Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №86
с.Шаблиевка Сальского района .
Интерактивный урок
по теме:
«История,традиции и культура
турок-месхетинцев»
Выполнила
учитель немецкого языка
Туркманидзе Мадина Ясиновна
Место проведение урока
МБОУ СОШ №86 с.Шаблиевка
23.03.2018 года
Интерактивный урок по теме: «История,традиции и культура
турок-месхетинцев»
Цель: дать общие сведения о турках-месхетинцах, рассказать о загадках происхождения этого народа, об особенностях духовной культуры и быта, проблемах турок-месхетинцев как переселенцев.
Задачи:
- сформировать между детьми дружеские взаимоотношения;
- научить детей помогать друг другу, уважать и ценить отношение между людьми;
- расширение кругозора учащихся.
План урока.
1.Вступительное слово (слайд 2).
Учитель :Добрый день! Как всем известно в рамках проекта «150 культур
Дона» наша школа более детально изучает турецко-месхетинскую культуру. Ребята, сегодня мы проведем необычный урок- интерактивный, который называется «История, традиции и культура турок-месхетинцев».
Тема довольна актуальна в настоящее время, ведь до сих пор этот народ не обрел земли своих предков, и будущее их по-прежнему остается туманным.
В нашей школе обучается 49 % учащихся турецко-месхетинской национальности. И этот урок поможет нам всем узнать более подробно об истории и загадках происхождения этого народа. Учащиеся 8 класса продемонстрируют один из обычаев турок-месхетинцев, который называется «Ночь хны» («Kina gecesi») и также приготовили для самых активных ребят угощения из традиционной кухни.
Ведущий 1:
73 года назад сталинский режим учинил настоящую серию массовых расправ над целыми народами, которых согнали с родных мест, загрузили в вагоны для скота и отправили за тысячи километров в изгнание, откуда очень многие не вернулись. Среди печальных годовщин есть и такая -14 ноября исполнилось 73 года со дня депортации турок-месхетинцев, высланных из Грузии в Среднюю Азию и Казахстан.
Ведущий 2:
История этого народа выделяется своим трагизмом даже на фоне отнюдь не благостных историй других репрессированных народов. Можно считать, что турки-месхетинцы были отправлены в изгнание дважды, а то и трижды. Они до сих пор не обрели земли своих предков, и будущее их по-прежнему остается туманным.
Ведущий 3: Слайд 3
Да и вообще с этим народом связано немало загадок. До сих пор нет единой цифры численности турок-месхетинцев в бывшем СССР (от 250 до 400 тысяч человек). Различаются и данные о количестве изгнанных из мест проживания в период массовой депортации. Предполагается, что в настоящий момент примерно 90 тысяч турок-месхетинцев проживают в Казахстане, 90 тысяч – в Азербайджане, около 50 тысяч – в России, 30 тысяч – в Киргизии, 25 тысяч – в Турции, около 15 тысяч в США (с недавних пор), 10-12 тысяч – в Узбекистане, около 10 тысяч – на Украине.
2.Загадки происхождения.
В1: Слайд 4
У этого этноса несколько имен, что нередко вызывает путаницу и разногласия даже среди представителей самого этого народа. Начать с того, что месхи – субэтнос грузин, которые, будучи православными христианами, никак не связывают себя с турками-месхетинцами, являющимися мусульманами-суннитами, к тому же говорящими на тюркском языке. Да и последние в своем большинстве тоже не признают родства ни с месхами, ни с грузинами в целом. Сами себя они называют не месхетинскими, а ахалцихскими турками (Ahıska Türkleri)
В2: Слайд 5
Территория исторической Месхетии соответствует трем нынешним районам Грузии — Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому, входящим в край Самцхе-Джавахети, а также сопредельным районам Турции. Небольшая группа турок-месхетинцев жила на востоке Аджарии и северо-востоке современной Турции.
В3: Слайд 6
Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого. Помимо общей специфики диалектов Восточной Анатолии (которые во многом ближе к азербайджанскому языку, нежели к турецкому), диалект турок-месхетинцев испытал небольшое влияние грузинского, а также некоторое влияние армянского, а в XX веке - также тюркских языков Казахстана, Средней Азии и русского языка. Ряд специалистов является сторонниками предположения о существовании особого турецко-месхетинского языка, но их меньшинство. До 80-85 % турок-месхетинцев свободно владеют русским языком.
В1:
Среди турок-месхетинцев нет согласия по поводу своего собственного происхождения. Более 80% из них считают себя потомками этнических турок-«ерли» (турецкоговорящие земледельцы) и «теряклы» (пастухи-азербайджанцы), остальные возводят свою родословную к части грузин-месхов и армян-хемшилов, принявших ислам в XVII – XVIII веках и перешедших на турецкий язык. Имеется также версия о том, что турки-месхетинцы произошли от симбиоза одного из родов турок-османов, осевших здесь, все с тем же грузинским племенем месхов.
