СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок география-биология тема «Степная природная зона»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок география-биология  тема  «Степная природная зона»

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок география-биология тема «Степная природная зона»»











Интегрированный урок география-биология

тема

«Степная природная зона»






Подготовила:

учитель географии и биологии

Старобешевской ОШ І-ІІІ ступеней

Балабанова Марина Ивановна.



















Тема. Степная природная зона.

Цель:

  • обобщить, систематизировать и расширить знания обучающихся о степной зоне Донецкого края, на основе творческого обобщения показать особенности природной зоны и взаимосвязь природных компонентов, которые образуют ее;

  • развивать мировоззрение обучающихся, формировать творческую коммуникативную компетентность каждого участника урока; развивать умения обучающихся презентовать собственные исследования отдельных вопросов в контексте всего урока;

  • воспитывать у обучающихся любовь к природе родного края; развивать творческие способности детей.

Оборудование: мультимедийный проектор, тематические карты, фотографии и рисунки степной зоны, атласы.

Тип урока: интегрированный урок география-биология.

Ход урока.

І. Организационный момент.

Слайд № 1

Поэт сказал: «Считай, ты потерял тот день, в какой не улыбнулся…». Я всем желаю хорошего настроения, творческой работы, взаимопонимания. Дети, улыбнитесь гостям, друг другу, соберитесь с мыслями, будьте внимательны на уроке, активны, доброжелательны. Делайте выводы, сравнивайте, не бойтесь ошибиться, высказывайте свои мысли.

Тема. Степная природная зона .





Слайд № 2

Цели нашего урока: сформировать знания о географическом положении, особенностях природных условий и ресурсов, взаимосвязи между компонентами природы степной зоны.

В этом нам помогут: учебник, карты атласа, дополнительный материал, а также опорная схема, которая станет нашим конспектом.

ІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Слайд№3

Выступление обучающихся, описание степи в литературных произведениях, на фоне видеоролика.

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Слайд№4

Физико-географическое районирование – это выделение и описание территорий, для которых характерно определенное единство и неповторимость черт природы.

Природно-территориальные комплексы или ландшафты – это разные по размерам участки с определенными физико-географическими условиями, возникшие вследствие длительного взаимосвязанного и взаимообусловленного развития природных компонентов на определенных территориях.

Физико-географические страны – самые большие единицы районирования на суше, которые сформировались в пределах больших тектонических структур (платформ, складчатых сооружений), им соответствуют формы рельефа (равнины и горы).

Природные зоны с присущими им климатом, почвами, растительным и животным миром формируются вследствие отличий в распределении тепла и влаги в пределах климатического пояса.

Подзоны – это части природной зоны, которые выделяют по условиям увлажнения.

Природный край (провинция) – это часть зоны или подзоны в Восточноевропейской равнине. Его выделяют с учетом неоднородности поверхности зоны, степени континентальности климата, а также истории развития территории в антропогене (влияние материковых оледенений, наступлений морей)


IV. Изучение нового материала.

2. Рассказ учителя (сопровождается демонстрацией слайдов).

Слайд№5,6,7

Степная природная зона протянулась узкой полосой через территорию Евразии. Границы степи начинаются в Восточной Европе на побережье Черного моря и заканчиваются в Центральной Азии, у подножья Алтая. Донецкая область полностью лежит в пределах степи. Здесь ширина степной зоны увеличивается до 300 км. Такое отклонение от широтного простирания и смещение северной границы на север обусловлено изменением циркуляции воздушных масс. Степная зона сформировалась после отступления четвертичного оледенения. Говоря о природной зоне мы часто подразумеваем описание растительного и животного мира, но это не правильно. ПЗ это взаимосвязь природных компонентов. И сейчас мы послушаем выступления ребят экспертов. Климатолог, геолог, гидролог, почвовед, ботаник, зоолог.. 

Опережающее задание. Выступление учеников.

Слайд№ 8,9,10

Геолог: Рельеф Донецкой области равнинный, территория области размещена на Восточно-Европейской равнине.

Основные формы рельефа области представлены Донецким кряжем, Приазовской возвышенностью, Приазовской низменностью.

