Тема: Экологическая безопасность. Интегрированный урок: «Мир вокруг нас + математика».
Цели урока: Учить применять знания о природе в новой ситуации; сравнивать, обобщать; воспитывать экологическую культуру школьника.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедиа приставка.
Ход урока
I. Организационный момент.
На слайде появляется тема урока.
II. Сообщение темы, целей урока.
У. - Готовя домашнее задание, вы, конечно же, обратили внимание на то, о чем мы поговорим сегодня. Кто скажет, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
Д. - Сегодня мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой.
У. – Для начала ответьте на вопросы (слайд №2)
Ответы детей.
III. Экологический рассказ.
У. - А теперь прочтите экологический рассказ на карточках, лежащих у вас на столе:
Воскресенье в лесу
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес — мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разложили костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.
В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.
У. - Что вы скажете о прочитанном?
Дети отвечают (слайд №3):
Нельзя ходить в поход без взрослых.
В лесу нельзя включать громкую музыку — она распугивает птиц и зверей.
Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т.к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду разводить костры запрещается.
Полиэтилен, банки очень долго разлагается в природе, их нельзя выбрасывать в лесу.
Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
Трогать яйца птиц не следует — птица может не сесть на яйца.
Нельзя брать в город здоровых детенышей зверей и птиц.
Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь оборванных цветов недолговечна.
IV. Физкультминутка
Релаксация для глаз (слайд №4)
V. Экологическая задача (слайд №5).
На семью из 3 человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется на семью из 5 человек?
Решение (на листочках):
1)51 : 3 = 17 (кг) - на одного человека
2) 17 • 5 = 85 (кг) - на 5 человек.
Ответ: На семью из 5 человек необходимо 85 кг чистого воздуха.
VI. Работа с учебником
- с.31-32 (слайды №6, 7)
Рассматривание рисунков, самостоятельные выводы детей, затем сравнение с выводами учебника. Рабочая тетрадь с.19 №1
- Работа с текстом с.32-34.
- Прочитайте текст о защите от загрязненного воздуха. Задайте друг другу по тексту вопросы.
- Прочитайте текст о защите от загрязненной воды. Расскажите, как действует бытовой фильтр. Есть ли он в вашей семье? Умеете ли вы им пользоваться?
- Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?
VII. Отгадай слово (слайд №8).
- Как прочесть слово?
Л 94:2 + 70:12
Г 54 : 6 + 9 • 8
К 7•9-8• 4
О 17•3 +10
Э 6• 8:4
О 35•2-38:2
Какое слово у вас получилось? (Получилось слово ЭКОЛОГ.)
Кто он такой? (Человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.)
VIII. Итог урока
Представьте, что вы встретились с Президентом нашей страны. Что бы вы предложили ему сделать, чтобы обеспечить экологическую безопасность государства?
X. Домашнее задание
Записать в словарик значения слов «эколог», «прогноз»;
Подготовить рассказ на тему «Экологические прогнозы»;
Рабочая тетрадь с.21 №3
Экологическая безопасность.
Интегрированный урок
(окружающий мир +математика)
с использованием ИКТ (презентация).
3 класс
2010г.