СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные технологии в преподавании географии: от традиционных карт до виртуальных туров

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные технологии — это не просто новые инструменты, это возможность сделать наш предмет живым, доступным и интересным для школьников. Это шанс вдохновить их на дальнейшее изучение мира, на исследование географических особенностей планеты, на понимание того, как важно заботиться о нашей планете.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные технологии в преподавании географии: от традиционных карт до виртуальных туров»

Интерактивные технологии в преподавании географии: от традиционных карт до виртуальных туров Романова Алла Николаевна учитель географии высшей категории МБОУ «Средняя школа № 2 им Е.В.Камышева» г. Гагарин Смоленской области 27 августа 2025 года

Интерактивные технологии в преподавании географии: от традиционных карт до виртуальных туров

Романова Алла Николаевна

учитель географии высшей категории

МБОУ «Средняя школа № 2

им Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области

27 августа 2025 года

 В современном мире актуальным для школы является комплекс задач, связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит социализироваться в обществе с развитой сетевой коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, её получение и использование.  Сегодня невозможно представить работу учителя географии без использования цифровых образовательных ресурсов, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия.

В современном мире актуальным для школы является комплекс задач, связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит социализироваться в обществе с развитой сетевой коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, её получение и использование. Сегодня невозможно представить работу учителя географии без использования цифровых образовательных ресурсов, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия.

 Сегодня невозможно представить работу учителя географии без использования интерактивных методов обучения, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия.

Сегодня невозможно представить работу учителя географии без использования интерактивных методов обучения, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия.

 Интерактивные карты  и геоинформационные системы (ГИС)  Одним из важнейших инструментов современного преподавания географии являются интерактивные карты и геоинформационные системы (ГИС). Это могут быть карты, на которых можно не только увидеть географические объекты, но и взаимодействовать с ними, изменять масштабы, слой информации, добавлять дополнительные данные. Уроки с использованием таких карт становятся более динамичными и увлекательными.

Интерактивные карты

и геоинформационные системы (ГИС)

Одним из важнейших инструментов современного преподавания географии являются интерактивные карты и геоинформационные системы (ГИС). Это могут быть карты, на которых можно не только увидеть географические объекты, но и взаимодействовать с ними, изменять масштабы, слой информации, добавлять дополнительные данные. Уроки с использованием таких карт становятся более динамичными и увлекательными.

Например, Google Maps, ArcGIS (АркГИС), или более специализированные образовательные ГИС-платформы позволяют нам легко демонстрировать ученикам географические объекты, прослеживать изменения в природе, экономике или климате разных регионов мира. В ГИС-системах можно даже моделировать различные сценарии — как, например, влияние изменения климата на водные ресурсы в разных странах. Это дает ученикам возможность не только увидеть, но и понять географические процессы в контексте реальных данных.

Например, Google Maps, ArcGIS (АркГИС), или более специализированные образовательные ГИС-платформы позволяют нам легко демонстрировать ученикам географические объекты, прослеживать изменения в природе, экономике или климате разных регионов мира. В ГИС-системах можно даже моделировать различные сценарии — как, например, влияние изменения климата на водные ресурсы в разных странах. Это дает ученикам возможность не только увидеть, но и понять географические процессы в контексте реальных данных.

 Виртуальные туры: путешествия по миру не выходя из класса  Следующим мощным инструментом являются виртуальные туры. Виртуальные путешествия по разным уголкам мира — это не просто увлекательная игра, но и реальный образовательный инструмент. С помощью таких сервисов, как Google Earth или Google Expeditions ( «Экспедиции Google» ), мы можем совершать экскурсии по природным и культурным памятникам, по историческим местам, по музеям и заповедникам, по разным экосистемам и даже по внешним границам Земли.

Виртуальные туры: путешествия по миру не выходя из класса

Следующим мощным инструментом являются виртуальные туры. Виртуальные путешествия по разным уголкам мира — это не просто увлекательная игра, но и реальный образовательный инструмент. С помощью таких сервисов, как Google Earth или Google Expeditions ( «Экспедиции Google» ), мы можем совершать экскурсии по природным и культурным памятникам, по историческим местам, по музеям и заповедникам, по разным экосистемам и даже по внешним границам Земли.

