СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированное занятие по внеурочной деятельности "Занимательный хакасский" и "Мир вокруг нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное интегрированное занятие по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированное занятие по внеурочной деятельности "Занимательный хакасский" и "Мир вокруг нас"»

Интегрированное внеурочное занятие «Занимательный хакасский», «Мир вокруг нас» (3-4 кл).

Тема: Природа Хакасии

Цель: познакомить учащихся с появлением на хакасской земле цветов жарков на основе сказки А.Л.Свердловой “Жарки” и хакасских легенд.

Постановка цели предполагает следующие задачи: 

  •  обеспечить ситуации эмоционального переживания на уроке;

  • прививать любовь к малой родине;

  • воспитывать бережное отношение ко всему окружающему;

  • воспитывать детей патриотами своего родного уголка, родной земли;

  • формировать внутреннюю потребность изучать свой край.

Оборудование: мультимедиа, слайды “Природа Хакасии”, «Цветы Хакасии» словарь С.И.Ожегова и О.П. Анжигановой, краски, листы и непроливайки, фото со цветами.

Ход урока

  1. Орг.момент (5 мин).

Звучит хакасская мелодия «Часхы тан». Приветствие детей на русском и хакасском языках. (дети сели за парты)

2. Вступительное слово учителя

- Я рада сегодня встрече с вами, потому что нам предстоит окунуться в мир красоты и чуда растительного мира родной хакасской Земли. А с собой мы, как всегда, возьмём

#     У-Н-В=3 -  У(улыбку)-Н(настроение)-В(веру в свои силы)= а результат -  Здоровье!

3. Вхождение в тему.(5 мин)

(Показ слайдов “Природа Хакасии” звучит музыка.)

- Ученик К.Саша читает под музыку стихотворение на хакасском языке «Хакас чири» .

- ученица (К.Юля) читает прозу:

- Я иду, вольно ступаю по родной хакасской земле! Ласковый ветер приносит запах хвойных деревьев, медовых цветов и трав. И я жадно вдыхаю его полной грудью. А сколько у нас красивых уголков природы!?! Я иду по родной Земле!

 Учитель: И луг зелёный жарким летом, и утренняя заря...

А если взять всё вместе это, то это всё - Хакасия моя.

Всё, что вы увидели можно назвать одним словом, каким?

Дети: Всё, что мы увидели,  называется природа.

Учитель: Какие слова притягиваются к слову природа и создают своеобразное магическое поле?

- Сейчас мы поиграем с вами в игру "Мировидение слова природа".(5 мин)

#   (На доске записано слово природа, дети подбирают на определённую букву слова на русском и хакасском языках, характеризующие природу.)

П (Прекрасная, Прелестная, Певучая, Переменчивая, Полезная, Погибающая,

Премудрая, Праздничная, Потрясающая и т. д.)

Р (Разная, Радостная, Раненая, Радуга, Разграбленная...)

И (Интересная, Интригующая, Изумительная, Изящная...)

Р (Родная, Райская, Редкая...)

О (Обворожительная, Очаровательная, Ослепительная, Обиженная...)

Д (Дикая, Дорогая, Добрая, Духовная, Друг...

А (Ароматная).

3. Работа над новым материалом.

а) (5 мин) Учитель: На слайдах вы увидели фото, на которых были изображены растения.

- Остановимся на слове цветок.

- Дети, кто знает цветковые растения Хакасии"

Дети: Герань луговая, лютик, бадан, ветреница, аир, одуванчик, Иван да Марья, адонис весенний, гвоздика полевая, мать и мачеха, кровохлёбка, саранка, василёк и т.д.

- Как разнообразен растительный мир Хакасии и этой красотой мы поделимся с воспитанниками детского сада. К концу занятия оформим книжку о цветах.

Учитель: Когда я произношу слово цветок, что вы ЧУВСТВУЕТЕ?

Дети: Я чувствую: теплоту, энергию солнца, ласку, доброту, поцелуй природы, бархатную ткань, друга, любовь, я - единое целое...

