МБОУ Токаревская СОШ №1 филиал в с. Сергиевка
ДОКЛАД
на тему:
«Интегративный подход при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Подготовила
учитель биологии и химии
Кузнецова Ольга Алексеевна
Сергиевка 2016
«Интегративный подход при формировании ключевых компетенций обучающихся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.
В состав ключевых компетенций должны войти обобщенные, универсальные компетенции, овладение которыми необходимо выпускнику для дальнейшего обучения, собственного развития, жизненной самореализации, независимо от уровня его обучения, развития и профессии, которую он выберет. Иными словами, список компетенций, так или иначе, воспроизводит некий перечень основных видов деятельности человека.
В настоящее время разрабатываются критерии, определяющие содержание ключевых компетенций. В их основу взята стратегия переориентации образования на развитие личности обучающегося.
Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого и происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. В связи с этим в рамках компетентностного подхода логичным является анализ не простого «наращивания объема» знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности. В компетентностном подходе на одно из первых мест выходят личностные качества, позволяющие человеку быть успешным в обществе. С этой точки зрения преимуществами активных, а также групповых и коллективных методов обучения являются:
развитие положительной самооценки, толерантности и эмпатии, понимания других людей и их потребностей;
приоритетное внимание к развитию умений сотрудничества, а не конкуренции;
обеспечение возможности для членов группы и их учителей признавать и ценить умения других, тем самым получая подтверждение чувства собственного достоинства;
развитие умений слушания и коммуникации;
поощрение новаторства и творчества.
Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением осознанной потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Обладая данными компетентностями, учащиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.
Обновление педагогических подходов к образованию в современных условиях вызвано заказом общества на формирование успешной личности, конкурентно способной на рынке труда, обладающей не только хорошей базой знаний, но и готовой к саморазвитию и личностному самоопределению, обладающей сформированностью к целенаправленной познавательной деятельности, организации сотрудничества. Выпускники школ должны обладать сформированным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, уметь сделать осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов [1]. Именно поэтому создание педагогических условий, определяющих успешность личности, становится главным при организации учебного процесса.
Одной из проблем современного образования является конкурирующий характер школьных учебных предметов, каждый из которых сам по себе представляет набор сведений из определенной области знаний, поэтому не может претендовать на системное описание действительности. Таким образом, у обучающихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, они не могут связывать новый изучаемый материал по одному предмету с пройденным ранее, по другим.
Интеграция современных технологий обучения, а так же внедрение метапредметных связей в учебный процесс, является средством достижения ключевых компетенций обучающихся. Интеграция как содержания курса химии с другими учебными предметами, так и современных технологий обучения в урочной деятельности, в том числе ИКТ, дает возможность обучающимся получить целостное представление о картине мира и способствует развитию творческих способностей, усиливая мотивацию осознанного выбора обучающимися будущих профессий.
Применение космических технологий в интеграции с ИКТ и другими современными технологиями обучения способствовует не только повышению наглядности образовательного процесса, развитию творческих способностей учащихся, но и усиливает мотивацию осознанного выбора обучающимися будущих профессий. Химия сегодня не имеет чётко очерченных границ, поскольку комплексна. Она настолько универсальна, что при желании может интегрироваться с любым предметом: математикой, географией, биологией, физикой, экономикой и другими, что позволяет осуществлять, как опорные, так и перспективные метапредметные связи.
Можно выделить две модели интеграции курса химии с другими учебными предметами:
создание курса, объединяющего несколько предметов из одной или нескольких образовательных областей, причем удельный вес содержания различных предметов одинаков, а их взаимопроникновение позволяет вывести содержание на качественно новый уровень (Приложение 1);
сочетание различных предметов близких образовательных областей, которые выступают на равных, но один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы.
Интеграция при этом может осуществляться на различных этапах педагогического процесса: на уровне содержания, на уровне сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты), на уровне современных педагогических технологий.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Как отмечает Щербакова С.Г. [2], к использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и главным образом в следующих случаях:
при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
при изучении межнаучных и обобщенных категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
при выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету.
При проведении интегрированных уроков большое значение имеет обновление знаний смежных предметных областей, позволяющих реализовать метапредметные связи, и конкретизация обновленных знаний на новые объекты изучения определенной темы по химии.. Применяемые при этом методические приемы могут быть различны и определены, исходя из уровня подготовленности обучающихся.
Например, как может быть построен урок химии в условиях интеграции предметно - ориентировочного и компетентностного подходов. Так при изучении темы «Электролитическая диссоциация» в курсе химии 8 класса в ходе актуализации устанавливаются те знания, которые у учеников уже есть из курса физики: обычно дети уже знают, что такое электрический ток, источники электрического тока, действия электрического тока и т.д. Следующий момент в блоке актуализации - выяснение ожиданий учащихся, определение познавательных и практических проблем, которые они хотели бы решить. Это могут быть проблемы, связанные с действием конкретного прибора для опытов по химии с электрическим током, вопросы, в которых ключевое слово: «Почему?". Следующий момент - проведение элементарных опытов, доказывающих электропроводность или неэлектропроводность некоторых веществ и растворов.
Практикум дает возможность уделять значительное внимание формированию ключевых компетенций. В этом блоке с учениками решаются практические задачи, в том числе, отражающие реальные жизненные ситуации, в которых всегда есть элемент неопределенности.
В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций. Общество будущего - это общество с востребованным образованием, поэтому важнейшая задача сегодня - развитие необходимого уровня компетентностей, достигнутых учащимися, а также соответствующий инструмент для измерения, способы, которые дадут возможность сохранить равные права на достойное образование, позволяющее иметь индивидуальные достижения в виде ключевых компетенций
Формирование общеучебных и исследовательских умений происходит, прежде всего, на уроке. Логическим же продолжением урочной деятельности является внеклассная работа, выходящая за рамки школьного расписания (конкурсы, урочная и внеурочная проектная деятельность, научно-практические конференции).
Использование основных приёмов познавательной деятельности – наблюдение, сравнение, обобщение и т.д. – приводит к тому, что в процессе исследовательской работы формируется логическое мышление обучающихся, развивается интуиция, систематизируются знания, расширяется общеобразовательный кругозор, накапливается полезный опыт работы с разнообразными источниками информации. Исследовательская среда, как ни какая другая, обладает свойствами саморазвития, самоуправления, способствующих формированию ключевых компетентностей обучающихся.
Вывод: Интегративный подход в системе современного образования можно рассматривать как перспективное направление его совершенствования. Именно он является условием обобщения научных знаний, повышения их комплексности и системности, способствует формированию информационно-познавательной, ценностно-нормативной, коммуникативной компетенций обучающихся.
Современному обществу требуется открытая для общения личность, способная к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Поэтому одной из ведущих задач педагогической деятельности выступает формирование коммуникативной компетентности на всех уровнях образовательного процесса в школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования URL: http://standart.edu.ru
2. Щербакова С.Г. Проблема интеграции в школе URL: http://festival.1september.ru/articles/415794/
3. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М., ГУ ВШЭ - 2002
4. Бодалев А.А. Личность и общение Избр. тр. - М., Педагогика, 1983
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М., Педагогика, 2003, №5
6. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой - С Пб, 2004
7. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000 - М., 2005