СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интеграция предметов эстетического цикла с другими школьными науками в контексте ФГОС, как средство самореализации личности обучающегося".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал раскрывает многоплановые возможности интеграции предметов эстетической направленности с другими науками, как средства мотивации обучающихся в достижении успеха.

Просмотр содержимого документа
«"Интеграция предметов эстетического цикла с другими школьными науками в контексте ФГОС, как средство самореализации личности обучающегося".»

«Интеграция предметов эстетического цикла с другими школьными науками в контексте ФГОС, как средство самореализации личности обучающегося»


Макеева Светлана Николаевна

учитель ИЗО, МХК и ОРКСЭ

руководитель МО

(высшая квалификационная категория)

МАОУ СОШ №12 г. Калининград



Одна из ведущих идей Федерального образовательного стандарта – создание условий для самореализации личности ученика. Накоплению опыта творческого осмысления искусства на основе личного опыта и формирования навыков самостоятельного оценивания произведений искусства способствуют создание ситуации успеха, удовлетворение творческих потребностей школьников, как на уроках, так и в рамках внеурочной деятельности.

На протяжении многих лет Методическое объединение учителей изобразительного искусства, музыки и технологии, руководителем которого я являюсь, работает над темой: «Интеграция предметов эстетического цикла с другими школьными науками в контексте ФГОС, как средство самореализации личности обучающегося».

На примере методики преподавания блока уроков «Морская тема в детском изобразительном творчестве» и некоторых моментов работы нашего МО я представляю, как это осуществляется на практике.

Начальная и основная школа- это период бурного интеллектуального и духовного развития ученика, время интенсивного накопления знаний об окружающем мире.

Еще И.Пестолоцци считал исходным пунктом познания чувственное восприятие, трактовавшееся им как «образное схватывание целого», в котором умозрение и чувства равно важны и должны развиваться одновременно. Способность к размышлению, по Пестолоцци, вырастает из способности чувствовать.

Именно интегративный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на ребенка, органически соединить логическое и эмоциональное начала, построить систему научного и эстетического просвящения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии познавательной активности ученика. Интеграция помогает учащимся увидеть взаимосвязь изобразительного искусства со всеми предметами школьного курса.

Например, образ морской стихии. Море… Оно всегда волновало человека, влекло к себе таинственной силой и красотой, безбрежностью пространства. Тема эта неисчерпаема, очень романтична и живописна, а также необычайно актуальна в нашем приморском крае. Она находит отклик в душе каждого ребенка: все любят отдыхать летом на море, у многих – родители, либо родственники – гражданские и или военные моряки. Фильмы о романтике морских приключении, сказочных странах и богатствах, кровожадных пиратах и кораблях « призраках»– одни из самых любимых. Детская зрительная память впитывает образы кораблей, стоящих на рейде в порту, мужественных и аккуратных военных моряков, спешащих на службу, стаи чаек, кружащих над городом. Все это в сочетании со свежим дыханием морского воздуха создает атмосферу сопричастности к происходящему.

Сколько точек соприкосновения можно найти между уроками музыки и изобразительного искусства! «О чем говорит изобразительное искусство» и «О чем говорит музыка» эти темы пойдут рядом, дополняя друг друга, активизируя восприятие художественных и музыкальных образов.

Учитель вместе со своими учениками «отправляется» к лучезарным берегам моря.

Звучащий фрагмент прелюдии до мажор И.- С.Баха хорошо передает состояние безмятежности, светлой созерцательности, органично соединяясь в сознании с образом моря. Море, которое требует от человека мужества и отваги. Не каждый решится войти в его воды. Юные художники любуются взволнованной игрой цвета, удивительным многокрасочьем – всеми этими средствами художник передает состояние взволнованного моря. Учащиеся рассматривают картину «Девятый вал» И. Айвазовского. Одновременно звучит «Окиян – море синее» П.Римского- Корсакова, непревзойденного мастера оркестрового письма и , более того, человека, который сам плавал когда-то как морской офицер. Музыка помогает острее чувствовать драматическое содержание картин Айвазовского.

