МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1»
Интегрированный мастер – класс
«Шерстяная акварель»
Провели:
Учитель технологии: Трусова Е. С.
Учитель рисования: Молокоедова Н. Н.
Тема:Шерстяная акварель.
Педагоги-мастера: Трусова Елена Сергеевна (учитель технологии и черчения), Молокоедова Наталья Николаевна (учитель рисования и искусства).
Дата проведения: 3 марта 2016 год
Время проведения: 14.20 часов
Место проведения: МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа № 1» Кореневского района Курской области
Продолжительность мастер-класса: 2 часа
Задачи:
создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
создание условий для овладения технологией работы с шерстью;
познакомить с особенностями, приемами и тонкостями работы с шерстью при создании изображения
Принципмастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас»
Форма: лекция с элементами презентации + практическая работа
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, колонки, шерсть, рамки для фотографий, салфетки, клей, шерсть, пинцет, ножницы, выставка с плоскостными композициями.
Структура мастер-класса:
Вводная часть.
Основная часть.
Заключительная часть.
Ход мастер-класса
Вводная часть. Слайд №1 (Музыка)
Молокоедова Н.Н.:
Порывом ароматов свежих
И первоцветов на снегу,
Чуть осторожных, очень нежных,
Росток пустивших на лугу,
Лучом чуть теплым, не окрепшим,
Капелью, радужным дождём
Идёт спокойно, безмятежно
Весна, которую так ждём.
Трусова Е.С.: Весна! Всё цветёт, пробуждается, просыпается…Да и праздник не за горами, когда нам – женщинам – дарят цветы, подарки, именно 8 Марта уделяют нам немного больше внимания, чем обычно…
Молокоедова Н.Н.:Но мы не только получаем подарки, но и хотим сделать приятно мамам, сёстрам, подругам… Нам хотелось бы предложить один из вариантов для рассмотрения в качестве подарка – плоскостная композиция, или как мы привыкли называть - картина. Да ещё и выполненная своими руками. Такой подарок внесёт в дом уют, тепло и хорошее настроение! Или же станет прекрасным дополнением к вашему интерьеру.
Трусова Е.С.: Вы уже обратили внимание на выставку, на которой вашему вниманию представлены плоскостные композиции в различной технике: рисунки, бисер, вышивка, пластилинография… И сегодня мы покажем мастер-класс одной из техники плоскостной композиции «шерстяная акварель». Т.е. как укладывается шерсть, чтобы получилась целая картина.
Молокоедова Н.Н.:Спросите почему акварель? Можно увидеть некоторые сходства, например, в плавном переходе из одного цвета в другой, да и сами работы из далека создают впечатлениенаписанных акварелью. Но чтобы получить нужного эффекта в композиции, необходимо знать теорию о цветоведении.
Основная часть.
Цветовой круг
Допустим, чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как "устроены". Ещё в 17 веке Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (школьная физика). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т.е. солнечный свет через призму преломляется насемь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.
Это всё что касается физики, а в художественной среде художники и учёные шли немного в другом направлении. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного) цветового круга(Слайд №2), т.е. взяли все цвета спектра, за исключением голубого и сложили из него «колесо», в котором цвета расположены в определённой последовательности, напротив друг друга. Таким образом, и получился первый 6-частный цветовой круг.
Из практики также было известно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических(Слайд №3): красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.
(Слайд №4)Если в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.
(Слайд №5)Таким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные.
(Слайд №6)Теперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов.
Такой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.
Такой эффект цвета называется насыщенностью(Слайд №7).И соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается допастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.
Если мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая "растяжка", то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов(Слайд №8).
Гармоничные сочетания цветов
Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное)(Слайд №9). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга. Пример: (Слайд №10).
Второе гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада(Слайд №11). Пример: (Слайд №12).
Третье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание(Слайд №13), т.е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге. Пример: (Слайд №14).
Если к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение(Слайд №15). Пример: (Слайд №16).
И последнее гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых(Слайд №17) друг от друга цветах цветового круга. Пример: (Слайд №18).
Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам, художникам, стилистам, а для начинающих достаточно и сочетаний на основе трёх.
Но это ещё не всё. Для того чтобы превратить выбранную палитру гармоничных цветов в цветовую композицию, вам следует ещё узнать о правилах её (цветовой композиции) создания.
Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.
Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции.(Слайд №19) Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты. Пример: (Слайд №20).
Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, (Слайд №21)чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий(Слайд №22), то они также будут контрастны, хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга. Пример: (Слайд №23).
И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге.(Слайд №24). Например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности. Пример: (Слайд №25).
Трусова Е.С.: Вашему вниманию были представлены картины выполненные акварелью. Как вы думаете, эту картину тоже нарисовали? А вот и нет. Она выполнена не красками, а шерстью. Сейчас я вам представлю изделия, выполненные из шерсти. Это: платья, сумки, игрушки… Валяние шерстью бывает мокрое и сухое. Мокрое выполняется с участием воды. Для этого необходимо взять упаковочную плёнку с воздушными пузырьками, москитная сетка, скалка для теста, вода с жидким мылом. На плёнку раскладывают шерсть в разных направлениях, придерживаясь определённого рисунка. Увлажняют водой. Накрывают сеткой. По поверхности катают скалкой. Шерсть сваливается и получается однородное полотно. После высыхания, оно уменьшится в размере.
Сухое валяние выполняется при помощи специальных игл и без применения воды. А мы с вами сегодня с помощью шерсть нарисуем праздничные картины. Для этого необходимо взять рамки для фотографий со стеклом. Ткань – основу: фетр, бархат, салфетки для пыли… И конечно же саму шерсть. Инструменты: ножницы и пинцет. Примерные варианты картин. Всё что для этого надо лежит у вас на столах. Приступим к работе.
Выполнение работы.
Заключительная часть.
Подведение итогов . В ходе работы выставляются выполненные работы на выставку.
Трусова Е.С.:Как вы думаете, ваши работы достойны того, чтобы их получить в подарок?
Молокоетова Н.Н.: Вам наш мастер-класс понравился?
Трусова Е.С.: Какие эмоции он у вас вызвал?
Молокоедова Н.Н.: Спасибо за внимание и участие!
2016 г.