СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные методы работы социального педагога с обучающимися по формированию здорового образа жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение и укрепление здоровья населения, а так же воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений демографической и образовательной политики Российского государства. Здоровье школьников выступает в качестве одного из важнейших результатов образования.

            Школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.  Наиболее эффективными  формами педагогической поддержки здоровьеформирующего воспитания являются интерактивные методы.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы работы социального педагога с обучающимися по формированию здорового образа жизни.»

Интерактивные методы работы социального педагога с обучающимися по формированию здорового образа жизни.



Сохранение и укрепление здоровья населения, воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения – одно из приоритетных направлений демографической и образовательной политики Российского государства. Здоровье школьников выступает в качестве одного из важнейших результатов образования.


Школа обязана сформировать у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Для этого педагогам необходимо иметь четкие представления о сущности понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», которые широко используются в системе понятий современного образования.

Основными формами педагогической поддержки здоровьеформирующего воспитания являются интерактивные методы: тренинг, групповая дискуссия и игровые формы взаимодействия…

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные методы обучения – обучение в процессе общения (взаимодействия), которое позволяет за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения обучающимися изучаемого материала и закрепления его на практике. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Говоря простым языком, учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны с интерактивными методами обучения.

Интерактивные методы работы социального педагога с обучающимися по формированию здорового образа жизни позволяют решать следующие задачи:

  1. Активное включение каждого обучающегося в процесс.

  2. Повышение познавательной мотивации.

  3. Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

  4. Воспитание лидерских качеств.

  5. Умение работать с командой и в команде.

  6. Принятие на себя ответственности за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

Формы интерактивного обучения

Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:

  • Мастер-классы —  передача практического опыта от учителя к ученикам.

  • Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с  дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.

  • Кейсы — решение конкретной ситуации.

  • Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.

  • Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.

  • Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.

  • Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.

  • «Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.

  • «Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.

  • Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.

  • Деловые игры — обыгрывание ситуаций.

  • «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.

  • Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.

  • Пары и малые группы — работа вдвоём и более.

  • «Дерево решений» —  работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. В процессе воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни интерактивные методы особенно эффективны, так как это область знания, позволяющая человеку грамотно заботиться о здоровье и благополучии — собственном и окружающих людей.

В школе накоплен достаточный опыт работы по данному направлению. При работе с учащимися начальной школы, 1-6 классов предпочтение отдаётся игровым формам взаимодействия: это игры-путешествия, круглые столы (дискуссия, дебаты), Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ), мастер-классы, деловые игры, ролевые игры, квесты, имитационные игры.

Организаторами данных игр выступают учащиеся более старшего возраста, это члены волонтерского отряда, учащиеся 7-11 классов. При подготовке таких мероприятий используются групповые технологии: группа получает определённое задание и выполняет его сообща под руководством лидера группы или педагога.

То, что в качестве ведущих выступают не педагоги, а подростки, во многом повышает доверие и интерес младших ребят к предоставляемой информации. Но и для старшеклассников участие в таких проектах оказывается полезным, поскольку в ходе их подготовки происходит формирование личностного отношения к формированию здорового образа жизни самих ведущих. Ответственного отношения к своему здоровью.

​При работе с подростками используются тематические дискуссии, ролевые игры, имитационные игры, радиопередачи и т.д.

На пример, в рамках одного проекта «Правильное питание в школе и дома», волонтерами в течение года проводится цикл уроков «Здоровое питание школьника», который включает в себя игры «Светофор», «Полезное не полезное», мультимедийную игру-викторину - аналог «Своей игры», имитационную игру «Тарелка здоровья», которая изготовлена детьми самостоятельно и пользуется большим успехом у младших школьников, радиопередачу «Правильно питаться – здоровья набираться», образовательное событие «Пять составляющих здоровья», игровые перемены «Съедобное - не съедобное», а так же дискуссию «Я то, что я ем», дебаты «Фаст-фуд – вред или польза».

Во время уроков здоровья проводим квест-игру «5 составляющих здоровья», в ходе которой ребята проходят по 5 станциям «Правильное питание», «Режим дня», «полезные и вредные привычки», «Физическая активность» и «Гигиена». Во время уроков здоровья по профилактике гриппа, орви и ВИЧ-инфекции детям нравится играть в игру «Вирус», в основе которой лежит знакомая многим социальная игра «Мафия», которая наглядно демонстрирует скорость распространения инфекции в социуме. На различных этапах занятия используется так же метод «Алфавит» и «Синквейн».

При проведении тренингов для подростков по профилактике курения, употребления ПАВ используется форма ролевой игры. Цель её: приобретение навыков принятия ответственных и безопасных решений в жизненных ситуациях.

В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Это помогает подростку свободно экспериментировать и не боятся, что его поведение будет глупым. 

Ребятам предлагается проиграть ситуацию, когда компания друзей уговаривает подростка попробовать наркотик. В начале занятия проводится беседа об опасности употребления ПАВ, в ходе обсуждения конкретизируются обстоятельства, при которых может возникнуть данная ситуация, оговаривается, кто может стать её участником, определяется результат - избежать пробы наркотического вещества.  Затем, вызываются желающие инсценировать данную ситуацию, придумав и показав возможный вариант её окончания.

Обсуждение проходит по вопросам: легко ли было уговаривать? Какие чувства испытывали? Легко ли было держать оборону? Какие доводы казались наиболее обоснованными и почему? Возможно ли избежать конфликта с участниками ситуации при выбранной схеме поведения? Исключает ли данная линия поведения возможность провоцирующего предложения в дальнейшем? В результате обсуждения создается наиболее оптимальная схема действий в данной ситуации. Таким образом при помощи данных методов участникам предоставляется возможность:

• показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

• разработать и использовать новые стратегии поведения;

• отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

​ «Групповая тематическая дискуссия» — позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.

Для учащихся 9 класса проводилась дискуссия «Детско-родительские отношения». В ходе мероприятия подростки учились конструктивно разрешать конфликтные ситуации с родителями. Участники дискуссии были поделены на две группы: детей и родителей. Каждая группа получила список семейных правил для обсуждения и выбора тех, которые помогут родителям и детям договориться в сложных ситуациях. После обсуждения группы объединились в кругу напротив друг друга. Затем каждая из групп предлагала принять, выбранные ей правила, приводя свои аргументы, выслушивая и другую сторону. В итоги были выработаны единые «Семейные нормы и правила».

Одной из современных эффективных форм работы по формированию ЗОЖ является проектная деятельность обучающихся. Организация проектной деятельности по формированию мировоззрения ценности здоровья строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, обучающей навыкам здорового образа жизни, повышающей мотивацию в создании условий, формирующих, сохраняющих и укрепляющих здоровье личности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития, осмысления ценности здоровья. Ученик в ходе работы над учебном проектом, обучается реальным принципам сохранения здоровья, познает собственный потенциал здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья собственного, здоровья близких, нации.

Практикуем и выполнение групповых проектов в ходе образовательного события. Учащиеся, взаимодействуя друг с другом в командах, работая над исходной проблемой проекта, совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания , добывают информацию из различных областей и интегрируют её в собственный жизненный опыт. Презентуя свой продукт, делятся с учащимися других групп полученными знаниями. На выходе это может быть памятка для учащихся, родителей, информационный плакат или мультимедийная презентация на тему ЗОЖ, социальный ролик.

  Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных методов  можно назвать коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте других людей, акцент на деятельность, практику. Использование методов интерактивного обучения позволяет педагогу подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность, а, следовательно способствует реализации всех поставленных задач.

 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!