СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интгрированый урок "Европа- центр цивилизации"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня у нас необычный урок. Он соединил географию и музыку, так же в нём будут элементы истории, литературы. Вы узнаете, какое значение имеет Европа для всего мира, какой вклад внесла в мировую цивилизацию.

Просмотр содержимого документа
«Интгрированый урок "Европа- центр цивилизации"»

















































«Европа – центр цивилизации»

(интегрированный урок географии, музыки и литературы)

Тема урока: «Европа, её роль и значение, вклад в мировую культуру и цивилизацию»

Цели урока:

1. Показать значение Европы для всего мира как центра современной цивилизации, её роль и вклад в мировую культуру.

2. Углубление межпредметных связей: природа – источник вдохновения для писателей, поэтов, художников и композиторов.

3. Знакомство с крупнейшими композиторами и их произведениями, народным творчеством, поэзией.

Ход урока:

(Звучит музыка И.С. Баха «Токката и Фуга»)

Учитель географии:

Сегодня у нас необычный урок. Он соединил географию и музыку, так же в нём будут элементы истории, литературы. Вы узнаете, какое значение имеет Европа для всего мира, какой вклад внесла в мировую цивилизацию. Познакомитесь с крупнейшими странами, их географическим положением, с выдающимися людьми, прославившими свою Родину – художниками, композиторами, путешественниками и исследователями.

Учитель музыки:

На уроке мы исполним и прослушаем некоторые произведения великих европейских композиторов. Постарайтесь услышать и определить, как воплотилась природа в музыкальных образах.

Учитель литературы:

На уроке прозвучат стихи наших поэтов, которые с такой любовью описывали свои впечатления о странах, в которых они побывали.

Учитель географии:

Мы приступили к изучению Евразии. А сейчас совершим музыкальное путешествие по четырём океанам, омывающим Евразию.

Учащиеся исполняют песню

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЧЕТЫРЁМ ОКЕАНАМ»

1. Закованный в лёд океан

В полыньях, разводьях туман.

Сверкают туманы торосов,

Эй, смотри, капитан!

Ведь раздавят корабль

И бегут по тревоге матросы.

2. Ревущий в штормах океан

Ошибся Фернан Магеллан

Какой, же он к дьяволу, Тихий.

Нет уж силы в руках,

Страх и ужас в глазах,

И уж слышны предсмертные крики.

3. Индийский шумит океан.

Кокосы, банан и баньян.

Кораллы, жемчуг и алмазы…

Здесь так много чудес,

Как тропический лес,

Всё познать нам удастся не сразу.

4. Атлантика бьёт нас волной

Бискайский залив озорной

Европы наш берег заветный.

Ведь тут центр мировой

Грозят новой войной,

Хрупкий мир нарушая чудесный.

Учитель географии:

Евразия исторически делится на две части света: Европу и Азию. Проведём границу между ними.

(Работа с контурной картой: нанести границу между Европой и Азией)

Сообщения учащихся:

Европа. От твоих берегов отплывали каравеллы Колумба и Магеллана. Суровые викинги и архангельские поморы, греческие и римские галеры, казачьи струги бороздили просторы омывающих тебя морей и океанов.

Отсюда отправлялись в путешествие в Индию и Китай отважные Марко Поло и Афанасий Никитин. Шли навстречу солнца в Сибирь казаки – землепроходцы – Ермак, Семён Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Семён Челюскин, Витус Беринг. Испытывая невероятные трудности и лишения, исследовали Центральную Азию Н.М. Пржевальский, Семёнов – Тянь – Шанский и многие другие. Их имена на картах мира.

(Показ географических объектов, названных в честь этих путешественников)

Европа дала миру таких титанов в области музыки, как Бах, Моцарт, Бетховен, Глинка, Чайковский, Римский – Корсаков, Иоганн Штраус и другие.

Музыкой в камне стоят великолепные дворцы и храмы. Древняя Эллада и Рим, Париж, Лондон и Берлин, Венеция, Москва и Петербург – всё здесь дышит историей: звон мечей и грохот битв.