Примеры виртуальных туров, которые можно использовать на уроках географии: Google Earth (ГУГЛ ЭРСе) Приложение позволяет отправить обучающихся в виртуальный тур по Земле. Для визуализации используется трёхмерная модель всего земного шара с учётом высоты над уровнем моря. Пользователь может перемещаться в любую точку планеты, управляя положением «виртуальной камеры».  «Виртуальные прогулки» . Проект Министерства культуры Российской Федерации, в котором представлены виртуальные туры и трёхмерные панорамы крупнейших музеев, художественных галерей, архитектурных ансамблей страны, музеев деревянного зодчества и монастырей. 

Примеры виртуальных туров, которые можно использовать на уроках географии:

Google Earth (ГУГЛ ЭРСе) Приложение позволяет отправить обучающихся в виртуальный тур по Земле. Для визуализации используется трёхмерная модель всего земного шара с учётом высоты над уровнем моря. Пользователь может перемещаться в любую точку планеты, управляя положением «виртуальной камеры». 

«Виртуальные прогулки» . Проект Министерства культуры Российской Федерации, в котором представлены виртуальные туры и трёхмерные панорамы крупнейших музеев, художественных галерей, архитектурных ансамблей страны, музеев деревянного зодчества и монастырей. 

VR-География . 360-видео по географии с эффектом полного погружения. Школьники могут познакомиться с Российской Федерацией, её историческими и культурными объектами, увидеть современный облик городов и природу регионов, не выходя из класса.  Виртуальное путешествие по достопримечательностям мира . Ученики могут побывать, например, на Эйфелевой башне в Париже, пройти вдоль Великой Китайской стены, изучить загадочные статуи Моаи на острове Пасхи. Для этого можно использовать интернет и Google Maps.   

VR-География . 360-видео по географии с эффектом полного погружения. Школьники могут познакомиться с Российской Федерацией, её историческими и культурными объектами, увидеть современный облик городов и природу регионов, не выходя из класса. 

Виртуальное путешествие по достопримечательностям мира . Ученики могут побывать, например, на Эйфелевой башне в Париже, пройти вдоль Великой Китайской стены, изучить загадочные статуи Моаи на острове Пасхи. Для этого можно использовать интернет и Google Maps. 

 

 Мультимедийные технологии  и климатические исследования Еще один важный аспект — использование мультимедийных технологий для изучения таких глобальных проблем, как изменение климата, экология и устойчивое развитие. Это может быть проектное задание, в котором ученики будут использовать видеоматериалы, анимации и инфографику для анализа экологических проблем и климатических изменений в разных регионах мира. Мультимедийные технологии и климатические исследования на уроках географии помогают визуализировать географические процессы, анализировать данные и развивать критическое мышление учащихся

Мультимедийные технологии

и климатические исследования

Еще один важный аспект — использование мультимедийных технологий для изучения таких глобальных проблем, как изменение климата, экология и устойчивое развитие. Это может быть проектное задание, в котором ученики будут использовать видеоматериалы, анимации и инфографику для анализа экологических проблем и климатических изменений в разных регионах мира.

Мультимедийные технологии и климатические исследования на уроках географии помогают визуализировать географические процессы, анализировать данные и развивать критическое мышление учащихся

Мультимедийные технологии Интерактивные карты. Позволяют наглядно продемонстрировать, как меняются географические характеристики местности в зависимости от времени года, климатических изменений или природных катастроф. Ученики могут самостоятельно работать с такими картами, исследуя различные регионы мира, их климат, экономику и природные ресурсы. 

Мультимедийные технологии

Интерактивные карты. Позволяют наглядно продемонстрировать, как меняются географические характеристики местности в зависимости от времени года, климатических изменений или природных катастроф. Ученики могут самостоятельно работать с такими картами, исследуя различные регионы мира, их климат, экономику и природные ресурсы. 

Мультимедийные презентации. Включают видео, аудио и анимацию, помогают представить сложные процессы, такие как круговорот воды или движение воздушных масс, в более доступной форме.   Виртуальные экскурсии и симуляции. Например, виртуальная экскурсия по национальным паркам помогает учащимся лучше понять биоразнообразие планеты, увидеть уникальные природные явления.  Симуляции и модели природных явлений. Позволяют моделировать процессы, которые трудно или невозможно наблюдать в реальности, например, цунами или землетрясения.   

