СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок физика и физическая культура в 9 классе "ФИЗИКА И СПОРТ"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Спорт в школе и здоровье детей. Пропаганда и агитация ЗОЖ. Установление межпредметных связей физики и физкультуры для формирования материалистических убеждений учащихся.

Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных производственных ситуациях; в условиях, когда необходимо принять оперативно и взвешенно единственно верное решение.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок физика и физическая культура в 9 классе "ФИЗИКА И СПОРТ"»



ФИЗИКА И СПОРТ



Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-игра «Футбольный матч».

Образовательные ресурсы: компьютер, интерактивная доска.

Оформление: на доске записан эпиграф урока: «Знания до­стигаются не быстрым бегом, а медленным путешествием». (Карфагенская пословица.)

Педагогическая цель: создать условия для повторения и закрепления полученных знаний, определения уровня усвое­ния теоретического материала; способствовать формированию умения применять знания при решении задач различной степени сложности, как количественных, так и качественных; совершен­ствовать навыки решения качественных и расчетных задач- раз­вивать память, логическое мышление, умения анализировать и сопоставлять.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Научатся: давать ответы на качественные вопросы, связан­ные с движением тела по криволинейной траектории; решать задачи на применение формул для расчета ускорения, скорости

движения; определять понятия, связанные с механическим дви­жением.

Получат возможность научиться: находить связь законов физики с занятиями спортом на уроках физической подготовки; работать в коллективе и самостоятельно.

Личностные УУД: формируют нравственные и эстетиче­ские ценности через познание физических явлений; совершенствуют собственные знания в процессе интеграции предметов: физики и физической культуры.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: искать пути решения проблем; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

Познавательные: извлекать информацию из источников, представленных в разной форме (таблицы, схемы, чертежи); анализировать, сравнивать, делать выводы, строить логические рассуждения.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения; свобод­но излагать свои мысли в устной и письменной форме; слушать и слышать других.

Организационная структура урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Дидактическая задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание.

Урок проводится в форме нескольких конкурсов между двумя командами. Обе команды заранее выбирают капитана и название. Судить «матч» помогают учащиеся старших классов. За каждый правильный ответ дается одно очко. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.

  1. Повторителыю-обобщающий этап. Игра.

1-й этап игры «Разминка».

Команды получают карточку со словом «футбол». За 4 ми­нуты необходимо составить с этим словом кроссворд (с вопро­сами). Конечно, все вопросы должны быть связаны с физикой. Судейская команда оценивает не только количество слов и во­просов, но и оригинальность. Составленный кроссворд передают команде противника для разгадывания. В конце этапа подводят итог.

2-й этап игры «Конкурс капитанов».


Главный судья задает капитанам по очереди вопросы, на которые они должны ответить в течение 1 минуты. Если капитан просит помощи у команды, то снимается 0,5 балла.


Вопросы капитанам:


1. Как измерить диаметр футбольного мяча с помощью линейки? (Прокатить мяч по столу, чтобы он сделал полный оборот, измерить длину этого следа и воспользоваться формулой LD)

2. Иногда футбольный мяч даже в тихую, безветренную погоду описывает в воздухе криволинейную траекторию в горизонтальной плоскости. Чем объясняется такое движение мяча? (Мячу, кроме поступательного, было сообщено и вращательное движение против часовой стрелки. Вращаясь, мяч создает вокруг себя круговое движение воздуха – циркуляцию. Встречный поток воздуха направлен вверх относительно мяча. Направление циркуляции слева от мяча совпадает с направлением встречного потока, а справа противоположно ему. Поэтому слева скорость потока возрастает, а справа уменьшается. Согласно закону Бернулли, слева давление воздуха на мяч будет меньше, чем справа. Возникает сила, отклоняющая мяч от параболической траектории.)

3. Как бросить мяч на пол, чтобы он подпрыгнул выше уровНЯ, с которого брошен? Удар считать упругим. (Надо сообщить мячу некоторую первоначальную скорость в любом направле­нии, кроме горизонтального.)

4. Действия каких сил на мяч компенсируются, когда он лежит на поле? (Сила тяжести или гравитационная, сила трения и сопротивления.)

5. Первый мяч, изготовленный из резины был представлен в 1855 году Чарльзом Гудиером после открытия в 1838 году вулканизированного каучука. Применение резины позволило усилить качество отскока мяча и его прочность. Почему мяч, деформированный при сжатии его руками, опять приобретает шарообразную форму, когда его выпускают из рук? (Это следу­ет из закона Паскаля.)


