Интерактивные технологии в преподавании географии: от традиционных карт до виртуальных туров
Романова Алла Николаевна
учитель географии высшей категории
МБОУ «Средняя школа № 2
им Е.В.Камышева»
г. Гагарин Смоленской области
27 августа 2025 года
В современном мире актуальным для школы является комплекс задач, связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит социализироваться в обществе с развитой сетевой коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, её получение и использование. Сегодня невозможно представить работу учителя географии без использования цифровых образовательных ресурсов, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия.
Сегодня невозможно представить работу учителя географии без использования интерактивных методов обучения, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия.
Интерактивные карты
и геоинформационные системы (ГИС)
Одним из важнейших инструментов современного преподавания географии являются интерактивные карты и геоинформационные системы (ГИС). Это могут быть карты, на которых можно не только увидеть географические объекты, но и взаимодействовать с ними, изменять масштабы, слой информации, добавлять дополнительные данные. Уроки с использованием таких карт становятся более динамичными и увлекательными.
Например, Google Maps, ArcGIS (АркГИС), или более специализированные образовательные ГИС-платформы позволяют нам легко демонстрировать ученикам географические объекты, прослеживать изменения в природе, экономике или климате разных регионов мира. В ГИС-системах можно даже моделировать различные сценарии — как, например, влияние изменения климата на водные ресурсы в разных странах. Это дает ученикам возможность не только увидеть, но и понять географические процессы в контексте реальных данных.
Виртуальные туры: путешествия по миру не выходя из класса
Следующим мощным инструментом являются виртуальные туры. Виртуальные путешествия по разным уголкам мира — это не просто увлекательная игра, но и реальный образовательный инструмент. С помощью таких сервисов, как Google Earth или Google Expeditions ( «Экспедиции Google» ), мы можем совершать экскурсии по природным и культурным памятникам, по историческим местам, по музеям и заповедникам, по разным экосистемам и даже по внешним границам Земли.
Примеры виртуальных туров, которые можно использовать на уроках географии:
Google Earth (ГУГЛ ЭРСе) Приложение позволяет отправить обучающихся в виртуальный тур по Земле. Для визуализации используется трёхмерная модель всего земного шара с учётом высоты над уровнем моря. Пользователь может перемещаться в любую точку планеты, управляя положением «виртуальной камеры».
«Виртуальные прогулки» . Проект Министерства культуры Российской Федерации, в котором представлены виртуальные туры и трёхмерные панорамы крупнейших музеев, художественных галерей, архитектурных ансамблей страны, музеев деревянного зодчества и монастырей.
VR-География . 360-видео по географии с эффектом полного погружения. Школьники могут познакомиться с Российской Федерацией, её историческими и культурными объектами, увидеть современный облик городов и природу регионов, не выходя из класса.
Виртуальное путешествие по достопримечательностям мира . Ученики могут побывать, например, на Эйфелевой башне в Париже, пройти вдоль Великой Китайской стены, изучить загадочные статуи Моаи на острове Пасхи. Для этого можно использовать интернет и Google Maps.
Мультимедийные технологии
и климатические исследования
Еще один важный аспект — использование мультимедийных технологий для изучения таких глобальных проблем, как изменение климата, экология и устойчивое развитие. Это может быть проектное задание, в котором ученики будут использовать видеоматериалы, анимации и инфографику для анализа экологических проблем и климатических изменений в разных регионах мира.
Мультимедийные технологии и климатические исследования на уроках географии помогают визуализировать географические процессы, анализировать данные и развивать критическое мышление учащихся
Мультимедийные технологии
Интерактивные карты. Позволяют наглядно продемонстрировать, как меняются географические характеристики местности в зависимости от времени года, климатических изменений или природных катастроф. Ученики могут самостоятельно работать с такими картами, исследуя различные регионы мира, их климат, экономику и природные ресурсы.
Мультимедийные презентации. Включают видео, аудио и анимацию, помогают представить сложные процессы, такие как круговорот воды или движение воздушных масс, в более доступной форме.
Виртуальные экскурсии и симуляции. Например, виртуальная экскурсия по национальным паркам помогает учащимся лучше понять биоразнообразие планеты, увидеть уникальные природные явления.
