Приложение № 1.1. к Положению
Заявка на участие
в конкурсе методических разработок и проектов среди педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Фамилия, имя, отчество автора (полностью, по паспорту) | Тагирова Марал Исмаиловна |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Муниципалитет | Г.Махачкала |
Место работы (полное наименование учебного заведения согласно уставу ОО) | МБОУ «СОШ № 60 им.И.Д.Шугаибова» |
Педагогический стаж | 6 лет |
Квалификационная категория | нет |
Номинация конкурса | «Педагог-новатор» |
Название конкурсной работы | Интернет-мемы как средство повышения интереса учащихся к уроку истории |
Контактный телефон | 8960 417-43-30 |
Электронная почта | [email protected] |
Комплекс конкурсных мероприятий «Науки юношей питают»
среди педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, студентов среднего профессионального образования, учащихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных образовательных организаций
Конкурс методических разработок и проектов среди педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Методическая разработка / Проект
«ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ИСТОРИИ»
Номинация: «Педагог -новатор»
Автор: Тагирова Марал Исмаиловна
Место работы:МБОУ «СОШ № 60 им.И.Д.Шугаибова», учитель истории
Контактный телефон:
8960-417-43-30 Адрес электронной почты: [email protected]
ИНТЕРНЕТ-МЕМЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К УРОКУ ИСТОРИИ
Аннотация: в статье раскрывается когнитивный потенциал мемов, которые способствуют формированию интереса у учащихся к уроку истории в средней школе. Мем – новое явление, подобно вирусу проникающее во все сферы деятельности современного общества, педагогику в том числе. В статье раскрывается понятие мема в теории коммуникации, выясняется необходимость его использования на уроках истории в средней школе, обосновывается выбор мемов для фокусировки внимания, выявляется степень их влияния на формирование мотивации обучающихся.
Ключевые слова: мем, мотивация, коммуникация, педагогическая технология, интерактивность, «иду на вы!», «прошаренное поколение».
Современная система образования ставит перед собой цели воспитать коммуникабельных, эрудированных учеников, которые могут самостоятельно добывать, интерпретировать и оценивать получаемую информацию. Мы хотим видеть учеников целеустремленных, вовлеченных в новый материал, а не «отбывающих» время в школе. Ежедневно учащиеся потребляют огромное количество информации, общаясь друг с другом, получая новые знания на уроках, а также проводя по несколько часов в социальных сетях. Социальные сети цепляют внимание ребенка, он смотрит десятки коротких видео в TikTok, читает посты в Instagram, следит за жизнью кумиров и сам зачастую хочет стать начинающим блогером. Анализируя данный момент, невольно возникает идея использовать социальные сети в процессе обучения.
История – предмет, состоящий из множества событий и дат. Одни темы усваиваются учащимися лучше, иные вызывают трудности. Вот тут на помощь педагогу и может прийти мем, но не простой, а исторический. Мем – идея, символ, облаченные, как правило, в яркую, емкую форму, отражающую суть явления или события.
Сегодня трудно представить общение без интернет-мемов, особенно среди молодежи. Они быстро "проникли" в повседневное общение и стали его неотъемлемой частью, повышая интерес и красочность, активно используются учащимися в школьной среде. Чем креативнее мем, тем больше спрос на его использование. Поэтому, на наш взгляд, применение системы интернет-мемов повышает интерес учащихся к урокам истории.
В 21 веке возможности информационного общества расширились. Об этом свидетельствует процесс глобализации, изменения в сфере информации и коммуникаций в мире, развитие определенных видов коммуникации - массовых коммуникаций [5, с.3-5]. Благодаря этим процессам создаются новые пространства, обновляются средства передачи информации, происходит общение на разных уровнях коммуникации. Эти процессы существуют во всех социальных институтах, включая школьную среду.1. Интернет-мемы являются одним из средств массовой коммуникации. Нас интересует, как с их помощью передается и воспринимается информация на уроках истории . Давайте попробуем ответить на вопрос о том, действительно ли мемы обладают широкими когнитивными возможностями.
Термин "мем" был впервые введен в 1976 году английским биологом Р.А. Докинзом в книге "Эгоистичный ген", в русской транскрипции он появился как "мим", но закрепился как "мем" - единица хранения и передачи информации в области культуры. При воспроизведении мемов важны плодовитость и относительная точность [3]. Сейчас термин приобрел новое значение. Исследователь Т.Е.Савицкая пишет, что мемы переживают этап формирования глобальной культуры постмодерна. Включает в себя отредактированные фотографии, фотомонтажи и видео [7]. Благодаря социальным сетям и другим программам для общения людей мемы распространяются мгновенно, и есть возможности для дальнейшего редактирования и неограниченного воспроизведения. Таким образом, "мемы" означают короткую информацию популярного содержания, воспроизводимую в Интернете в различных авторитетных контекстах с неограниченными возможностями трансляции.
