СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и физики в 9 классе "Магнетизм любви"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок литературы и физики "Магнетизм любви" в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературы и физики в 9 классе "Магнетизм любви"»









Интеграция урока: » Магнетизм любви». На экране картины любви в виде презентации.


Уч. лит. -Глядя на презентацию, определим тему урока литературы.

«Магнетизм любви Татьяны Лариной и Евгения Онегина»

Уч. физики Определение темы урока физики.

СЛАЙДЫ 1-

Цели урока. СЛАЙД 9

Уч. лит. А.С. Пушкину удалось создать самый полный образ любви, показать ее во всех проявлениях. Роман «Евгений Онегин» – это вершина творчества поэта. Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, зрелость, вся его жизнь. Но самое главное – это роман о любви. Татьяну и Онегина, Ольгу и Ленского притягивает друг к другу какая-то неведомая сила.

Уч. физ. В физике такое явление называется магнетизмом. Явление магнетизма было известно людям за много веков до нашей эры. Свое название оно получило от города Магнесии в Малой Азии. Магнетит в разных странах называли по-разному (адамас, айман), но все эти названия переводятся как «любящий».

Синонимами слова магнетизм являются «внушение, гипноз, приманчивость, сила».

Уч. лит. Любовь делает человека не только внушаемым, но и обостряет привычные чувства, дает способность прозревать будущее. Так происходит и с Татьяной. Ей снится вещий сон, предсказывающий дальнейшее развитие событий.

Под воздействием внешних обстоятельств, внутренних причин человек изменяется сам, меняется отношение к жизни, порой к любви. Так происходит и с героями романа. Почему? Это загадка любви.

Уч. физ. В физике подобное явление тоже имеет место. Магнитные свойство вещества могут изменяться под действием внешних условий, ослабевать и усиливаться. Полюса электромагнитов зависят от направления тока в проводнике. Магниты искусственного происхождения со временем изменяют свойства: размагничиваются или перемагничиваются.

Магнетизм – всеобъемлющее, глобальное свойство природы, но мы многого о нем не знаем. Еще не родился и, наверное, не родится никогда человек, который мог бы сказать: «Я знаю о магните ВСЕ».

«Почему магнит притягивает?» – этот вопрос всегда будет внушать необъяснимое волнение перед прекрасной таинственностью природы и рождать жажду новых знаний и новых открытий..

И вряд ли найдется человек, который может сказать: «Я знаю о любви все».



Учитель литературы:

Любовь  и дружба – это два состояния, через которые проходит человек, они раскрывают богатство души или ее опустошенность. Поэтому своих героев А.С. Пушкин проводит через эти чувства.

    - А что есть любовь для вас?

(чувство, которое окрыляет, дает силы, толкает на подвиги, заставляет страдать, мучиться, переживать…)

- С чем ассоциируется это слово?

СЛАЙД 10

Каждый из нас мечтает о такой любви, про которую очень точно сказал один из героев рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» генерал Аносов:

«Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Та, про которую сказано, – «сильна как смерть». Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость…любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире».


 - Что нужно двум половникам, чтобы понять, что это он – единственный в мире, что это она – самая прекрасная на земле? (Мгновение, время, годы, целая жизнь…)



Учитель физики: В физике такое явление называется магнетизмом. Явление магнетизма было известно людям за много веков до нашей эры. Свое название оно получило от города Магнесии в Малой Азии. Кристаллы черного цвета, которыми были богаты окрестности Магнесии, назвали МАГНЕТИТОМ.

Магнетит в разных странах называли по-разному:

  • греки называли его адамас;

  • французы – айман;

  • немцы – магнесс;

  • англичане – лоудстоун.

Почти все эти названия переводятся как "любящий", именно так описывалось основное свойство магнитов – притягивать, «любить» железо.

Обратимся к истории развития магнетизма. Презентация.

Учитель литературы: В романе «Евгений Онегин» мы слышим отзвуки популярного в то время учения. Ведь роман создавался в те же двадцатые годы XIX века. И в нем мы встречаем понятие «магнетизм»:

А точно: силой магнетизма
Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.

Вопросы к учащимся:

  • О ком эти строки? Что они означают? (Онегин едва не стал поэтом под влиянием любви).