Мультимедийные презентации. Включают видео, аудио и анимацию, помогают представить сложные процессы, такие как круговорот воды или движение воздушных масс, в более доступной форме. 

Виртуальные экскурсии и симуляции. Например, виртуальная экскурсия по национальным паркам помогает учащимся лучше понять биоразнообразие планеты, увидеть уникальные природные явления. 

Симуляции и модели природных явлений. Позволяют моделировать процессы, которые трудно или невозможно наблюдать в реальности, например, цунами или землетрясения. 

 

Климатические исследования Исследование климатических изменений на примере реальных данных . Ученики работают с картами, на которых отображены изменения температурного режима, уровня осадков, изменений в экосистемах. Эта работа помогает углубить понимание географических процессов и развивает критическое мышление, поскольку учащиеся должны анализировать данные, выявлять причины изменений и предсказывать последствия. 

Климатические исследования

Исследование климатических изменений на примере реальных данных . Ученики работают с картами, на которых отображены изменения температурного режима, уровня осадков, изменений в экосистемах. Эта работа помогает углубить понимание географических процессов и развивает критическое мышление, поскольку учащиеся должны анализировать данные, выявлять причины изменений и предсказывать последствия. 

 Применение технологий для  кросс-дисциплинарных проектов Интерактивные технологии также способствуют созданию кросс-дисциплинарных проектов, которые объединяют географию с другими предметами. Например, мы можем соединить уроки по географии и биологии, чтобы исследовать экосистемы различных регионов мира или влияние природных катастроф на флору и фауну. С помощью мультимедийных средств можно изучать экологические катастрофы, такие как загрязнение воздуха, вырубка лесов, и учить детей не только основам географии, но и важности охраны окружающей среды.

Применение технологий для

кросс-дисциплинарных проектов

Интерактивные технологии также способствуют созданию кросс-дисциплинарных проектов, которые объединяют географию с другими предметами. Например, мы можем соединить уроки по географии и биологии, чтобы исследовать экосистемы различных регионов мира или влияние природных катастроф на флору и фауну. С помощью мультимедийных средств можно изучать экологические катастрофы, такие как загрязнение воздуха, вырубка лесов, и учить детей не только основам географии, но и важности охраны окружающей среды.

Биология Изучение устойчивости экосистем . Ученики могут рассмотреть, как биологические взаимодействия влияют на формирование экосистем, и предложить идеи по их сохранению. Применение знаний из биологии при объяснении новых тем на уроках географии . Например, при объяснении темы «Агропромышленный комплекс» в курсе географии 9 класса можно применить знания из биологии: рассказать об основных фазах развития зерновых, условиях прорастания и созревания.

Биология

Изучение устойчивости экосистем . Ученики могут рассмотреть, как биологические взаимодействия влияют на формирование экосистем, и предложить идеи по их сохранению.

Применение знаний из биологии при объяснении новых тем на уроках географии . Например, при объяснении темы «Агропромышленный комплекс» в курсе географии 9 класса можно применить знания из биологии: рассказать об основных фазах развития зерновых, условиях прорастания и созревания.

Физика Интегрированный урок географии и физики по теме «Атмосферное давление» . Ученики могут провести опыты, чтобы доказать существование атмосферного давления, и объяснить зависимость атмосферного давления от высоты и температуры на основе знаний о плотности тёплого и холодного воздуха. Изучение темы «Тропические пустыни Африки» . Учителя географии могут опираться на знание физических понятий (плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении) при объяснении явлений миражей, стонущих камней, поющих песков.

Физика

Интегрированный урок географии и физики по теме «Атмосферное давление» . Ученики могут провести опыты, чтобы доказать существование атмосферного давления, и объяснить зависимость атмосферного давления от высоты и температуры на основе знаний о плотности тёплого и холодного воздуха.

Изучение темы «Тропические пустыни Африки» . Учителя географии могут опираться на знание физических понятий (плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении) при объяснении явлений миражей, стонущих камней, поющих песков.

Химия Изучение состава воздуха и его влияния на климат . Ученики могут провести эксперимент по определению содержания кислорода, углекислого газа и других компонентов в воздухе, а затем проанализировать полученные результаты и сделать выводы о влиянии состава воздуха на климат и здоровье человека. Исследование свойств воды и её роли в формировании рельефа . Обучающиеся могут изучить свойства воды, такие как плотность, температура кипения и замерзания, а также её способность растворять различные вещества, и рассмотреть, как эти свойства влияют на формирование рек, озёр и морей, а также на образование горных пород и почв.

