Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» р.п. Мокшан
Доклад
Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие детей» и «Художественно-эстетическое развитие» в работе музыкального руководителя.
Подготовила: Старший воспитатель Пискунова О.А.
Мокшан, 2016
Первоочередной задачей федерального государственного образовательного стандарта наряду с охраной физического и психического здоровья детей является укрепление их эмоционального благополучия.
Сегодня основной акцент государства и общества делается на формирование личности, которая может нестандартно мыслить, находить решения в любых жизненных ситуациях.
В современном обществе стоит большая проблема в развитии у детей коммуникативных способностей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а просмотр мультфильмов или компьютерные игры – любимое занятие, от которого очень трудно бывает ребенка отвлечь. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является приоритетным в работе нашего ДОУ. Одна из годовых задач детского сада - развитие комплекса личностных качеств и навыков социально-коммуникативного поведения у воспитанников в условиях ДОУ и в соответствие ФГОС.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС – принцип интеграции образовательных областей. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования.
И сегодня мы рассмотрим принцип интеграции области «социально –коммуникативное развитие» с областью «художественно-эстетическое развитие» в работе муз.руководителя - Чупшевой Н.А.
Большую роль в успешном социально-коммуникативном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется не только из воспитателей, но и специалистов. Хорошим взаимоотношениям музыкального руководителя с воспитателями мы придаем большое значение, так как они благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу. Воспитатели формируют у детей представления о самом себе, окружающих людях, воспитывает социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием музыки. Работа педагогов сложна, разнообразна, и проводится в тесном, обоюдном понимании и контакте.
Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать, используя для этого различные виды деятельности, в том числе и музыкальную.
Музыкальная деятельность является той необходимой развивающей средой, которая способна вызвать положительный эмоциональный отклик у ребенка, благотворно влияет на художественно-эстетическое развитие, формирует коммуникативные навыки.
В нашем детском саду муз. руководитель использует следующие виды формы музыкальной деятельности, помогающие развивать коммуникативные умения детей:
• слушание музыки (слушать музыку вдумчиво, высказываться только по окончании звучания, не перебивать).
• пение (В пении используются методические приемы, развивающие умение слушать товарища, подстраивать свой голос под его пение, пение по куплетам, по очереди мальчики и девочки, передавая волшебную палочку.Хоровое пение воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.
• игра на детских муз.инструментах (Игра в оркестре помогает детям научиться исполнять музыкальные произведения слаженно, не выделяясь из общего звучания) .
• музыкально-ритмические движения (В музыкально – ритмической деятельности делается акцент на привитие навыков культуры поведения: мальчиков – умение пригласить девочку на танец, и проводить на место по его окончании: девочкам – умение принять приглашение, или отказать не обидев партнера).
В играх-драматизациях происходит раскрепощение детей. Зная, какими они обладают возможностями, агрессивному ребенку чаще предлагается роль, которая требует ненасильственного поведения, а неуверенному – роли, где он преодолевает тревожность и страх.
В танцах происходит развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением, своей значимости в детском коллективе.
Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального климата в детской группе.
Большое значение для развития коммуникативных навыков также играют праздники, спектакли, досуги и развлечения.
Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, радостное волнение, сплачивает всех участников. В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких, что обеспечивает социализацию ребенка.
Ежегодная педагогическая диагностика в нашем учреждении позволяет получать данные о том, что снижается уровень детей, имевших низкую коммуникативную компетентность. Снижается уровень детей, находивших агрессивные выходы из ситуации, а уровень миролюбивых и конструктивных решений конфликтных ситуаций увеличивается, т. е. дети становятся более дружелюбными. Дети умеют придумывать совместные игры, у них много друзей и они достаточно благополучны в детском обществе.
Это говорит о том, что работа муз.руководителя дает свои результаты, музыкальная деятельность при регулярном использовании позволяет добиться высокой коммуникативной компетентности детей.