Учитель литературы: Кстати, слово МАГНЕТИЗМ в переносном смысле значит «притягательная, покоряющая сила воздействия». И точно такое же определение можно дать любви. Давайте проследим, как в романе герои словно притягиваются друг к другу и отталкиваются.

Вопросы к учащимся:

  • Что мы узнаем об Онегине до его встречи с Татьяной? Устал от жизни, не способен любить.)

  • Как жила Татьяна до встречи с Онегиным? (Читала романы, ждала любви)

  • Когда, в какой момент, начинается их притяжение, или, как говорят в физике, взаимодействие? (С момента встречи.)

  • Что вы можете сказать о любви Ольги и Ленского? Докажите. (Она выдумана)











  • ВЫВОД . Перед нами две истории любви: чувство одно, а проявления его различные, они отличаются силой, окраской, направленностью. Взаимоотношения героев напоминают притяжение и отталкивание магнитов.

Учитель физики: Разные по характеру взаимоотношения между людьми можно сравнить со взаимодействием магнитов. Убедимся в этом на опытах.

ОПЫТ 1. Демонстрация магнитов природного и искусственного происхождения, определение полюсов магнитов и наблюдение их взаимодействия, наблюдение взаимодействия различных тел с магнитами.

Вопросы к учащимся:



  • Что такое постоянные магниты?

  • Какие виды постоянных магнитов вы знаете?

  • В чем заключается основное свойство магнитов?

  • Что такое полюса магнитов и как они взаимодействуют?

  • Как взаимодействуют различные тела с магнитами?

Учитель литературы: Закон притяжения и отталкивания действует не только в физике и любви, но и в дружбе.

Вопросы к учащимся: СЛАЙД 11

  • Почему подружились Онегин и Ленский? (Они противоположны)

  • Кто играет главенствующую роль ? (Очевидно, Ленский попадает под определенное влияние Онегина как более сильной «личности-магнита»).

  • Как случилось, что друзья стали врагами? (Повод – ссора на именинах Татьяны, но причина совсем в другом. В дело вступает сила, которую нельзя повернуть вспять, – это сила «общественного мнения», представитель которой Зарецкий – сплетник и лгун). СЛАЙДЫ 12-13

ВЫВОД . Таким образом, вокруг человека создается определенное поле, на него влияет все окружающее. Онегин, как бездушное тело, попавшее в магнитное поле, не может противостоять «мнению глупцов», ему не хватает мужества, и он против своей воли убивает друга.

Учитель литературы: СЛАЙД 14

Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!

Неужели все так безнадежно!? Нет, человек, в отличие от физического тела, обладает душой, силой воли и свободой выбора.

Учитель физики: Мы знаем, что вокруг магнитов существует магнитное поле.

ОПЫТ 2. Демонстрация взаимодействия магнитной стрелки и магнита, моделирование линий магнитного поля с помощью железной стружки, определение направления поля с помощью магнитной стрелки, наблюдение ориентации магнитных стрелок в магнитном поле.

Вопросы к учащимся:

  • Что такое магнитное поле? Свойства его? Характеристики?

  • Как выглядит линии магнитного поля постоянных магнитов?

  • Как определить направление магнитного поля?

  • Одинакова ли сила взаимодействия различных магнитов?

  • От чего зависит сила магнитного взаимодействия? (Гипотеза Ампера.)

ВЫВОД . Взаимодействие магнитов происходит посредством магнитного поля, которое создается циркуляцией токов в веществе. Характеристики магнитного поля, густота линий и величина вектора индукции зависят от силы внутренних токов. Электричество и магнетизм взаимосвязаны.

Учитель литературы: Любовь также часто сравнивают с электричеством. Фразеологические обороты отражают это: «Словно искра между ними пробежала», «ток прошел по жилам», «громом поразило», «ударило молнией». Высшая точка взаимодействия разноименных зарядов – электрический разряд. А в художественном произведении – это кульминация.

-Уч. лит.Каковы же наши главные герои Онегин и Татьяна? Что вы можете сказать о них? СЛАЙДЫ 15-16

     3 этап урока-  «Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом: СЛАЙД 17

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение


     Пример 1:


1.Онегин.

2.Скучающий, «лишний».

