СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные приемы и методы на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные приемы и методы на уроках биологии»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего,

дополнительного и дошкольного образования

«Методическая разработка - 2019»
















Интерактивные приемы и методы

на уроках биологии











Автор: Анна Ильинична Урсу

учитель биологии МКОУ «СОШ № 73»










Миасский городской округ

2019

В настоящее время в связи с переходом на Федеральные Государственные общеобразовательные стандарты система образования направлена на саморазвитие личности ребенка. Конечным результатом обучения должны стать: готовность к самоопределению, умение находить решение, выход из различных ситуаций.

Современная жизнь требует активной творческой личности. Воспитать ее можно только в педагогической практике в стратегии развития критического мышления. Задания этой стратегии в том, что у пробуждения сознания, когда молодой человек осознает реалии, что его окружает и ищет пути решения проблемы. Такой подход созвучный концепции личностно-ориентированного обучения и неразрывно связан с использованием активных и интерактивных технологий.
Отсюда следует актуальность выбранной мною темы. Как показывает собственный опыт преподавания, не всегда удается добиться результатов, используя традиционные методы и формы работы. Необходимо взаимодействие всех участников процесса. Интерактивные методы и приемы отвечают этим требованиям. Практика показывает, что внедрение таких методов позволяет за достаточно короткий промежуток времени передавать достаточно большой объем знаний. Данные приемы и методы позволяют научить школьника практически использовать знания биологии.

Цель моей работы в том, чтобы показать многообразие и роль интерактивных приемов и методов на уроках биологии.

Задачи:

  • Показать связь с жизнью;

  • Отвечать на разноуровневые вопросы;

  • Уметь наблюдать, творчески решать поставленные задачи;

  • Воспитывать экологически – грамотные взгляды на природу, потребность в здоровом образе жизни.

Что же такое интерактивные приемы и методы?

Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

Задачи интерактивного обучения:

  • пробуждение у обучающихся интереса;

  • эффективное усвоение учебного материала;

  • самостоятельный поиск обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

  • установление взаимодействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

  • формирование у обучающихся мнения и отношения;

  • формирование жизненных и профессиональных навыков.

Классификация интерактивных методов обучения:


НЕИМИТАЦИОННЫЕ

ИМИТАЦИОННЫЕ


Не предполагают построение моделей изучаемого явления и деятельности.


В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения процессов, происходящих в реальной системе



Многообразие интерактивных приемов и методов:


  • творческие задания;

  • работа в малых группах;

  • обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры);

  • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

  • социальные проекты и другие методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);

  • изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);

  • тестирование;

  • разминки;

  • обратная связь;

  • дистанционное обучение.

  • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);

  • разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»);

  • тренинги.


Условия организации успешного интерактивного обучения:


  • доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;

  • демократический стиль;

  • сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;

  • опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

  • многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;

  • включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся;

  • интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс образования.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.

Входе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Существует множество интерактивных приемов и методов, применяемых на современном уроке. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Метод «Фишбоун».

В переводе с английского это означает «рыбная кость» или «скелет рыбы». Он развивает критическое мышление подростков, а именно: помогает установить причинно-следственные связи между событиями, явлениями, проблемами, развить умение структурировать и визуализировать информацию, формулировать и решать проблему. Этот метод предлагает заполнить диаграмму в виде рыбьего скелета. Эту диаграмму для осуществления структурного анализа изобрёл японский профессор Ишикава (Исикава).

Рис. Диаграмма Ишикавы

Схема состоит из четырёх блоков. Это голова, хвост, верхние и нижние косточки. Они связаны посредством хребта рыбы. Голова – это то, что будет анализироваться (тема, вопрос, проблема). На верхних косточках записываются основные понятия темы, выявленные причины проблемы. Причём, наиболее важные должны быть расположены как можно ближе к голове. На нижние косточки следует поместить конкретные доказательства выделенных причин, либо сущность понятий, указанных в верхней части схемы. С помощью хвоста даётся ответ на поставленный вопрос, проблему в голове рыбы, затем делаются выводы, обобщения.

Данная схема ориентирует на чёткость, лаконичность записей. Такая работа может проходить в группах, рыбу можно рисовать на доске, интерактивной доске, ватмане, флип-чарте. Схема обеспечивает быстрый поиск решения любой проблемы, выхода и любой ситуации. Метод «Фишбоун» применяется во время мозгового штурма, поэтому освоение техники составления этой схемы обеспечит подростку школьную успешность.

«Фишбоун» можно использовать в качестве:

  1. домашнего задания по теме;

  2. опорного конспекта на уроке;

  3. самостоятельной работы по проверке качества усвоения материала;

  4. проектной работы.