Химия

Изучение состава воздуха и его влияния на климат . Ученики могут провести эксперимент по определению содержания кислорода, углекислого газа и других компонентов в воздухе, а затем проанализировать полученные результаты и сделать выводы о влиянии состава воздуха на климат и здоровье человека.

Исследование свойств воды и её роли в формировании рельефа . Обучающиеся могут изучить свойства воды, такие как плотность, температура кипения и замерзания, а также её способность растворять различные вещества, и рассмотреть, как эти свойства влияют на формирование рек, озёр и морей, а также на образование горных пород и почв.

Обществознание Интегрированный урок географии и обществознания по теме «Экономический рост и развитие» . Ученики могут изучить понятия «экономический рост» и «экономическое развитие», показать разницу между ними, а также наметить перспективы развития страны при помощи факторов экономического роста, полученных в случайном порядке. Изучение темы «Глобальные проблемы человечества: течения и рифы современности» . Ученики могут рассмотреть, как человечество пытается решить глобальные проблемы и какие трудности его подстерегают на этом пути, используя знания из географии и обществознания.  

Обществознание

Интегрированный урок географии и обществознания по теме «Экономический рост и развитие» . Ученики могут изучить понятия «экономический рост» и «экономическое развитие», показать разницу между ними, а также наметить перспективы развития страны при помощи факторов экономического роста, полученных в случайном порядке.

Изучение темы «Глобальные проблемы человечества: течения и рифы современности» . Ученики могут рассмотреть, как человечество пытается решить глобальные проблемы и какие трудности его подстерегают на этом пути, используя знания из географии и обществознания.

 

Преимущества и вызовы использования интерактивных технологий  Конечно, использование таких технологий имеет свои преимущества, но и определенные вызовы. Мы можем достичь гораздо более высокого уровня вовлеченности и интереса у учащихся, так как интерактивные технологии дают возможность делать обучение более ярким, наглядным и эмоционально насыщенным. Но для этого учителям важно не просто научиться пользоваться этими инструментами, но и грамотно интегрировать их в образовательный процесс, сочетая с традиционными методами обучения.

Преимущества и вызовы использования интерактивных технологий

Конечно, использование таких технологий имеет свои преимущества, но и определенные вызовы. Мы можем достичь гораздо более высокого уровня вовлеченности и интереса у учащихся, так как интерактивные технологии дают возможность делать обучение более ярким, наглядным и эмоционально насыщенным. Но для этого учителям важно не просто научиться пользоваться этими инструментами, но и грамотно интегрировать их в образовательный процесс, сочетая с традиционными методами обучения.

Кроме того, необходимы определенные технические ресурсы и навыки работы с оборудованием. Важно учитывать, что технологии не заменяют классическое обучение, а только дополняют его, создавая условия для более глубокого усвоения материала. Интерактивные технологии — это не просто новые инструменты, это возможность сделать наш предмет живым, доступным и интересным для школьников. Это шанс вдохновить их на дальнейшее изучение мира, на исследование географических особенностей планеты, на понимание того, как важно заботиться о нашей планете.

Кроме того, необходимы определенные технические ресурсы и навыки работы с оборудованием. Важно учитывать, что технологии не заменяют классическое обучение, а только дополняют его, создавая условия для более глубокого усвоения материала.

Интерактивные технологии — это не просто новые инструменты, это возможность сделать наш предмет живым, доступным и интересным для школьников. Это шанс вдохновить их на дальнейшее изучение мира, на исследование географических особенностей планеты, на понимание того, как важно заботиться о нашей планете.

Электронные карты

Электронные карты

Видеоколлекция «Планета Земля»

Видеоколлекция «Планета Земля»

Интерактивные наглядные пособия

Интерактивные наглядные пособия

Серия электронных учебных пособий «Электронные уроки и тесты»

Серия электронных учебных пособий

«Электронные уроки и тесты»

Образовательные ресурсы сети Интернет

Образовательные ресурсы сети Интернет

Тренажеры и программы тестирования

Тренажеры и программы тестирования