Интегрированный проект
«Широкая Масленица»
Автор проекта – Медведева Ольга Леонидовна
учитель
МБОУ «Выделянская СОШ»
Родионово-Несветайский район , х.Выдел
Проблема интегрированного проекта «Широкая Масленица»
Можно ли средствами народной музыки воспитать в ребенке творческую личность?
Цель проекта:
- возрождение интереса у участников проекта к традициям русского народа;
- воспитание любви к Родине, художественным ценностям русской народной культуры.
Задачи проекта:
- познакомить обучающихся с народной музыкой разных жанров, предметами декоративно–прикладного искусства русского народа;
- развивать познавательный интерес у детей к обрядовым праздникам ;
- активизировать художественно–творческую деятельность школьников в театрализованной игре-действии.
Интегрированный проект «Широкая Масленица»
Проект реализован на территории
«Выделянской СОШ» Родионово-Несветайского района
с 16 по 22 февраля 2015г.
Материально–технические ресурсы
Технические средства:
проектор;
музыкальный центр.
Спортивный инвентарь: мешки для бега, канат, снежки.
Музыкальный репертуар:
песни и хороводы: русские народные песни «Едет Масленица»., «Вот уж зимушка проходит», «Веснянка», «Ой, бежит ручьем вода», «масленичные» частушки, песня–игра «Шаловливые сосульки»
пляска «Делай как я».
Музыкальные игры: «Светит солнышко в окошко», «Тень, тень, потетень» (муз. Калинникова).
Русские народные игры: «Лапти», «Горелки», «Золотые ворота», «Пирожок».
Этапы реализации интегрированного проекта.
Этапы
Содержание деятельности
Поисковый
1. Выявление проблемы.
Аналитический
2. Беседа с родителями о необходимости оказания помощи в реализации данного проекта.
Обработка собранной информации.
Практический
3. Поиск информации в литературе, на интернетсайтах.
Составление алгоритма действий.
- Презентация «Широкая масленица».
- Рассказ о масленичных днях .
- Выпуск папки - передвижки для родителей «Не житьё, а масленица».
- Разучивание игр «Лапти», «Пирожок».
- Изготовление чучела, блинов .
- Изготовление лаптей.
- Игровая деятельность.
Контрольный
Что получилось?
Узнали ли что - то новое?
Что удивило и порадовало?
Организационные формы работы над проектом
Формы работы
Название
Организованная деятельность
Моделирование
Презентация «Широкая масленица» для детей.
Работа с родителями
Изготовление чучела масленицы, блинов.
Рассматривание иллюстраций.
Заучивание пословиц, поговорок, скороговорок.
Анкетирование родителей.
Групповое обсуждение
Подбор пословиц и поговорок о масленице.
Что понравилось, запомнилось?
Участвуют в экскурсии, помощь в изготовлении чучела.
Участие в празднике.
Выполнение проекта Понедельник – встреча.
Делали куклу – Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку.
Встречали ее песнями.
Вторник – заигрыш.
Играли в игры, водили хороводы, пели частушки.
Среда – лакомка. Художественное творчество
Изготовляли блины, плели лапти
Четверг – разгуляй.
Праздник с участием родителей
«Масленицу провожаем
– весну встречаем»
Приглашали к себе в гости родителей и потчевали их угощением,
говорили о них хорошие и добрые слова.
Информационные папки.
Выпуск папок – передвижек
для родителей
Изготовление альбомов родителями
Анкетирование родителей
- Что за праздник Масленица? __________________________________________________________________ Когда и как он возник? __________________________________________________________________ Знаете ли вы старинные обряды и традиции праздника? __________________________________________________________________ Что означает название каждого дня праздничной недели? __________________________________________________________________ Почему на Масленицу пекут блины? __________________________________________________________________ Знаете ли вы старинные рецепты блинов? __________________________________________________________________ Что означает обряд сжигания на празднике Чучела? __________________________________________________________________ Как русский народ развлекался на праздничной неделе? __________________________________________________________________ Любят ли отмечать этот праздник в вашей семье? Почему? __________________________________________________________________ Спасибо!
Итоги анкетирования родителей по теме: «Масленица широкая»
- 1.Что за праздник Масленица? (4 семьи ответили на данный вопрос: Масленица – древний славянский праздник празднуется перед Великим постом. 5 семей: праздник проводов зимы и встреча весны).
- 2. Когда и как он возник? (4 семьи: древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. 3 семьи: с15 века и 2 семьи: с 16 века).
- 3. Знаете ли вы старинные обряды и традиции праздника? (Ответы: Сжигание чучела Масленицы, каждый день пекут блины).
- 4. Что означает название каждого дня недели? ( Ответы семей: понедельник – «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомка», четверг – «Разгуляй», пятница – «Тёщины вечера», суббота – «Золовкины посиделки», воскресенье – «Прощёный день»).
- 5. Почему на Масленицу пекут блины? (Считалось, что румяные блины приманивают солнышко, помогают ему разогреться. Блин похож на солнце. Блины символ солнца. Блины олицетворяют солнце, яркость и жар.)
- 6. Знаете ли вы старинные рецепты блинов? (4 семьи написали рецепты старинных блинов, остальные ответили так: блины на опаре, блины с припёком, блины ржаные, гречневые, с начинками, пшеничные с морковью, с яблоками, с тыквой).
- 7.Что обозначает обряд сжигания на празднике Чучела? (Чучело олицетворяет зиму, его сжигают, значит прогоняют зиму, уходят все невзгоды. Символ сжигания старого, есть место для нового).
- 8.Как русский народ развлекался на праздничной неделе? (Катание с гор, катание на лошадях, взятие снежного городка, прыжки через костёр, водили хороводы, встреча и угощение гостей).
- 9. Любят ли отмечать этот праздник в вашей семье? Почему? (4 семьи ответили – да. 5 семей - не отмечают, но блины пекут. Масленицу любят).
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