Учитель: Когда я произношу слово цветок, что вы ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ?

Дети: Я представляю поляны цветов, любимый цветок, подарок маме или учителю, яркие краски, красивую музыку...

(Звучит музыка, идёт показ слайдов "Цветы  Хакасии")

Учитель: Лето! Я на лугу, где-нибудь на опушке леса, в горах или в долине реки. Дует ласковый ветерок, колышет траву. А в ней - ЦВЕТЫ! Насколько тянется луг, или опушка - настолько видны и цветы. Они самые разные: белые, жёлтые, красные, голубые...! Боже! Какая красота!!!

б) (10 мин) Сегодня мы соприкоснёмся с чудом появления на хакасской земле одного удивительного цветка. А какого - догадайтесь сами, с помощью моих подсказок.

- Как называется сказочная птица необыкновенной красоты с ярко светящимися перьями?

Дети: Жар-птица.

Учитель: А что обозначает слово Жар?

Дети: Горячие угли без пламени; повышенная температура тела; горячий, сильно нагретый воздух; рвение, пыл, задать жару.

- А сейчас, поиграем в волшебников,  присаживайтесь за свои парты, и раскрасьте лист бумаги тем цветом, каким представляете себе – ЖАР.

Учитель: Какими красками вы нарисовали Жар?

Дети: Нарисовали красными, жёлтыми, оранжевыми, сочными, волшебными, необычными.

Учитель:- Вы – настоящие волшебники!

Кто догадался, как называется этот цветок?

Дети: Жарок.

Учитель: а по – хакаски (кун чахаягы)

(Останавливаю слайд на фото с жарком)

Учитель: Найдём значение слова жарок в словаре С.И.Ожегова и О.П. Анжигановой.

- Жарок – травянистое растение семейства лютиковых с ярко-желтым цветком.

Учитель: А сейчас мы познакомимся со сказкой нашей землячки из Хакасии Антонины Леонтьевны Свердловой “Жарки”. Её она посвятила своему сыну. - Расселись удобно, настроили глазки.

Учитель под спокойную хакасскую музыку читает сказку. (Читаю)

Учитель: Что вдохновило автора написать эту сказку?

Дети: Красота природы, любовь к родному краю...

Учитель: Что можно сказать об авторе этой сказки?

Дети: Добрая, ласковая, нежная, горячо любит родину, свою землю, восхищается красотой Хакасии...


Учитель:

- Существуют легенды появления на земле жарков. Послушаем легенду, которую приготовила Х.Зина

Легенда:

- Жил- был бедный пастух Саян, пас он байский скот с утра до вечера. Однажды на отару напала стая волков. Еле отбил Саян байский скот, но сам пострадал от волков. Истекая кровью, полз он к озеру Шира, которое славилось своей целебной водой. Еле- еле добрался пастух, где стал лечить свои раны. Выжил! А по его следу, где капали капли крови, появились цветы, которые народ назвал жарками. Идут века, пламенеют жарки в лесах Хакасии.

- А следующую легенду расскажет Г.Кирилл.

Легенда: Молодой пастух Алексей часто пригонял табуны лошадей на водопой к Байкалу. Вместе с лошадьми он прыгал в воду, нырял, плавал, смеялся и кричал от восторга так, что распугал всех русалок. Русалки решили завлечь Алексея. Они то выходили и танцевали на лунной лужайке, то распевали песни, то красиво плавали по лунному озеру. Но ни одна не удостоилась внимания пастуха. И тогда они погрузились на дно озера. И только одна русалка так полюбила Алексея, что не захотела с ним расставаться. Она подходила к костру, тянула к нему руки, пела нежные песни. И однажды она растаяла от ярких лучей солнца, превратившись в цветы, которые сибиряки ласково называют жарками.

- Понравились ли вам легенды. Вспомним как по – хакаски называются жарки? (кун чахаягы)

9. Итог урока.(5 мин)

_ А теперь ребята что мы должны сделать к концу занятия?

Ученик: Составить книжку.

