Интегрированный урок химия и информатика
Тема урока: Общая характеристика галогенов.
Цель урока: определить положение галогенов в ПСХЭ, рассмотреть строение атомов галогенов их физические и химические свойства.
Задачи урока:
Образовательные
Рассмотреть положение галогенов в ПСХЭ.
Познакомить учащихся с группой наиболее типичных неметаллов, в которой наиболее ярко проявляется закономерности изменения свойств от величины порядкового номера элемента.
Продолжить формирование умения учащихся работать с ПСХЭ
Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.
Развивающие
Развивать память и внимание учащихся.
Развивать прогностические умения учащихся.
Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
Учить применять уже имеющиеся знания в новой ситуации.
Воспитательные
Показать значимость химических знаний для современного человека.
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания. Выполнение тестового задания
Тест
1. К простым веществам не относят:
А) кислород Б) озон В) воздух Г) все перечисленные выше газы являются простыми веществами
2. В каком из вариантов ответа приведены формулы газов, каждый из которых тяжелее воздуха:
А) О2; СН4; СО2 Б) HBr; CO; F2 В) Cl2; SO2; NH3 Г) COCl2; NO; O3
3. Число неметаллов, существующих при обычных условиях в жидком агрегатном состоянии равно:
А) одному Б) двум В) трём Г) четырём
4. Неметаллы в ПСХЭ встречаются среди:
А) элементов побочных подгрупп Б) элементов II группы
В) лантаноидов и актиноидов Г) верного ответа среди приведенных выше нет
5. Для простых веществ – неметаллов соотнесите:
Простое вещество Тип кристаллической решётки
1. йод а) атомная;
2. белый фосфор б) молекулярная
3. кремний
4. алмаз
Ответы: 1В; 2Г; 3А; 4Г;5. 1Б, 2Б, 3А, 4А.
Учащиеся выполняют тест и проводят взаимопроверку.
II. Изучение нового материала.
Мотивация.
а) У кого есть:
– зубная паста, содержащая фтор;
– отбеливающее средство, содержащее хлор;
– настойка йода;
– раствор Люголя (йод, иодид калия, глицерин);
– поваренная соль (хлорид натрия);
– йодомарин;
– салат из морской капусты.
Что связывает такие разные предметы? О каких элементах идет речь? (Галогены)
Вот мы и определили тему нашего урока. Тема нашего урока “Галогены”.
Учащимся на столы выдаётся методическая карта данного урока с вопросами и заданиями.
Учитель химии
Положение галогенов в ПСХЭ.
Ответьте на вопросы: Где в ПСХЭ находятся галогены? Назовите эти элементы, укажите номер группы, подгруппу, количество электронов на последнем энергетическом уровне, возможную степень окисления. (Ответы учащихся)
Строение атомов галогенов.
Составьте схемы строения атомов галогенов
Зависимость радиуса атома, окислительных (неметаллических) свойств, значения ЭО от порядкового номера элемента.
Предположите, как будут изменяться окислительные свойства галогенов в зависимости от радиуса атомов. Заполни таблицу и укажи (знаком +), как изменяются различные параметры с увеличением порядкового номера галогенов.
параметр | увеличивается | уменьшается |
радиус атома от F до At | | |
неметаллические свойства в группе главной подгруппе сверху вниз | | |
окислительные свойства в группе главной подгруппе сверху вниз | | |
значение ЭО от F до At | | |
После проверки таблица в тетрадях учащихся должна выглядеть так:
параметр | увеличивается | уменьшается |
радиус атома от F до At | + | |
неметаллические свойства в группе главной подгруппе сверху вниз | | + |
окислительные свойства в группе главной подгруппе сверху вниз | | + |
значение ЭО от F до At | | + |
Галогены как простые вещества.
Прочитайте первый абзац в разделе Галогены – простые вещества. Что можно сказать о строении молекулы галогенов? Сколько атомов в молекулах галогенов?
Какой вид связи в молекулах галогенов?
Какую кристаллическую решётку имеют молекулы галогенов?