Человек не может мыслить вне общения, вне коммуникативного пространства. Поскольку он хочет говорить и слушать, коммуникация всегда выполняла связующую функцию в обществе, наполняя жизнь человека смыслом, способствуя передаче опыта от одного человека к другому, формируя, утверждая и транслируя традиции из поколения в поколение [5, с.6]. Как известно, ученик школы освоит базовую программу и приобретет полезные качества в будущем. Например, мобильность, способность выполнять нестандартные трудовые действия, ответственность, умение принимать самостоятельные решения. [6,с.2-4]. На протяжении всего учебного процесса студентов сопровождают преподаватели, которые используют педагогические методы обучения для освоения курсов предметов. Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор специальных методов, педагогических техник и средств обучения. С начала XXI века сфера применения методик преподавания расширилась и помогла сконцентрировать внимание учащихся, но учителя не могут уделять теме достаточно внимания, чтобы усвоить материалы урока. Мемы могут служить таким инструментом, где учащимся необходимо выбрать средства изложения материала, чтобы они могли понять, а также запомнить и воспроизвести знания, полученные, например, при обновлении материала на уроке.
Учебные занятия непременно запомнятся учащимся: если после выхода из аудитории в их мыслях всплывает изученная информация, то "интерактивность" (способность взаимодействовать, или способность находиться в режиме беседы, взаимодействовать с кем-то (персоной) или чем-то (для например, компьютер), присущий лемме) станет успешной памятью. чтобы способствовать распространению. Мем "цепляет" память, привлекает к себе внимание своей необычностью, оригинальностью, остроумием, особым стилем и образом [4].
Исходя из характеристик, содержащихся в меме, он станет хорошим союзником учителя на уроках истории, особенно если преподнесен правильно. "Мемы ничего не говорят напрямую, аллегорически намекают на важные вопросы, являются легкомысленными, шутливыми, провокационными и имеют форму, которую легко запомнить".[4] Если вы видите это впервые, поразмыслив над этим, каждый может прийти к информации, на которую указывает мем. Его легко запомнить, потому что перед этим ученик получает необходимую информацию и переосмысливает ее с помощью мемов. Таким образом, используя мемы, учитель может сфокусировать сознание ученика на теме урока.
Мемы - это мотивирующие (сознательные или бессознательные психические факторы, которые побуждают к определенным действиям и определяют их направление и цели [2, с.97]).
В какой же момент на уроке мы можем использовать наш яркий образ? Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что мем впишется буквально в любую часть урока, будь то актуализация знаний или закрепление материала. Конечно, наиболее популярной формой мема будет являться графическое изображение. Это может быть изображение исторической личности с какой-либо подписью, отражающей важную идею, которую необходимо передать учащемуся. Например, портрет Александра II с подписью (рис.1 и рис.2) В первом случае, подпись к портрету Александра II позволит нам понять, что он был убит в результате террористического акта, когда народники бросили бомбу под колеса его кареты, а во втором случае царь-освободитель представлен в виде главного героя фильма “Матрицы”: Александр “уворачивается” от множественных покушений, будто Нео останавливает огромное количество пуль, летящих в него.
Следует отметить, что необязательно интернет-мем должен нести какуюто смысловую нагрузку, он может быть просто использован на уроке в качестве
средства развлечения, ведь юмор, использованный в меру, всегда располагает к лучшему усвоению материала (Рис.3)
Ученик, внимание которого притуплено и отключено на некоторое время, проснется, и человек, который внимательно слушал, сможет рассмеяться. И учитель снова акцентирует внимание на мемах, которые были использованы. По мере роста понимания и интереса учащихся сложные формулировки исторических процессов, событий и решений знаменитостей превращаются в осознанные тексты, которые на первый взгляд кажутся простыми для понимания, но, как вы можете видеть, обладают широким спектром когнитивных способностей. Один из исследователей мемов сказал, что мемы распространены повсеместно, как вирус, проникающий в подсознание, как средство конкуренции в бизнесе, в современном маркетинге и т.д. Использование мемов в этой области показывает, что они актуальны, и люди зарабатывают на них миллионы. Грамотное использование когнитивных способностей мемов в старших классах и их включение в контекст образовательных уроков повысят интерес учащихся и, как следствие, мотивацию к урокам истории. Кто знает, насколько хорошо "талантливое поколение" будущих детей - сообщество людей с широким кругозором, которые разбираются во многих вопросах и идут в ногу с техническим прогрессом - достигнет своих жизненных целей, карьерных высот, если они начнут со средней школы и будут использовать мемы в обучении своих учеников.
Список литературы
1. Карамзин Н.М. История государства Российского. Глава 7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://digteh.ru/history/Karamzin/01_07/ (дата обращения: 7.12.2017).
2. Колесникова Г.И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности. М.: Директ- медиа, 2014.
3. Кронгауз М. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и Жизнь. № 10, октябрь 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nkj.ru/archive/articles/21327/ (дата обращения: 04.12.2017).
4. Мемы – мифы или реальность? // Школа жизни.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-35193/ (дата обращения: 7.12.2017).
5. Моисеева А.П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Том. политехн. ун-т. Томск, 2004. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ctl.tpu.ru/files/teorcommup.pdf/ (дата обращения: 04.12.2017).
6. Профессиональный стандарт педагога. С. 2-4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html 3071/ (дата обращения: 04.12.2017).
7. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры // Культура в современном мире, 2013. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm- s3.pdf (дата обращения: 07.12.2017).
8. Тирон Е. Мем – это «вирус ума». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.advertology.ru/article72035.htm/ (дата обращения: 07.12.2017).
Приложение 1