СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе «Рождественская сказка или Сон наяву».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящён двум прекрасным произведениям в области искусства - балету "Щелкунчик" П.И.Чайковского и сказке немецкого писателя Э.Т.Гофмана "Щелкунчик и мышиный король".Содержит музыкальные фрагменты , вопросы для викторины, кроссворд, а также  видеофрагменты, которые используются на уроке.

Просмотр содержимого документа
«ВЕДЕНИЕ БЛОК МУЗЫКА»





СЛАЙД

У.:- В древности люди пели и играли на своих не хитрых инструментах, танцуя. Так вместе появились на свет музыка и танец. Любая музыка живёт и дышит танцевальными движениями. Пластикой, изящностью, гибкостью, танцевальными движениями живёт балет.

Ребята, мы все любим заниматься танцами, т. е. хореографией.

? – Как называют человека, который ставит танцы?

У.:- Хореограф. А балет - БАЛЕТМЕЙСТЕР.

Либреттист пишет сценарий балета языком слов.

Композитор пишет музыку балета языком звуков.

Балетмейстер, сочиняя танцы, языком жестов и движений.

У.:- Балет - спектакль, объединяющий разные виды искусства: музыку, танец, драматическое и изобразительное искусство. Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен.

Новое понятие (записывается детьми в музыкальный словарик)

Пантомимапредставление без слов, с помощью мимики и жестов. Без пантомимы невозможен балет. Пантомима может существовать как самостоятельное искусство.


СЛАЙД

Учитель. Музыкальные номера из балета “Щелкунчик” сегодня зачастую звучат как самостоятельные произведения, пленяя нас своей мелодичностью, красивой, стройной гармонией, яркой изобразительностью


До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. При этом танцы могли переставляться как угодно и не очень-то отражали единую линию развития сюжета. В “Щелкунчике” композитор блестяще и поистине виртуозно объединил сочетание танцев с симфонизацией балета. Иначе говоря, им были сформированы разнообразные выразительные сцены, где музыка правдиво отражает все детали сценического действия. Это было великое достижение в истории балета.

Балет “Щелкунчик” состоит из нескольких танцев: “Танец феи Драже”, танец “Шоколад”, “Чай», «Кофе», “Танец снежинок”, “Трепак”.



В сказочной стране сладостей и игрушек их встречает Фея Драже -
хозяйка волшебного царства сластей. Начинается праздник, на кото­ром гости разных национально­стей исполняют свои танцы



СЛАЙД “Танец феи Драже”


- Во время первого исполнения произведения "Щелкунчик" 18 декабря 1892 года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре, зрители были шокированы силой исполнения и мощью звучания такой музыки. В особенности слушателей поразил музыкальный инструмент челеста.



В Мариинском театре и не только в нем именно с премьеры "Щелкунчика" зародилась традиция выставлять в качестве второстепенных героев балетного спектакля учеников различных хореографических училищ.



Балет состоит из 2 актов. Все основные события происходят в первом, а второй представляет собой блестящий дивертисмент. Это ряд танцевальных номеров, которые не связанны с основным действием.




СЛАЙД



ТРЕПАК- (1,09)- 1. “ТРЕПАК” - это старинный русский танец в быстром темпе. Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца.

Предлагаю учащимся прослушать танец “Трепак”.

После прослушивания музыки дети делятся впечатлениями.

? - Какой был танец по характеру?

Д.:- Задорный, жизнерадостный, ритмический, чёткий, танцевальный, с лихим притопыванием.

У.: -Что хотел показать в этом танце композитор?

Д.:- Ловкость, силу, удаль танцоров.



ЧАЙ (1,03)- КИТАЙСКИЙ ТАНЕЦ

КОФЕ (ЧАСТЬ) – АРАБСКИЙ ТАНЕЦ(груз мелодии)

ШОКОЛАД (0,43)- испанский



БЛОК ЛИТЕРАТУРА

Муз. Викторина




- Итак, благодаря музыке Чайковского П. И. (1892 год) сказка Гофмана Э. Т. А. (1816 год) зазвучала, обрела новую долгую жизнь. Балетный спектакль помог донести до каждого юного зрителя – сюжет Гофмана, до слушателя – великолепную музыку Чайковского


Слово и действие становятся
высоко значительными, когда
музыка берёт их на свои крылья. (Луначарский А. В.)




3


Просмотр содержимого документа
«Урок литературы и музыки в 5 классе по сказке Э»

Урок литературы и музыки в 5 классе по сказке Э. Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Тема урока «Рождественская сказка или Сон наяву».

Цели урока:

Познакомить детей со сказкой немецкого писателя Э. Т. Гофмана «Щелкунчик».

Ввести их в волшебный мир музыки П. И. Чайковского, развивать у них слуша­тельские навыки.

