Тема урока: «Интерьер кухни. Оборудование и отделка».
Класс: 5 «Б»
Цель урока: дать понятие интерьер; познакомиться с условиями создания интерьера кухни;
Задачи:
-
Обучающие: ознакомить учащихся с интерьером кухни, оборудованием, правилами размещения оборудования на кухне, отделкой кухни;
-
Развивающие: формировать навыки правильного обращения с кухонным оборудованием;
-
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус в обустройстве помещения
Планируемые результаты:
-
Личностные – проявлять интерес к теме урока, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
-
Предметные – знать рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним, уметь выполнять эскиз интерьера кухни;
-
Метапредметные – уметь планировать, анализировать проделанную работу, контролировать работу, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: словесный, наглядно-демонстрационный, практическая работа.
Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная.
Дидактические средства: тетрадь, наглядно-иллюстрационный материал, презентация «Интерьер кухни. Оборудование и отделка».
Оборудование: ПК–учителя, мультимедийный проектор, экран.
Учебно-методическое обеспечение урока:
-
Кожина, О.А. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : учебник/ О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – 7-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016. – 254 с.
-
Кожина, О.А. Технология. Обслуживающий труд. 5 кл. : методическое пособие / О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая, Н. Б. Рыкова. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015. – 233 с.
План урока: (90 мин.)
-
Организационный момент (2 мин);
-
Актуализация знаний (4 мин);
-
Сообщение темы урока (4 мин);
-
Изучение нового материала (30 мин);
-
Практическая работа (20 мин);
-
Закрепление изученного материала (15 мин);
-
Подведение итогов урока (5 мин).
Ход урока:
-
Организационный момент (2 мин);
Учитель: (слайд 1) Здравствуйте, девочки! Меня зовут Светлана Станиславовна и сегодня, я проведу у вас урок технологии. Все готовы к уроку? А сейчас давайте улыбнемся друг другу, и в этой теплой обстановке проведем занятие.
-
Актуализация знаний (4 мин);
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «дом»?
Ученик: Родители, бабушка, дедушка, братья, сестра и т.д.
Учитель: Действительно «дом» это не только стены и крыша, а это что-то большее. Это родители, родные и близкие, соседи и друзья. Любой дом может рассказать очень многое о тех людях, которые в нем живут. Убранство и устройство дома отражает привычки, увлечения и вкусы хозяина, характеризует социальный статус и материальный достаток семьи.
Учитель: Как вы думаете, какая комната в доме считается главной?
Ученик: Кухня.
Учитель: Кухня является главной комнатой в доме. В ней мы собираемся всей семьей, на кухне можно вести задушевные беседы с подругами. Именно поэтому это помещение должно быть наиболее красивым и удобным. При оформлении кухни важно применить не только дизайнерское мастерство, но и вложить свою любовь. Ни в одной комнате так ни ценится функциональность и мобильность, как на кухне. От того, как разместятся на кухне посуда, техника, продукты зависит удобство и безопасность хозяев жилья, а так же хорошее настроение.
-
Сообщение темы урока (4 мин);
Учитель: Послушайте стихотворение, оно шуточное, но связано с темой нашего урока.
На кухню впихнули, всего-то немножко -
Два кресла, диван, и корзину с картошкой,
Обеденный стол, табурет, холодильник,
Три книжные полки, гамак и будильник,
Разделочный стол, телевизор и тумбу,
Рассаду, что высадим летом на клумбу,
Три шкафа на стену и вытяжку рядом,
Картину, со спелым на ней виноградом,
Фритюрницу, блендер, а также плиту,
Кусачки, отвертки, электропилу,
Еще кофеварку и микроволновку,
Два тостера, миксер, простую бечёвку,
Машину для стирки, стандартную мойку,
Сушилку, впихнули двуспальную койку,
Торшер, магнитолу, огромную люстру
И бочку, чтоб осенью квасить капусту,
Цветы на окно, одеяло, подушки,
Аптечку, фонарик, стеклянные кружки,
Кастрюли, тарелки и чайник в придачу…
А разве на кухне бывает иначе?
