Межуева Оксана Александровна, учитель физики и информатики,
МБОУ СОШ №8 г. Королёв Московской области
Интегрированный урок по физике и информатике на тему:
"Решение задач по теме: "Расчет пути и времени движения. Процедуры ввода - вывода информации". 7-й класс
Задачи урока (физика):
Отработка практических навыков расчета пути, пройденного телом при равномерном движении, и времени движения.
Развитие навыков счета. Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую (задачу, сформулированную на естественном языке и решенную записать и решить на языке программирования).
Совершенствование навыков оформления задач по физике.
Задачи урока (информатика):
Отработка навыков составления программы на языке программирования Турбо Паскаль, ввода программы, запуска на исполнение, просмотра результата.
Развитие навыков счета. Совершенствование умений переводить текст из одной формы записи в другую (задачу, сформулированную на естественном языке и решенную записать и решить на языке программирования).
Формирование культуры программирования – единого стиля записи программы, т.е. записи программы таким образом, чтобы она была понятна и удобна для чтения другим пользователям.
Повышение мотивации учащихся за счет интеграции с другими предметами.
Тип урока:
урок закрепления и применения знаний, умений и навыков.
Материальное обеспечение:
- компьютеры с ОС MS Windows 2000;
- среда программирования Turbo Pascal 7.0;
- приложение MS Windows – текстовый процессор MS Word;
- раздаточный материал;
- подготовленный учителем файл MS Word, содержащий текст и решение задач;
- рабочие тетради.
Этапы урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Решение расчетных задач по карточкам (творческое применение знаний и умений).
Подведение итогов урока.
Инструктаж по домашнему заданию.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос)
- определение скорости тела при равномерном движении. Формула для ее расчета;
- решить задачу №123 (В. И. Лукашик)
Задача 1.
За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения реки 0,5 м/с?
Текстовый файл содержит следующую информацию:
Дано: км м/с | СИ: м | Решение: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc8a2d587e0/707936_4.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc8a2d587e0/707936_5.png) |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc8a2d587e0/707936_6.png) | Ответ: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc8a2d587e0/707936_7.png) |
Вот мы с вами решили задачу по физике. А теперь давайте попробуем составить программу на языке Турбо Паскаль для ее решения (учитель оформляет задачу на доске, обращая внимание на оформление записи и задавая наводящие вопросы учащимся).
На языке программирования Турбо Паскаль:
Program Zadacha1;
var
,
,
: real;
begin
writeln (‘введите путь’);
readln (
);
writeln (‘введите скорость течения реки’);
readln (
);
;
writeln (‘время, за которое плот пройдет 15 км’, t:7:0);
readln;
end.
(Новые данные при повторном запуске программы:
км,
м/с. Ответ:
).
3. Решение расчетных задач (карточка).
Попробуйте, пожалуйста, самостоятельно решить предложенную вам на карточке задачу.
(При самостоятельном решении у учеников возникают вопросы; наиболее часто задаваемые вопросы можно разобрать коллективно; на те вопросы, которые носят частный характер, лучше давать индивидуальные ответы)
Задача 2*.
В течение 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?
Текстовый файл содержит следующую информацию:
Дано: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc8a2d587e0/707936_17.png) км/ч | СИ: м/с | Решение: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc8a2d587e0/707936_20.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc8a2d587e0/707936_21.png) | Учебник “Физика-7” параграф 16 стр. 38 Учебник “Физика-7” параграф 15 стр. 35 1 км = 1000м; 1ч. = 3600с. |
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/10/s_59dc8a2d587e0/707936_22.png) | Ответ: |
(Учащимся предлагается самостоятельно составить программу на языке программирования для решения задачи, ввести ее в среду программирования Турбо Паскаль, запустить и введя исходные данные проверить правильность работы программы (если программа составлена и введена без ошибок, то при запуске программы и вводе исходных данных учащиеся получат ответ, совпадающий с ответом в решенной задаче)
На языке программирования Турбо Паскаль:
Program Zadacha2;
var
,
,
: integer;
begin
writeln (‘введите скорость поезда’);
readln (
);
writeln (‘введите время’);
readln (
);
;
writeln (‘путь, который прошел поезд’,
:4);
readln;
end.
(Если программа составлена и введена без ошибок, то при запуске программы и вводе исходных данных учащиеся получат ответ, совпадающий с ответом в решенной задаче – 600м). Учитель следит за тем, как учащиеся осуществляют набор программы, умеют ли запускать ее на исполнение и просматривать результаты, выходить из среды Паскаля на предыдущих этапах. Работа учащихся оценивается. О всех замеченных недостатках или положительных моментах учитель говорит при подведении итогов урока.
5. Подведение итогов урока.
Итак, ребята, чему вы сегодня научились на уроке и что узнали нового?
(При подведении итогов урока учащиеся должны прийти к следующему выводу: мы отработали навыки решения задач по теме “Расчет пути и времени движения”, а так же отработали навыки написания линейных программ, записи арифметических выражений, запуска и отладки программы. А так же мы увидели, как перекликаются и связаны такие предметы как физика, математика и информатика)
6. Инструктаж по домашнему заданию.
Повторить п.16-17 учебника.
Повторить структуру программы, формат процедур ввода и вывода информации.
Решение любой одной задачи оформить в виде программы на языке программирования Турбо Паскаль.
КАРТОЧКА
И. Ф. ________________7 класс
Дата________________________
Тема урока: «Расчет пути и времени движения. Процедуры ввода – вывода информации».
Внимательно прочти задачу:
В течении 30 с поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь прошел поезд за это время?
Что следует определить в задаче?_______________________________________________________________
Какие величины надо записать в условии задачи?_________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Все ли величины даны в системе СИ_________________________________________
Запиши условие задачи и реши ее.
Составь программу для решения этой задачи на языке программирования Turbo Pascal.
Запусти программу на ПК и сравни ответ с решенной задачей._________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
САМОКОНТРОЛЬ
Знаю_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Умею_________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хочу узнать______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕФЛЕКСИЯ
Спасибо за работу! Напишите, пожалуйста, свои впечатления об уроке и ответьте на вопросы или отметь смайликом.
На уроке мне было:
скучно;
трудно, но интересно;
трудно;
легко.
Я считаю, что я:
поработал хорошо;
я не очень удовлетворителен своей работой, мог бы быть активнее;
я совсем неудовлетворителен своей работой.
Твои пожелания:__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
мне скучно
трудно, но интересно
трудно
легко