СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок математика+башкирский язык

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект интергированного урока по математике и башкирскому языку.

Просмотр содержимого документа
«история нат числа»

Ряд чисел 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8…и т.д. называется натуральным, а сами эти числа – натуральными. Возник этот ряд на заре цивилизации из практических нужд людей, как результат счета предметов. Можно смело сказать, что начало формирования натурального ряда является первым шагом к созданию математики. Натуральные числа самые древние по происхождению.

Но то, что нам кажется, сейчас простым и понятным нелегко далось человечеству. Много тысяч лет тому назад, когда люди умели считать только до пяти, а дальше было «тьма», натуральный ряд был очень коротким.

Большой вклад в развитие науки о числе внес Пифагор и его школа. Этот ученый и его последователи считали, что основой всего мироздания является число. В школе Пифагора процветала числовая мистика, пифагорейцы обожествляли число, создали культ числа. Они говорили: «Все в природе измеряется, все подчиняется числу, в числе – сущность всех вещей… Можно видеть природу и властную силу числа во всех человеческих занятиях, во всех искусствах, ремеслах и музыке. Число – начало и основа вещей».



0


Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Интегрированный урок в 5 классе

по математике и башкирскому языку



Учитель математики Баянова Г.А.,
учитель башкирского языка Абхалимова З.С.,

ГБОУ РПЛИ, 2016-2017 уч.год

21.12.2016


Тема урока: «Натуральное число тайн немало принесло»

Цель урока: ввести понятия количественных и порядковых числительных, используя математические знания учащихся по теме «Натуральные числа»; научить различать количественные и порядковые числительные; дать представление о взаимосвязи математики и башкирского языка как методе познания действительности с целью применения знаний в повседневной жизни.

Ход урока:

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у нас будет необычным и проведут его учитель математики Гульнара Альбертовна

- и учитель башкирского языка Зиля Салаватовна.

З.С. Математика менән башҡорт телен ниндәй тема бәйләй? Ә хәҙер һандар булған мәҡәлдәрҙең парын табығыҙ.

Г.А. как называются числа, которые мы применяем при счете предметов? (натуральные)

- Как вы думаете о каких числах мы сегодня будем говорить? (о натуральных)

- Верно мы сегодня постараемся понять смысл слов «Натуральное число тайн немало принесло». (Слайд 1)

- и если тема урока такая необычная, как вы думаете, что мы узнаем на уроке? (что то новое необычное, какую-то тайну…. )

- Г.А. А сначала – повторение

2. Разминка

- устный счет (устное решение примеров) (Слайд 2)

5 + 5555 15*15

55 + 5 34 - 32

25 * 4 122

15*11 172

53+52 175 - 55

- вставь пропуски (слайд 3, 4) Какой вывод можно сделать по последней таблице? Можно сказать что мы разгадали тайну?


- З.С. Түбәндә ниндәй һүҙҙәр яҙылған? Нығынған һүҙбәйләнештәрҙе мәғәнәһен аңлатығыҙ.

- Г.А. Натуральные числа мы используем в 2-х случаях:

  • - при обозначении количества предметов (Г.А. показывает и говорит: «Один календарь и два календаря»)

  • - при перечислении предметов (Г.А. «Вам я отдам первый календарь, а Вам – второй»)

  • Натуральные числа образуют ряд натуральных чисел. А какое самое большое натуральное число? (натуральный ряд бесконечный)

Давайте послушаем ____________(немного истории)


3. Введение нового материала

Г.А. Ребята, а теперь давайте объединим наши математические и языковые наблюдения, которые очень часто встречаются в повседневной жизни!

З.С. Бының өсөн йомаҡтың яуабын табығыҙ. 5

Г.А. Ребята, охарактеризуйте его. (натуральное, однозначное)

Г.А. Что обозначает слово ПЯТЬ на математическом языке? (количество предметов). Ребята, что обозначает слово ПЯТЫЙ на математическом языке? (порядок предметов при счёте).