Особенностью рельефа Донецкой области являются останцевые сопки («Могилы»), купола и гряды, множество насыпных курганов, терриконов. На территории Донецкой области распространены разные типы рельефа: тектогенные, денудационные, водно-эрозионные, морские аккумулятивные, карстово-суффозионные, гравитационные, эоловые, техногенные.

Слайд№11,12

Климатолог: Территория Донецкой области находится в условиях умеренно-континентального климата, что формирует соответствующие климатические показатели. На климатические показатели также влияют атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

Протяженность области с севера на юг и с запада на восток приводит к тому, что в разных районах температура и количество осадков различаются по сезонам. Температурный режим изменяется с северо-востока на юг. Зимой дуют восточные, северо-восточные, юго-восточные ветры, летом – западные и северо-западные.

Основное количество осадков выпадает в летний период.

По климатическим показателям область делится на три района: недостаточно-влажный, умеренно-засушливый, засушливый.

Слайд№13,14

Гидролог: На территории области более 200 рек. Реки Донецкой области средние и малые. Гидрографические условия области определяются климатом и рельефом.

Основные реки области: Северский Донец, Кальмиус, Миус, Самара, Волчья, Казенный Торец, Бахмут.

Реки нашего края относятся к бассейнам Азовского и Черного морей. Малые реки области распределены в речных бассейнах Днепра и Северского Донца.

Есть в нашем крае и озера , карстовые солёные находятся на северо-восточной окраине Славянска и в районе Казённого Торца. Самые крупные – Репное, Слепное и Вейсово.

В пойме Северского Донца сформировались небольшие участки болот.

Индустриализация нашего края истощила запасы пресной воды, поэтому для дополнительного водоснабжения построены водохранилища.

Слайд№15,16

Почвовед: Почвы Донецкой области сформировались под влиянием многих факторов – умеренно-засушливого климата, живых организмов, состава и свойств материнских пород, равнинного рельефа местности. В области насчитывается 60 типов почв. Обычные или обыкновенные черноземы занимают 92 % территории, дерновые – 4 %, луговые, болотные и выходы горных пород – по 1 %, засоленные и подзолистые – по 0,5 %.

Большую часть Донецкой области занимают обыкновенные черноземы. Более разнообразный почвенный покров характерен для Донецкого кряжа.

В почвенном покрове Приазовской низменности сформировались обыкновенные черноземы, реже встречаются южные черноземы, темно-каштановые и солонцеватые почвы.

В поймах рек и понижениях рельефа образовались луговые почвы. Они имеют высокую плодородность.

На северном побережье Азовского моря большие площади заняты ракушечно-песчаными, луговыми и болотно-луговыми почвами.

Согласно почвенно-климатическим условиям, территория Донецкой области разделена на микрозоны: северную степную, южную степную, восточную и приазовскую.

V. Закрепление нового материала.

Слайд№17

Игра «Верю - не верю».

1. Верите ли вы, что природная зона – часть природной страны?

2. Верите ли вы, что зона степей занимает самую большую площадь среди природных зон Донецкого края?

3. Верите ли вы, что рельеф степной зоны преимущественно возвышенный?

4. Верите ли вы, что зона степей является влажной зоной?

5. Верите ли вы, что на территории степной зоны преобладают дерново-подзолистые почвы?

6. Верите ли вы, что черноземы самые плодородные почвы степи?

7. Верите ли вы, что природные зоны это зональные ПК?









Минутка релаксации (звучит «Голос степи»).

Слайд№18

Интересно ли вам узнать, что может сейчас произойти с каждым из вас? Тогда сядьте поудобнее и выясним это поскорее.

Предлагаю вам, друзья, минутку релаксации. В этот момент каждый из вас перенесется на степные просторы. Закройте глаза и на минутку представьте себя путешественником, идущим по бескрайним степям. Пусть чистый степной воздух наполнит ваши легкие, вы дышите спокойно, чувствуете аромат степных трав. Пусть возникнут в вашем воображении пестрые и красивые степные цветы, которые вселяют в вашу душу добро, любовь и покой. Учимся добру, чтобы потом всю жизнь его творить. А теперь возвращаемся и продолжаем покорять степные просторы!

РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ

VI. Итог урока

Слайд№19

Закончить схему

VII.Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

Слайд№20

1. Проработать параграф учебника.

2. Написать мини-сочинение «Я путешествую по степи», «Степь в разные сезоны года».