СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "И звуки музыки мы в цвете воплотим"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок ИЗО +Музыка.Материал для 5 класса по сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане."

Просмотр содержимого документа
«текст»

Тема урока:

«И звуки музыки мы в цвете воплотим»

Организация урока:

В.С.: : Здравствуйте дети! –отвечают..

Дети: Здравствуйте!

Е.Н.: Здравствуйте ребята! У нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

В.С. Сегодня у нас урок необычный, интегрированный, Тема нашего урока:

«И звуки музыки мы в цвете воплотим»

Е.Н.Цель урока: раскрыть взаимосвязь живописи и музыки. Реализуя цель, на уроке решаются следующие задачи

и проведем его мы : учитель изобразительного искусства Елена Николаевна Соколова

Е.Н учитель музыки Вера Станиславовна Маркувенас.

Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Сегодня наш необычный урок посвящён музыке и изобразительному искусству.

В.С. Эти два вида искусства тесно связаны между собой. Как вы думаете, что роднит музыку Изобразительное искусство ? Что между ними общего? (Это виды искусства. Они влияют на эмоциональное состояние человека, рисуют определённые образы).

Слайд 2

Е.Н.: Глядя на картины, благодаря внутреннему слуху, мы можем слушать живопись. А обладая внутренним зрением, каждый человек способен мысленно, внутри себя видеть то, чего в данный момент глазами он не видит. Поэтому, если внимательно вслушаться в звучащую музыку, то с помощью внутреннего зрения в нашем воображении могут возникнуть какие-либо живописные образы, картины природы, эмоциональные впечатления, соответствующие характеру музыки.

Слайд 3

В.С. Музыка рисует разные картины жизни, у неё есть свои краски: они не красные и синие, а особенные, музыкальные: регистровые, динамические, тембровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вслушиваясь в музыку, мы можем нарисовать картину.

Сегодня, слушая музыкальное произведение , вы будете сначала учиться видеть её, мысленно создавая образы, а затем пытаться отразить свои зрительные представления в своих работах.



В.С.: если композитор, создавая свои произведения, использует различные выразительные средства музыки: темп, динамику, регистры,

Е.Н.то художник для передачи образа применяет краски, особую технику исполнения.

Слайд 4

Еще в древности люди чувствовали, что музыка и цвет волшебным образом связаны и пытались найти эту связь.

В семнадцатом веке великий физик Исаак Ньютон наложил на музыкальную октаву световой спектр: ноте «до» соответствовал красный цвет, «ре» – фиолетовый, «ми» – синий, «фа» – голубой, «соль» – зеленый, «ля» – желтый, «си» – оранжевый. После него многие ученые продолжили исследования.

В.С. Уникальный дар был у Листа, Римского – Корсакова, Берлиоза, Вагнера, правда, некоторые из них выстраивали цветовые соответствия иначе. С ТВОРЧЕСТВОМ Николая Андреевича Римского-Корсакова мы уже знакомились в этом году. Почему его называют композитором - сказочником? Назовите оперы Р-К. в основе которых, лежат сказки А.С. Пушкина?

Слайд 5

Слайд 6 9Пушкин)

Е.Н. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений. И сегодня мы познакомимся с фрагментом оперы «Сказка о царе Салтане». Ребята, вы помните это произведение? Назовите пожалуйста , главных героев.(слушаем ответы). А какие три чуда упомянуты в этой сказке ?(ответы детей)

Но не только Римский – Корсаков был впечатлен этой сказкой, великие русские художники тоже не остались в стороне. А знаете ли вы, ребята, какие художники написали картины по мотивам «Сказки о царе Салтане?» (слушаем ответы.)

Слайд 8 (Врубель)

Михаил Александрович Врубель получил два высших образования – юридическое, соблюдая семейные традиции, а второе – Академия художеств. Свободно владел 4 – мя языками. Он был образованнейшим человеком своего времени. С середины 90-х годов стал работать в Частной Русской опере С.И. Мамонтова как мастер-декоратор. В театре была востребована феноменальная память Врубеля – не обращаясь к справочникам, он мог моментально набросать эскизы костюмов, занавеса, декорации любой исторической эпохи и страны.

Талант Врубеля был многогранен – он реставрировал и расписывал церкви, иллюстрировал литературные произведения, увлекался керамикой, создавал эскизы для витражей, вышивок, росписей интерьеров.

В театре Мамонтова Врубель познакомился с певицей Надеждой Ивановной Забелой, которая стала его женой. В опере «Сказка о царе Салтане» Надежда Ивановна исполняла партию Царевны-Лебедь. Вдохновленный спектаклем и произведением Пушкина, Врубель написал бессмертную картину «Царевна-лебедь». А кто-нибудь вспомнит строки А.С.Пушкина о Царевне-Лебеди?