В2:
Как бы там ни было, но вряд ли турок-месхетинцев следует отождествлять с другими народами и, в частности, с современными турками. Это - совершенно самобытный и этнически самостоятельный народ, хотя и имеющий этногенетические связи с соседями, и к тому же народ с глубокими кавказскими корнями.
3.Сталинская расправа.
В3: Слайд 7
Утром 14 ноября 1944 года войска НКВД оцепили районы проживания турок-месхетинцев и приступили к депортации. Вместе с турками в течение 10 дней угнали курдов, армян-хемшинов, грузин-мусульман и живших в этих районах представителей ряда других мусульманских народов. Всего было выслано 125 тыс. человек, из них турок-месхетинцев – 115 тыс. В пути погибло 15 тыс. человек, а за первые шесть месяцев в ссылке – 37 тыс., включая 17 тыс. детей.
В1: Слайд 8
Депортированные турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана (основная часть), Казахстана и Киргизии как «спецпоселенцы» (то есть без права изменения места жительства). В местах депортации с ними довольно быстро смешались и небольшие группы турок-османов, выходцев из центральной Турции, живших в Абхазии и Аджарии и выселенных оттуда в Среднюю Азию в 1948-49 годах.
4.Первые попытки вернуться.
В2: Слайд 9
Режим «спецпоселения» был снят лишь 28 апреля 1956 г. знаменитым указом за №135/142. Формально депортированные получили право проживать в любом регионе СССР, но фактически туркам-месхетинцем было запрещено возвращаться на родину, с них взяли подписку, что они не будут требовать компенсацию за оставленное там имущество.
Около 25 тысяч турок, записанных «азербайджанцами», сумели перебраться в Азербайджан, поближе к родным местам. Многие из них занялись освоением безводной Мугабской степи. В Азербайджане они в принципе легко адаптировались в родственном окружении, получив в то же время возможность сохранить национально-культурную самобытность. Всего в Азербайджан в 50-80-е гг. переселилось порядка 50 тыс. турок-месхетинцев.
В3:
Часть «азербайджанцев» отправилась в Кабардино-Балкарию (именно оттуда первые маленькие группы турок-месхетинцев перебрались в Ставропольский и Краснодарский края). Здесь общение с местным населением было минимальным, так как Северный Кавказ рассматривался всего лишь как промежуточный этап пути на родину. В Грузию вроде бы позволялось вернуться тем, кто признавал себя грузинами. На это согласилось 18 тысяч турок-месхетинцев, но переехать в Грузию (не в Месхетию, а в западные районы) разрешили лишь нескольким сотням семей.
В1:
Первые, в том числе подпольные, попытки создать общественные организации турок-месхетинцев предпринимались еще в 50-е гг.. Однако лишь в начале 60-х произошло объединение разрозненных ранее групп активистов во «Временный организационный комитет возвращения на родину», учредительный съезд которого был организован, опять же подпольно, в 1962 г. Первое общенародное собрание состоялось 15 февраля 1964 г. в колхозе «Ленин юли» Ташкентской области. Для передачи обращения в Москву с просьбой о возвращении на родину делегаты избрали председателем комитета учителя Энвера Одабашева и делегацию из 125 человек.
В2:
Делегацию приняли в ЦК КПСС, но в просьбе отказали. Однако турки-месхетинцы не отступали, стали посылать делегации в Москву с завидной регулярностью. Всего было порядка 30 делегаций, и вот в мае 1968 г. вышел указ Президиума Верховного Совета, формально уравнивавший турок-месхетинцев в правах с остальными народами СССР и разрешавший им селиться в Грузии.
Уже 24 июля 1968 года 7 тыс. турок прибыли в Тбилиси и собрались перед Домом Правительства, требуя приема. Через два дня их действительно принял тогдашний первый секретарь ЦК КП Грузии Мжаванадзе. Он пообещал принимать по 100 семей в год в разные районы Грузии. И действительно, первых репатриантов поначалу принимали на работу и даже давали жилье, но вскоре их стали увольнять а потом выдворять в Азербайджан. Начались и репрессии против активистов - 19 апреля 1969 г. в деревне Саалты в Азербайджане был арестован Одабашев, но вскоре, по требованию собравшейся перед райкомом толпы турок-месхетинцев, его отпустили.
В3:
В августе 1969 года уже 33-я делегация турок в составе 120 человек прибыла в Москву и была принята в ЦК КПСС. На этот раз отказ в требовании вернуть народ в Месхетию был облечен партийными чиновниками в нарочито оскорбительную форму, после чего все делегаты побросали в приемной свои паспорта и заявили о выходе из советского гражданства. Их выслали из Москвы под конвоем.