3.Отвергает, убивает, влюбляется.

4.Онегин отвергает любовь Татьяны

.

5.Пессимист.

  


  Пример 2:

1.Татьяна.

2. Скромная, влюблённая.








3.Любит, страдает, мечтает.

4.Выходит замуж за нелюбимого человека.

5.Идеал (поэта).


Легко ли сказать…люблю?

(Все зависит от характера человека. Признаться в любви бывает очень трудно, бывает, что и невозможно.)

- Почему?  (Сдерживает страх: любовь может быть безответной. Кто-то боится насмешки, кто-то боится быть непонятным.)

1. «Итак, она звалась Татьяной..»

Прочитаем первые строки Пушкина, в которых он говорит о Татьяне (гл. II строфа 24). «Ее сестра звалась Татьяна…» СЛАЙД 18

- Какова роль имени в создании образа главной героини? (ответы учащихся) СЛАЙДЫ 19-20

- Что повлияло на формирование мироощущения Татьяны? (ответы учащихся на основе анализа строф гл.2)

- Почему поэт подчеркивает, что она не блещет красотой внешней? Какой внутренний мир Татьяны? (ответы учащихся) СЛАЙДЫ 21-25

«Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал»

- Каких героинь напоминает вам Татьяна? Что дает сравнение Татьяны со Светланой, героиней баллады Жуковского? (учащиеся сравнивают Татьяну с Машей Мироновой, героиней повести «Капитанская дочка». Отмечают черты сходства со Светланой Жуковского: поэтичность, мечтательность, влюбленность)

Ребята, обратимся к иллюстрациям к роману «Евгений Онегин». Перед вами портреты Татьяны, героини пушкинского романа. Художники Кузьмин, Рейтерн, Соколов, Константинов, Добужинский неоднократно обращались к этому образу.

II «Душа ждала кого-нибудь

и дождалась».

1.  Проследите по страницам 17 – 21 второй главы, прислушивается ли Татьяна к словам няни, которая рассказывает ей о патриархальных отношениях к любви и браку

ИНСЦЕНИРОВКА СЛАЙДЫ 26-27

Вывод: Она няню не слушает. Татьяна в смятении, она не может сдерживать свои чувства и пишет письмо. Перед нами не кокетка, она не может лицемерить - «Татьяна любит не шутя»

- Почему Пушкин обращается к внутреннему монологу, раскрывая душевный склад Татьяны? Что вам открыло письмо Онегину? СЛАЙДЫ 28-30

(ответ учащихся. Средства раскрытия образа Татьяны: портрет, авторская характеристика, внутренний монолог: письмо, сон Татьяны

Переходим ко II странице. (Встреча Татьяны с Онегиным и любовь к нему).


 - Как  вы думаете, почему влюбленные люди избирают для объяснения эпистолярный жанр, жанр письма? (Написать письмо легче: ведь ты не смотришь в глаза.)

Ученица (в костюме Татьяны) читает наизусть (в сокращении) письмо Татьяны. СЛАЙДЫ 31-32

-- Что вы можете сказать о чувствах Татьяны, каковы они?



– Что является кульминацией во взаимоотношениях Татьяны и Онегина?

(Письмо Татьяны и отповедь Онегина.)

Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая в ее жизни? (глава строфа )

-  выразительное чтение наизусть монолога Онегин СЛАЙДЫ 33-36

- Какая Татьяна в сцене в саду.

-Давайте вспомним, каким предстает Онегин в начале романа?

(ответ учащихся: «забав и роскоши дитя», молодой повеса» и т. д.)

Зная Онегина как «молодого повесу», мы все же делаем вывод, что в сцене свидания Онегина с Татьяной в саду он поступает… как?

-Почему автор приводит Татьяну в опустевший дом Онегина? СЛАЙДЫ 37-40

(ответ учащихся. «Уж не пародия ли он?»)

Учитель литературы: В жизни каждого человека с возрастом происходит переоценка ценностей. То, что казалось ненужным, приобретает первостепенное значение. Онегин и Татьяна во второй части романа словно «меняются ролями».