(автор – Дмитрий Усынин)
Учитель: Может ли на кухне быть иначе? Как вы думаете, чем необходимо заняться хозяевам дома, про который написано это стихотворение?
Ученик: Конечно, может быть иначе. Нужно убрать лишние вещи из кухни.
Учитель: Верно, им необходимо выполнить планировку интерьера кухни. Итак, как вы думаете какая сегодня тема урока?
Ученик: Интерьер кухни. Оборудование и отделка.
Учитель: Верно! Молодцы! (слайд 2)
-
Изучение нового материала (30 мин);
Учитель: Сегодня вы познакомитесь с интерьером, оборудованием, отделкой и украшением кухни. Слово «интерьер» (слайд 3) в переводе с французского означает «внутренний». А как вы понимаете значение слова интерьер?
Ученик: Интерьер – это внутренний мир дома, складывающийся из отдельных вещей.
Учитель: Давайте дадим определения, что такое кухня и планировка?
Ученик: (слайд 4) Кухня – помещение, которое используют для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи.
Ученик: (слайд 4) Планировка – это размещение мебели и кухонного оборудования в помещении, в зависимости от его размера и формы.
Учитель: Современная кухня, ее планировка, оборудование должны позволять быстро, легко и без лишнего утомления управляться с приготовлением пищи.
Прежде чем приступить к созданию интерьера кухни, следует определить требования, которым должно соответствовать это помещение. К современной кухне предъявляются следующие требования (слайд 4):
Эргономические – это требования, которые обуславливают удобство пользования оборудованием и мебелью.
Эстетические – это гармоничное сочетание в интерьере цвета, фактуры и формы предметов.
Санитарно-гигиенические – это здоровый микроклимат в помещении: чистота, комфортная температура и влажность воздуха, изоляция помещений от внешнего шума.
Учитель: В зависимости от назначения и использования различают следующие кухни:
-
Рабочая кухня (Слайд 5): рассчитана для приготовления пищи и хозяйственных работ. Недостатки: малые размеры, прием пищи происходит не постоянно, обычно отдельными членами семьи в разное время.
-
Кухня-столовая (слайд 6): рассчитана на приготовление и прием пищи всеми членами семьи одновременно.
-
Кухня-ниша (слайд 7): не занимает много места, но имеет непосредственное сообщение с общей комнатой, запах пищи легко распространяется по всей квартире, нет места для приема пищи.
Учитель: Зонирование кухни и «рабочий треугольник».
Вся площадь кухни делится на две зоны: (слайд 8)
Рабочая зона предназначена для приготовления пищи. Рабочие поверхности кухонного оборудования должны составлять одну непрерывную рабочую линию, позволяющую без помех выполнять все кухонные работы. Кухонную плиту и мойку встраивают в рабочую линию. При этом их верхние плоскости должны быть на одном уровне с рабочими поверхностями столов-шкафов. Если размеры и планировка кухни не позволяют устраивать непрерывную линию, то разрывы следует делать в тех местах, где заканчивается та или иная операция по приготовлению пищи. Когда кухонное оборудование располагается с учетом последовательности выполняемых операций, то это помогает рационально организовать процесс приготовления пищи и сохранить силы и время хозяйки.
Столовая зона. Если площадь кухни больше 7 кв. м. и есть возможность поставить обеденный стол на несколько человек, то таким образом создается зона столовой. Обустройство в кухне столовой зоны намного облегчает домашний труд хозяйки квартиры. При этом отпадает необходимость размещения в гостиной.
В зависимости от планировки кухни и ее размеров оборудование может быть расположено:
-
Однорядное (слайд 9) размещение оборудования применяется в маленьких кухнях-нишах, отделенных от общей комнаты.
