СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегративный урок литературы, ОПК и истории "Семейные ценности в "Повести о Петре и Февронии"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением технологии интегративного обучения (урок по ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Интегративный урок литературы, ОПК и истории "Семейные ценности в "Повести о Петре и Февронии"»


Предмет: литература, история, ОПК

Класс: 7А

Тип урока: интегративный урок

УМК: под ред. Коровина


Технологическая карта


Тема

Семейные ценности в «Повести о Петре и Февронии»

Цель

Проанализировать, каким образом в «повести о Петре и Февронии» отражается христианское понимание брака, на каких духовных ценностях основана традиционная русская семья и как они реализуются в текстах древнерусской литературы

Задачи

1.Определить жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии»

2. Исследовать, как раскрывается тема семьи на примере литературных памятников Древней Руси

3. Показать актуальность нравственных идеалов и заветов Древней Руси в современном мире

4. Формировать уважительное отношение к историческому и культурному наследию своей родины

5. Воспитывать нравственные качества: доброты, милосердия, верности, дружбы и любви

6. Развитие логического мышления, устной речи, коммуникативности

7. Формировать навыки исследовательской работы с литературными и историческими источниками

Формируемые УУД

Личностные:


Регулятивные:


Познавательные:


Коммуникативные:



Основные понятия

Святой, нравственность; митрополит, «Великие Четьи –Минеи», благочестивые, праведные, иночество, канонизация; сказка, повесть, житие; преподобный, блаженный, смиренный; милосердный.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Ноутбук, проектор, колонки, экран


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Орг. момент

Диалог о семье

Учитель истории:

«Что для тебя дороже вечности?» -

Не поднимая серых глаз,

Душа, привыкшая к беспечности,

Меня спросила как-то раз.


Учитель литературы:

И, вопреки закономерности,

Душой и сердцем не кривя,

На языке любви и верности

Произнесла: «Моя семья».


- Какой же должна быть семья, на ваш взгляд?

- А вы знаете, что тема семейных отношений была актуальна еще в Древней Руси.















Размышления учащихся



II. Постановка учебной задачи

Цель.

Формулирование темы урока


Учитель лит-ры:

- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(о семейных ценностях и их интерпретации в памятниках древнерусской литературы)

- На что обратим внимание? Какие задачи поставим перед собой?

(- Определить жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии»;;

- Исследовать, как раскрывается тема семьи на примере литературных памятников Древней Руси;

- Показать актуальность нравственных идеалов и заветов Древней Руси в современном мире).

Формулируют цель и задачи


Задачи – на доске

III. Актуализация знаний.

Цель.

Повторение изученного материала.

Учитель лит-ры:

- На предыдущих уроках мы знакомились с жанрами древнерусской литературы. Назовите их. Посмотрите на слайд, все ли на нем верно?


Учитель истории:

- На предыдущем уроке истории вы познакомились с памятниками русской письменности, книжности и литературы древнерусского периода. Давайте вспомним некоторые из них. Предлагаю выполнить это задание в форме теста. Назовите памятники древнерусской литературы.

Определяют ошибок в схеме




Решают тест

Опорная схема – на слайде

IV. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Цель.

Определить основные черты сказки, жития и повести в произведении

Учитель литературы:

- Повесть о Петре и Февронии – особенное произведение. Рассмотрим особенности жанра данного произведения.

-Черты каких жанров присутствуют в произведении?

(сказки, повести и жития).

- Дайте определение этим жанрам.

- Дома вы выполняли групповые задания: находили черты этих жанров в тексте «Повести о Петре и Февронии». Давайте сравним и обобщим тот материал, который вам удалось найти.

- В чём же жанровое своеобразие этого произведения? Элементы каких жанров использует автор?

(Автор использует элементы сразу нескольких жанров: исторической повести, сказки, жития.)

- Литературоведы так определяют жанр произведения: это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

- Обратите внимание на первую задачу, которую мы ставили перед собой, мы ее решили?

Словарная работа по теории литературы

Отвечают на вопрос







Выступают группы










Определяют результат своей деятельности

Слова теории литературы и сводная сравнительная таблица на слайде



Вывод по жанру – на слайде

V. «Открытие» новых знаний

Цель.

Знакомство с библейским пониманием семьи и правилами семьи в «Домострое»


Учитель истории:

- Обратите внимание на вторую задачу, которую мы должны с вами решить.

- Решая эту задачу, обратимся к христианскому пониманию семьи.

Брачный союз в Новом Завете - великая тайна Божья. Брачный союз заключается не только по желанию мужчины и женщины, а с благословления Церкви. «…что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). Брак совершается и разрушается только волей Бога, а не желанием людей. В современном обществе среди молодежи часто можно услышать фразы: «Поженимся, а если что – разбежимся», - такое немыслимо для христианского брака, потому что твоя «половинка» предназначена тебе Богом.

- А в письменном памятнике древнерусской культуры «Домострой», который мы сегодня уже упоминали, изложены основные правила традиционной русской семьи. Это произведение исследовала Ксения Шестопалова и сейчас она познакомит вас с результатами своей работы.