Воспитывать любовь ко всему прекрасному, учить детей быть добрыми на примере поступ­ков положительных героев.


Задачи.


Образовательные:


- развивать навыки анализа прозаического сказочного текста, обогащать представление о художественной детали;


- формировать умение пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями, формулировать выводы и обобщать.


Воспитательные:

- подвести детей к сознанию того, как важно стремиться понять других и если это необходимо, помочь им;


- развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;

- воспитывать потребность общения друг с другом, учителями в неформальной, почти домашней обстановке;

- продолжить формирование интереса к предмету.


Развивающие:

- развивать творческое видение учащихся, воображение, память;


- формировать умение грамотно работать с книгой.




Оборудование:

Гофман Э.Т.А. “Щелкунчик и мышиный король”. – В кн.: Гофман Э.Т.А. “Золотой горшок и другие истории”. М.: “Детская литература”, 1976, с.5-60;

Чайковский П.И. “Щелкунчик”, балет-феерия в 2-х действиях (грамзапись, видеофрагменты);

Портрет Э.Т.А. Гофмана;

Иллюстрации

Презентация по теме.





Просмотр содержимого документа
«блок литература»

  1. Рассказ о писателе. К СЛАЙДУ 2.

Я поведаю вам краткую историю жизни и творчества великого немецкого писателя-сказочника.


Эрнст Теодор Амадей Гофман, выдающийся немецкий писатель - внёс огром­ный вклад в мировую литературу. История его жизни - история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за своё достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы стали его произведения. И какие! «Крошка Цахес…», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Повелитель блох», «Дон Жуан» и др. Он умел превращать унылую действительность в волшебную сказку, бытовые предметы - в чудес­ные вещи, обыкновенных людей в волшебников.


«Романтику Гофману реальная жизнь представлялась тюрьмой, удилищем, откуда есть выход в поэзию, музыку, в сказку или в безумие и смерть»,- писала о нём одна из исследовательниц жизни и творчества великого мастера. Наверное, поэтому многие его герои- чудаки, не понимаемые окружающими, которые или живут в придуманном мире, или что-то выдумывают, ищут, творят чудеса.


Сказка «Щелкунчик и Мышиный король» впервые была опубликована в 1816 году, 200 лет назад! Можете себе представить, ребята, сколько времени она радует юного читателя.


-------------------------------------------------------------------------------------------


Я предлагаю вам, ребята, совершить небольшое путешествие по страницам произведения.

Итак, сказка начинается.


Небольшой немецкий городок. В доме Зильбергауса - праздник. Множество гостей приглашено на елку. Роскошно убранная, она вызывает восторг детей Зильбергауса (Мари, Фрица) и их маленьких гостей. Детвора резвится, любуясь полученными подарками.


-Какой праздник приближается?


-Что значит словосочетание «роскошно убранная»? (очень красивая ёлка)


Появляются гости. Часы бьют полночь. Но среди гостей не видно старика Дроссельмейера – крестного маленькой Мари. А вот и он! Его появление вносит оживление. Старый чудак всегда придумает что-нибудь забавное. Вот и сегодня в костюмах Арлекина и Коломбины заведенные куклы танцуют. Дети в восторге, но Зильбергаус, опасаясь, что замысловатые игрушки испортятся, приказывает унести их до поры до времени. Это вызывает огорчение Мари и Фрица. Желая утешить детей, Дроссельмейер вынимает из чемодана новую смешную куклу – Щелкунчика. Она умеет раскалывать орехи. Старик показывает детям, как нужно приводить куклу в действие. Озорной Фриц хватает Щелкунчика и вкладывает ему в рот самый большой орех. У Щелкунчика ломаются зубы. Фриц бросает игрушку. Но Мари поднимает с пола изуродованного Щелкунчика, повязывает ему голову платком и укладывает спать на кровать любимой куклы.


-Каким вы представляете Фрица? (резкий, прямой)


-Какие качества можно отметить у Мари? (тактичная, добрая, любящая, с добрым сердцем, способна на подвиг)


-Как бы вы поступили по отношению к новой игрушке: как Фриц или как Мари?


Гости исполняют старинный танец. Бал окончен. Все расходятся. Детям пора спать…


… Маленькой Мари не спится.


-Как вы думаете, почему она не может заснуть? -Что её тревожит?


Она встает с постели и подходит к Щелкунчику, оставшемуся в темном зале. Но что это? Из щелей на полу появляется множество блестящих огоньков. Это большие глаза мышей. Как страшно! Их становится все больше и больше. Комната наполняется мышами. Мари бежит к Щелкунчику искать защиты.