-
Двухрядное (слайд 10) (вдоль 2х противоположных стен) лучше всего для вытянутых, удлиненных помещений. В этом случае с одной стороны можно расположить плиту, рабочий стол и мойку, а с другой - холодильник и столы-шкафы.
-
Угловое (слайд 11) (вдоль 2х смежных стен) размещение оборудования применяется для узких помещений, позволяет рационально разместить оборудование и обеденный стол.
-
П-образное (слайд 12) - (вдоль 3х стен) размещение в том случае, если кухня большая.
Учитель: РАЗМЕЩЕНИЕ МЕБЕЛИ И ОБОРУДОВАНИЯ
Расстановка мебели и оборудования в рабочей зоне должна происходить по принципу «РАБОЧЕГО ТРЕУГОЛЬНИКА» (слайд 13), который задается положением мойки, плиты и холодильника.
Небольшие размеры кухни вынуждают тщательно продумывать расстановку кухонного оборудования. Мебель на кухне должна размещаться с учетом того, что любая пища готовится в определенном порядке.
Рабочий стол удобно расположить между мойкой и плитой (рисунок слайд 14). Под мойкой устанавливается шкаф для хранения кухонного ведра с крышкой, моющих средств, щеток. Над мойкой - шкаф - сушилка для вымытой посуды.
Если позволяют габариты кухни, то рядом с мойкой желательно оборудовать дополнительную рабочую плоскость для начальной обработки продуктов, а около плиты рабочую плоскость для раскладки готовых блюд (рисунок слайд 15).
Мебель и оборудование на кухне в целях экономии площади устанавливаются вплотную друг к другу. Настенные шкафы используются обычно для хранения сухих бакалейных продуктов. Над плитой (на уровне 70 см) полезно установить очиститель воздуха. Холодильники, и морозильные камеры удобно размещать поблизости от рабочего стола, но достаточно далеко от плиты и других источников тепла.
Учитель: ОТДЕЛКА КУХНИ
Отправной точкой создания облика кухни должно быть цветовое решение.
Если окна кухни выходят на юг, юго-восток, юго-запад, то помещение можно отделать ярким, контрастным цветом (сочетание черного и белого, красный, желтый, синий).
Если окна выходят на север, северо-запад, северо-восток - то кухню оформляют в легких теплых тонах. Акцент делается на голубой, малиновый, шоколадные цвета (рисунок).
Стол можно накрыть скатертью или клеенкой гармонирующей или контрастирующей с цветом занавесок или с цветом кухонного оборудования.
Посуду лучше хранить на кухне в настенных и напольных шкафах. Если сервизы красивые их можно выставить на открытые полки. На стенах можно разместить декоративные тарелки, красивые прихватки.
Обязательно должны быть цветы, они хорошо вписываются в интерьер и поднимают настроение.
Учитель: САНИТАРНОЕ СОСТОЯНИЕ КУХНИ
Даже самая благоустроенная кухня, если она не будет идеально чистой, потеряет свое достоинство. Добиться чистоты нетрудно.
Стены у плиты и мойки чаще всего отделывают керамической плиткой, следы брызг и различного рода испарений легко удаляются с поверхности плитки при помощи губки.
Пол на кухне желательно покрыть линолеумом. За ним легче ухаживать.
Чтобы было легче соблюдать правила гигиены, поверхности столов покрываются пластиком - материалом, который очень прочен.
Учитель: Поддерживать порядок на кухне можно, выполняя следующие правила:
-
Чтобы не намусорить, обрабатывая продукты, клади их подальше от края стола. Убирай пищевые отходы со стола в ведро и ежедневно выноси мусор.
-
Посуду, которая использована, вымой сразу. Каждый член семьи, если кушает один, должен вымыть посуду за собой и убрать на место.
-
Для чистки, мытья и дезинфекции плит, раковин, плиток применяют специальные чистящие средства, пользоваться которыми необходимо согласно инструкции, указанной на упаковке.