В этом году мы тесно сотрудничаем с Калининградской областной филармонией: к концертам подготовили несколько тематических выставок: «Мир вокруг нас» (ИЗО + окружающий мир), «Испания – свет и тени» (ИЗО + окружающий мир, география), «Рождественские каникулы» (ИЗО +МХК+ ОРКСЭ). Самым значимым событием в этом направлении было участие в проекте: «Музыкальный дендропарк». В конкурсе рисунков «Образы природы в творчестве композиторов» учащиеся нашей школы Горбань Алина, Умирзакова Эвилина и Каримжанова Азиза под руководством учителей изобразительного искусства и музыки заняли призовые места, получили грамоты, подарки и, самое главное, приглашения на концерт. Также в рамках этого проекта наши дети вместе с педагогами участвовали в закладке дендропарка около филармонии.

Усиление познавательной активности и творческого воображения ведется за счет использования ярких образов, представленных литературными произведениями (сказки, стихи, мифы и легенды, исторические события), которые являются основой для тематического рисования.

Интеграция с предметом география осуществляется преимущественно на уроках, когда мы учимся рисовать парусные суда и создаем свои творческие композиции с их изображением. Век великих географических открытий приходится именно на «золотой» век парусного кораблестроения. В нашем городе одно из лучших Высших учебных заведений – Балтийскую Государственную Академию окончило немало выпускников и нашей школы. Они с удовольствием откликаются на просьбу рассказать детям о морских специальностях, делятся впечатлениями о кругосветном плавании на барке «Крузенштерн». Такие встречи оставляют глубокий след в душе каждого ученика и несут в себе очень сильную профориентационную направленность.

Море всегда обитаемо, поэтому морская тема неразрывно связана с кораблем: мы учимся рисовать парусники с 1- го класса, от простого шлюпа, яхты, и заканчивая сложными многомачтовыми: фрегаты, корветы, линкоры и т.д. Названия на «морском» языке конструктивных частей судна и порядок его изображения развивают технологические знания учащихся, потому как рисовать парусный корабль необходимо в той же последовательности, как он и строится.

Дети любят рисовать воду: вода неизменно появляется практически в каждой композиции: реки, моря и озера. На уроках мы говорим и о физических свойствах воды, тем самым,осуществляя связь с такими предметами как окружающий мир, технология, физика, химия, биология.

Воде дети отводят большую часть листа, и это не случайно, ведь великое значение водной стихии осознавалось людьми во все эпохи. В мифах о происхождении мира вода рассматривается как исходное состояние всего сущего (связь с предметами ОРКСЭ, МХК).

Исторические сведения обогащают знания учащихся в различных областях изобразительного искусства, помогают создавать произведения исторического жанра. Беседы по картинам художников способствуют качественному усвоению учебного материала по истории (например – батальные картины И. Айвазовского).

В качестве творческих заданий на уроках ОБЖ дети выполняют рисунки на заданные темы (например - правила безопасного поведения на воде).

Систематическое использование интегрированных уроков создает возможности широкого применения дидактического материала и средств наглядности в виде рисунков детей на уроках математики, русского языка, литературы и др.

Как итог совместной работы всех педагогов нашего МО по заявленной теме мы провели предметную Неделю, посвященную 65- летию образования Калининградской области. В плане мероприятий были конкусы рисунков: «Флора и фауна», «Морской пейзаж», (ИЗО + окружающий мир, география), «Архитектурные памятники», «Кафедральный собор- символ Калининграда», презентаций: «По историческим местам», «Портрет нашего современника» (ИЗО+ история). На внеклассных занятиях по музыке дети разучивали песни о Калининграде и выступали потом с концертом в группе продленного дня, учениками начальной школы (музыка + элементы театрализации). На внеклассных занятиях по технологии дети учились готовить блюда из морепродуктов и провели конкурс с дегустацией, также подготовили презентацию на тему «Рыбная промышленность Калининградской области» (технология + профориентация). С заинтересованными детьми были проведены экскурсии в храмы калининградской области (ИЗО +МХК+ ОРКСЭ). Методической основой мероприятий является деятельностный подход, то есть организация максимально продуктивной художественно- творческой деятельности учащихся.

Таким образом, интегрирование искусствоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины углубляет содержание уроков и внеклассных мероприятий, повышает их познавательное значение, пробуждает в них интерес к познанию жизни и природы, активизирует деятельность учащихся, дает возможность каждому реализовать свой творческий потенциал, а учителю предоставляется возможность показать свой высокий профессионализм.


Приложение № 1 Работы учащихся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!