(Звучит мелодия «Сиртаки»)


Сообщение учащихся:


ГРЕЦИЯ

Более 2000 лет назад на берегах Эгейского моря возникла цивилизация, явившая миру удивительные достижения во всех областях человеческой деятельности. Значение Греции огромно. Греческая письменность послужила основой для многих языков, в том числе, в том числе русского. Здесь возник театр. Произведения Гомера, Эсхила, Геродота переведены почти на все современные языки. Постройки, статуи служили образцами, на которых учатся архитекторы и скульпторы последующих поколений.

Греция – родина олимпийских игр.

А сейчас исполним песню современного композитора Микиса Теодоракиса « Я – фронт».

Стихотворение «Греция – любовь моя».

Греция – виденье моих снов,

Родина мифических героев.

Скалы здесь – обители Богов

В памяти живут герои Трои.

Дух здесь Православия царит

Прошлому не шлются вслед проклятья,

Душу грека танец веселит,

А какие песни здесь поются.

К Греции любовь – в крови моей

Божеством пленительны красоты.


ИТАЛИЯ

«Все дороги ведут в Рим». До сих пор эта крылатая фраза в ходу. Великая Римская империя – крупнейшее рабовладельческое государство древности. Расцвет науки, архитектуры – это города, амфитеатры, цирки, библиотеки, театры, дороги, водопроводы, арочные мосты и многое другое. Это латинский язык, который служит основой для многих европейских языков – итальянского, французского, римского и др. Именно отсюда пошла эпоха Возрождения.

Это расцвет науки, искусства и культуры в Средневековье. Гениальные творения Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Знаменитые скрипки Страдивари, Николо Амати и Гварнери, на которых играл великий волшебник, заставлявший людей любить и страдать, плакать и смеяться – Никколо Паганини. Это и Джузеппе Верди и Джакомо Россини.


(Звучит запись песни «Санта Лючия» в исполнении Робертино Лоретти).

«Джоконда»

Джоконда или Мона Лиза

С картины смотрит. «Кто Она?»

То тень лукавства, то каприза,

То грех, то святость в ней видна.

С улыбкой дивной, несравненной

Ты кажешься опять живой…

Полупечальной иль надменной,

С ума сводящей шар земной.



ГЕРМАНИЯ

(на фоне «Лунной сонаты» Бетховена)

В средние века Европу терзали постоянные войны. Одни государства возникали, другие гибли. В это время на территории Германии было много княжеств. И в одном из них, в семье Бахов – музыкантов родился Иоганн Себастьян Бах, про которого Бетховен сказал: «В мире среди музыкантов был только один Бах».

Моцарт, Шуберт, Штраус, Вагнер, Гендель, Брамс – более двух десятков выдающихся и великих музыкантов дала Германия миру. В их произведениях, навеянных образами прекрасной природы, звучат шум леса, пение птиц, звон ручьёв и водопадов.

Германия дала миру не только великих музыкантов, поэтов и художников, но и других выдающихся личностей во многих областях. Это и великий путешественник, учёный, основоположник географической науки Александр Гумбольдт, объездивший полмира, и Мартин Бехайм, создавший первый глобус, и Меркатор, по картам которого мы учимся.

(Звучит мелодия Людвига ванн Бетховена «Сурок»)

Стихотворение «Германия» Марина Цветаева.

Ты миру отдана на растерзанье

И счёта нет твоим врагам,

Ну, как же я тебя оставлю?

Ну, как же я тебя предам?

И где возьму благоразумье:

«За око – око, кровь – за – кровь,

Германия, моё безумье!

Германия, моя любовь!


ФРАНЦИЯ

Это прежде всего Париж, Эйфелева башня, Собор Нотр – Дам, Лувр где хранятся бесценные художественные произведения. С Францией связано нашествие Наполеона на Россию в 1812 году, Великая Французская революция. Это и «Марсельеза», сочинённая пехотным капитаном Руже де Лиллем всего за одну ночь. За эту песню преследовали, сажали в тюрьму, расстреливали, а сейчас она является гимном Франции.

(Исполнение «Марсельезы»)

Франция – законодательница моды, знаменитой косметики и прекрасных вин. Это так же прекрасные автомобили, самолёты и космические корабли.

Известные «три мушкетёра» А. Дюма – гимн дружбы, чести и достоинства. Жюль Верн, который в своих фантастических произведениях с поразительной точностью предсказал современные технические достижения.