Пример:

Цикл тем по биологии, посвященный защите окружающей среды, можно подытожить групповым или индивидуальным «фишбоуном» в виде проектной презентации.

  • «Голова»: взаимодействие природы и общества.

  • «Верхние косточки»: прочная связь, взаимовлияние, необдуманное использование природных ресурсов.

  • «Нижние косточки»: жизненный цикл, извлечение пользы для себя, загрязнения.

  • «Хвост»: без заботы о природе общество не может существовать.

Прием «Словарная карта».

Это ещё один приём развития критического мышления через чтение и письмо. Использование данного приёма позволяет подростку в процессе успешно осваивать новые понятия, тем самым обогащая свою речь. Расширение словарного запаса происходит в интерактивной форме с помощью словарной карты, включающей в себя следующие позиции, которые в практике могут быть творчески изменены и дополнены:

– встреча с новым словом;

– определение его местонахождения;

– примеры словоупотребления;

– поиск ассоциаций новому слову;

– формулирование других его форм;

– составление определения слова;

– называние синонимов и антонимов;

– употребление в тексте учебника, книги;

– предложение собственных вариантов фраз с новым словом.

Приём «Словарная карта» попутно развивает и логику мышления, воображение школьника, его творческие способности.

«Свалка мыслей».

Ребятам предлагается выписать на лист бумаги всё то, что им предстоит сделать: ближайшие планы, волнующие перспективы, срочные и важные дела, обязанности, желаемые поступки. Затем школьники должны сократить формулировки до одного-двух слов. Такие операции необходимо производить до тех пор, пока не останется ничего, что нужно записать. Подобное упражнение помогает выявить приоритеты в собственной деятельности, сконцентрироваться на них, структурировать мысли для принятия адекватных решений.

Метод “Цепочка”.

Ученики по очереди (цепочкой) отвечают на вопросы учителя, побеждает тот, кто ответил последним. Например, тема “ Высшие споровые растения” (биология, 6 класс): 1. Есть ли у папоротеобразных цветы? (нет) 2. Что такое сорусы? (это совокупность спорангиев) 3. Почему папоротники, хвощи, плауны относят к высшим споровым растениям? 4. Почему сейчас нет древовидных папоротников? 5. Что такое ризоиды? 6. Чем мхи отличаются от водорослей?

Например, “Уважаемые ребята, перед вами 3 предмета: яйцо, игрушка и цветок. Я попрошу вас о следующем: вы должны придумать некий цикл, связанный с этим объектом. Он даже может быть небиологическим. Прошу вас, предлагайте (предложить яйцо, игрушку и цветок). Теперь все 3 предмета мы должны объединить в некую цепочку, именно биологическую, смысл которой вы должны определить сами.”


«Гаммы».

Для того, чтобы виртуозно играть на скрипке, музыкант упорно упражняется в гаммах. Этот приём можно успешно использовать и для развития вербального (словесного) мышления:

– Произнесите фразу с обычной скоростью, затем быстрее, ещё в два раза быстрее, за две секунды. Теперь ту же самую фразу произносим медленно, растягивая постепенно до 30 секунд, минуты.

– Проиграйте фразу с разной громкостью. Сначала обычно, следующее произнесение сделайте громче. В третий раз «прогромыхайте» как раскат грома. Попытайтесь сказать фразу, как рёв взлетающего самолёта. Затем ту же фразу произносим всё тише и тише, до шёпота, одними губами.

– Выделяйте каждый раз разные смыслы во фразе, подчёркивая голосом отдельные слова. Например: «Лучший способ создать хорошую идею – иметь много идей» (Лайнус Пилинг, физик, нобелевский лауреат). Затем выделяется второе слово, потом третье. Каждый раз смысл фразы открывается новой гранью, а в конце участники делают свой выбор из всех произнесённых вариантов.

– Произнесите фразу голосами разных персонажей, подражая им: голосом друга, учительницы, родителей, героя фильма, мультфильма, сказочного персонажа.

– Напишите слова в уме, не произнося их.

– Озвучьте мысль, как будто отпускаете её в плавание, как клубы дыма.

– Скажите фразу, помещённую в различные места: в грудь, в живот, слева от себя, в соседнюю комнату.

Интересные биологические задачи.

Эти задачи стимулируют творческую и познавательную деятельность учащихся, это один из способов, которые обеспечивает развитие логического мышления и творческое усвоение знаний.

Например, тема “Кровь и кровообращение” (биология человека, 8 класс).