Отчаяние вынудило турок-месхетинцев, несмотря на опасность подобного шага, обратить свои взоры в сторону Турции. В апреле 1970 г. группа активистов обратилась в турецкое посольство в Москве с просьбой об эмиграции. Эта инициатива была поддержана на шестом народном собрании турок-месхетинцев, состоявшемся 2 мая 1970 г. в Саалтинском районе Азербайджана. 15 марта 1971 г. в посольство были переданы списки желающих эмигрировать.
В1: В 1989 году прошли так называемые Ферганские погромы — вооруженный конфликт в Узбекской ССР, где узбеки потребовали выселения турок. Турок эвакуировали в южные регионы России (Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Северная Осетия), куда они и сами с радостью поехали. К слову, власти Краснодарского края и казачество, как и всё остальное местное население, стали этому переселению активно сопротивляться, а власти Ростовской области, наоборот, никак не препятствовали переселению. Лидеры турецкой общины до сих пор обвиняют бывшего губернатора Кубани Ткачёва и его предшественников в целенаправленной дискриминации, из-за которой якобы было выдавлено с территории края до 12 тысяч мигрантов турецкой национальности. Но именно такая политика Ткачева во многом спасла регион от межэтнических столкновений. В итоге в России они поселились главным образом в Ростовской области.
5.Видео «14 ноября 1944 года. Депортация турок-месхетинцев».
6. Чтение Стихотворений.
Учитель: Народу «Ахыска» посвящено не так много стихотворений. Ученицы 8 класса проявили инициативу, нашли и подготовили для вас, учащихся 8-10 классов, эти стихи.
Ильмира, Хамида, Сильвия: Автор неизв. «Ахыска»
Среди гор высоких ,
Сред Грузинских скал -
Жил народ там славный :
Турки Ахыска!
Всех постигло горя
Слезы на глазах
И пришло сметенье
В бедный их очаг.
О, спаси Всевышний,
Вопиет старик :
Сохрани народ мой ,
Он в молитве твердит!
Сохрани народ мой
Где бы ни был он ,
Дай покой души их ,
Сердце успокой.
Слышен плач народа ,
Сред Кавказских Гор
От молитв их горьких
Таил снег кругом.
И рыдали Горы
Что народа нет
В эшелонах ночью
Выселяли всех!
Мучаясь в вагонах
Умирал Народ ,
И тоска по дому -
Снова душу рвет
О, спаси Всевышний,
Весь молил народ
Где Кавказ родимый ??
Что нас завтра ждет ?
О, спаси Всевышний,
Вопиет старик :
Сохрани народ мой ,
Он в молитве твердит!
Сохрани народ мой
Где бы ни был он ,
Дай покой души их ,
Сердце успокой.
Смерть не выбирала
Стар тут или млад
Наносилась тенью
Как без душный враг
И слышна молитва
Старика в тиши :
Все молил он горько ,
Мой народ спаси !!
О, спаси Всевышний,
Вопиет старик :
Сохрани народ мой ,
Он в молитве твердит!
Сохрани народ мой
Где бы ни был он ,
Дай покой души их ,
Сердце успокой.
Севда: Камал Мамедов «О, славный турок, Ахыска»
О, славный турок, Ахыска,
Зачем стыдишься своего народа ?
Ведь предки наши, многие века,
Османским назывались родом!
Отчего стыдишься, турок, языков,
В великой Анатолии рожденных.
Обычаи и традиции отцов,
к Исламской вере приближенных!
Так постыдись же , Турок - Ахыска,
Что ты не знал, откуда наши корни.
Догорит народа, нашего свеча,
А догорев не в силах будет что-то вспомнить.
Двадцатый век, сорок четвертые года,
Запомни, Турок -Ахыска, ты эти даты!
Тот день , когда отец остался без жилья,
В тот миг, как дед погиб в бою с гранатой!
Но недооценил сил наших враг!
Не знал, что в нас есть столько мощи!
Что вновь поднимем мы свой флаг!
И загорятся снова наши очи !!!
7. Национальные особенности и культурные традиции турок «Ахыска».
Учитель: Ребята 9-го класса хотят вам рассказать о национальных особенностях и культурных традициях турок «Ахыска».
Ведущий 1: Слайд 10
За годы изгнания основной пласт традиционной культуры турок-месхетинцев был утрачен. Однако память народа бережно хранит воспоминания о жизни в Месхетии, ее хозяйстве и ее праздниках, обычаях и традициях, материальной и духовной культуре.