Лучи луны заливают своим волшебным светом зал. Елка начинает расти и достигает исполинских размеров. Куклы и игрушки оживают, зайчики бьют тревогу. Часовой у будки салютует ружьем и стреляет, куколки бегают в испуге, ища защиты. Появляется отряд пряничных солдат. Мышиное войско наступает. Мыши одерживают победу и с торжеством пожирают трофеи – куски пряников.


Щелкунчик приказывает зайчикам снова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежат оловянные солдатики: здесь и гренадеры, и гусары, и артиллеристы с пушками.


-Какие качества проявляет Щелкунчик? - Какой он на ваш взгляд? (Он решителен, смел, ведёт за собой кукол: скарамушей, Панталоне, трубочистов. Он всех заражает и подбадривает)


Мышиный король приказывает войску возобновить нападение и, видя неудачу, вступает в единоборство со Щелкунчиком. Мари снимает с ноги туфельку и бросает ее в Мышиного царя. Щелкунчик тяжело ранит своего врага, который вместе с мышиным войском спасается бегством.


И вдруг из уродца Щелкунчик превращается в красивого юношу.


- Как он относится к Мари, как её называет? (Он учтиво опускается перед ней на колено, называет её Прекрасной дамой. Он - рыцарь и благородно относится к ней)


Он становится на колени перед Мари и предлагает ей следовать за ним. Они подходят к елке и скрываются в ее ветвях…


-В каком мире оказалась Мари? (в волшебном мире)


-Как вы думаете, этот сказочный мир мог увидеть Фриц? (нет, так как он не верил в волшебство)


-Почему сказочный мир открывает свои двери для Мари? (Она верит его существование, для нее волшебство очень близко)


-Как вы думаете, куда скрылись Мари и Щелкунчик?


- Какова идея сказки Гофмана? (Борьба добра со злом)


- Какое чудо произошло в новогоднюю ночь? (Добрая и мужественная Мари смогла полюбить безобразного Щелкунчика. Она сказала ему, что никогда бы не оставила его в беде, как принцесса Пирлипат.

Благодаря преданности и любви Мари, безобразный Щелкунчик вновь обретает свой прежний облик-становится прекрасным принцем.)



А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы викторины. К СЛАЙДУ 3.


Просмотр содержимого документа
«вопросы к анализу»

Гофман «Щелкунчик» (вопросы к уроку)


Данные вопросы проверяют глубину прочтения книги учащимися, направляют текстуальный анализ.


· Когда происходит действие сказки Гофмана? (24 декабря)


· Чем интересен этот день? (Это канун католического Рождества)


· Где происходя события? (в доме советника медицины Штальбаума)


· Кто главные герои сказки? (Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер)


· Кто такой Дроссельмейер? (старший советник суда, крёстный Мари и Фрица)


· Зачитайте, как выглядит Дроссельмейер.


· Какими талантами он обладал? (Он умел чинить часы и создавал разные механические игрушки)


· Что дарил Дроссельмейер детям? (крепости, сады, дворцы – механические игрушки)


Гофман, как и Андерсен, отрицательно относится к механике. Он за всё живое и нерациональное.


· Зачитайте, о каких подарках мечтали дети в канун Рождества (Фриц – о гнедом коне, Мари – о новой кукле)


· Что же дети получили в подарок? (кукол, посуду, платье, книжки, гусар, коня и замок)


· Прочитайте, как выглядел замок.


· Понравилась ли детям игрушка? (Нет, так как человечки в замке повторяли одни и те же движения, в игре не было разнообразия и возможности творить)


· Как дети показали Дроссельмейеру своё отношение? (Фриц прямо высказался: «Раз нарядные человечки в замке только и знают, что повторять одно и то же, так что в них толку?» А Мари «потихоньку отошла, но постаралась это сделать незаметно».)


· Можно ли из этих поступков сделать выводы о разнице в характерах Мари и Фрица? (Фриц резкий, прямой, а Мари тактичная, не хочет обидеть крёстного)


· Прочитайте, как выглядел Щелкунчик.


· Какие чувства он вызывает? (Он милый, вызывает симпатию)


· Как на него отреагировали Мари и Фриц – одинаково или по-разному? (Мари он очень понравился, она про себя его называет «славный человечек», «хорошенький человечек», «любезный Щелкунчик», когда он вывихнул себе челюсть, она восклицает: «Ах, бедный, милый Щелкунчик!» Фриц же называет его «дурак»)


· Как вы думаете, почему Щелкунчик похож на Дроссельмейера? (Он его племянник)


· А почему Дросселдьмейер не жалеет Щелкунчика, когда тот вывихнул себе челюсть?


Ребята должны понять, что образ Дроссельмейера неоднозначный, в традициях романтизма. Он «текуч», неопределим.


· Теперь давайте подробнее поговорим о главной героине. Охарактеризуйте Мари. Какой вы её себе представляете?


