СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок ИЗО и литературное чтение во втором классе «Осень - это «унылая пора» или «очей очарованье»?

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осень прекрасна всегда. Научить видеть, чувствовать,  понимать  и передавать эту красоту - одна и задач педагога.

Просмотр содержимого документа
«Осень - унылая пора или очей очарованье»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

«Начальная общеобразовательная школа №16 г. Пушкино»







Методическая разработка интегрированного урока

(изобразительное искусство+ литературное чтение)


ТЕМА УРОКА:

«Осень - это «унылая пора» или

«очей очарованье»?










Учитель изобразительного искусства

Лесовская Татьяна Владиленовна.


Учитель начальных классов

Орлова Елена Тимофеевна.















г. Пушкино

2016-2017

Методическая разработка интегрированного урока

(изобразительное искусство+ литературное чтение)

ТЕМА УРОКА: «Осень - это «унылая пора»

или «очей очарованье»?


Учитель изобразительного искусства МБОУ НОШ №16 г. Пушкино

Лесовская Татьяна Владиленовна.

Учитель начальных классов

МБОУ НОШ №16 г. Пушкино

Орлова Елена Тимофеевна.


Цель урока:

  1. Показать, как писатели и художник выражает свои чувства через слово, звуки, краски и наоборот, какие чувства вызывают в нас слово, звук, краска.

Учить воспринимать произведения искусства, находить в них поэтические образы природы. /Воспитывать любовь к природе, к поэзии. /

Развивать наблюдательность и способствовать формированию эстетического отношения к действительности.


МАТЕРИАЛЫ.

  1. Для учителя:

а) Репродукции картин И.И. Левитана: «Поздняя осень. Усадьба»,

«Солнечный день. Большая дорога»,

«Дубовая роща. Осень»,

«Осень»,

«Осень. Туман»,

«Долина реки»,

«Золотая осень»

б) Фотографии-слайды осенней природы.

в) Муз.записи: П. Чайковский «Сентиментальный вальс» (6 пьес соч.51 №6),

Сельский отзвук , Нежные упреки, Немного Шопена (18 пьес соч.72 №13, 3,9), Антонио Вивальди «Осень. Октябрь».

г) Стихи об осени: Прутков «Осень», Е.Баратынский «Осень», Мартемьянов «Осень рыжая лиса», «Листопад» Бурсов.


2. Для учащихся:

Художественный материал /акварель, гуашь/, бумага, тампоны, кисти, осенние листья.




ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель ИЗО: - Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

- Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

- Сядьте ровно, ножки вместе,
Ручки полочкой на стол,
Начинаем разговор.

Учитель: Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но, не касаясь сосен и ёлочек

Я … (осень)

2. Работа над темой урока

Учитель: Правильно. И сегодня на уроке продолжим разговор об осени и будем отвечать на вопрос: (К) Осень «унылая пора или очей очарованье»? И это будет необычный урок, а урок чтения с изобразительным искусством. (К) Мы будем декламировать стихотворения, рисовать, делать аппликации, познакомимся с репродукциями выдающихся русских художников. (К)

(К) Прутков «Осень». Стихотворение прочитает Ладнай София

Осень. Скучно. Ветер воет.

Мелкий дождь по окнам льёт.

Ум тоскует. Сердце ноет.

И душа чего-то ждёт.


И в бездейственном покое

Нечем скуку мне отвесть.

Я незнающий такого

Хоть бы книжку мне прочесть.


У Сони «осень»– это какая пора? ( унылая)

Учитель: Подумайте одну - две минутки и назовите ключевые слова, которые характеризуют осень.

Учащиеся называют слова, которые записываются или вывешиваются на доске: красивая, разноцветная, золотая, холодная, дождливая …)

Учитель: Вы совершенно правильно заметили главное качество осени – её разнообразие, многокрасочность. Осень бывает такая переменчивая! (К) То тепло, то закружит ветер хоровод из листьев, то пойдёт дождь или снег.

(К) Стихотворение Е.Баратынского «Осень» прочитает Адиева Нуркыз

И вот сентябрь! Замедляя

Свой восход, сияньем

Хладным солнце блещет,

И луч его в зарцале

Зыбком вод неверным

Золотом трепещет.

Седая мгла вьётся

Вокруг холмов;

Росой затоплены равнины,

Желтеет сень кудрявая дубов;

И красен круглый лист

Осины; умолкли птиц

Живые голоса, безмолвлен

Лес, беззвучны небеса.

А в этом стихотворении? (Унылая и дивная, очей очарованье)

Учитель: Да, давно уже прошло лето. (К) Но пришла не менее интересная пора – это разноцветная осень. Волшебница осень щедро одела каждое дерево в неповторимый наряд. (К) Золотой цвет очень к лицу белокорой берёзке. (К) Могучие дубы выбрали солидный наряд – коричневые и пурпурные листья. (К) А вот весёлые клёны получили самый яркий наряд, собрав в него все краски осени.

Такую осень ещё называют золотой.

Стихотворение «Осень рыжая лиса» Мартемьянова читает Муминова Джонона.

Природа летом наслаждалась,

Ещё в тепле она купалась,

Но осень, рыжая лиса,

Уже давно свой час ждала.

Едва заметными шагами,

Она шалила лишь ночами.

На травах первая роса

Уже прохладная была.

