СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок биологии и химии "Пищеварение в желудке"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по биологии и химии "Пищеварение в желудке"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок биологии и химии "Пищеварение в желудке"»

Интегрированный урок биологии и химии.

Тема: Пищеварение в желудке.

Цель: обобщить, систематизировать и углубить знания о пищеварении, как о процессе механической обработки и химическом расщеплении питательных веществ ферментами

Задачи:

  • Образовательные:

Обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости, желудке; раскрыть роль ферментов

  • Развивающие:

Продолжить работу над формированием у учащихся осмысления фактического и дополнительного материала, умения применять полученные знания в собственной жизни;

  • Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к своему здоровью;


Эпиграф урока:

“Сто болезней входит через рот.”

(Китайская пословица)

Ход урока

І Актуализация знаний.

Задание 1. Выбрать из предложенного списка:

1 . питательные вещества;

2. продукты питания.


1. Мороженое. 2. Лимон. 3. Жирные кислоты. 4. Нуклеиновые кислоты. 5. Углеводы. 6.Хлеб. 7. Треска. 8. Сливочное масло. 9. Белки. 10. Глицерин. 11. Картофель. 12. Мясо. 13.Минеральные соли. 14. Аминокислоты. 15.Глюкоза. 16. Колбаса. 17. Жиры.


Питательные вещества

Продукты питания

3. Жирные кислоты.

4. Нуклеиновые кислоты.

5. Углеводы.

9. Белки.

10. Глицерин. 13.Минеральные соли.

14. Аминокислоты. 15.Глюкоза.

17. Жиры.

  1. Мороженое.

  2. Лимон.

6. Хлеб.

7. Треска.

8. Сливочное масло.

11. Картофель.

12. Мясо.

16. Колбаса.


Задание 2. Установить последовательность органов пищеварительной системы:

а) желудок, б) толстая кишка, в) ротовая полость, г) тонкая кишка, д) пищевод, е) глотка.






«Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни - всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание - улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения». Поль Брэгг

Итак, мы сегодня продолжим говорить о пищеварение в желудке. Прежде чем перейти к теме, давайте поставим проблему - … Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. (в последствии мы постараемся на него ответить)

Что называется пищеварением? (это механическая обработка пищи зубами и химическое ее расщепление в пищеварительной системе) – видеоролик «Процесс пищеварения»

Так вы поняли, что успешное пищеварение – это дело сложное, многоступенчатое и совершенно невидимое глазу. Поэтому, можно представить себе те превращения, которые происходят внутри нас. И все таки, мы попробуем это сделать так как современные методы позволяют (эксперимент с хлебом)

Учитель химии: А вы сегодня все покушали в столовой? (предлагает маленькие кусочки хлеба). Пережевывайте хлеб тщательно, не торопитесь.

Вы сейчас жуете, а ваш организм осуществляет химическое расщепление пищи на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Поэтому для переваривания белков, жиров и углеводов, составляющих основу любой пищи, эволюция сумела создать почти универсальный аппарат – пищеварительную систему, практически одинаковую у большинства позвоночных животных (торс человека)

Учитель химии: Ну что, прожевали? Что вы ощущаете?    

Учащиеся: Сладкий вкус!

Учитель химии: Да, слюна содержит ферменты птиалин и амилазу. Они расщепили сложный углевод крахмал до простых сахаров (глюкоза) – простой сахар имеет сладкий вкус.

Итак, куда попадает пища? (в ротовую полость)

Здесь что происходит? (механическая обработка пищи с помощью зубов и начинается расщепление ее под действием слюны)


Итак, ваш организм получил маленькую порцию углеводов, которая сделала вас бодрее, так как немного поднялось кровяное давление. Но по истечении одного часа оно вновь придет в норму, и состояние бодрости пройдет, а с ним и концентрация внимания и работоспособности. Чтобы это состояние не наваливалось на вас к пятому-шестому уроку, чтобы вы могли начать и закончить рабочий день, вашему организму нужно больше белка, так как белок придает больше сил. А расщепляется белок в желудке.

С помощью пищевода пищевой комок продвигается в желудок, где попадает «во власть» желудочного сока. Сок содержит пепсин, который принимается за расщепление белков до аминокислот, так как только в таком виде они могут всасываться через стенки кишечника в кровь.

? Почему желудок называют «хранилищем пищи» ?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (Задания в маршрутных листах)

Желудок - самая расширенная часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем пища в желудке находится от 2 до 8 часов.

«Хранилище» пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца. Он имеет два отверстия: входное – там, где в него впадает пищевод, и выводное – в том месте, где начинается двенадцатиперстная кишка. Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л.

Форма желудка у здорового человека может быть различной.

  • У лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);

  • У высоких – удлинненый , имеет форму чулка;

  • У лиц среднего телосложения – форму крючка.

Формы и размеры также зависят от тонуса мускулатуры его стенок, от количества принятой пищи, положение тела.

Желудок имеет две стенки – переднюю и заднюю.

Нижний край выпуклый, верхний – вогнутый.

Желудок имеет дно и тело.

  • Слизистая оболочка желудка покрыта однослойным эпителием. Она образует многочисленные складки: продольные и поперечные. На поверхности слизистой оболочки открываются многочисленные трубчатые железы желудка (до 35 млн.), открывающиеся точечными отверстиями на небольших возвышениях, хорошо различимые через лупу. Эти железы выделяют желудочный сок. Они различаются по строению и функциям:

  • одни выделяют пищеварительные ферменты,

  • вторые – соляную кислоту,

  • третьи - слизистый секрет муцин и биологически активные вещества.

? Что такое кислоты?

? Какими свойствами они обладают?

? Как вы думаете для чего нужна соляная кислота организму?

Cоляная кислота в желудке создает кислотную (кислую) среду , необходимую для работы ферментов, и для уничтожения многих вредных микроорганизмов проникших с пищей в организм.


Закрепление. «Верно - неверно»

  1. Пищеварение и всасывание начинается в полости рта. *

  2. Желчь вырабатывается железами желудка.

  3. Белки перевариваются как в желудке, так и в тонком кишечнике. *

  4. Некоторые бактерии кишечника синтезируют витамины. *

  5. Перитонит - воспаление аппендикса.

  6. Желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы.*

  7. Трипсин - расщепляет жиры.

  8. В желудке кишке кислая среда.*

  9. Ферменты- это биологические катализаторы.*

  10. Соляная кислота играет роль активатора пепсина. *

Домашнее задание. Параграф 32 читать пересказывать.

Рефлексия.

Оценивание.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!