· Какими чертами она обладает? (Добрая, тактичная, жалостливая, смелая)


· Докажите, что она добрая, милосердная (Она заступается за Щелкунчика, спасает его от Фрица, ухаживает за Щелкунчиком, укладывает его в постельку Клерхен, обвязала ему плечико лентой)


· Докажите, что она смелая (Она бросается на защиту Щелкунчика, швыряет туфельку в Мышильду)


· Теперь обратимся к чудесным событиям. Во сколько они начались? (в 12 часов ночи)


· Почему именно в это время? (Это время чудес и в то же время – нечистой силы)


· Прочтите, как бьют часы, как они выглядят?


· Как вы думаете, почему на часах вместо совы сидит Дроссельмейер?


· Вообще, как вы считаете, Дроссельмейер добрый или злой герой? (Хоть он и возвещает наступление мышиного войска, но это добрый герой: он дядя Щелкунчика, крёстный детей, который любит их и дарит им игрушки, чинит Щелкунчика и другие игрушки)


· Прочитайте, как появились мыши.


· Как ведёт себя в бою Щелкунчик? (Он решителен, смел, ведёт за собой кукол: скарамушей, Панталоне, трубочистов. Он всех заражает и подбадривает)


· Как он относится к Мари, как её называет? (Он учтиво опускается перед ней на колено, называет её Прекрасной дамой. Он рыцарь и благородно относится к ней)


· Что говорит о том, что он верен Мари и благодарен ей? (Он предпочитает украсить себя скромной ленточкой Мари, а не поясом куклы Клерхен)


· Как отнеслись в семье к рассказу Мари? (мама – «вздор», считают рассказ Мари результатом горячки, болезни)


· А как вы считаете, это болезнь, выдумка или правда?


Дошла очередь послушать сказку о Твёрдом орехе. (Ребята рассказывают сказку)

Просмотр содержимого презентации
«1Обобщающий урок»

Интегрированный урок музыки и литературы  5 класс Рождественская сказка,  или Грёзы наяву Сказка Гофмана «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» Авторы: С.Ю.Виноградова –учитель русского языка и литературы Н.В.Румянцева – учитель музыки

Интегрированный урок музыки и литературы

5 класс

Рождественская сказка, или Грёзы наяву

Сказка Гофмана «Щелкунчик» и балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Авторы: С.Ю.Виноградова –учитель русского языка и литературы

Н.В.Румянцева – учитель музыки

Два ска зочника

Два ска зочника

БАЛЕТ - ( фр.   ballet , от  итал.   ballo  — танцую)  вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-  музыкальных  образах

БАЛЕТ -

( фр.   ballet , от  итал.   ballo  — танцую) 

вид сценического

искусства, содержание

которого раскрывается

в танцевально-

музыкальных

образах

«ЩЕЛКУНЧИК

«ЩЕЛКУНЧИК"

П.И.Чайковский (1840-1893)

Родился 25 апреля 1840г. в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии. 

«Щелкунчик»  — выдающийся балет композитора Петра Ильича Чайковского в двух актах; балетмейстер Л. И. Иванов.

Первая постановка: 6 (18) декабря 1892 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург, Российская империя.

Здание Мариинского театра

Здание Мариинского театра

Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах.

Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах.

Два ска зочника

Два ска зочника

Какие качества можно отметить у Мари?
  • Какие качества можно отметить у Мари?

Мари

Щелкунчик Какие качества проявляет Щелкунчик?

Щелкунчик

  • Какие качества проявляет Щелкунчик?

  • Какой он на ваш взгляд?
Как звали сестру Мари? Крёстный носил …, искусно сделанный из стекла Щ 1 Е Х Р О 2 Р Е Й Е С М Ь Е Д С О Р Л 3 А Т У К Р А К К У Л 4 И З А О М Ф А Г Н 5 Младший брат главной героини Фамилия крёстного Мари Ч 6 Ц Ф Р И 7 П И Р А К Для колки чего предназначался Щелкунчик? Какой волшебный орех должен был расколдовать принца? Кроссворд Фамилия автора этого произведения

Как звали сестру Мари?

Крёстный носил …, искусно сделанный из стекла

Щ

1

Е

Х

Р

О

2

Р

Е

Й

Е

С

М

Ь

Е

Д

С

О

Р

Л

3

А

Т

У

К

Р

А

К

К

У

Л

4

И

З

А

О

М

Ф

А

Г

Н

5

Младший брат главной героини

Фамилия крёстного Мари

Ч

6

Ц

Ф

Р

И

7

П

И

Р

А

К

Для колки чего предназначался Щелкунчик?

Какой волшебный орех должен был расколдовать принца?

Кроссворд

Фамилия автора этого произведения

Викторина

Викторина