Задача. Сколько литров крови перекачивает сердце бегуна, если известно, что пульс у марафонца во время бега - 150 ударов/мин, во время бега 2:30. Во время бега левый желудочек за одно сокращение выталкивает около 100 миллилитров крови.

Решение.

  1. Определяем сколько ударов делает сердце за 2:30; 150*150=22500

  2. Сколько крови перекачивает сердце бегуна: 100мл*22500=2250мл=225л

Задача. Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия-возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга?

(Подарком был микроскоп. С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионам людей. Оказалось, что эти страшные болезни можно лечить!)

«Анекдоты про…».

Этот приём развивает интеллект, является весьма сложным в силу того, что смешить – это довольно-таки непросто. Наверное, поэтому очень мало хороших клоунов, весёлых комедий. Можно попросить старшеклассников посочинять на «незамыленные», оригинальные темы: «Про велосипеды», «Про карандаш» и др. Рекомендуется записывать свои произведения.

Метод “Карусель”

В работу включается весь класс. Потому, что происходит активная беседа, обсуждается проблема между учащимися класса. Этот метод используют для: сбора информации о любой теме; интенсивной проверки и глубины знаний; развитию умения аргументировать свою позицию.

Класс объединяется в несколько групп. Каждая выбирает ведущего, который отвечает за сбор информации. Группы получают задания, обсуждают их и записывает на листе бумаги (3 минуты), после передают информацию другой группе и так далее. Когда Карусель делает 1 оборот группа обобщает материалы делает вывод по определенной проблеме.

Например, “Строение скелета” (биология человека, 8 класс), после ознакомления с информацией по этой теме ученикам предлагает вспомнить интерактивное упражнение “ Карусель”. Участников инструктируют, указывая цели и правила упражнения. Каждая группа получает пакет заданий, который распределяются между парами. Задания:

  • строение черепа,

  • строение позвоночника,

  • строение грудной клетки,

  • строение пояса верхних конечностей и свободной верхней конечности,

  • строение пояса нижних конечностей и свободной нижней конечности.

Время выполнения упражнения - 10 минут. Задания, которые получили пары, должны иметь конкретный ответ и не быть объемными.

Упражнение «Антивремя».

Развивает критическое мышление. Школьникам даётся задание составить небольшой рассказ на определённую тему: «Каникулы», «День рождения друга», «Сюжет прочитанного романа», «Ход Февральской революции 1917 г.» и др. Описать события необходимо с конца, как в обратную сторону прокручивается кинолента.

Формула ПОПС.

Что такое формула ПОПС
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, 
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция 
О –
 объяснение (или обоснование) 
П –
 пример 
С –
 следствие (или суждение) 

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».


Интервью

  • Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. По содержанию интервью делятся на группы:

  • Документальные интервью; Интервью мнений; Интервью «пресс-конференция».

  • Субъектом интервью может выступать как педагог, так и обучающиеся, подготовившие информацию по заданной теме.

Лекция с заранее объявленными ошибками.

Лекция с заранее запланированными ошибками позволяет развить у обучающихся умение оперативно анализировать ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию.

Кейс – метод.

Метод анализа конкретных ситуаций – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Применение интерактивных методов и приемов способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности уроков. Интерактивное обучение обеспечивает прочность знаний, творчество и фантазию, командный дух, свободу самовыражений и взаимоуважение ко всем участникам учебного процесса.












































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. - М.: Аванта+, 2001г.Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: Учебно-методическое пособие. – М.: ИПК КГПУ, 2011.

  2. Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.

  3. Иванцова Л. И. Применение информационно-коммуникационных технологий в предпрофильном обучении. 2014.

  4. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с

  5. Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе. - 2002. - №2. - 30-34с.

  6. Пасечник В.В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности, учащихся в процессе обучения биологии: Дисс. докт. пед. наук. – М.: МПУ, 1994. – 269с.

  7. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студентов вузов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д.

  8. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

  9. Седельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Академия, 2003. 266с.

  10. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.























Приложение 1.


Конспект урока по биологии в 5 классе по теме:

«Значение живых организмов в природе и жизни человека».

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 "Многообразие живых организмов"

Подготовила учитель биологии: Урсу А.И.

Ребята, давайте внимательно посмотрим на экран. Что вы видите? Хорошо. Молодцы. А теперь давай подумаем и уберём лишние картинки. Объясните пожалуйста свой выбор. Молодцы, ребята, все правильно сделали. А теперь, глядя на слайд, попробуйте сформулировать, о чем сегодня мы будем говорить. Правильно, ребята. Тема нашего урока: Многообразие живых организмов, и их значение в природе и жизни человека.