Симуляции и модели природных явлений. Позволяют моделировать процессы, которые трудно или невозможно наблюдать в реальности, например, цунами или землетрясения.
Климатические исследования
Исследование климатических изменений на примере реальных данных . Ученики работают с картами, на которых отображены изменения температурного режима, уровня осадков, изменений в экосистемах. Эта работа помогает углубить понимание географических процессов и развивает критическое мышление, поскольку учащиеся должны анализировать данные, выявлять причины изменений и предсказывать последствия.
Применение технологий для
кросс-дисциплинарных проектов
Интерактивные технологии также способствуют созданию кросс-дисциплинарных проектов, которые объединяют географию с другими предметами. Например, мы можем соединить уроки по географии и биологии, чтобы исследовать экосистемы различных регионов мира или влияние природных катастроф на флору и фауну. С помощью мультимедийных средств можно изучать экологические катастрофы, такие как загрязнение воздуха, вырубка лесов, и учить детей не только основам географии, но и важности охраны окружающей среды.
Биология
Изучение устойчивости экосистем . Ученики могут рассмотреть, как биологические взаимодействия влияют на формирование экосистем, и предложить идеи по их сохранению.
Применение знаний из биологии при объяснении новых тем на уроках географии . Например, при объяснении темы «Агропромышленный комплекс» в курсе географии 9 класса можно применить знания из биологии: рассказать об основных фазах развития зерновых, условиях прорастания и созревания.
Физика
Интегрированный урок географии и физики по теме «Атмосферное давление» . Ученики могут провести опыты, чтобы доказать существование атмосферного давления, и объяснить зависимость атмосферного давления от высоты и температуры на основе знаний о плотности тёплого и холодного воздуха.
Изучение темы «Тропические пустыни Африки» . Учителя географии могут опираться на знание физических понятий (плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении) при объяснении явлений миражей, стонущих камней, поющих песков.
Химия
Изучение состава воздуха и его влияния на климат . Ученики могут провести эксперимент по определению содержания кислорода, углекислого газа и других компонентов в воздухе, а затем проанализировать полученные результаты и сделать выводы о влиянии состава воздуха на климат и здоровье человека.
Исследование свойств воды и её роли в формировании рельефа . Обучающиеся могут изучить свойства воды, такие как плотность, температура кипения и замерзания, а также её способность растворять различные вещества, и рассмотреть, как эти свойства влияют на формирование рек, озёр и морей, а также на образование горных пород и почв.
Обществознание
Интегрированный урок географии и обществознания по теме «Экономический рост и развитие» . Ученики могут изучить понятия «экономический рост» и «экономическое развитие», показать разницу между ними, а также наметить перспективы развития страны при помощи факторов экономического роста, полученных в случайном порядке.
Изучение темы «Глобальные проблемы человечества: течения и рифы современности» . Ученики могут рассмотреть, как человечество пытается решить глобальные проблемы и какие трудности его подстерегают на этом пути, используя знания из географии и обществознания.
Преимущества и вызовы использования интерактивных технологий
Конечно, использование таких технологий имеет свои преимущества, но и определенные вызовы. Мы можем достичь гораздо более высокого уровня вовлеченности и интереса у учащихся, так как интерактивные технологии дают возможность делать обучение более ярким, наглядным и эмоционально насыщенным. Но для этого учителям важно не просто научиться пользоваться этими инструментами, но и грамотно интегрировать их в образовательный процесс, сочетая с традиционными методами обучения.
Кроме того, необходимы определенные технические ресурсы и навыки работы с оборудованием. Важно учитывать, что технологии не заменяют классическое обучение, а только дополняют его, создавая условия для более глубокого усвоения материала.
Интерактивные технологии — это не просто новые инструменты, это возможность сделать наш предмет живым, доступным и интересным для школьников. Это шанс вдохновить их на дальнейшее изучение мира, на исследование географических особенностей планеты, на понимание того, как важно заботиться о нашей планете.
Электронные карты
Видеоколлекция «Планета Земля»
Интерактивные наглядные пособия
Серия электронных учебных пособий
«Электронные уроки и тесты»
Образовательные ресурсы сети Интернет
Тренажеры и программы тестирования