Интегрированное занятие в средней группе
Тема: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
М/р Чубарь Г.А.
Интеграция: музыка, изобразительная деятельность, познание, развитие речи, коммуникация.
Цель: Познакомить детей с особенностями изображения образа матери в произведениях различных видов искусства.
Задачи: 1.Продолжать знакомить детей с портретом, как жанром изобразительного искусства /рассматривание репродукций/
2. Развивать с помощью музыки, живописи умение различать оттенки настроений и выражать их словами, жестами.
3.Воспитывать бережное отношение к маме.
4.Внимательно слушать музыку, воспринимать глубину чувств музыкального языка.
5. Исполнять песню о маме в характере.
6. Учить составлять небольшие рассказы о своих мамах.
Материал: Песня «Звёздочка моя» Т.Прописновой, пьеса «Подснежник» П.И.Чайковского, «Аве Мария» Ф.Шуберт, репродукции картин О.Ренуа «Мадам Шарпантье с детьми», В. Васнецов «Мадонна с младенцем», Рафаэль «Сикстинская мадонна», К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна», А.Шилов «Портрет матери», фотовыставка «Моя любимая мама», рамки для рисования портрета, цветные карандаши.
Ход занятия
М/р. Дети, отгадайте загадку: Кто вас, дети, крепко любит?
Кто жалеет, кто целует?
Кто заботиться, ласкает?
Нежно на руках качает?
Песни добрые поёт,
Утром в детский сад ведёт?
М/р. Мама! Мама – главный человек, мама даёт жизнь своему ребёнку, мама всегда хочет, чтобы её дети выросли здоровыми, умными, добрыми.
У каждого из вас есть мама. Но у мамы не всегда бывает одинаковое настроение. Сейчас прозвучит музыка, которая подскажет, какое у мамы
настроение.
Звучи пьеса «Подснежник»П.И.Чайковского
М/р. Какая по характеру музыка?
Дети. Ласковая, нежная задушевная.
М/р. Правильно, у мамы такое настроение.
Ребята, расскажите мне, пожалуйста, о своей маме. Какой у неё характер? Какими ласковыми словами она вас называет? Что вам больше всего нравиться в вашей маме? Трудно ли быть мамой? Нужны ли ей помощники? Чем вы помогаете маме?
Ответы детей.
Воспитатель. О мамах поэты сочиняют стихи, пишут рассказы. Поэт, создавая стихотворение, думал о своей маме, а мы, слушая его, представляем своих дорогих мам. Сейчас ребята прочитают стихи о маме.
Чтение индивидуальных стихотворений.
М/р. О маме можно рассказывать не только словами. Многие художники писали портреты своих мам. Посмотрите на картины, которые стоят перед вами. Каждый художник по-своему изобразил образ матери в своих картинах.
Рассматривание картин.
Вопросы. Какой художник изобразил свою маму? Опиши одежду мамы художника. Она нарядная или обычная, повседневная. Обведи контур платка, воротника, фигуры в воздухе. Каких линий больше плавных или угловатых? Все линии округлые, как пуговка на мамином пальто.
М/р. Вот уже 2000 лет художники воспевают образ Божьей матери – богородицы. Её зовут Дева Мария. Когда художник рисует её портрет, то у него получается не обычная картина, а икона. Обратите внимание на выражение глаз, линию губ, бровей, на положение рук, головы. Какие цвета использует художник?
М/р. А сейчас, ребята, давайте споём песню «Звёздочка моя».
Исполняется песня «Звёздочка моя»
О чём эта песня? /ответы детей/
М/р. О мамах пишут стихи, рисуют картины. А композиторы посвящают своим мамам песни и музыкальные произведения. Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение Ф.Шуберта «Аве Мария» /показ портрета композитора/Это произведение – молитва, посвящённое всем матерям.
Слушание «Аве Мария» Ф.Шуберт.
Вопросы. Какая музыка по характеру: светлая или мрачная?
Как такую музыку нужно слушать: с закрытыми глазами, сидя, стоя, в тишине, внимательно или находясь в движении? «Затаив дыхание».
Воспитатель. Мы сегодня узнали с вами много о наших мамах. Надо любить их, беречь, радовать чаще своими делами. Это мамам очень приятно. А сейчас давайте нарисуем каждый свою маму.
Дети рисуют портрет мамы.
Воспитатель. А сейчас подойдите к своей маме, обнимите её, поцелуйте, шепните ей на ушко ласковое слово и подарите портрет.
Дети дарят мама нарисованные портреты, смотрят фотовыставку.