III А счастье было так возможно,

Так близко…»

Изменилась ли Татьяна в финале романа? (гл.8) Если да, то в чем? СЛАЙД 41

(учащиеся находят в тексте строки, где автор описывает появление

Татьяны в Петербурге на балу)

Звучит вальс. Иллюстрация к роману «Бал»

- Каким находит петербургский «свет» Онегина, почему? (Странным, он не похож на себя прежнего, не похож на них.)

- Какой находит он теперь Татьяну? (Не находит и следа от прежней смиренной девочки. Она неприступна, холодна: «Богиня царственной Невы!»)

-Увидев Татьяну на балу, Онегин был поражен: «Ужель та самая Татьяна?» Прослушаем фрагмент из оперы Чайковского, арию Онегина.

Звучит фрагмент из оперы. (CC строфа, восьмая гл.)

-  Почему Онегин, отвергший любовь провинциальной барышни, влюбляется в светскую даму?

(ответ учащихся: Татьяна – «законодательница мод»)

Вопросы к учащимся:

  • Что происходит с Онегиным за время их разлуки? (Переоценка ценностей, связанная с убийством им Ленского, впечатлениями от путешествия по России).

  • Теперь уже Онегин пишет письмо Татьяне. В начале романа Она любит, Он холоден, сейчас Он любит, а Она дает отповедь. СЛАЙД 42

  • В романе Пушкина нет намека даже на возможность счастливого конца с Онегиным. Чайковский, работая над одноименной оперой, при всех отступлениях от романа в силу оперной специфики, очень скоро понял, что задуманный им первоначально счастливый конец – невозможен. Онегин в последних лирических сценах развенчан Чайковским более, чем автором романа.

  •  Сравните письмо Онегина с письмом Татьяны.

  •   Чтение наизусть письма Онегина.

  • Сколько писем написал Онегин? Почему Пушкин не дал нам их прочитать?


ВЫВОД . Под воздействием внешних обстоятельств и внутренних причин человек изменяется сам, меняется его место в мире, отношение к любви. Почему так происходит? Пушкин не дает ответа. Это загадка любви.

Учитель физики: В физике подобное явление тоже имеет место. Магнитные свойства вещества могут изменяться под действием внешних условий: ослабевать или усиливаться. Полюса электромагнитов зависят от направления тока в проводнике. Магниты искусственного происхождения со временем изменяют магнитные свойства, размагничиваются или перемагничиваются.

ОПЫТ 3. Демонстрация магнитов с измененными полюсами, «намагничивание» металлических предметов трением и взаимодействием с магнитами.

Учитель физики: Наша Земля – постоянный магнит и, как все магниты, имеет магнитное поле и полюса.. Впервые ученые открыли южный магнитный полюс в начале XIX века: тогда выяснилось, что он находится в Канаде. А уже в начале следующего века обнаружили, что происходит постепенное смещение магнитных полюсов Земли. Причем скорость миграции магнитного поля плавно повысилась в период с 1904-го по 2007-й год с 15 километров в год, соответственно до 55-60 километров.

Куда же будут указывать магнитные стрелки через несколько десятилетий?



ВЫВОД

Земля, как и все магниты, может перемагничиваться, то есть изменять полюса и силу магнитного поля.

Учитель лит:

Пути Онегина и Татьяны разошлись навсегда. Оба они начинают строить свою жизнь заново. Он отправляется в дальние края, в долгие странствия по России; она в Москву, на ярмарку невест, а затем после замужества – в Петербург. Однако через три года их судьбы неожиданно вновь пересекаются. Теперь это существенно изменившиеся, во многом другие люди их новая встреча оказывается для обоих совсем нелегкой.

В тоске безумных сожалений

К ее ногам упал Евгений;

Она вздрогнула и молчит;

И на Онегина глядит

Без удивления, без гнева...



-  Вернемся к сцене свидания Татьяны с Онегиным. Какой показана Татьяна?

- «сидит, не убрана, одна…»

Почему Пушкин так скуп в описании Татьяны? СЛАЙД 43

- Чем отличается это свидание от первого, в саду, в деревне? (Онегин стал самим собой, любит, страдает, но не находит прежней Тани. Ситуация изменилась прямо «наоборот». Она теперь преподаёт ему урок нравственности.)

- Чем мотивирует Татьяна внезапную любовь к себе Онегина? Ответьте строками текста романа. (Что знатна, что в свете её позор всеми был бы замечен.)