Выступает ученица с проектом «Семейные правила в «Домострое»


VI.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель.

Исследовать образы главных героев, найти общее в их понимании жизни


Учитель литературы:

- Как же раскрывается проблема семейных ценностей в «Повести о Петре и Февронии»?

- А помогут нам понять идейное содержание «Повести…» и ответить на поставленный вопрос духовные портреты муромских святых Петра и Февронии, которые мы с вами составим.

- В рабочем листе вы видите таблицу, которую надо будет заполнить в ходе нашей работы. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии. А подтверждающие примеры найдем в тексте произведения.

Мальчики подбирают примеры к образу Петра, а девочки – к образу Февронии.

-Обратимся к образу Петра.

-Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, , ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.)

-Что мешает ему поступить иначе? Приведите примеры из текста

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

-Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга?

(Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. )

-Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

-Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

-Обладает ли ими Петр? Запишем их.

-Какие другие важные черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость)

-Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества.


- Т. О., мы проследили развитие образа Петра.

В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония?

(Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.)

- Когда мы впервые знакомимся с Февронией?

(Когда гонец ищет лекаря для князя Петра)

- С какой целью автор использует загадки в тексте?

(Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)

- Обратите внимание, на животное, которое бегает вокруг нее?

(Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.)

-О какой черте характера это говорит?

(О доросердечии (о ее добром сердце, ее доброте)

-Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком?

(Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

-Так почему же женился Петр на Февронии? ( Потому что полюбил ее).

-За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна).

-Правильно, ребята. А что означает слово милосердие?

(Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.)

-Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг?

(Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского х-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

-Какими еще качествами, необходимыми для семейных взаимоотношений, обладает Феврония? Подтвердите цитатами из текста. (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

-Обратимся к последней части «Повести…», теперь автор говорит о героях как об одном целом. Какие же качества мы отмечаем у семейной пары?

- Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии?

(Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.)

-Попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами два символа: лестница и круг.

-Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице?

(Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине)

- А вот круг – это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов.

- С помощью какого из этих символов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ.

(Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.)

-А какой символ ближе к пониманию жизненного пути Февронии?

(Круг. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима).

- Ребята, таким образом, мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии.

- Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладают Петр и Феврония.

- Решили мы вторую задачу?








Заполнение таблицы







Ответ на проблемный вопрос





Словарная работа













Работают с текстом произведения






Отвечают на вопросы



Словарная работа




















Словарная работа











Работают с текстом произведения





Высказывают ассоциации



















Зачитывают записи рабочих листов


определяют результат своей деятельности



VII. Обобщение и систематизация знаний

Цель.

Обобщить и систематизировать материал и ответить на главный вопрос урока

Учитель истории:

-Чем Петр и Феврония заслужили звание святых?

(Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили Бога, чтобы умереть в один день. И даже после смерти оказались вместе в одном гробу.)

- Петр и Феврония были образцом семейной жизни, любви и верности. Даже смерть их не разлучила. Поэтому они стали святыми – покровителями брака. 8 июля Православная церковь чтит святых Петра и Февронию и именно этот день считают днем влюбленных в православии, а его символом стала ромашка.

- Мы сегодня говорили с вами о тех качествах души, которые необходимы для создания и сохранения крепкой семьи. А зачем нам надо это знать? Неужели эта тема актуальна в нашем обществе?

- Обратите внимание на нашу третью задачу. Мы ее решили?

- За последние 8 лет интерес к истории о Петре и Февронии необычайно возрос. Этот вопрос исследовал Костин Виктор, о результатах своего исследования он сейчас расскажет.

Учитель литературы:

- О каких же вечных ценностях вы задумались?

- Какими же качествами должна обладать семья?

- Ответить на этот вопрос я попрошу вас с помощью ромашки. Запишите на лепестках с оборотной стороны те качества, которые, на ваш взгляд, должны быть присущи каждой семье.











Проводят параллели с современностью



Проект «Памятники Петру и Февронии в России»


















Музыкальны фон

VIII. Домашнее задание

Учитель литературы:

- Домашнее задание будет носить выборочный характер

1. Составить синквейн на тему «Семья» (памятки есть у каждого)

2. Написать мини-сочинение «Чему учат нас произведения древнерусской литературы»




IX. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Учитель литературы:

-Вот и подошел к концу наш урок.

- У каждого из вас листочек с изображением свечи (огонь – символ семейного очага). Раскрасьте желтым цветом пламя свечи, если вам было сегодня на уроке легко, оранжевым, если тревожно и не все понятно, красным, если вам было неинтересно.

Раскрашивают пламя свечи и поднимают листочек вверх


Х. Заключительное слово

Я хочу, чтобы в ваших семьях всегда присутствовали любовь, верность, взаимопонимание, а ромашки станут напоминанием о вечных ценностях. Подарите их своим родителям, близким людям.

Гимн семье.


Звучит «Гимн семье»