ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания образования посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться также только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность – это синтез нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе. Цель их в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку. Ценность заключается и в том, чтобы обобщить знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета. Подготовка интегрированного урока английского языка и обществознания по теме «Один день в Британском парламенте» стало возможно благодаря желанию учителей английского языка и истории. Работа над сценарием урока состояла в выборе темы урока, в совместном планировании с точки зрения методов и форм, содержания, конкретного участия каждого учителя в его проведении. Выбранная тема соответствовала материалу учебника английского языка (English 10 – 11 класс, В.П. Кузовлев), по которому занимаются обучающиеся и учебника обществознания (10 класс, Л.Н. Боголюбов). Это занятие будет способствовать переносу разобщенных знаний и умений из разных дисциплин в единое целое. Считаем, что творческое содружество преподавателей разных дисциплин может принести огромную пользу.
Так как хорошо обучать можно только при условии, если дети хотят и умеют учиться, то необходимо, чтобы мотивация к учению была высокой. Поэтому мы постоянно стремимся повысить мотивацию к изучению наших предметов, придавая процессу обучения личностный смысл и значимость, создавая на уроках благоприятную атмосферу, в которой у ученика всегда будет желание учиться. Осуществляем реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении, придерживаясь основного принципа этого направления – в центре процесса обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке – это общедидактическая проблема, решить которую мы пытаемся, применяя различные методики и технологии обучения. Так, наиболее интересным и приемлемым для массовой школы представляется обучение в сотрудничестве как общедидактический концептуальный подход, особенно, если учесть тот факт, что эта технология органично вписывается в классно-урочную систему, не затрагивает содержание обучения, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Что касается специфики предмета «иностранный язык», эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляет каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Группы организуются таким образом, чтобы в каждой из них были ученики с разной степенью обученности (сильный, средний, слабый, мальчики и девочки) и при выполнении одного задания на группу ребята ставятся в такие условия, при которых успех или неуспех одного отразится на результате всей группы. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
Используя разнообразные варианты обучения в сотрудничестве на своих уроках, мы стараемся соблюсти непременное условие – четкое соблюдение основных принципов обучения в сотрудничестве, а именно: группы обучающихся формируются учителем до начала урока с учетом психологической совместимости детей. Важно, что оцениваются не только, а иногда не столько знания, сколько усилия обучающихся (у каждого своя «планка»); учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за выполненное задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик. Если он в состоянии обстоятельно изложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, т.к. цель любого задания – овладение материалом каждым учеником группы.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и задания в группах дифференцированы по сложности и объему. Обязательным остается требование активного участия каждого члена группы в общей работе, но в соответствии со своими возможностями.
Необходимо отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Достаточно вспомнить известное изречение мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться». Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее, а может быть, и более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом.
Учитель приобретает новую, нисколько не менее важную для учебного процесса роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него (учителя) появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения.
Важно и другое, в современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать полученную информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы. Это общеучебные интеллектуальные умения, которые приобретаются на уроках по разным предметам. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании таких умений и одновременно подготовить к более сложным видам деятельности с информацией – при использовании, например, метода проектов.
Нас интересует технология проектного обучения потому, что мы полностью согласны с ее авторами: обучение протекает наиболее успешно, когда обучающиеся вовлечены в творческую деятельность. За время работы можно сделать вывод, что процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельным, развивает у них интерес к предмету, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Проект – возможность обучающихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведении интервью и исследований (с последующим оформлением), составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребенок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме пройдет его презентация.
Также применяем на уроках приемы технологии развития критического мышления, которая относится к личностно-ориентированному подходу в обучении. Вот что говорят обучающиеся об этой технологии:
ТРКМ положительно влияет на самостоятельное учение.
Приемы ТРКМ: положительные и отрицательные стороны, двойной дневник, кластер, синквейны учат логически мыслить, делать выводы, сравнивать, анализировать, развивать языковые навыки.
Легче понимать тексты, пересказывать их (приемы – чтение со шторками, инсерты, кластеры).
Смысловые таблицы помогают нам выбрать главное, определить детали, дифференцировать информацию.
Можно сделать вывод, что ТРКМ – здоровьесберегающая технология, так как обучающиеся получают глубокие знания, умеют их применять с гарантированным успехом, когда учитываются их интеллектуальные, мотивационные особенности, тип памяти и мышления, оказывается психолого-педагогическая поддержка. Каждый учится согласно особенностям своей личности.
В своей работе также используем технологию разноуровневого обучения, принцип которой – соответствие нагрузки способностям обучающегося. Эта технология развивалась на основе системы дифференцированного обучения. Суть ее в концепции Дж. Кэрролла, З.И. Калмыковой сводится к тому, что различия основного количества обучающихся по уровню обучаемости, прежде всего, по времени, необходимому обучающемуся для усвоения учебного материала. Поэтому на уроках постоянно используем разноуровневые карточки. При этом необходимо учитывать особенности восприятия – как свои собственные, так и своих учеников. Зная, что по индивидуальным особенностям восприятия людей можно разделить на 3 группы: аудиалы, визуалы, кинестетики, то можно помочь обучающимся усваивать учебный материал, задействуя по возможности все каналы ввода информации. Поэтому, учитывая психолого-педагогические особенности восприятия, разрабатываем различные виды обучающих упражнений.
Использование современных образовательных технологий является ключевым условием повышения качества образования, ведет к снижение нагрузки обучающихся и более эффективному использованию учебного времени, обеспечивает личностное развитие каждого ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе.
Тема «Политическая система» на уроках английского языка всегда вызывает, наверное, наибольшую трудность у обучающихся. В этой теме очень много слов и выражений, которые являются реалиями – словами, обозначающими предметы и явления, связанные с историей, культурой, экономикой, бытом страны изучаемого языка, которые отличаются полностью или частично по своему значению от соответствующих слов родного языка обучающихся. Понимание их рассчитано, прежде всего, на общую социокультурную осведомленность обучающихся. Зачастую информация об английских реалиях, подлежащих переводу, оказывается абсолютно новой для обучающихся. При беседе с учителем истории выяснилось, что эта тема вызывает трудности и на уроках обществознания, так как у них нет соответствующих знаний даже на родном языке. Поэтому мы решили провести интегрированный урок английского языка и обществознания по теме: «Один день в британском парламенте».
Урок на тему «Политическая система» является одним из заключительных уроков курса изучения обществознания в старшей школе, поэтому многие положения о политических отношениях, происхождении и сущности государства, структуре политической системы, политических режимах и политических институтах, ветвях власти уже известны обучающимся.
Урок «Один день в Британском парламенте» проводится в течение 2 часов. В основу урока положено содержание учебника обществознания, дополненное материалами из других информационных источников (периодической печати, Интернета, справочной литературы и др.).