задания и тесты. Цель разработки — улучшить образовательный процесс и снять нагрузку с преподавателя по подготовке дополнительных учебных материалов.