1
Интегрированный урок биология + информатика
с использованием веб-квест технологии
«Простые энергетические решения против изменения климата»
Цель:
-продолжить экологическое образование учащихся; выяснить причины, влияющие на изменение климатической обстановки Земли, и спрогнозировать её состояние на будущее ; рассмотреть возможные пути выхода из экологического кризиса;
-развивать у учащихся умение пользоваться средствами информационно-коммуниционных технологий для получения знаний;
-совершенствовать навыки в работе с использованием информационных ресурсов интернета, умении находить, отбирать необходимый материал, пользоваться статистическими данными;
-развивать логическое умение учащихся, умение делать логические операции синтеза и анализа полученной информации.
Предварительная работа:
1.Определить содержание игры (проблема, которую будут решать участники игры, объем теоретической информации, подлежащей усвоению и закреплению).
2.Сформулировать общую дидактическую цель для участников игры и частные цели для участников.
3.Разработать сценарий игры.
4.Распределить роли между игроками, обсудив характер, содержание, задачи предстоящей деятельности.
5.Обсудить отдельно с микрогруппами специалистов (условных) последовательность действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания(ссылки на интернет-ресурсы и другие источники информации).
Ход урока
«Отдельно каждый из нас может сделать немного. Вместе мы можем спасти мир»
Дэнис Хейес, основатель Дня Земли
I Организационный момент
Распределение ролей, создание микрогрупп:
- экологи,
- климатологи,
- палеоклиматологи
- химики
- энергетики
- экономисты
- Web-дизайнеры
2
II Постановка цели
Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмышлять над одной из важнейших проблем – изменение климатической обстановки на Земле.
Масштаб изменений глобального климата за последние десятилетия и роль человека в них являются сейчас одним из самых горячо обсуждаемых научных вопросов. До сих пор нет окончательного понимания, какие изменения климата являются причиной, а какие — следствием, и обо всех ли связях в природе знают ученые. Тем не менее, имеющиеся на сегодня климатические данные уже достаточны для того, чтобы говорить о влиянии человека на климат. Изменение глобального климата, в частности, увеличение средних температур, влияет на условия жизни каждого из нас. И каждый из нас, на своем месте, может и должен внести свой вклад в предотвращение развития кризисной экологической ситуации.
Воспользовавшись компьютерными технологиями попытаемся рассмотреть причины, влияющие на изменение климата, спрогнозировать его на будущее, определим роль человека в контексте этой проблемы.
III Ознакомление с алгоритмом работы
1.Познакомьтесь с критериями оценки работы над заданиями.
2.Изучите список информационных ресурсов.
3.Исследуйте информационные ресурсы по своей роли.
4.Оформите свой отчет в виде интеллект-узла на листе формата А4
IV Выбор формы задания и работа в группах
Задания для климатологов:
1.Что такое погода и климат?
2. На основании чего делаются прогнозы об изменении климата?
3.Почему важно знать о последствиях изменения климата?
4. Что думают климатологи о глобальном потеплении?
5.Подготовьте отчет о работе в виде интеллект-узла на листе формата А4.
6.Ссылки на интернет-ресурсы:
http://www.ecoproject.by/files/publications/293_6.pdf
http://www.waterday2004.org/952R.pdf
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/POGODA_I_KLIMAT_ZEMLI.html
Задания для палеоклиматологов:
1.Меняется ли климат во времени?
2.Как можно это определить?
3.Методы изучения истории климата.
4.Что является причиной изменения климата?
5.Влияет ли деятельность человека на нашу планету?
6.Подготовьте отчет о работе в виде интеллект-узла на листе формата А4.
7.Ссылки на интернет-ресурсы:
http://wiki.web.ru/wiki / Палеоклиматология
http://www.google.by/search?q=палеоклиматология
http://ru.wikipedia.org/wiki/ Палеоклиматология
3
Задания для химиков:
1.Сущность парникового эффекта.
2. Какие парниковые газы вносят наибольший вклад в изменение климата?
3.Составьте таблицу « Количество углекислого газа, выделяющегося при производстве электроэнергии, необходимой для работы некоторых бытовых приборов».
4.Сделайте расчет о «личном вкладе» в парниковый эффект.
5.Подготовьте отчет о работе в виде интеллект- узла на листе формата А4.
6.Ссылки на интернет-ресурсы:
http://studentbank.ru/view.php?id=19872&p=3
http://znayuvse.ru/ekologiya/parnikovyiy-effekt-prichinyi-i-posledstviya
http://mixzona.ru/referat/referat/62082/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://scilib.narod.ru/Nukes/Protsenko/FutureEnergy.htm
Задания для экологов:
1.Что является объектом экологии?
