Остановка «Литературная » «Из жизни поэта»
– Продолжаем наше путешествие. Рассказ об авторе. Слайд9 С именем Петра Павловича Ершова мы знакомимся впервые. Родился он в 1815 году в Тобольской губернии. После окончания Петербургского университета был направлен в родную школу учителем, а затем был назначен инспектором гимназий. Сказку «Конёк - Горбунок» Ершов написал в 19 лет. В 1833 году профессор Петербургского университета, где учился Ершов, прочитал на лекции своим студентам отрывки из сказки. Сказка студентам понравилась. А Ершов стал знаменитым. Только в 20 веке сказка издалась более 200 раз! В Тобольске свято хранят память о великом земляке. В городе поставлен памятник его сказочным героям. В 1864 году на сцене Мариинского театра поставлен балет, в 1941г. снят фильм, а в 1947, а затем в 1975 г. снят мультфильм по сказке. В 2005 году учреждена Всероссийская литературная премия имени Ершова за произведения для детей и юношества. Вручается она 6 марта в день рождения сказочника на его родине. * Выступление литературного консультанта (Просмотр Видео-фрагмента) - На сколько частей мы можем поделить нашу сказку? У вас было домашние задание прочитать сказку стр.89-94. - чтение (3 мин) - чтение вслух -опрос по теме: Кто написал сказку « Конек-горбунок»? Что вы знаете об авторе? Учитель: - С чего начинается сказка? Давайте зачитаем начало сказки. -Каким был старший сын? (умный был детина). -Средний сын? ( средний сын и так и сяк, как вы понимаете это выражение? Это значит он был не умный, но и не глупый) -Как вы понимаете выражение «пшеницу шевелить?» -пшеницу воровать, «вора соглядать»- вора увидеть и поймать. -Какой выход нашли братья, чтобы поймать и выследить вора? Братья решили: «стоять на карауле» - сторожить -Озаглавьте этот текс? Три сына -Объясните выражение «боязнь напала»- испугался, «закопался в сенник»- зарылся в стог сена» « не ударил грязь лицом» - не опозорился. - Как караулил старший брат? Что он сделал, чтоб выглядеть убедительнее? ( старший брат всю ночь проспал в стоге сена, чтобы быть убедительнее, он облил себя водой) - Зачитайте, как это было? сонные тетери? (слово «тетеря» стало символом разини, сонного и ничего не замечающего вокруг себя человека) -Как караулил средний брат? ( средний брат всю ночь проспал под забором у соседки, а когда вернулся домой сказал: «На улице было холодно, он не спал, нес дозор». -Что сказал отец? (Ты Гаврило, молодец!). Как младший брат нес караул? Младший брат всю ночь не спал, в полночь он услышал как конь заржал, когда он привстал, то увидел белую кобылицу) Опишите по тексту кобылицу? ( Кобылица та была. Вся, как зимний лес бела, Грива в землю, золотая, В мелки кольца завитая). Что решил сделать Иван? ( Иван решил поймать кобылицу) -Зачитайте как это было? стр. 93. За что кобылица решила наградить Ивана? (Иван сумел усидеть на кобылице, кобылица сказала, что он теперь ее хозяин) - Как наградила кобылица Ивана? ( родила двух красивых коней и конька). - Зачитайте по тексту. -Найдите описание конька. (Да ещё рожу конька Ростом только в 3 вершка, На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами.) -Ребята, вершок - старая русская мера длины, а 3 вершка сколько см? (13) - запись на доске. -А аршин сколько это? (71см) -Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (устаревшие) Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов. Какой наказ дала кобылица Ивану? Озаглавьте часть сказки? (охрана поля). чтение текста вслух учителем ( стр94-95) -беседа по тексту. Устаревшие слова Не тужи- не грусти, -рисунок -Чтение текста вслух учениками. Вопросы: Что обнаружили у Ивана два брата ? Что решили продать братья, чтобы заработать деньги? Кто помог Ивану догнать братьев? Найдите слова из текста. Работа над устаревшими словами пан- барин, пара- два, промен- взамен, кушак- пояс, бич- длинный кнут, в масле сыр купаться-жить в довольстве, имея все в изобилии, порука-поручительство , красно платье наряжаться- нарядное красивое платье, воевода- начальник войска, А не то я был таков- убегу, скроюсь, исчезну. Чтение текста ( стр 96-98) -Где царь впервые увидел коней? (на базаре в конном ряду). -Из каких поступков видно, что кони очаровали царя? -Как держался Иван перед царем? -За какую цену продал Иван златогривых коней? (10 шапок серебра и еще 5 рублей). - Кем назначил Ивана? ( главным в царской конюшне) Прочитанная часть сказки чему вас учит? (нельзя обманывать, выполнять порученное дело ответственно) .
4) Перечитывание сказки учащимися по строфам. - Сейчас будем перечитывать сказку вдумчиво и внимательно. - Чем занималась семья старика? - Как понимаете слова «недалече», «сума»? - Как шли дела у братьев? Какие слова это подтверждают?
- Какое горе произошло? - Что значит «шевелить пшеницу»? - Что придумали братья? - Какие устаревшие слова требуют пояснения?
- Кто первым отправился в дозор? - Как отнёсся к своей службе? - Объясните значение слова «сенник». - Средний брат как отнёсся к службе? - Что можете сказать о братьях?
- Как Иван «держит караул»?
При чтении строфы по ходу поясняются слова «вершок», «аршин» - Расскажите, какой вы представили кобылицу? - Какие приёмы использует автор для создания яркого образ кобылицы? - Почему кобылица покорилась Ивану? - Что просит кобылица у Ивана? - А что за это обещает ему? (Покоя, ухода) -Какой наказ она ему дала?
Физминутка. «Любимый Крым» |