3-й этап игры «Конкурс вратарей».


Судья задает вратарям по очереди вопросы, на которые они должны ответить также пользуясь помощью команды.

Вопросы для вратарей:


  1. Почему вратарь не должен мигать при пробивании ему пенальти? (Быстрота реагирования нервной клетки для приема информации составляет 0,01 с. Когда объект зафиксирован глазом, мозг распознает его за 0,05 с. Бодрствование мозга — такое состояние, когда он еще не вступил в работу, но полно­стью к ней готов - соответствует периоду в 0,1 с или частоте в 10 Гц. Таким образом, быстрота реакции вратаря находится в пределах 0,1-0,05 с. А поскольку мигание глазом осуществля­ется с частотой 0,2—0,5 Гц (это медленный процесс в сравне­нии с быстротой реакции нервных клеток), вратарь не должен мигать при пробивании ему пенальти.)


  1. Как вратарю ослабить силу удара мяча, ловя его руками? (Сила удара мяча зависит от времени, в течение которого ско­рость его падает до нуля. Это время определяется длиной пути, на котором происходит уменьшение скорости. Если, коснув­шись мяча, двигать руку по направлению его полета равноза­медленно, то можно ослабить силу удара.)



  1. Футбольный мяч ударяет в штангу ворот. На какое из тел (мяч или штангу) действует при ударе большая сила? (По тре­тьему закону Ньютона — «Сила действия равна силе противо­действия», эти две силы (действие мяча на штангу и штанги на мяч) равны по знаку и противоположны по направлению. Ни на какое из тел не действует при ударе большая сила.)


  1. Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры перчатками, покрытыми слоем шероховатого материала? (Для увеличения силы трения.)



4-й этап игры «Забей гол».



Командам раздают карточки с задачами. За каждую пра­вильно решенную задачу присуждается одно очко.

Задачи для команд:


  1. Длина беговой дорожки вокруг стадиона 400 м. Спортс­мен пробежал один круг. Чему равно его перемещение, если он финишировал? (При финишировании перемещение равно Ом.)

  2. Масса футбольного мяча 0,4 кг, а хоккейной шайбы 169 г. Какие ускорения приобретают эти тела под действием силы удара 1 кН? (Мяч - 2 500 м/с2, шайба -5 917 м/с2.)


  1. Ударившись о землю, мяч подпрыгивает несколько раз. Почему при каждом последующем прыжке он подскакивает на меньшую высоту? Какие превращения энергии при этом про­исходят? (Ударившись о землю, мяч теряет часть энергии, ко­торая расходуется на деформацию мяча и земли и на нагрева­ние их. Потенциальная энергия мяча постепенно превращается в тепловую энергию мяча и земли.)


  1. Футболист ударил мяч в горизонтальном направлении со скоростью 12 м/с. Мяч упал на поле через 2 с. Какое расстоя­ние он пролетел? (24 м.)



  1. Определите массу футбольного мяча, если после удара он приобрел ускорение 500 м/с2, а сила удара была равна 420 Н. (0,84 кг.)


  1. Мяч, брошенный вратарем горизонтально с начальной вы­соты 2 м над землей, упал на расстоянии 7 м. Определите начальную скорость мяча. (11 м/с.)



  1. Мяч упал с высоты 2 м, ударился о землю и подскочил на высоту 1 м. Выберите правильное утверждение:

а) в процессе движения импульс мяча сохранился;


б) в момент удара о землю импульс мяча максимальный;

в) импульс мяча на высоте 2 м больше, чем на высоте 1 м. (Ответ Б.)


  1. Мяч брошен вертикально вверх. Считая, что сопротивле­нием воздуха можно пренебречь, выберите правильное утвер­ждение:

а) импульс мяча при подъеме остается постоянным;

б) при подъеме мяча кинетическая энергия переходит в по­тенциальную;

в) полная механическая энергия мяча при его подъеме уве­личивается. (Ответ Б.)


  1. До какой высоты поднялся мяч, брошенный вратарем, ес­ли его потенциальная энергия относительно земли оказалась равной 60 Дж? Масса мяча 300 г. (20 м.)


  1. При ударе мяча массой 100 г о землю его кинетическая энергия оказалась равной 0,8 Дж. Определите скорость мяча в момент удара. (4 м/с.)

После этого этапа подводятся итоги всех конкурсов, и по­единок между двумя командами заканчивается награждением победителей.


  1. Рефлексия.

- Ответьте на вопросы:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Какие моменты урока для вас были наиболее интересными?


Домашнее задание: задачи для повторения № 16,18,19……………