З.С. Ә хәҙер шундай һорауҙарға яуап бирегеҙ. Һиңә нисә йәш? Һин нисәнсе йылда тыуғанһың? - Һин нисәнсе класта уҡыйһың? - Класығыҙҙа нисә кеше? - Нисә ҡыҙ, нисә малай?

Яуаптар.

Һандар бер-береһе менән айырыламы? Ялғау менән айырыла. Ниндәй ялғауҙар ҡушылды?

З.С. Ә хәҙер үҙегеҙ ҡағиҙә сығарығыҙ. Ике төркөмдәге һандар нисек яҙыла?

Даталарға иғтибар итегеҙ.

Эйе, даталарға ялғау ҡушылмай.

4. Первичное закрепление материала

З.С. Закрепить эти наблюдения вам помогут пословицы и поговорки. (Приложение № 1). Мы будем работать на карточках. Прочитайте пословицу или поговорку, найдите числительные и над ними укажите, какие они: количественные или порядковые.

Г.А. И для каждой пословицы или поговорки выполните задание по математике.


Проверка выполнения заданий. По баш.яз - читаем! А по математике – ответ на слайде. Если уберем запятые то получиться число. Прочтите его. Охарактеризуйте. Назовите число сотен, десятков, единиц тысяч.


Физминутка (З.С.)


Г.А. Следующее задание по математике (191*4 + 3270 – 26) : 2 . Вычислить. Работаем на листе № 2. Какое число получилось в ответе? Охарактеризуйте его. (натуральное, многозначное) Что означает цифра 4 в записи числа? (число единиц) А цифра 2? (число единиц тысяч)


З.С. Ете һаны ҡайҙа осрай? Азна көндәрен иҫкә төшөрәйек. Ете ырыу, ете быуынды белергә тейеш.


Г.А. Фокус с числами. Пусть каждый из вас задумал день недели (считая понедельник первым днем, воскресенье - седьмым). Номер задуманного дня умножьте на 2, к произведению прибавьте 5, полученную сумму умножьте на 5, к полученному числу припишите в конце 0, результат сообщите мне. Из этого числа отгадчик вычитает 250, и число сотен будет номером задуманного дня.


6. Итог урока

Г.А. Ребята! Итак, закончился наш урок. Какую тему мы сегодня повторили? Какие же тайны принесло нам натуральное число?

З.С. Что же мы узнали нового?

Г.А. Ребята, вы очень хорошо сегодня потрудились. Вы очень талантливые, любознательные, умные ученики. А закончить наш урок хотелось бы словами ещё одной народной мудрости:

Слайд № 10: ТОТ, КТО УЧЁН, ОТ ТЫСЯЧИ БЕД ЗАЩИЩЁН.

Какое число мы здесь встретили? (Натуральное)

З.С. А какая это часть речи? (Количественное числительное)

Ребята, спасибо вам за урок. Нам было очень приятно с вами работать.

Приложение № 1

Мәҡәлдәр

Башҡорт теленән эш:




Задание по математике

Төп һандарҙы рәт һандары итеп үҙгәртегеҙ

Бер көн артта ҡалһаң,

биш көн йүгерерһең








Количество потраченных дней умножить на 15?


Етеһендә ни булһа,

етмешендә шул булыр

Сумму чисел из этих выражений увеличьте на 4






Батыр бер үлә,

ҡурҡаҡ ҡырҡ үлә.


Во сколько раз надо увеличить сумму чисел из пословицы, чтобы получить 205?
















(191*4 + 3270 – 26) : 2



Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Натуральное число тайн немало принесло

Натуральное число

тайн немало принесло

Вычисляй! 5 + 5555  15*15 55 + 5    5 3 +5 2  25 * 4  12 2 15*11    17 2

Вычисляй!

5 + 5555 15*15

55 + 5 5 3 +5 2

25 * 4 12 2

15*11 17 2

Действия с натуральными числами :5 :? +9 23 1 32 115 :2 +22 93 16 *4 *31 64 3 8 -5 :8

Действия с натуральными числами

:5

:?

+9

23

1

32

115

:2

+22

93

16

*4

*31

64

3

8

-5

:8

Деление натуральных чисел 30 6 225 45 :5 400 80 705 141 122 ?