А лето днями отсыпалось,

Но осень только улыбалась,

Придёт ещё моя пора,

Покрашу всё в свои цвета.

И будет в небе ветер злиться,

Холодный дождь с небес струится,

И сбросит листья дерева

На опустевшие поля.

Природа летом наслаждалась,

И солнце в небе улыбалось,

Но осень, рыжая лиса

Уже была совсем близка.

Здесь «осень»? (очей очарованье)

(К) И такое явление как листопад бывает только осенью. Красота его в буйном разноцветье осенних листьев. (К) Вот подул ветер, сорвал листья с деревьев, закрутил их вихрем и опустил их на землю.

(К) Стихотворение «Листопад» Бурсова читает Морозов Александр

Листопад! Листопад!

Птицы жёлтые летят…

Может и не птицы это

Собрались в далёкий путь?

Может это просто лето

Улетает отдохнуть?

Отдохнёт,

Сил наберётся

И обратно к нам вернётся.


3. Физкультминутка

Учитель: А теперь немного отдохнём. Представьте себе, что вы «листочки», которые висят на дереве и мёрзнут на ветру.

Повторяем за мной:

Мы листики осенние

На веточках сидим,

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.


4. Переход к следующему этапу

Учитель: Мы прослушали очень красивые стихотворения, но о природе пишут не только поэты, о ней пишут музыку композиторы, и красоту природы ещё изображают на своих картинах художники. У каждого из этих видов искусства – свой язык.

Учитель ИЗО: Перед тем как мы начнём с вами беседу, (К) ответь на вопрос. Как называется жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа?

Дети: Этот жанр называется пейзаж. (К) Правильно, молодцы.


Учитель ИЗО: (К) Любил осень и замечательный русский художник-пейзажист 19 века Исаак Ильич Левитан. Он так же, как и поэты чьи стихи вы прочитали и многие другие ждал осени, как самого дорогого и мимолётного времени года. (К)

«Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю..." (Паустовский К.)

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Давайте посмотрим некоторые репродукции этого художника:

(К) «Поздняя осень. Усадьба»,

(К) «Солнечный день. Большая дорога»,

(К) «Дубовая роща. Осень»,

(К) «Осень»,

(К) «Осень. Туман»,

(К) «Долина реки»,

(К) «Золотая осень»

Учитель ИЗО: Понравились вам эти пейзажи? (да)

В этих картинах художник по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы.

Работа с репродукцией.


Учитель ИЗО: Что мы видим на картине?

Учитель ИЗО: Какое настроение передаёт эта картина? ( жизнерадостное)

Учитель ИЗО: Какая цветовая гамма подобрана-теплая или холодная?

Учитель ИЗО: Замечательно. В своей картине «Золотая осень» художник показал нам уголок русской природы. Всё залито яркими лучами солнца.

Это повышенное цветовое восприятие осенней красоты вносит в картину свежее жизнерадостное настроение. Вспоминаются сроки Н.Некрасова:

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталый силы бодрит…


5. Творческая работа по группам. ( Музыкальное сопровождение )

Учитель ИЗО: По вашим глазам видно, что и у вас возникло желание поработать и самим показать красоту осени.

У нас три творческих группы «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»

Инструктаж о правилах работы в группе.

Учитель: Давайте, повторим правила работы в группе:
1. Варианты выполнения задания обсуждать шёпотом.
2. Распределить обязанности по выполнению задания между собой.
3. Считаться с мнением друг друга.
4. Оказывать друг другу помощь.
5. Соблюдать правила безопасного труда.

Учитель ИЗО: Сегодня мы работаем в технике «монотопия».

Демонстрация работы в технике «монотопия» на доске.

Давайте представим, что наш листочек парит в воздухе или упал на землю. Возьмём кисточку, мокнём её в краску осени и зарисуем обратную сторону осеннего листочка. Приложим его к бумаге и прогладим ладонью.

Учитель: Я раздаю каждой группе осенние листочки, на которых написано задание.

1 задание. «Изобразите позднюю осень. Одинокое осеннее дерево стоит в поле. На нём остались последние, не опавши листочки. С неба на землю опускается мелкий снежок»

2 задание. «Изобразите ясную осень. Стоят тёплые дни. Лёгкий ветерок шелестит листьями берёзовой рощицы. Под деревьями лежат ковром осенние листья».».

3 задание. «Изобразите осеннее дерево в пасмурный день. Дождевые тучи, вот-вот пойдёт дождь. Дует сильный ветер с одной стороны и срывает листья деревьев. Под деревом лежат ковром осенние листья».

Практическая работа.

Учитель ИЗО: Пока вы работаете, для вашего творческого настроения будет звучать музыка композиторов (К) - Чайковского, Шопена, Вивальди. ( Музыкальное сопровождение: П. Чайковский «Сентиментальный вальс» (6 пьес соч.51 №6), Сельский отзвук , Нежные упреки, Немного Шопена (18 пьес соч.72 №13, 3,9), Антонио Вивальди «Осень. Октябрь»)

7. Итоги урока. Рефлексия.

(К) Подведём итог урока.

Чей пейзаж готов уж к сроку?

Приносите, не ленитесь, красотою подивитесь.

Мастеров здесь целый класс

Полюбуемся на вас.

Обобщение:

- Какие краски характерны для осени?

- С произведениями какого художника мы познакомились?

- Осень - это «унылая пора» или «очей очарованье»?