Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8 с. Садового Арзгирского района Ставропольского края
Интегративно – игровое занятие
«Основы предпринимательской деятельности».
11 класс
Автор:
Кисилёва Евгения Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ СОШ№8 с.Садового Арзгирского района
Адрес:
356574, Ставропольский край, Арзгирский район, с. Садовое,
ул. Школьная,45 тел.(8-86560)58-1-75
МКОУ СОШ№8
2017г.
Цель: Формирование комплексного понимания сущности и способов предпринимательской деятельности.
Задачи:
изучить позитивный опыт и рассмотреть роль российских предпринимателей в экономике страны;
назвать основные предпринимательские ценности прошлого и настоящего;
повторить терминологию и изучить новые понятия на примере исторических фактов;
найти решения задач, защитить свой девиз, выступить перед классом, аргументировать свою точку зрения.
Формирование компетенций учащихся:
личностных: формирование готовности обучающихся к личностному самоопределению, мотивации к обучению, развитие способности ставить цели и строить жизненные планы; закрепление навыков сотрудничества; помощь осознанном выборе будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания; формирование позитивного предпринимательского мышления и образа предпринимателя;
метапредметных: формирование способности использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (познавательные и коммуникативные); совершенствование навыков исследовательской и проектной деятельности, решения практических задач, умения ориентироваться в экономических событиях, оценивать их последствия;
предметных: освоение специфических экономических умений _ мыслить широко и системно; овладение новой научной терминологией , ключевыми понятиями, методами и приёмами; формирование исторического кругозора за счёт развития интереса к предмету «Экономика», истории предпринимательства и предпринимательской деятельности.
Средства обучения: ТСО, Конституции РФ, Гражданские кодексы РФ, комплекты раздаточного материала, словари.
Ход занятия
Учащиеся делятся на три группы по цвету бэйджей: красные, синие, белые; таблички на столах соответствуют цветам бэйджей).
Игра начинается с представления команд (девиз и основная бизнес-идея). Каждая команда по очереди выбирает категорию и номер вопроса. Учитель зачитывает вопрос и даёт всем командам по две минуты на обсуждение ответа. Затем даётся ещё минута на запись ответов (фиксируется на листках в тезисной форме и крепится к доске в соответствии с номерами команд).
За каждый правильный и полный ответ команда получает от 1 до 3 баллов.
Категории вопросов:
Известные купцы, предприниматели, меценаты.
Организационно – правовая форма предпринимательской деятельности.
Нормативно-правовые акты о предпринимательской деятельности
Решение задач.
Известные купцы, предприниматели, меценаты.
Задание 1.
В славном в Нове-граде
Как был Садко – купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил - играл Садко.
Какие выводы о форме организации предпринимательской деятельности Садко можно сделать из отрывка?
Ответ: индивидуальная деятельность или индивидуальное предприятие – дело, которым владеет только один человек. Тезисно опишите, что должен был сделать Садко, чтобы из музыканта стать купцом?
Ответы: создать интересные музыкальные произведения; создать концертный коллектив; организовать гастроли в разных городах; сделать имя коллектива брендом, узнаваемым названием; заняться ввозом музыкальных инструментов в Новгород, открыть торговые лавки.
Задание 2.
Он родился в семье крестьянина Никиты (в данном случае – это отчество, а не фамилия), совершил путешествие в 1468-1474 гг. по Персии и Турции; составил описание этого путешествия. Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.
Отправившись из Нижнего Новгорода, он был ограблен астраханскими татарами в устье Волги и, не захотев с пустыми руками возвращаться обратно в Индию, имея при себе жеребца, которого он надеялся там выгодно продать, и, купив товары, пользовавшиеся спросом на Руси, возвратиться домой. Как купец он не имел успеха: единственная торговая операция, описаннаяв его книге, - перепродажа жеребца – обошлась ему в убыток.
Записки обнаружил Н.М. Карамзин в архиве Троицкого – Сергеевского монастыря и в 1818 г. опубликовал отрывки из них в примечаниях к шестому тому «История государства Российского».
Ответ: купец Афанасий Никитин, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Задание 3
Символом русского предпринимательства XIX в стала семья старообрядцев. Родоначальник семьи – крепостной помещика Н.Г. Рюмина – прошёл длинный путь от пастуха, извозчика, наёмного ткача на фабрике до владельца собственного шёлкоткацкого заведения.
В 1820г. вместе с сыновьями основатель династии выкупился из крепостных на волю за огромные по тем временам деньги -17 тыс. рублей. В1820-1840-е годы ими были созданы четыре хлопчатобумажные фабрики, которые во второй половине XIX в. выросли в четыре огромные фирмы.
Один из представителей династии уже в 24- летнем возрасте успешно руководил такой промышленной махиной, как Никольская мануфактура, где трудились более 30 тыс. рабочих и служащих.
Девиз этой известнейшей династии: «Благо Отечества – наше благо».
Назовите династию и её ярчайшего представителя.
Ответ: династия Морозовых, Савва Морозов (1862 – 1905) – руководитель Никольской мануфактуры, российский коммерсант, меценат.
Задание 4
Этот род ведёт своё происхождение от новгородца Спиридона, современника Дмитрия Донского (первое упоминание – 1395г.), внук которого владел землями в Двинской области. От фамилии этого рода происходит название направления в русской иконописи конца XVI - начала
XVIIв. и архитектурного стиля «московское барокко».
Представители рода развивали в своих владениях (на ранее диких просторах) земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы. Они строили города, крепости, с помощью своих военных дружин подавляли восстания местных народностей и присоединяли к России новые территории в Предуралье, на Урале и в Сибири.