Б.Маша:

- Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

Ученица (М. Милена): Пора бы человечеству понять, богатства у природы отбирая, что Землю нужно тоже охранять, она, как мы, такая же живая.

- (Ш.Глеб ) Природа учит человека, наполняет ощущением прекрасного. Сегодня мы узнали тайну появления на земле жарков, посмотрели в их добрые лица, доверчивые прекрасные глаза, полюбовались цветами, подружились с ними, а значит, стали чуточку добрее, мудрее, красивее! 

Учитель:  Ну а дома, если хотите, можете рассказать сказку и легенду о появлении жарков на земле родителям, сестре, брату или сочинить свою сказку о цветах Хакасии.




































ПРИЛОЖЕНИЕ Антонина Свердлова ЖАРКИ

Высоко-высоко в горах, где солнце поднималось раньше, чем на всей Земле, жили люди, могучие, словно кедры. Славились там старики своей мудростью, юноши - силой и умом, девушки - красотой и нежностью, а все вместе - трудолюбием и силой души, которая зовется любовью к родной земле, к родным горам и звонкоголосым рекам. Помогали люди друг другу, вместе радовались и печалились вместе. Гордились люди своей неподкупностью, своей добротой, но больше всего - вождем своего племени - славным Саяном.

Был у Саяна конь, огненный, словно полуденное солнце. Несется он по горной долине, звонко цокают кованые копыта, рыжая грива развевается над земными травами, словно жаркое пламя костра. Бег легкий, стремительный, солнце трепещет огнем гриву коня, разгорается, не тает. Звали коня Жар-конь. Добрым и ласковым был он со всеми, но больше всего любил огненноволосую дочь Саяна — Зорину. Хороша была Зорина, трепетная, как осинка, стройная, как березка, волосы длинные, шелковистые, рыжие, как червонное золото в солнечный день. Бывало, звонким голосом крикнет Жар-коня, и несутся они вдоль косогоров, и ветер переплетает огненную гриву коня с золотыми волосами Зорины.

То ли сороки где протрещали, то ли ветер кому-то сказал, но узнал о горном племени степной хан Кулемей и повелел стереть с лица земли гордое племя, а Жар-коня с Зориной привести ему силой. Потемнело небо от пыли, поднятой ногами степняков, да не спали люди Саяна. Встали на защиту родных гор все, от мала до велика, а впереди сам Саян и дочь его Зорина на огненном коне. Бьются они день и ночь, недели и месяцы, но тают силы защитников гор, а к хану Кулемею подходят все новые.

И встал Саян во весь свой могучий рост и крикнул так, что посыпались камни с утесов: «Вставайте, свободные люди! Последний бой впереди! А если кому-то жизнь дорога, уходите горными тропами за перевалы!» Поднялись люди, но мало их было, и трусов средь них не нашлось. Грянул бой, последний, решающий. Один за другим падали люди, тяжело ранен храбрый Саян, кровь Зорины смешалась с кровью Жар-коня, но не сдаются, пощады не просят, отступают медленно, разя врагов направо и налево. Затих враг, притаился. Упал последний воин. Лег на землю Саян, дочери шепчет: «Прости, земля родная, что сберечь не смог, прости, доченька, если чем обидел». А сам гриву коня прощальным жестом гладит. Сложил руки гордый Саян и окаменел, заплакала и разлилась ясной зарей над отцом непокоренная Зорина, а конь поднял голову и заржал звонко-звонко, словно подавая сигнал врагу: «Вот он я, возьмите».

Обрадовались враги, побежали: впереди - Кулемей, а следом - все войско ханское. Бежит Жар-конь, кровь из ран капает. А враги уже несутся, ничего не видя, оружие бросают, вперед торопятся. И не увидели, как подбежал конь к отвесной скале и прыгнул, а следом - воины ханские. Погибли все, ни один живым не остался.

А ранней весной зацвели в горах цветы небывалые, жарками назвали их в память о Жар-коне и тех людях, которые погибли, но погибли свободными.