Учитель обращает внимание на самый ЭО элемент – фтор. Значение его ЭО = 4, это самый электроотрицательный элемент. Исходя из этого, фтор никогда не проявляет положительную степень окисления. Степень окисления фтора в соединениях всегда равна –1 (учащиеся делают соответствующие записи в тетрадь). Остальные галогены могут проявлять переменные значения С.О. +1, +3, +5, +7.
Рассмотрим физические свойства галогенов. Слайд 14.
Зависимость температуры плавления и кипения от молекулярной массы атомов. Заполнение таблицы, построение диаграммы.
Прочитайте и проанализируйте материал учебника на странице 105-106 до слов (каждый галоген…), таблицу №7, рассмотрите рисунок 48 с.106.
Учитель информатики. На основе рисунка заполните таблицу в редакторе Excel и постройте диаграмму.
Галоген | Молекулярная масса | t кипения | t плавления |
Фтор | | | |
Хлор | | | |
Бром | | | |
Иод | | | |
Ответьте на следующие вопросы:
Как изменяется агрегатное состояние галогенов с увеличением порядкового номера элемента?
Как изменяются температуры кипения и плавления с увеличением молекулярной массы галогенов?
Учитель химии
Химические свойства галогенов
Далее учитель переходит к изучению химических свойств галогенов и рассматривается их взаимодействие с металлами: железом, алюминием, сурьмой. (Если у учителя нет возможности продемонстрировать данные опыты реально, то, можно воспользоваться диском «Химия для всех» или диском «Электронные уроки и тесты» раздел «6, способы получения солей).
Акцентирую внимание учащихся на уменьшении химической активности галогенов в ряду от фтора к йоду. Это отражается в условиях прохождения реакций галогенов с металлами. Галогены могут вытеснять друг друга из растворов солей. Хлор вытесняет бром из раствора соли, а бром вытеснит йод. На доске записываются уравнения данных процессов.
Cl2 + 2NaBr = 2NaCl + Br2
Br2 + 2KI = 2KBr + I2
Взаимодействие галогенов с водородом. Как называются эти соединения?
Задание. Изучить по учебнику взаимодействие галогенов с водородом. Записать реакции, указать условия, при которых эти реакции проходят.
Открытие галогенов – сообщения учащихся к следующему уроку.
Домашнее задание: §18. Упражнения № 2, 3, 7 сообщения
Методическая карта по теме Общая характеристика галогенов
Выполни тест
Положение галогенов в ПСХЭ.
Ответь на вопросы: Где в ПСХЭ находятся галогены? Назовите эти элементы, укажите номер группы, подгруппу, количество электронов на последнем энергетическом уровне, возможную степень окисления.
Зависимость радиуса атома, окислительных (неметаллических) свойств, значения ЭО от порядкового номера элемента.
Заполни таблицу и укажи (знаком +), как изменяются различные параметры с увеличением порядкового номера галогенов.
параметр | увеличивается | уменьшается |
радиус атома от F до At | | |
неметаллические свойства в группе главной подгруппе сверху вниз | | |
окислительные свойства в группе главной подгруппе сверху вниз | | |
значение ЭО от F до At | | |
Галогены как простые вещества. Прочитайте первый абзац в разделе Галогены – простые вещества.
Что можно сказать о строении молекулы галогенов? _______________________________________
Химическая связь - ___________________. Кристаллическая решётка _______________________
Зависимость температуры плавления и кипения от молекулярной массы атомов.
Прочитайте и проанализируйте материал учебника на странице 105-106 до слов (каждый галоген…), таблицу №7, рассмотрите рисунок 48 с.106.
На основе рисунка заполните таблицу в редакторе Excel и постройте диаграмму.
Галоген | Молекулярная масса | t0 кипения | t0 плавления |
Фтор | | | |
Хлор | | | |
Бром | | | |
Иод | | | |
Ответьте на следующие вопросы:
Как изменяется агрегатное состояние галогенов с увеличением порядкового номера элемента?
Как изменяются температуры кипения и плавления с увеличением молекулярной массы галогенов?
Химические свойства галогенов
Записать реакции взаимодействия галогенов с водородом, отметить условия, при которых возможна реакция.