Сегодня еще раз мы убедимся, как многообразен мир живых организмов, как велико их значение в природе и какую важную роль они играют в жизни человека.

Урок у нас пройдет в игровой форме. Вы не против? Замечательно. Для этого мы с вами, в начале урока разделились на 5 мини групп, которые называются «Животные», «Растения», «Бактерии», «Грибы» и «Лишайники». Работа будет проходить поэтапно.

Оцениваться будет работа каждой группы вот такими кружочками. В конце урока мы с вами вместе подведем итоги.

Итак, ребята, давайте начнем.

Первый этап нашего урока называется «Зарядка для ума». Я буду задавать вам вопросы. За правильный ответ вы получаете один кружок.

1. Сожительство двух организмов, полезное обоим. (Симбиоз.)
2. Процесс образования органических веществ в зеленых частях растения на свету. (Фотосинтез.)
3. Плесень, из которой впервые получили лекарство. (Пеницилл.)
4. Организмы, которые питаются органическими веществами других живых организмов. (Паразиты.)
5. Доядерные организмы. (Бактерии.)
6. Грибы – это растения или животные? (Эти организмы образуют отдельное царство.)
7. Организмы, которые питаются органическими веществами отмерших организмов. (Сапрофиты.)
8. Грибы, которые используют в хлебопечении. (Дрожжи)

Учащиеся работают в группах, отвечают на вопросы.

А теперь ребята, следующий этап, биологическое лото.

2 этап

«Биологическое лото»

На столах перед каждой группой лежит игровое поле в виде цветка, карточки с ответами (среди которых есть и неправильные) и карточка с алгоритмом действий. На игровом поле расположены название царства и шесть вопросов, отвечая на которые, ученики накрывают их карточками с ответами. Если на все вопросы даны правильные ответы, из букв на карточках с ответами должно сложиться кодовое слово. По завершении этапа каждая группа должна объяснить, что означает получившееся у нее кодовое слово, какое отношение оно имеет к изучаемой группе организмов.
Учителем проверяет правильность и быстроту выполнения задания и оценивают работу учащихся. (Слайд 10)

Алгоритм действий

1. Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте название царства, описания организмов и вопросы к этой группе организмов.



Игровое поле

2. Прочитайте ответы на всех карточках.

3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.

4. Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы.



Группа «Бактерии»

Вопросы для игрового поля.

1. Бактерии, имеющие форму спирали.
2. Бактерии, имеющие форму шариков.
3. Острое инфекционное заболевание, для которого характерно воспаление нёбных миндалин (боль в горле, повышенная темперaтура тела).
4. Бактериальное желудочно-кишечное заболевание.
5. Инфекционное заболевание, наиболее распространенное у лошадей.
6. Сочный корм для сельскохозяйственных животных, приготовленный из зеленой массы кукурузы, подсолнечника; не подвергается гниению благодаря деятельности молочнокислых бактерий.

Ответы на лепестках.

Спириллы (А). Дизентерия (И). Сено (В). Кокки (Н). Сап (Н). Споры (У). Ангина (Г). Силос (А).

Кодовое слово – АНГИНА.

Группа «Грибы»

Вопросы для игрового поля.

1. Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами на ней. 
2. Заболевание кожи, вызываемое различными возбудителями, в том числе и грибами-паразитами.
3. Сизая плесень, вырабатывающая антибиотик, широко используемый в медицине.
4. Плесень, которая поселяется на хлебе.
5. Пластинчатый съедобный гриб. Судя по его названию – его плодовые тела растут рядами.
6. Ядовитый гриб, похожий на шампиньон.

Ответы на лепестках.

Мухомор (Д). Рядовка (Ж). Подосиновик (Б). Лишай (Р). Бледная поганка (И). Пеницилл (О). Myкор (Ж). Боровик (В).

Кодовое слово – ДРОЖЖИ.

Группа «Лишайники»

Вопросы игрового поля.

1. Организм, который образуется при сожительстве гриба и водоросли.
2. Иное название оленьего мха.
3. Лишайник золотисто-желтого цвета, часто встречается на коре осин.
4. Как называется тело лишайника?
5. Иное название исландского мха.
6. Лишайники, которые имеют форму тонкой или толстой корочки.

Ответы на лепестках.

Лишайник (С). Ягель (И). Ксантория настенная (М). Слоевище (Б). Цетрария (И). Накипные (ОЗ). Кладония (Б). Листовидные (В).

Кодовое слово – СИМБИОЗ.

В конце этапа проводится беседа по следующим вопросам.