- Как вы считаете: она права? (Нет! Евгений любит искренне, раскаивается в прежних ошибках)

- Что понимают они оба? (что любят друг друга, что Таня прежняя, что Онегин другой, но что счастье невозможно.)

- Почему Татьяна просит оставить её? (Она вышла замуж, верна долгу, дорожит честью мужа, уважает его, т. к. он благородный, израненный в боях, уважаемый всеми генерал.)

-Ч тение наизусть монолога Татьяны

-Какой смысл вложил автор в фразы «Я вышла замуж» и «Я другому отдана»

Почему любя Онегина, Татьяна отказывается от счастья?

Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта вспоминает, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» - «Ну нет, он Татьяны не стоил», - ответил Пушкин.

Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке –то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для Онегина». (Неточность. Муж-старик? Строфа 23)

С Онегиным он вспоминает

Проказы, шутки прежних лет.

Они смеются.

- Мы можем заключить, что Онегин и муж Татьяны – ровесники. А генералами тогда становились и ранее 30 лет. СЛАЙД 44

«А счастье было так возможно…» Условием этого возможного счастья было понимание Онегиным Татьяны тогда, в деревне. Но он не понял ни тогда, ни позже, что такие натуры, как Татьяна, любят один раз. Последнее пожелание Онегина Татьяна выполнила с лихвой «Учитесь властвовать собой» и в этом даже превзошла своего учителя.

К концу романа Татьяна достигает нравственной высоты, внутренней гармонии, душевного покоя. СЛАЙД 45

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива, строфа14, гл.8

Без взора наглого на всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

Пушкин в образе Татьяны впервые в русской литературе представил нам идею «монастыря в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой внутренний духовный мир – монастырь. И общество преклонилось перед ней, повинуясь ее тайной духовной крепости и нравственной чистоте.

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей

Девицы проходили тише

Пред ней по зале…

Татьяна преодолела последнее искушение демона – совратителя Онегина. К концу романа Татьяна приближается к своему первообразу, к той святой христианской мученицы Татианы, в честь которой ее нарекли.

Достоевский писал: «Это тип положительной красоты,

Это апофеоза русской женщины»

 - Какие ошибки совершили они оба? (Татьяна вышла замуж, уступив мольбам матери, а ей «все были жребии равны»; Онегин не поверил когда-то себе («привычка свыше нам дана»), не смог когда-то стать выше «света».)

 - Что помешало героям романа быть вместе и быть счастливыми?

Вывод: Их счастье не состоялось по многим причинам (ошибкам, которые оба они допустили): дань моде; незнание законов светской жизни Татьяной, её неосторожность; желание быть свободным от семейных уз Онегиным; дуэль; замужество Татьяны.

  Какой же урок жизни, какую науку любви преподал нам Пушкин?

(Жизнь сурова, в отличие от её красивости в книгах, в мечтах; она наполнена человеческими страданиями, разлуками, поздним осознанием своих ошибок и невозможностью их исправить, так как невозможно повернуть вспять время, прожить заново (в одну реку войти дважды нельзя)). Так было всегда, так есть и так будет…

УЧ. физики: Главное в жизни - умение преодолевать трудности, способность мыслить, чувствовать, любить, согревать других своей любовью, светить другим, как свеча в тёмной ночи, согревать теплом протянутой тобой руки другого, кто в этом нуждается. На это и надеялся великий Пушкин, об этом и молил Бога: «Дай бог, чтоб в книжке этой, читатель, ты хотя крупицу мог найти».

 Уч. лит. Вот и закончилось наше путешествие по страницам любимого романа Пушкина «Евгений Онегин», закрылась последняя страница жизни его любимых героев. Возьмите с собой в жизнь его мудрые советы, бережно, как свечу, несите по жизни любовь свою и помните, что любовь (как сказал нам поэт)- это бесценный дар, божественный дар! Учитесь у Пушкина всю жизнь. СЛАЙД 46

Д.З

Попробуйте написать сочинение – эссе (6-7 предложений, очень субъективных, в разговорной форме): Какими вы видите современную Татьяну Ларину или Евгения Онегина?


Рефлексия урока. СЛАЙДЫ 47-48

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…




































  ,

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!