В.С. А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОСЛУШАЕМ, как композитор изобразил Царевну-Лебедь в опере.

1.Какой характер? В каком темпе? Какие инструменты изображают Царевну-Лебедь.

Слайд 9 (царевна)

Физминутка

Слайд 10.(Билибин)

Е.Н.Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И.Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно занимался в Рисовальной школе'

Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, а также к сказкам А.С. Пушкина.

Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство.

Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название "билибинский. Художник оформил спектакль "Сказка о царе Салтане" (1937).

На экране слайды :

1. Богатыри слайд

В.С. Сейчас мы с вами прослушаем второй фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане» 33 богатыря.

2.Белка слайд

ФРАГМЕНТ

Дети отвечают н вопросы В.С.

Слайд 13-14 (какие инструменты прозвучали)

Е.Н. Для более яркого представления картины поэт использует слово, композитор музыкальные приемы , а художник краски. А какие краски вы увидели в этом произведении? (Слушаем ответы детей)

Перед вами на столах стоят баночки с основой, краски и кисти. Во время звучания трех фрагментов из оперы, используйте один цвет, который, по вашему мнению, наиболее подходит к этой музыке, и вмешайте его в основу. Учитывайте и насыщенность цвета. Позже мы пройдем по рядам с формой, и каждый из вас выльет свою цветовую основу в неё. Можно вылить обычным способом, можно вылить фигурно или точечно. После этого мы взмахом стека смешаем краски в этой картине. Фантазируйте и творите.

Пишем картину.

Вот такая картина нашего общего настроения у нас получилась. СТОП! Из музыки родилась картина! Так связаны ли между собой живопись и музыка? Каким образом?

Е.Н. Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи».

В.С. Мы с вами видим, как взаимодействуют музыка и изобразительное искусство, и в этом диалоге они остаются живым источником человеческих чувств, образов, высоких духовных ценностей.



Слайд 15

-Ребята вам понравился сегодняшний урок? Давайте ваше впечатление об уроке ,мы отразим на нашей доске с помощью смайликов. (дети выходят и рисуют смайлики на интерактивной доске )





























Тема нашего урока «И звуки музыки мы в цвете воплотим»». Данная тема развивается на протяжении всего учебного года, в котором изучается тематический модуль «Связь музыки с другими видами искусства», и сегодняшний урок углубляет нас в данную тему.

Цель урока: раскрыть взаимопроникновение живописи и музыки. Реализуя цель, на уроке решаются следующие задачи:

 Познакомить ребят с деятелями искусства

 Развивать у учащихся музыкально-аналитическое мышление, совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений.

 Воспитывать любовь и уважение к музыке и искусству в целом.

Урок построен по принципу «крещендо», по возрастающей эмоционального состояния. Таким образом, тема связи музыки и живописи проходит связующей ниточкой через весь урок и логично подводит ребят к выводу.



На данном уроке были использованы следующие технологии:

 Технология содержательного анализа, когда, пропуская музыку через свою душу, они пытались понять, какие чувства и эмоции она вызывает;

 Информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют соединить визуальный и слуховой ряды, усилив воздействия на чувства;

Во время урока мы пользовались методом эмоциональной драматургии, методами ретроспективы и перспективы.

Все технологии и методы использовались нами для актуализации и обогащения личностного опыта учащихся и взаимодействия с учащимися на основе диалога .

При подготовке урока, мы ориентировались на то, что класс яркий, коммуникабельный, поэтому вопросы были запланированы такие, отвечая на которые необходимо было рассуждать и говорить о своих чувствах и ощущениях.

Замысел урока и поставленные цели были реализованы.

Состав основы 1 порция (на класс 4 порции)

  1. 1 стакан муки

  2. 2ч.л.соли.

  3. 2ч.л подсолнечного масла

  4. 2 ч.л. клея ПВА

  5. Холодная вода. До густоты сметаны.

Готовая картина высыхает примерно 1-2 недели.

Просмотр содержимого презентации
«И звуки музыки мы в цвете воплотим»

И звуки музыки мы в цвете воплотим…

И звуки музыки мы в цвете воплотим…

Музыка рисует разные картины жизни, у неё есть свои краски.

Музыка рисует разные картины жизни, у неё есть свои краски.

Исаак Ньютон

Исаак Ньютон

Михаил Александрович Врубель, русский художник

Михаил Александрович

Врубель,

русский художник

Царевна -Лебедь

Царевна -Лебедь

Иван Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич

Билибин

гобой скрипка

гобой

скрипка