Деление натуральных чисел

30

6

225

45

:5

400

80

705

141

122

?

Түбәндә ниндәй һүҙҙәр яҙылған? 6 Н, К 3, Һ 2, Т 10, 7Н, 5 ЕК, 100 ӨК, 5 МӘТ, Б 6 РҒАН

Түбәндә ниндәй һүҙҙәр яҙылған?

6 Н, К 3, Һ 2, Т 10, 7Н, 5 ЕК,

100 ӨК, 5 МӘТ, Б 6 РҒАН

Нығынған һүҙбәйләнештәр - Ете ҡат ер аçтындағын ишетер - Ҡырҡҡа ярылырҙай булып йөрөү - Берҙе биш итеү - Ике ҡуянды бер юлы тотоу

Нығынған һүҙбәйләнештәр

- Ете ҡат ер аçтындағын ишетер

- Ҡырҡҡа ярылырҙай булып йөрөү

- Берҙе биш итеү

- Ике ҡуянды бер юлы тотоу

Әхмәттең бер алмаһы,  Әсҡәттең бер алмаһы,  Бер алма бар Әсмәлә,  Бер алма бар Сафала,  Берәү өҫтөлдә ята,  Бөтәһе нисә алма?

Әхмәттең бер алмаһы, Әсҡәттең бер алмаһы, Бер алма бар Әсмәлә, Бер алма бар Сафала, Берәү өҫтөлдә ята, Бөтәһе нисә алма?

5 натуральное  однозначное

5

натуральное однозначное

Һиңә нисә йәш?  Һин нисәнсе йылда тыуғанһың?
  • Һиңә нисә йәш?
  • Һин нисәнсе йылда тыуғанһың?

- Һин нисәнсе класта уҡыйһың?

- Класығыҙҙа нисә кеше?

- Нисә ҡыҙ, нисә малай?

Миңә 11 йәш. Мин 2005 йылда тыуғанмын Мин бишенсе класта уҡыйым. Беҙҙең класта 26 уҡыусы Класта 12 малай, 14 ҡыҙ
  • Миңә 11 йәш.
  • Мин 2005 йылда тыуғанмын
  • Мин бишенсе класта уҡыйым.
  • Беҙҙең класта 26 уҡыусы
  • Класта 12 малай, 14 ҡыҙ
Рәт һандары төп һандарға  – нсы / – нсе, - ынсы / – енсе, өнсө ялғауҙары ҡушылып яһала. Өс – өнсө, ике- енсе, алты – ынсы, ете - нсе Ҡушма һандарҙа ялғау аҙаҡҡы һанға ҡушыла Ун биш-енсе, ике мең ике- нсе йыл.

Рәт һандары төп һандарға

нсы / – нсе, - ынсы / – енсе,

  • өнсө ялғауҙары ҡушылып яһала.

Өс – өнсө, ике- енсе, алты – ынсы,

ете - нсе

Ҡушма һандарҙа ялғау аҙаҡҡы һанға ҡушыла

Ун биш-енсе, ике мең ике- нсе йыл.

5 –се класс, 2- се парта, 3-сө урын, 2- се ҡат, 28 - се кабинет, 6 –сы мәктәп  1945 йыл 9 май, 8 март,  23 февраль, 30 февраль, 12 апрель, 1 ғинуар, 11 октябрь,

5 –се класс, 2- се парта, 3-сө урын, 2- се ҡат, 28 - се кабинет,

6 –сы мәктәп

1945 йыл 9 май, 8 март,

23 февраль, 30 февраль,

12 апрель, 1 ғинуар,

11 октябрь,

90,81,5

90,81,5

90815

90815

ТОТ, КТО УЧЁН, ОТ ТЫСЯЧИ БЕД ЗАЩИЩЁН.

ТОТ, КТО УЧЁН, ОТ ТЫСЯЧИ БЕД ЗАЩИЩЁН.

Домашнее задание По математике - № 849, 872

Домашнее задание

По математике - № 849, 872