Гектор Берлиоз, Шарль Гуно, Жорж Бизе, музыка которых не сходит со сцены. Франция может гордиться своими сыновьями, имена которых мы читаем на карте мира.

Стихотворение « Ода Парижу» София Добролюбовская.

Кто был в Париже

Тот уже навек влюблён…

В тот город яркий

Наслаждениями полон.

Кто запах Сены

Утренней вдыхал

Тому тот аромат

Неслыханности дорог.

Кто видел Нотр – Дам,

Тот всей душой

Поверил в то, что

Каждый дюйм живой.

И дух Парижа навсегда

Останется в сердцах и душах!

Нет на земле прекрасней места

Париж – летишь на крыльях.


ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

(Звучит песня группы «Битлз» «Потому что…»)

«Владычицей морей» назвали эту страну и недаром. Джеймс Кук, Френсис Дрейк, адмирал Горацио Нельсон, Давид Ливингстон, Генри Мортон Стенли, Генри Гудзон, Александр Макензи, Роберт Скотт и много других отважных мореходов и путешественников оставили свои имена на карте мира.

Полмира говорит на английском языке. Отсюда пошла промышленная революция, охватившая весь мир.

Здесь родились великие сыны человечества – Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин, Эдуард Дженнер, Джордж Байрон, Дениел Дефо, Джонатан Свифт, Роберт Скотт, Конан Дойл и многие другие.

Робинзон Крузо, Гулливер, Шерлок Холмс – кому незнакомы эти герои книг и их приключения.

В 60-е годы 20 века четверо молодых ребят из Ливерпуля образовали группу «Битлз». Прекрасное пение и инструментовка, композиции, основанные на народных мелодиях, обевпечили грандиозный успех и популярность. Они оказали огромное влияние на современную эстраду. Как грибы после дождя, стали появляться по всему миру ВИА – вокально – инструментальные ансамбли.


(Прослушивание одной из песен группы «Битлз»)


Михаил Светлов.


Плыву, плыву в тумане,

Плыву в кругу ночей.

Британия, Британия,

Владычица морей.

Вокруг земного шара

Британская вода,

Стоят у Гибралтара

Английские суда.

Неисчислимы рейсы,

Широкий путь открыт, -

У берега твой крейсер

На Индию глядит,

Ты в Африке оставила

Следы от якорей,

Британия, Британия,

Владычица морей.



ГОЛЛАНДИЯ или НИДЕРЛАНДЫ

(Звучит музыка Клода Дебюсси «Лунный свет»)

Крошечная по территории страна, а по вкладу в мировую цивилизацию стоит наравне с крупными. Упорнейшим трудом отвоёвано у моря 2/3 площади. И до сих пор десятки тысяч ветряных мельниц откачивают воду за дамбы – в открытое море.

«Сад и огород Европы», цветочная страна. Были времена, когда за одну луковицу тюльпанов одного сорта отдавали целое состояние. В Голландию ездил Пётр Первый учиться корабельному искусству. Голландских купцов можно было встретить во многих уголках земного шара. Много новых земель было открыто и исследовано голландскими моряками. Им принадлежит открытие Австралии. Именем Абеля Тасмана назван остров Тасмания.

Картины голландских художников и в первую очередь Рембрандта, представляют огромную ценность.

Стихотворение «Голландия» Татьяна Резвова

Голландия дождлива от прилива

Цветочных чувств тревожной глубины.

Велосипеды катятся игриво

По лужам облаков моей судьбы.

Дождь моросит и летом и зимою,

Весна скучает где - то за углом.

И расплавляет до красна тюльпаны,

Которыми любуется весь мир.


СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ

(Звучит музыка Эдварда Грига «В пещере горного короля»)

Три страны располагаются на Скандинавском полуострове – Швеция, Норвегия и Финляндия. удивительно живописна природа этих стран. Горы, поросшие лесом, многочисленные ручьи, речки и водопады. Извилистые узкие заливы – фьорды, многочисленные ледниковые озёра, моренные холмы. Всё здесь дышит поэзией – сказочные феи, тролли, гномы – непременные участники сказаний, эпосов, саг, песен и танцев. Здесь создавали свои бессмертные произведения Эдвард Григ, Ян Сибелиус, Генрих Ибсен и многие другие.