-
Ежедневно убирая кухню, надо протирать плиту, стены, раковину, подоконники и батареи пыль на них нагревается и загрязняет воздух. Следует 3-4 раза в год делать генеральную уборку.
-
(слайд 18) Очень важно кухню проветривать. За 5-10 минут проветривания сквозняком практически весь воздух заменяется свежим.
Помните! Чистота - залог здоровья. Ухоженная и уютная кухня – визитная карточка хозяйки и зеркало квартиры.
-
Практическая работа (20 мин); (слайд 19)
Учитель: Итак, сегодня мы с вами узнали условиями создания интерьера кухни. А сейчас, девочки, представьте себя в роли дизайнера. Вам необходимо:
1. Зарисовать схему расположения оборудования (вид сверху) на своей кухне.
2. Определить, к какому виду кухни она относится.
3. Начертить рабочий треугольник.
Обратите внимание, как обозначается оборудование на схеме! Затем мы рассмотрим ваши работы и оценим их все вместе.
-
Закрепление изученного материала (15 мин);
Учитель: Что называется интерьером?
Ученик: Интерьер – это внутреннее убранство и устройство помещения.
Учитель: О каких видах размещения оборудования на кухне вы узнали?
Ученик: однорядное, двухрядное, Угловое, П-образное
Учитель: Что такое рабочий треугольник?
Ученик: Расстановка мебели и оборудования в рабочей зоне, которая задается положением мойки, плиты и холодильника.
Учитель: Что называется планировкой?
Ученик: Планировка – это размещение мебели и кухонного оборудования в помещении, в зависимости от его размера и формы.
Учитель: Что называется кухней?
Ученик: Кухня – помещение, которое используют для хранения и обработки продуктов, приготовления и приема пищи.
Учитель: Какие определенные требования предъявляют к кухне?
Ученик: Эргономические – это требования, которые обуславливают удобство пользования оборудованием и мебелью. Эстетические – это гармоничное сочетание в интерьере цвета, фактуры и формы предметов. Санитарно-гигиенические – это здоровый микроклимат в помещении: чистота, комфортная температура и влажность воздуха, изоляция помещений от внешнего шума.
Учитель: Распределите ниже перечисленные предметы (мебель и оборудование) по зонам их назначения (слайд 20 проверка выполнения задания)
Ученик (выполняют задание устно)
Учитель: Из предложенных предметов выберите изделия, являющиеся декоративными украшениями кухни (слайд 21 проверка выполнения задания)
Ученик (выполняют задание устно)
Учитель: Из предложенных предметов и бытовой химии выберите те, которые предназначены для уборки и поддержания чистоты на кухне (слайд 22 проверка выполнения задания)
Ученик (выполняют задание устно)
Учитель: Сгруппируйте данные предметы интерьера, наиболее гармонирующие между собой (соедините соответствующие предметы стрелками) (слайд 23 проверка выполнения задания)
Ученик (выполняют задание устно)
-
Подведение итогов урока (5 мин).
Учитель: А сейчас я попрошу ответить вас на вопросы:
-
Сегодня я узнала …
-
Было интересно…
-
Было трудно…
-
Я выполняла задания …
-
Я поняла, что …
-
Теперь я могу …
-
Я научилась …
-
У меня получилось …
-
Я смогла …
-
Я попробую …
-
Меня удивило …
-
Мне захотелось …
Ученик (отвечают на вопросы учителя)
Учитель: Домашнее задание (слайд 24):
-
Ознакомиться с параграфом и вопросами после параграфа.
-
Нарисуйте эскиз кухни своей мечты.
Учитель: Сегодня оценки получают … (выставляет оценки за активность на уроке, и за выполнение практической работы).
Ученик (записывают домашнее задание в дневник)
Учитель: Урок окончен. Всем спасибо за внимание! До свидания! (слайд 25)