СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный мастер-класс "Шерстяная акварель"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Форма: лекция с элементами презентации + практическая работа

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный мастер-класс "Шерстяная акварель"»



МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1»









Интегрированный мастер – класс



«Шерстяная акварель»





Провели:

Учитель технологии: Трусова Е. С.

Учитель рисования: Молокоедова Н. Н.









Тема:Шерстяная акварель.

Педагоги-мастера: Трусова Елена Сергеевна (учитель технологии и черчения), Молокоедова Наталья Николаевна (учитель рисования и искусства).

Дата проведения: 3 марта 2016 год

Время проведения: 14.20 часов

Место проведения: МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа № 1» Кореневского района Курской области

Продолжительность мастер-класса: 2 часа

Задачи:

 

  • создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  • создание условий для овладения технологией работы с шерстью;

  • познакомить с особенностями, приемами и тонкостями работы с шерстью при создании изображения


 Принципмастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас»


Форма: лекция с элементами презентации + практическая работа

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, колонки, шерсть, рамки для фотографий, салфетки, клей, шерсть, пинцет, ножницы, выставка с плоскостными композициями.

Структура мастер-класса:

  1. Вводная часть.

  2. Основная часть.

  3. Заключительная часть.

Ход мастер-класса

  1. Вводная часть. Слайд №1 (Музыка)

Молокоедова Н.Н.:

Порывом ароматов свежих
И первоцветов на снегу,
Чуть осторожных, очень нежных,
Росток пустивших на лугу,
Лучом чуть теплым, не окрепшим,
Капелью, радужным дождём
Идёт спокойно, безмятежно
Весна, которую так ждём.

Трусова Е.С.: Весна! Всё цветёт, пробуждается, просыпается…Да и праздник не за горами, когда нам – женщинам – дарят цветы, подарки, именно 8 Марта уделяют нам немного больше внимания, чем обычно…

Молокоедова Н.Н.:Но мы не только получаем подарки, но и хотим сделать приятно мамам, сёстрам, подругам… Нам хотелось бы предложить один из вариантов для рассмотрения в качестве подарка – плоскостная композиция, или как мы привыкли называть - картина. Да ещё и выполненная своими руками. Такой подарок внесёт в дом уют, тепло и хорошее настроение! Или же станет прекрасным дополнением к вашему интерьеру.

Трусова Е.С.: Вы уже обратили внимание на выставку, на которой вашему вниманию представлены плоскостные композиции в различной технике: рисунки, бисер, вышивка, пластилинография… И сегодня мы покажем мастер-класс одной из техники плоскостной композиции «шерстяная акварель». Т.е. как укладывается шерсть, чтобы получилась целая картина.

Молокоедова Н.Н.:Спросите почему акварель? Можно увидеть некоторые сходства, например, в плавном переходе из одного цвета в другой, да и сами работы из далека создают впечатлениенаписанных акварелью. Но чтобы получить нужного эффекта в композиции, необходимо знать теорию о цветоведении.

  1. Основная часть.

Цветовой круг

Допустим, чтобы хорошо и грамотно сочетать различные цвета между собой, необходимо, прежде всего, знать какие они бывают в природе и как "устроены". Ещё в 17 веке Ньютон ставил опыты по преломлению солнечного света через прозрачную призму (школьная физика). На основе этих опытов он открыл цветовой спектр, который должен был знать каждый школьник. Звучит он так: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», т.е. солнечный свет через призму преломляется насемь спектральных цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый.

Это всё что касается физики, а в художественной среде художники и учёные шли немного в другом направлении. Задолго до открытия спектральных цветов, многие учёные и просто художники стали экспериментировать с цветом, с целью выработки основных правил по их сочетанию. В итоге это привело к появлению так называемого хроматического (т.е. цветного) цветового круга(Слайд №2), т.е. взяли все цвета спектра, за исключением голубого и сложили из него «колесо», в котором цвета расположены в определённой последовательности, напротив друг друга. Таким образом, и получился первый 6-частный цветовой круг.

Из практики также было известно, что всё многообразие цветов образуются на основе всего лишь трёх хроматических(Слайд №3): красный, жёлтый, синий, которые называются основными в цветовом круге.

(Слайд №4)Если в равной степени смешать эти три основных цвета друг с другом мы получим ещё три, которые носят название составные: это зелёный, оранжевый, фиолетовый.

(Слайд №5)Таким образом, мы и получим 6-ти частный цветовой круг, который также может быть создан и на основе открытых спектральных цветов Ньютона. А что если мы смешаем в равной степени основные и составные цвета, тогда получим так называемые третичные. 

(Слайд №6)Теперь, нам необходимо собрать эти цвета вместе и мы получим уже 12-частный цветовой круг, который лёг в основу всей науки Цветоведение и гармонии цветов.

Такой 12-ти частный круг уже вполне подходит для подбора гармоничных цветов, однако вы можете заметить, что все получившиеся цвета очень яркие и насыщенные. Чтобы снизить чрезмерную насыщенность спектральных цветов принято добавлять в них ахроматические цвета: т.е. чёрный и белый. В итоге можно получить множество тонов и оттенков одного цвета.