(Исполняется произведение Эдварда Грига «Заход солнца»)

Эта земля – родина викингов, которые задолго до Христофора Колумба открыли Америку и основали поселения. Их потомки – Рауль Амундсен, Фритьоф Нансен, Тур Хейердал и многие другие путешественники вошли в историю исследования Земли.

Стихотворение «У скандинавских скал»

Дремлют гранитные скалы,

Викингов приют опустевший,

Мрачные сосны одели их

Твёрдую тёмную грудь.

Ластится к берегу море волной

Шаловливо – беспечной,

Сердце невольно томится какою –

то странной тоской:

Хочется слиться с Природой,

прекрасной, гигантской, и вечной,

Хочется капелькой быть в безграничной

Пучине морской.


ИСПАНИЯ и ПОРТУГАЛИЯ

(Звучит произведение Петра Ильича Чайковского «Испанский танец»)

Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Васко да Гама, Эрнан Кортес – именно с этих людей начинается эпоха Великих географических открытий. В этих людях удивительно сочетались жажда наживы, авантюризм, смелость, упорство и отвага.

В результате завоеваний в Америке и Африке образовались многочисленные колонии, откуда отплывали набитые заморскими товарами, золотом и драгоценностями испанские галеоны. Сюда принесли свой язык, обычаи и культуру испанцы и португальцы. К великим сынам Испании принадлежат: Мигель де Сервантес, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо и многие другие.

Стихотворение «Пиренеи»

По Пиренейским предгорьям

На велосипеде

Я бы хотел целый день колесить…

Пусть матадором моим будет ветер,

Алой мулетой – закатная нить.

Рвётся душа к невесомости странствий,

В сказочный край, что до боли богат

Духом истории…В гордом убранстве

Горных пейзажей, бездонный закат.



СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ (Польша, Венгрия, Чехия)

(Звучит вальс Фридерика Шопена)

Центр Европы. Как живописна их природа, как хорош и многолик Татрский лес, величественный Дунай. Неповторимой красоты венгерское «море» - озеро Балатон.

Венгрия! Конец апреля!

Мы катаемся везде:

То направо, то налево

Видим всё, во всей красе!

Удивляет, изумляет

Эта дивная страна:

Короли, дворцы, костёлы…

Величава, хоть мала!

Каждый камень, как легенда,

Здесь история во всём.

(Болгария, Румыния, страны бывшей Югославии)

Балканы. Благословенный край. Изумительные по красоте пейзажи: горы и долины, лазурное море и знаменитые карстовые пещеры.

Бурные ритмы, огненные мелодии льются над празднично украшенными улицами и площадями. Юноши и девушки в национальных костюмах кружатся в вихрях танца. Звучат народные мотивы в замечательных произведениях Иоганнеса Брамса, Ференца Листа, Имре Кальмана. Глубочайшей нежностью, любовью к Родине пронизаны произведения Фридерика Шопена, Михала Огинского.

(Звучит полонез Огинского «Прощание с Родиной» и мелодия танца «Молдовеняска»)

Стихотворение «Ах Болгария, Болгария!» Леонида Зеленского.

Кто – то грезит о Баварии,

И мечтает про Китай,

Ну, а я сейчас в Болгарии,

Не страна, а дивный рай.

Люди здесь простые, милые,

И по - русски говорят,

Озорные и шутливые,

Угостить всех норовят.



Учитель географии:

Вот и закончилось наше удивительное путешествие по некоторым странам Европы. Надеюсь, оно вам понравилось и вы захотите ещё ни раз туда вернуться. В этом вам помогут современные средства массовой информации, интернет.


Закрепление материала:

1. Учебно – тренировочная работа по политической карте атласа.

2. Показ по карте стран Европы.

3. Просмотр презентации: «Природа Зарубежной Европы».


Подведение итогов:

Беседа 1. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке.

2. Какой вклад внесла Европа в мировую культуру.

3. Каково значение европейцев в открытии и исследовании новых

Земель.

4. Назовите имена запомнившихся вам композиторов и

путешественников, поэтов.

Домашнее задание:

1. Нанести на контурную карту страны Европы;

2. выучить параграф 55;

3. подготовить презентацию или сообщение об одной из стран.

14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!