Учитель литературы: - Как же раскрывается проблема семейных ценностей в «Повести о Петре и Февронии»? - А помогут нам понять идейное содержание «Повести…» и ответить на поставленный вопрос духовные портреты муромских святых Петра и Февронии, которые мы с вами составим. - В рабочем листе вы видите таблицу, которую надо будет заполнить в ходе нашей работы. В левой колонке вы должны будете записать все положительные черты Петра, в правой - все положительные черты Февронии. А подтверждающие примеры найдем в тексте произведения. Мальчики подбирают примеры к образу Петра, а девочки – к образу Февронии. -Обратимся к образу Петра. -Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите. (Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня, , ходит в церковь, молится, терпит болезнь, но с другой стороны, решается на обман: не сразу женился на Февронии, хотя дал слово.) -Что мешает ему поступить иначе? Приведите примеры из текста (Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.) -Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе, а точнее, сила любви Февронии. ) -Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие) -Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера). -Обладает ли ими Петр? Запишем их. -Какие другие важные черты раскрываются в характере Петра? (Вера в Бога, мудрость, любовь к людям, любовь и верность близким, справедливость) -Назовите поступки героя, которые подтверждают эти качества. - Т. О., мы проследили развитие образа Петра. В чем заключается загадка Февронии? Кто такая Феврония? (Феврония – дочь древолазов, ищущих по деревьям дупла с медом диких пчел, живет в деревне Ласково.) - Когда мы впервые знакомимся с Февронией? (Когда гонец ищет лекаря для князя Петра) - С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя. Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».) - Обратите внимание, на животное, которое бегает вокруг нее? (Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Феврония способна приручать зверей.) -О какой черте характера это говорит? (О доросердечии (о ее добром сердце, ее доброте) -Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком. Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка) -Так почему же женился Петр на Февронии? ( Потому что полюбил ее). -За что же полюбил Пётр Февронию? (Он убедился в уме, душевной красоте девушки. Она не приняла его подарков, значит, не корыстна и не жадна. «Нимало не гневаясь» излечивает его ещё раз, значит милосердна). -Правильно, ребята. А что означает слово милосердие? (Милосердие – это умение сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье как свое, умение прощать.) -Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужского х-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением) -Какими еще качествами, необходимыми для семейных взаимоотношений, обладает Феврония? Подтвердите цитатами из текста. (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением) -Обратимся к последней части «Повести…», теперь автор говорит о героях как об одном целом. Какие же качества мы отмечаем у семейной пары? - Ребята, как завершается жизненный путь Петра и Февронии? (Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти.) -Попытаемся представить их жизненный путь в виде предметов-символов. Перед нами два символа: лестница и круг. -Как вы думаете, жизнь какого человека можно сравнить с подъемом по лестнице? (Человека, который преодолевает трудности, преграды, но все-таки добирается к вершине) - А вот круг – это очень важный символ. Круг не имеет ни начала, ни конца. Он означает вечность, неизменность, постоянство, верность своим идеям, чистоту помыслов. - С помощью какого из этих символов мы с вами можем представить жизненный путь Петра? Аргументируйте ответ. (Его жизненный путь можно представить в виде лестницы. 1 ступень - борьба с внешним злом в обличии змея – искусителя 2 ступень - болезнь Петра и испытания 3 ступень - борьба с внутренним злом – над гордыней 4 ступень - кротость и верность заповедям Божьим, святость.) -А какой символ ближе к пониманию жизненного пути Февронии? (Круг. Автор не раз подчеркивает предопределенность её судьбы, её жизненного пути. На протяжении повествования образ святой остается неизменным: Феврония обладает нравственной чистотой, чистотой помыслов, ее вера в Бога непоколебима). - Ребята, таким образом, мы с вами и составили духовный портрет Петра и Февронии. - Прочитайте, какими положительными прекрасными качествами обладают Петр и Феврония. - Решили мы вторую задачу? |