Такой эффект цвета называется насыщенностью(Слайд №7).И соответственно, если в любой выбранный спектральный цвет из цветового круга добавлять белый цвет, то его насыщенность снижается допастельных тонов или вообще до чисто белого; и наоборот, если добавлять чёрный цвет в тот же основной цвет, то его насыщенность повышается, и в конечном итоге достигнет полностью чёрного.

Если мы выполним такое насыщение хроматических цветов ахроматическими, среди профессионалов это называется цветовая "растяжка", то в итоге мы получим вот такой цветовой круг с множеством оттенков и тонов 12-ти основных цветов(Слайд №8).

Гармоничные сочетания цветов

Теперь мы вплотную подошли к самому важному моменту, чтобы узнать, как же эти хроматические цвета можно сочетать друг с другом. Первое гармоничное сочетание цветов одноцветное (монохромное)(Слайд №9). Выполняется оно на основе оттенков в пределах одного сектора цветового круга. Пример: (Слайд №10).

Второе гармоничное сочетание это сочетание соседних цветов оно называется аналогичное или аналогичная триада(Слайд №11). Пример: (Слайд №12).

Третье гармоничное сочетание называется дополнительное сочетание(Слайд №13), т.е. два цвета противоположные друг другу на цветовом круге. Пример: (Слайд №14).

Если к двум гармоничным дополнительным цветам цветового круга добавить соседние, то получим сочетание, называемое разбитое дополнение(Слайд №15). Пример: (Слайд №16). 

И последнее гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых(Слайд №17) друг от друга цветах цветового круга. Пример: (Слайд №18).

Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе квадрата и прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам, художникам, стилистам, а для начинающих достаточно и сочетаний на основе трёх.

Но это ещё не всё. Для того чтобы превратить выбранную палитру гармоничных цветов в цветовую композицию, вам следует ещё узнать о правилах её (цветовой композиции) создания.

Цветовые гармонии – это хроматические и ахроматические гармоничные цвета, собранные в единую цветовую композицию на основе принципов контраста либо нюанса.

Когда вы при помощи цветового круга выберите подходящую цветовую палитру гармоничных друг другу цветов, их ещё следует сгруппировать в композицию. Цветовая композиция строится либо на основе контраста, либо нюанса. Начнём с нюансной композиции.(Слайд №19) Если вы выбрали аналогичную триаду цветов (т.е. три соседних на цветовом круге) и в одинаковой насыщенности, то у вас получится нюансная композиция, т.к. как все цвета одинаковой насыщенности и среди них нет доминанты. Пример: (Слайд №20).

Контрастные цветовые композиции, напротив, строятся на сильном различии цветов друг от друга, как по цвету, так и по насыщенности. Причём контрастная цветовая композиция может быть построена даже в монохромной и ахроматической цветовой гамме. Например, (Слайд №21)чёрный и белый цвет сильно контрастны. А если вы возьмёте какой-нибудь хроматический цвет в разной насыщенности, например, тёмно-синий и светло-синий(Слайд №22), то они также будут контрастны, хотя и находятся в одном цветовом секторе цветового круга. Пример: (Слайд №23).

И последним гармоничным контрастным сочетанием цветов является композиция из противоположных друг другу цветов в цветовом круге.(Слайд №24). Например: зелёный и красный, даже при одинаковой насыщенности. Пример: (Слайд №25).

Трусова Е.С.: Вашему вниманию были представлены картины выполненные акварелью. Как вы думаете, эту картину тоже нарисовали? А вот и нет. Она выполнена не красками, а шерстью. Сейчас я вам представлю изделия, выполненные из шерсти. Это: платья, сумки, игрушки… Валяние шерстью бывает мокрое и сухое. Мокрое выполняется с участием воды. Для этого необходимо взять упаковочную плёнку с воздушными пузырьками, москитная сетка, скалка для теста, вода с жидким мылом. На плёнку раскладывают шерсть в разных направлениях, придерживаясь определённого рисунка. Увлажняют водой. Накрывают сеткой. По поверхности катают скалкой. Шерсть сваливается и получается однородное полотно. После высыхания, оно уменьшится в размере.

Сухое валяние выполняется при помощи специальных игл и без применения воды. А мы с вами сегодня с помощью шерсть нарисуем праздничные картины. Для этого необходимо взять рамки для фотографий со стеклом. Ткань – основу: фетр, бархат, салфетки для пыли… И конечно же саму шерсть. Инструменты: ножницы и пинцет. Примерные варианты картин. Всё что для этого надо лежит у вас на столах. Приступим к работе.

Выполнение работы.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов . В ходе работы выставляются выполненные работы на выставку.

Трусова Е.С.:Как вы думаете, ваши работы достойны того, чтобы их получить в подарок?

Молокоетова Н.Н.: Вам наш мастер-класс понравился?

Трусова Е.С.: Какие эмоции он у вас вызвал?

Молокоедова Н.Н.: Спасибо за внимание и участие!





























2016 г.