Их девиз был: «Отечеству принесу богатство, себе (оставлю) имя».
Ответ: купцы и предприниматели - Строгановы.
2. Организационно – правовая форма предпринимательской деятельности.
Задание. Заполните сравнительную таблицу (учитываются время и правильность заполнения). Ответы и баллы крепятся к доске в соответствии с номерами команд.
Линии сравнения | ООО Общество с ограниченной ответственностью | ОАО Открытое акционерное общество | Производственный кооператив |
Ответственность по обязательствам | | | |
Количество участников | | | |
бизнес | | | |
ответ
Линии сравнения | ООО Общество с ограниченной ответственностью | ОАО Открытое акционерное общество | Производственный кооператив |
Ответственность по обязательствам | Размер вклада | Сумма стоимости акций | Равна паю |
Количество участников | Не более 50 | Не ограничено | Не менее 5 |
бизнес | средний | крупный | мелкий |
Нормативно-правовые акты о предпринимательской деятельности
Работа с нормативными документами.
Учитель: Предпринимательская деятельность регулируется довольно большим списком законов и подзаконных актов.
Нам предстоит вспомнить и уточнить сейчас:
Какие основные нормативно-правовые акты регулируют и определяют предпринимательскую деятельность?
Какие формы предпринимательской деятельности определяет закон?
Что такое юридические лица и условия их возникновения?
Для этого мы поработаем с пакетом документов и заполним таблицу №1 «Нормативно-правовые акты о предпринимательской деятельности»
| Задания |
1 группа | Конституция РФ о предпринимательской деятельности |
2 группа | Гражданский кодекс РФ о предпринимательской деятельности |
3 группа | Понятие и возникновение юридического лица. |
Ответы произносятся вслух и крепятся к доске в соответствии с номерами команд.
| Задания | Статьи и пункты | Правильные ответы |
1 группа | Конституция РФ о предпринимательской деятельности | Ст. 34 Конституции РФ | Статья 34 П. 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. П.2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. |
| Задания | Статьи и пункты законов | Правильные ответы |
2 группа | Гражданский кодекс РФ о предпринимательской деятельности | Ст. 2. п.1, п.2. Ст. 23. п.1. Гражданского кодексаРФ | Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина. П.1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. |
| Задание | Статьи и пункты законов | Правильные ответы |
3 группа | Понятие и возникновение юридического лица. | Ст. 48. п.1. Ст. 51. п.1. Гражданского кодекса РФ | П.2. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде. |
4.Решение задач.
№1
Константин Викторович много лет проработал механиком на предприятии «Восход». Как владелец ценных бумаг он получал часть прибыли предприятия; участвовал в ежегодных собраниях, на которых обсуждались вопросы повышения эффективности работы предприятия. Право на доход сохранилось за ним и после ухода на пенсию.
Какую форму собственности иллюстрирует этот пример? Какие ещё права есть у его работников? Назовите 2 таких права (право на передачу и продажу акций, право на выход)
№ 2
Фирма « Аэлита» возникла в результате объединения лиц и имущества. Учредительным документом фирмы является учредительный договор. Участники отвечают по обязательствам всем своим имуществом. Какую организационно – правовую форму представляет собой « Аэлита»? (полное товарищество)
№ 3
Что общего у ООО и АО? (ответ: 3)
Минимальное количество участников – 1, максимальное – 50
Уставной капитал состоит из стоимости долей участников
Учредителями могут быть граждане и юридические лица
Общество может быть открытым и закрытым
№ 4
На общем собрании производственного кооператива было принято постановление о преобразовании его в акционерное общество. Недовольный этим решением член кооператива гражданин Н. написал заявление о выходе из кооператива. Что должен получить Н. при расчёте? (свой пай и часть имущества, соответствующего этому паю)
Ответы произносятся вслух и крепятся к доске в соответствии с номерами команд. Выставляются баллы и подводятся итоги занятия.
Результаты интегративно – игрового занятия: «Основы предпринимательской деятельности».
Для учащихся результатом урока должны стать:
понятия, факты, взаимосвязи и способы действий; достижения практико- ориентированных результатов образования – реализация и презентация результатов групповых проектов;
знания об экономической сфере как базовой в жизни общества;
формирование экономического мышления;
закрепление навыка поиска актуальной информации в различных исторических источниках; умений применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально- экономических ролей и ориентироваться в текущих экономических событиях в России.
Для учителя результатом урока должны стать:
мотивация учащихся к занятию проектной внеурочной деятельностью;
повышение мотивации к подготовке к итоговой аттестации;
закрепление умения использовать широкий спектр социально- экономической информации при анализе и оценке конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
сформированность историко - предметных компетенций.
Литература:
1.Л.Н. Боголюбов. Обществознание 11 класс, базовый уровень. – М.: Просвещение, 2011.
2. А.Б. Безбородов, В.В. Минаев. Обществознание в вопросах и ответах.– М.: Проспект, 2012.
3.П.А.Баранов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. – М.: АСТ, 2014.
4. Благотворители меценаты прошлого и настоящего: Словарь – справочник от А доЯ/ Авт. Сост. М.Л. Макальская, Н.Н. Бобровская. М. 2003.
5.История предпринимательства в России. / Ответ. Ред А.В. Семёнова. М. 2000.
6. Липсиц И.В. Экономика. В2 кн. М. 2004.
7. Равичев С.А., ГригорьевС.Э. Протасевич Т.А. Сборник тестовых заданий по экономике (8-11 классы). М., 2004.