Гофман «Щелкунчик» (вопросы к уроку)
Данные вопросы проверяют глубину прочтения книги учащимися, направляют текстуальный анализ.
· Когда происходит действие сказки Гофмана? (24 декабря)
· Чем интересен этот день? (Это канун католического Рождества)
· Где происходя события? (в доме советника медицины Штальбаума)
· Кто главные герои сказки? (Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер)
· Кто такой Дроссельмейер? (старший советник суда, крёстный Мари и Фрица)
· Зачитайте, как выглядит Дроссельмейер.
· Какими талантами он обладал? (Он умел чинить часы и создавал разные механические игрушки)
· Что дарил Дроссельмейер детям? (крепости, сады, дворцы – механические игрушки)
Гофман, как и Андерсен, отрицательно относится к механике. Он за всё живое и нерациональное.
· Зачитайте, о каких подарках мечтали дети в канун Рождества (Фриц – о гнедом коне, Мари – о новой кукле)
· Что же дети получили в подарок? (кукол, посуду, платье, книжки, гусар, коня и замок)
· Прочитайте, как выглядел замок.
· Понравилась ли детям игрушка? (Нет, так как человечки в замке повторяли одни и те же движения, в игре не было разнообразия и возможности творить)
· Как дети показали Дроссельмейеру своё отношение? (Фриц прямо высказался: «Раз нарядные человечки в замке только и знают, что повторять одно и то же, так что в них толку?» А Мари «потихоньку отошла, но постаралась это сделать незаметно».)
· Можно ли из этих поступков сделать выводы о разнице в характерах Мари и Фрица? (Фриц резкий, прямой, а Мари тактичная, не хочет обидеть крёстного)
· Прочитайте, как выглядел Щелкунчик.
· Какие чувства он вызывает? (Он милый, вызывает симпатию)
· Как на него отреагировали Мари и Фриц – одинаково или по-разному? (Мари он очень понравился, она про себя его называет «славный человечек», «хорошенький человечек», «любезный Щелкунчик», когда он вывихнул себе челюсть, она восклицает: «Ах, бедный, милый Щелкунчик!» Фриц же называет его «дурак»)
· Как вы думаете, почему Щелкунчик похож на Дроссельмейера? (Он его племянник)
· А почему Дросселдьмейер не жалеет Щелкунчика, когда тот вывихнул себе челюсть?
Ребята должны понять, что образ Дроссельмейера неоднозначный, в традициях романтизма. Он «текуч», неопределим.
· Теперь давайте подробнее поговорим о главной героине. Охарактеризуйте Мари. Какой вы её себе представляете?
· Какими чертами она обладает? (Добрая, тактичная, жалостливая, смелая)
· Докажите, что она добрая, милосердная (Она заступается за Щелкунчика, спасает его от Фрица, ухаживает за Щелкунчиком, укладывает его в постельку Клерхен, обвязала ему плечико лентой)
· Докажите, что она смелая (Она бросается на защиту Щелкунчика, швыряет туфельку в Мышильду)
· Теперь обратимся к чудесным событиям. Во сколько они начались? (в 12 часов ночи)
· Почему именно в это время? (Это время чудес и в то же время – нечистой силы)
· Прочтите, как бьют часы, как они выглядят?
· Как вы думаете, почему на часах вместо совы сидит Дроссельмейер?
· Вообще, как вы считаете, Дроссельмейер добрый или злой герой? (Хоть он и возвещает наступление мышиного войска, но это добрый герой: он дядя Щелкунчика, крёстный детей, который любит их и дарит им игрушки, чинит Щелкунчика и другие игрушки)
· Прочитайте, как появились мыши.
· Как ведёт себя в бою Щелкунчик? (Он решителен, смел, ведёт за собой кукол: скарамушей, Панталоне, трубочистов. Он всех заражает и подбадривает)
· Как он относится к Мари, как её называет? (Он учтиво опускается перед ней на колено, называет её Прекрасной дамой. Он рыцарь и благородно относится к ней)
· Что говорит о том, что он верен Мари и благодарен ей? (Он предпочитает украсить себя скромной ленточкой Мари, а не поясом куклы Клерхен)
· Как отнеслись в семье к рассказу Мари? (мама – «вздор», считают рассказ Мари результатом горячки, болезни)
· А как вы считаете, это болезнь, выдумка или правда?
Дошла очередь послушать сказку о Твёрдом орехе. (Ребята рассказывают сказку)