Ведущий 2:
Традиционной основой жизни месхетинцев-мусульман было комплексное хозяйство. Важнейшее место занимала высокоразвитая культура земледелия. Основными культурами сельскохозяйственного производства были пшеница, ячмень, кукуруза, табак, некоторые виды масленичных и бобовых культур, широкий ассортимент овощных. Исключительное плодородие земли, благоприятные климатические условия в сочетании с удивительным трудолюбием и любовью к земле позволили туркам-месхетинцам создать богатейшую культуру в системе традиционного землепользования.
В1:
Говоря о продукции земледельческого труда турок-месхетинцев нельзя не сказать о производстве табака - культуры, которая занимала существенное место в их хозяйстве. Отдельные села специализировались на выращивании и обработке табака, который в больших количествах вывозили на рынки Боржоми и Тбилиси, обменивали в Ахалцихском и других районах из расчета 400 г. табаку на 20 кг пшеницы.
В2:
Равнозначным земледелию по своему значению в общем объеме сельскохозяйственного производства турок-месхетинцев было скотоводство. Разводили как мелкий рогатый скот, так и крупный; держали большое количество кур и гусей. Каждое селение имело свои летние и зимние пастбища. Турки-месхетинцы с особой тщательностью ухаживали за своим скотом. Его регулярно чистили специальными щетками «кашары», а зимой, когда скот находился на стойловом содержании, особое внимание уделялось чистоте и порядку в хлеву.
В1: Слайд 11
Жилища и селения турок-месхетинцев: строительство нового дома начиналось с момента отделения новой семьи. После женитьбы отделившийся сын получал земельный участок, определенную долю скота и имущества, размер которого зависел от достатка семьи и количества сыновей. Раздел между сыновьями осуществлялся по жребию. Младший сын традиционно оставался в доме родителей.
В2:
Чтобы в доме не было несчастий, строительство начиналось с жертвоприношения на выбранном для постройки месте. Кровь жертвенного барана собирали в таз и кропили ею четыре угла будущего фундамента. В соседнем доме жертвенная пища приготавливалась, и после ритуальной трапезы начинался процесс возведения жилища.
В1: Слайд 12-15.
Ни одно праздненство не обходилось без такого популярного вида развлечения как борьба. Она начиналась с самоэкзальтации пехлеванов: борцы крутились на одном месте, подпрыгивали и напрягали мускулатуру, показывая свою силу. Потом протягивали друг другу руки и начинали бороться. Противника нужно было уложить на лопатки любым способом. После того, как борьба заканчивалась, противники обнимались и победитель танцевал.
Учитель: Ребята обратите внимание на слайд. Перед вами имена и фотографии спортсменов турок-месхетинцев.(Учащиеся-зрители вслух прочитывают по одному предложению).
В2: Слайд 16
Что касается девушек, то их любимым развлечением были разнообразные виды гаданий. Из них наиболее популярным было гадание «хидралязы», которое заключалось в том, что девушки незадолго до сна непременно принимали сильно соленую пищу и ставили в изголовье кружку с водой. Согласно поверью, той, которая выдержит испытание, во сне явится белобородый старец на коне, который укажет ей суженого и предскажет будущее.
Учитель : Итак, инсценировка «Ночь хны». Слайд 17
Подведения итогов.( Слайды 18-20)
Учитель : Суммируя обозначенный этап формирования современной этнической культуры турок-месхетинцев, необходимо коротко остановиться на изменениях в материальной культуре. Этническая группа месхов-мусульман, подвергшаяся насильственному переселению, практически утратила основные компоненты своей материальной культуры. Этому процессу прежде всего подверглись основные хозяйственные традиции, пища, одежда, жилища.
Таким образом, подытоживая сказанное, выделим основные качественные изменения, происшедшие в этнокультурном облике турок-месхетинцев. Будучи перемешенными и дисперсно рассредоточенными в новой этнической и экологической среде, подвергнувшись политическим и социальным ограничениям, турки-месхетинцы утратили основную часть своей материальной и духовной культуры. В новых условиях, под воздействием ряда объективных и субъективных факторов происходило взаимодействие культур в новых, искусственно созданных контактных зонах. Сочетание различных исторических факторов обеспечило большую или меньшую сбалансированность этих факторов, определяющих региональную специфику. Результатом рассмотренных процессов следует считать тенденцию к замыканию турецкой общины, сопровождающуюся ростом этнического самосознания и доминирующей идеи консолидации и реэмиграции.
В заключение урока целесообразно обсудить проблему: какие на ваш взгляд, первоочередные задачи следует решить, чтобы снять проблемы современного положения турок-месхетинцев?
Ответы учеников.
Учитель: Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Благодарю всех за активное участие и эти угощенья для вас.
3