Министерство образования и науки Ульяновской области
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.Н УЛЬЯНОВА»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Авторская работа
ТЕМА: «Интеграция в преподавании ОБЖ и физической культуры в рамках ФГОС и ВФСК ГТО
для учащихся старших классов»
Работу выполнил
преподаватель-организатор ОБЖ,
учитель высшей квалификационной категории
МОУ Зеленорощинской СШ
Ульяновского района
Лобин Валерий Леонидович
Научный руководитель
Профессор кафедры КП, ЗБОЖ
ФГБОУ ВО «УлГПУ им.И.Н. Ульянова»
к.п.н. Гордеев Юрий Александрович
Ульяновск 2017
Введение
Одной из главных задач современной школы является организация деятельности педагогов, позволяющая сформировать личность безопасного типа. Л.И. Шершнев определяет личность безопасного типа как человека, «осознающего самого себя, высокий смысл своей деятельности, свое предназначение, стремящийся жить в согласии с самим собой, окружающей природой, гармонично сочетающий в себе активное созидательное начало с противодействием злу, сохранением и развитием жизни на Земле и во Вселенной». Главнейшей задачей в вопросах формирования личности безопасного типа становится сегодня мотивация обучающегося на сознательную безопасность в повседневной жизнедеятельности
В настоящее время сложились определенные направления работы по обеспечению безопасности развивающейся личности: создание психологически безопасной среды в образовательных учреждениях, в семье и др.; обучение детей правилам поведения в опасных ситуациях; осуществление психопрофилактической и психокоррекционной работы с учащимися образовательных учреждений; формирование у них специфических личностных качеств, определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей. Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях, формирование экологического мировоззрения, обучение действиям в условиях природных катаклизмов, развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе, формирование готовности отстаивать интересы Отечества. В развитии у человека способности самостоятельно противостоять опасностям, выстраивать свой жизненный путь в безопасном направлении, не опасаясь при этом трудностей и возможных неудач, особое значение приобретает интеграция обучения основам безопасности жизнедеятельности и физической культуре.
Специфика преподавания предметов ОБЖ и физической культуры в том, что много внимания уделяется внеурочной деятельности учащихся. Это требует хорошей физической подготовки учащихся. В тоже время, совершенно необходимо обладать знаниями, скажем, по выживанию в природных условиях, например, в случае авиакатастрофы, если просто физически не быть готовым переносить нагрузки, в том числе и эмоциональные, которых просто невозможно избежать, столкнувшись с реальной ситуацией. Поэтому система образования и должна формировать у учащихся необходимый уровень подготовки к реальным ситуациям. И именно объединение курсов «ОБЖ» и «Физическая культура» обеспечивает выполнение поставленной задачи – подготовки учащихся к реальным жизненным ситуациям.
Урочные теоретические формы обучения могут использоваться для выполнения поставленной задачи лишь частично и необходимо большое внимание уделять организации внеурочной практической деятельности, способствующей приобретению учащимися практического опыта. После теоретического цикла освоение дисциплин на уроках необходимо продолжать занятия учебной практики с использованием современных практических методов обучения. С этой целью мной разработана интегрированная программа внеурочной деятельности по ОБЖ и физической культуре для учащихся старших классов.
Пояснительная записка.
Актуальность В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
За последние годы в России значительно ослаблена работа по патриотическому воспитанию граждан. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени: экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, снижение воспитательного воздействия культуры, искусства и образования; насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости в средствах массовой информации и печати; обострение межнациональной розни. Разрушение системы патриотического воспитания привело к тому, что происходит постепенная утрата обществом патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров. Утрачивается истинное значение и понимание интернационализма; получают широкое распространение в общественном сознании равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам; проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития идейно-патриотического воспитании граждан.
Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с государственным стандартом среднего (полного) общего образования на основе примерной программы внеурочной деятельности основного общего образования «Юные командиры» под редакцией В.А. Горского, изд. Москва, Просвещение, 2010г. Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию.
Цель и задачи программы:
Целью программы является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
• формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;
• изучение истории и культуры Отечества и родного края;
• физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную подготовку, военно-тактическую, военно-спортивную, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники получают хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной, спортивной подготовке, по основам тактической подготовки.
Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течение учебного года. Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических, военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах таких как:
Школьные лично-командные соревнования по пожарно-прикладному спорту
Областные соревнования обучающихся «Школа безопасности»;
Муниципальный смотр строя и песни
Школьный конкурс «Безопасное колесо»
Муниципальная военно-спортивная игра «Зарница»
Областная военно-тактическая игра «Ровесник» и др.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности:
В процессе обучения предполагается освоение:
- знаний о безопасном поведении человека в различных ситуациях, о здоровье и здоровом образе жизни;
- знаний из области героической истории Отечества;
- знаний об обязанностях граждан по защите государства;
- знаний в области техники безопасности при проведении различного рода спортивной деятельности;
Овладение:
- навыками самоконтроля, самовоспитания, самосовершенствования;
- умениями и навыками в военно-прикладных видах спорта;
- умениями и навыками в ориентировании и топографии;
- умениями и навыками разборки-сборки АКМ;
- умениями и навыками в таких видах спорта, как: стрельба, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, силовая гимнастика;
- умениями и навыками в использовании средств индивидуальной защиты, оказании первой медицинской помощи.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения программы.
Личностные результаты:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
- формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору профессии и построению индивидуальной траектории дальнейшего образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества, учитывающего социальное, культурное, языковое и духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил и форм поведения в различных группах и сообществах;
развитие правового мышления и компетентности при решении моральных проблем, формирование моральных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и- младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебной, исследовательской, спортивной и других видов деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
формирование анти экстремистского и анти террористического мышления и поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение согласовывать свои действия в опасных и чрезвычайных ситуациях с прогнозируемыми результатами, определять их способы, контролировать и корректировать их в соответствии с изменениями обстановки;
умение оценивать собственные возможности при выполнении учебных задач в области безопасности жизнедеятельности и правильность их решения
аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
умение правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности;
формирование и развитие мышления безопасной жизнедеятельности, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике, для профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе осознания и понимания необходимости защиты личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного здорового и разумного образа жизни;
понимание значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности для личности и общества;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый и разумный образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, табакокурение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства;
знание безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, умение применять их на практике;
умение оказать первую самопомощь и первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по их характерным признакам, а также на основе информации из различных источников:
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Основные формы организации занятий внеурочной деятельности:
теоретические занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед с использованием ТСО, а практические как учебно-тренировочные с использованием стрелкового оружия, ММГ автоматов, учебных гранат, средств защиты ГО, спортивных снарядов;
демонстрация и просмотр фильмов, презентаций;
мастер-классы по боевой и специальной подготовке;
встречи с ветеранами, участниками боевых действий;
экскурсии, походы;
конкурсы и соревнования по военно-прикладным видам спорта;
учебно-тренировочные сборы;
военно-спортивные и тактические игры.
Содержание программы
Первая меицинская помощь.
Личная и общественная гигиена.
ПМП при травмах и несчастных случаях.
Понятие раны. Виды ран.
Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения.
Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила.
Ушибы, растяжения связок и ПМП при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. ПМП при переломах.
Понятие о шинах. Правила переноса пострадавших на руках, на носилках, с помощью подручных средств.
Понятие об ожогах и обморожениях, ПМП при них.
ПМП при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током.
Первая помощь утопающему, способы искусственного дыхания.
Туризм.
Движение по азимуту.
Составление схемы местности и нанесение цели на схему.
Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа.
Измерение расстояния различными способами.
Организация движения по азимуту.
Общая физическая подготовка.
Правила выполнения самостоятельных занятий ОФП.
Предупреждение травматизма. Подбор заданий для самостоятельных занятий. Гигиена и закаливание.
Упражнения и игры на развитие быстроты и выносливости.
Упражнения и игры на развитие скоростно-силовых качеств.
Упражнения и игры на развитие ловкости и силы.
Командные игры.
Строевая подготовка.
Обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем.
Строевая выучка. Построение в одну, в две шеренги по звеньям.