1. Что объединяет организмы в отдельные группы, царства? 
2. Какие признаки характерны для грибов? 
3. Что общего у всех бактерий? 
4. Каковы особенности лишайников?

Группа «Растения»

1.Голосеменное растение (Ц)

2.Чем размножаются папоротники, хвощи, плауны?

3.Растения, которые растут в воде? (В)

4.Как называются растения, которые размножаются семенами? (Е)

5.Питание растений.

6.Орган растения, где происходит фотосинтез

Ответы на лепестках.

Ель (Ц), споры (В), водоросли (Е), цветковые (Т),

автотрофное (О), лист (К).

Кодовое слово ЦВЕТОК

Группа «Животные»

1. Самое крупное животное .

2.Домашнее животное.

3.Совокупность всех видов животных, обитающих на нашей планете.

4.Оноклеточное простейшее животное, которое не имеет определенную форму тела.

5.Питание животных.

6.Каких животных больше всего на Земле?

Ответы на лепестках.

Синий кит (Х), лошадь (И), фауна (Щ), амеба(Н), гетеротрофное (И), насекомые (К)

Кодовое слово «Хищник»

Молодцы, ребята. Вы все сделали правильно.

Продолжаем дальше. Тритий этап называется «Текст с ошибками». Внимательно прочитай текс и исправьте ошибки. На работу вам дается 2 минуты. Начинаем.

3 этап


ТЕКСТ №1.

Царство Бактерий – это группа многоклеточных организмов. Они имеют разную форму клеток: округлые – бациллы, похожие на запятую – кокки, в виде спиралек – спириллы, палочки – вибриллы. Клетки бактерий имеют оформленное ядро, поэтому их относят к прокариотам. По способу питания бактерии могут быть автотрофами (питаются готовыми органическими соединениями) и гетеротрофами (сами создают питательные вещества из углекислого газа и воды).

Текст №2.

Растения – одноклеточные организмы, они присутствуют всюду на нашей планете. Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют фауной. Несмотря на то что растения очень разнообразны, практически всех их объединяет важный признак: присутствие в их клетках желтого пигмента хлорофилла. Благодаря ему растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Этот процесс называется фотосинтез.

Текст №3.

Совокупность всех видов животных на нашей планете Марс, называют флорой. У всех животных есть ряд общих признаков. Во-первых, они могут сами создавать органические вещества. Во-вторых, большинство животных ведут прикрепленный образ жизни. Среди животных есть одноклеточные, трехклеточные и многоклеточные организмы.

Текст №4.

Лишайники поселяются в самых плодородных местах, где другие организмы не выживают. Встречаются лишайники только в лесах. Но эти организмы очень чувствительны к чистому воздуху: в присутствии дыма и ядовитых газов они хорошо растут. В чрезвычайно суровых условиях произрастают лишайники на камнях и скалах Африки.

Текст №5.

Царство Грибы – одна из самых больших групп организмов. Все грибы не имеют клеточного строения. У всех грибов в клетках есть оформленное ядро: эти организмы входят в группу прокариот. Тело гриба, называемое губницей, представлено тонкими ветвящимися нитями – грифами. Ими образовано плодовое тело гриба. У знакомых вам грибов плодовое тело состоит из панамки и ручки.


Ребята , а теперь давайте проведем физкультминутку. Внимание на экран.

Молодцы. Отдохнули и снова за работу.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд 12)

4 этап нашего урока называется Составь слово. У вас на карточках написаны согласные буква. Вы должны за 1 минуту составить слово, добавив гласные буквы. Начали!!!!

В…д…

В…з…д…х

Л…с

Ст…пь

Г…р…

А теперь, ребята, давай вставим ваши слова в текст, который вы видите на слайде.

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю –лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину» Давайте прочитаем вместе, что у нас получилось. Как вам кажется прав ли Михаил Пришвин?

Ребята, вы молодцы. Мы с вами хорошо поработали.

Давайте подведем итоги. Посчитайте сколько у вас получилось кружочков. Замечательно!

Домашнее задание вы ведете на слайде, запишите его в дневник.
Домашнее задание: параграф 16.

Мини сочинение по теме №2 (Слайд 16)


Ребята, а теперь я попрошу вас поднять вверх смайлики, лежащие у вас на партах.

Веселый- «Все понял и понравилось»

Нейтральный- «Понял, но не все»

Грустный «Не понял и не понравилось.»

Ребята, покажите мне пожалуйста свои смайлики. А теперь покажите их членам жюри.

Спасибо за урок.



Приложение 2.


Презентация к уроку.

Приложение 3.


Презентация «Примеры интерактивных приемов и методов»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!