2.Почему важно знать о последствиях изменения климата?
3.Каковы последствия прогнозируемого изменения климата?
4.Можно ли однозначно утверждать, что парниковый эффект вреден?
5.Предложите варианты сценария “Климат будущего”.
6.Удастся ли решить проблему СО2?
7.Подготовьте отчет о работе в виде интеллект - узла на листе формата А4.
8.Ссылки на интернет-ресурсы:
http://900igr.net/prezentatsii/ekologija/Ekologicheskoe-razvitie/005-Izmenenie-klimata.html
http://ecopeak.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.un.org/ru/climatechange/
http://www.worldwarming.info/
Задания для энергетиков:
1.Сколько энергии нужно человеку?
2.Грозит ли человечеству энергетический голод?
3.Традиционные и нетрадиционные источники энергии.
4. Возобновляемые и не возобновляемые источники энергии.
5. Подготовьте отчет о работе в виде интеллект - узла на листе формата А4.
6.Ссылки на интернет-ресурсы:
http://window.edu.ru/resource/549/75549/files/up.pdf
http://www.environments.land-ecology.com.ua/
http://www.inforse.org/europe/pdfs/rus-climate_RUS.pdf
http://www.inforse.org
Задания для экономистов:
1.Энергоэффективность: экономия и альтернатива
2.Источники потребления энергии в школе.
4
3.Предложите возможные способы уменьшения потребления электроэнергии.
4.Составьте памятку по экономии электроэнергии для учащихся, учителей, техперсонала,
кухонных работников.
5.Подготовьте отчет о работе в виде интеллект- узла на листе формата А4.
6.Ссылки на интернет-ресурсы:
http://www.baltfriends.ru/node/216
http://energosoft.info/more/more_shen_belta.html
http://www.wildfield.ru/caei/tetrad/01.htm
http://busel.org/texts/cat1eq/id5ewryea.htm
http://www.ecology.md/section.php?section=ecoset&id=8871
Задания для Web-дизайнеров:
1.Найдите в Интернете картинки, фотографии, рисунки по изучаемой теме.
2.Соберите в рабочих группах информацию для слайдов и создайте презентацию.
3.Ссылки на интернет-ресурсы:
http://www.google.by/search?q=изменение+климата
http://www.google.by/search?q=глобальное+потепление+презентация
http://www.google.by/
http://www.google.by/
Задания для агит-бригады
1.Найдите в Интернете стихотворения, частушки, сказки по данной тематике.
2.Сочините выступление для агит-бригады, в котором расскажите о
необходимости экономно расходовать энергию.
3.Ссылки на интернет-ресурсы:
http://www.domdettvor.narod2.ru/metodicheskaya_kopilka/
http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/energosberezhenie-kak-sredstvo-ekonomii-prirodnykh-bogatstv-nashei-zemli
http://tumen.bezformata.ru/listnews/stihi-pro-ekonomiyu-elektroenergii/8269383/
V Занятие в форме «круглый стол» с обсуждением работ микрогрупп.
VI Итоговая работа
Просмотр презентации по теме «Простые энергетические решения против изменения климата»,обсуждение сценария для агит-бригады.
В дальнейшем презентацию и сценарий для агит-бригад можно использовать в работе школы по энергоресурсосбережениям.
VII Подведение итогов
По критериям оценки (Приложение 1)
Приложение 1
Критерии оценки
Критерии | 5-6 баллов | 7-8 баллов | 9-10 баллов |
Понимание задания | Включены материалы, не имеющие непосред ственного отношения к теме; используется один источник, собранная информация не анализи руется и не оценивается. | Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней; используется ограниченное количество источников. | Работа демонстрирует точное понимание задания |
Выполнение задания | Случайная подборка материалов; информация неточна или не имеет отношения к теме; неполные ответы на вопросы; не делаются попытки оценить или проанализировать информацию. | Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. | Оцениваются работы разных периодов; выводы аргументи рованы; все материалы имеютнепосредствен ное отношение к теме; источники цитируются правильно;используется информация из достове рных источников. |
Результат | Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно; не дается четкого ответа на поставленные вопросы. | очность и структурированность информации; привлекательное оформление работы. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. Работа похожа на другие ученические работы. | Четкое и логичное представление инфор мации; вся информации имеет непосредствен ное отношение к теме, точна, хорошо структ урирована и отредакти рована. Демонстри руется критический анализ и оценка матери ала, определенность позиции. |