Сигналы управления строем.
Движение строем, поворот в движении, размыкание и смыкание строя.
Исполнение песни в строю, отдание воинской чести во время движения отряда.
Выход из строя и подход к начальнику, возврат в строй.
Рукопашный бой.
Самостраховка: при падении вперёд, при падении назад, при падении на бок.
Комплекс приёмов рукопашного боя без оружия на 8 счётов.
Приёмы рукопашного боя с оружием.
Приёмы рукопашного боя с оружием.
Приёмы освобождения от захватов.
Пожарная безопасность.
Огневая подготовка.
Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена.
Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.
Снаряжение магазина.
Основы и правила стрельбы.
Скоростная стрельба.
Основа туристической техники.
Количество часов:
Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов, по 1часу в неделю).
.
Нормативно-правовая база:
1. «Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"» - Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795;
2. "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы" - Приказ Минобороны РФ и Минобразования РФ от 3 мая 2006 г. N 203/1936;
3. Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации (протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.);
4. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ;
5. Смирнов А.Т. Программа среднего (полного) общего образования по ОБЖ, программа курса ОБЖ для X-XI классов общеобразовательных учреждений –2012 г.;
6. Смирнов А.Т. Учебники: «Основы безопасности жизнедеятельности» 10, 11 класс, Смирнов А.Т. Москва, «Просвещение», 2012 г.
7. Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации: Официальное издание. — М., 2001—2004 г.
8. Программа по физической культуре для общеобразовательных школ 1-11 класс.- Матвеев А.П, Просвещение, 20102г.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тематика занятия. | Количество часов. | Дата |
план | факт |
(10 класс) I. Первая медицинская помощь (8ч). |
1 | Личная и общественная гигиена. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. | 1 | | |
2 | Понятие раны. Виды ран. Кровотечения. Виды и признаки, способы временной остановки кровотечения. Перевязочный материал. Повязки: основные виды, правила. | 1 | | |
3-4 | Ушибы, растяжения связок и первая медицинская помощь при них. Закрытые и открытые переломы костей, их признаки. Первая медицинская помощь при переломах. | 2 | | |
5 | Понятие об ожогах и обморожениях, первая медицинская помощь при них. | 1 | | |
6-7 | Первая медицинская помощь при тепловом и солнечном ударах, поражение электрическом током. Первая медицинская помощь утопающему, способы искусственного дыхания. | 2 | | |
6 | Пищевые отравления, первая медицинская помощь при них. | 1 | | |
II. Туризм (9 ч). |
1-2 | Ориентирование на местности без карты. Определение направления на стороны горизонта. Измерение расстояний. | 2 | | |
3-4 | Движение по азимуту. | 2 | | |
5-7 | Составление схемы местности и нанесение цели на схему. Чтение топографических знаков. Изображение местных предметов и рельефа. | 3 | | |
8-9 | Измерение расстояния различными способами. | 2 | | |
Ш. Общая физическая подготовка и строевая подготовка (20 ч). |
1 | Строевая подготовка: обязанности командиров отрядов в организации и управлении строем, строевая выучка. Развитие прыгучести: эстафеты с прыжками. Бег по пересечённой местности. Провести учёт по прыжкам в длину с места. | 1 | | |
2 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Провести бег на выносливость 4 минуты. Развитие координационных способностей: челночный бег 3х10 м. Игра на местности. | 1 | | |
3 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Обучение перемещению по местности поточным способом. Функционирование «командой». Общая физическая подготовка. Эстафеты. | 1 | | |
4 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Учёт силовых качеств: подтягивание. Обучение метанию гранаты в цель. Подвижные игры с бегом. | 1 | | |
5 | Строевая подготовка: действие в составе отряда на месте. Развитие скоростной выносливости. Комплекс силовой подготовки. Бег с заданиями. Подвижные игры на местности. | 1 | | |
6 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие координационных способностей. Эстафеты, развивающие ловкость, меткость и быстроту. | 1 | | |
7 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Учёт скоростных качеств в беге на 60 и 100 метров. Подвижная игра. | 1 | | |
8 | Строевая подготовка: действие в составе отряда в движении. Развитие выносливости в беге на 1000 метров: 500 метров бежать и 500 метров идти (обучение правильному дыханию). | 1 | | |
9 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Развитие быстроты реакции. Бег с заданиями. Полоса препятствий. | 1 | | |
10 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Эстафеты с преодолением вертикальных препятствий. Круговая тренировка. | 1 | | |
11 | Строевая подготовка: одиночная строевая выучка. Подвижные игры с элементами лазания, и с прыжками через препятствия. Выполнение статического усилия: вис на согнутых руках. | 1 | | |
12 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростных качеств в круговой эстафете. Ловля теннисного мяча в парах: развитие ловкости и быстроты реакции. | 1 | | |
13 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Лазание по наклонной плоскости различными способами. Подвижная игра на местности с элементами марш-броска. | 1 | | |
14 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Прохождение полосы препятствий в зале. Упражнения в висах и упорах. | 1 | | |
15 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Развитие скоростной выносливости в беге с преодолением вертикальных препятствий. | 1 | | |
16 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Бег по пересечённой местности. Безопасное поведение во время прохождения трассы. ОФП. | 1 | | |
17 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Совершенствование прыжков в высоту. Силовые упражнения на рукоходах. Метание по движущейся цели. | 1 | | |
18 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в 6 минутном беге. ОФП. Обучение метанию гранаты с разбега. Техника и правила выполнения метания. Круговая эстафета. | 1 | | |
19 | Строевая подготовка: строевые приёмы со знаменем. Тестирование в беге на 1500 метров Подвижная игра на местности. ОФП. | 1 | | |
20 | Строевая подготовка: исполнение военной песни в составе отряда в движении. Тестирование – прыжки в длину с разбега. | 1 | | |
(11 класс) IV. Рукопашный бой (10 ч). |
1-2 | Самостраховка: при падении вперёд, при падении назад, при падении на бок. ОФП. | 2 | | |
3-4 | Самостраховка: при падении вперёд, при падении назад, при падении на бок. ОФП. | 2 | | |
5-6 | Комплекс приёмов рукопашного боя без оружия на 8 счётов. | 2 | | |
7-8 | Приёмы рукопашного боя с оружием и без оружия. | 2 | | |
9-10 | Приёмы освобождения от захватов. | 2 | | |
V. Пожарная безопасность (6 ч). |
1-2 | Боевое развёртывание от пожарного автомобиля. | 2 | | |
3 | Пожарные эстафеты. | 2 | | |
4-5 | Надевание «боёвки» - боевой одежды. | 2 | | |
VI. Огневая подготовка (6 ч). |
1-2 | Стрельба из пневматической винтовки из положения: лежа, стоя, с колена. | 2 | | |
3-4 | Неполная разборка и сборка автомата Калашникова. | 2 | | |
5-6 | Снаряжение магазина. Основы и правила стрельбы. Скоростная стрельба. | 2 | | |
VII. Основы туристической техники (9 ч). |
1-2 | Ориентирование в туристическом походе. | 2 | | |
3-4 | Организация бивака. | 2 | | |
5 | Разведение костра. | 1 | | |
6-7 | Установка палатки. | 2 | | |
8-9 | Способы преодоления препятствий во время маршрута. | 2 | | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Дни воинской славы России. Москва, ООО глобус, 2007 г.
2. Аронов А.А. Воспитание патриотов: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989 г.
3. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России// Проблемы воспитания патриотизма. – Вологда.: ВИРО, 2004 г.
4. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. – М.: Издательство Мысль, 1984 г.
5. Гаврилов Ф.К., Кожин Г.А. Военно-спортивные игры. – М.: Издательство ДОСААФ, 1996 г.
6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе.-М.: Просвещение, 1978 г.
7. Лукашов П.Д. Военно-спортивные игры на местности. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1978 г.
8. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ № 8, 2005 г.
9. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, № 8, 2005 г.
10. Целовальникова А. Патриотами не рождаются, ими становятся. ОБЖ, № 11, 2006 г.
11. Строевой устав вооруженных сил Российской Федерации. Москва, военное издательство, 2006
19