Урок математики в 7-м классе по теме «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»
![]()
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: интегрированный (математика + физика + ОБЖ)
Цели урока: опираясь на знание математических и физических законов, выработать осознанную необходимость соблюдения Правил дорожного движения;
Задачи:
обучающие:
формировать знания учащихся по теме «Тормозной и остановочный путь»;
формировать навыки решения задач по теме «Тормозной и остановочный путь»;
систематизировать знания по теме «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах»;
развивающие:
воспитательные:
воспитывать выполнение требований к соблюдению ПДД, ответственность за свою жизнь и жизнь людей, живущих рядом;
формировать потребность в знании через взаимосвязь между науками и жизнью, через показ значимости математики и физики как метода научного познания.
Методы:
словесный (беседа);
наглядный (таблица, презентация, записи на доске, видеофрагменты);
контролирующий (фронтальный опрос, решение задач).
Оснащение, оборудование урока:
ПК; интерактивная доска; проектор;
презентация Microsoft Power Point; (приложение 1);
карточки-памятки с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах (приложение 2);
карточки-алгоритмы (приложение 3);
карточки с заданиями (приложение 4);
таблица длины тормозного пути (приложение 5).
Время занятия: 45 минут.
Структура урока:
Организационный момент. (2 мин.)
Актуализация знаний учащихся. (5 мин.)
Закрепление и обобщение знаний учащихся. (5 мин.)
Объяснение и первичное закрепление нового материала. (10 мин.)
Рефлексия. (3 мин.)
Закрепление нового материала, творческая работа учащихся (работа в группах). (10 мин.)
Учебная ситуация. (5 мин.)
Задание на дом. (2 мин.)
Рефлексия. (3 мин.)
Ход урока
Организационный момент. (2 мин.)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Слайд 1
Великий русский писатель А.П.Чехов сказал: «Солнце не всходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды...»
Как вы считаете, о чем сегодня мы будем говорить?
… Тема урока Слайд 2. …
Слайд 3 Я хочу задать вам вопрос … «Нужны ли знания по математике и физике на дорогах?» Как вы думаете? (Ученики предлагают свои варианты).
Актуализация знаний учащихся. (5 мин.)
Учитель: Молодцы! Но прежде давайте проверим, как вы знаете правила безопасного поведения на улице. … Посмотрите на экран. Назовите пять опасных мест и объясните, в чем их опасность. Слайд 4 … … … … …
(Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания и делают вывод)
Вывод выводится на экран. … Слайд 5
… Сегодня – День позитива, и на нашей картинке солнечный летний денек. Но не всегда на улице бывает хорошая погода. …
Посмотрите на экран. Расскажи, какие опасности могут быть при плохой погоде, когда скользко, мокро, туман, идет дождь или снег. Как следует себя вести на проезжей части дороги при плохой погоде? Какие предметы могут мешать обзору?
Слайд 6 (Ученики в беседе с учителем отвечают на вопрос задания).
Молодцы! …
Закрепление и обобщение знаний учащихся. (5 мин.)
Учитель: К сожалению, иногда школьники попадают в дорожно-транспортные происшествия. Как вы думаете, каковы причины детского дорожно-транспортного травматизма? Слайд 7 … - 7 щелчков
(Ученики предлагают свои варианты).
Делаем вывод Слайд 8 …
Чтобы не попасть в беду, необходимо знать и выполнять правила дорожного движения. Запомни и всегда строго выполняй их.
(Ученикам выдаются памятки с правилами)
Объяснение и первичное закрепление нового материала. (10 мин.)
Учитель: … Но безопасность на дорогах зависит не только от пешеходов. Даже самый грамотный и аккуратный пешеход рискует попасть в ДТП, если он не учтет особенности движения автомобиля.
Посмотрите на экран. … Сможет ли водитель остановиться мгновенно? А какое физическое явление не даёт остановиться автомобилю мгновенно?
Ученики: Инерция!
Слайд 9 …
Объяснение нового материала с использованием слайдов презентации.
Наименьшее расстояние, которое пройдёт автомобиль до остановки с момента появления препятствия в поле зрения водителя, называется дистанция безопасности или остановочный путь. Это понятие имеет весьма важное значение в технике работы автомобильного транспорта и для безопасности перехода автомобильных дорог пешеходами.
Она зависит от времени реакции водителя на препятствие. … Путь, пройденный за время реакции водителя (Р) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза.
Время реакции колеблется у водителей в пределах от 0,5 до 1,2 с. …
Тормозной путь (Т) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия водителем на педаль тормоза до полной остановки.
Давайте с помощью наших знаний по физике определим, от чего зависит тормозной путь автомобиля.
(Работа на доске или слайде презентации) Слайд 10 …
Сформулируем теорему о кинетической энергии: изменение кинетической энергии равно работе всех сил, действующих на тело.
В случае торможения автомобиля, обладающего начальной кинетической энергией, но не имеющего конечной, теорема о кинетической энергии, выглядит так: 

В процессе торможения на автомобиль действуют сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Сила тяжести и сила реакции опоры действуют перпендикулярно перемещению, поэтому их работа равна нулю. Это означает, что суммарная работа всех сил равна работе силы трения скольжения. Учитывая, что сила направлена противоположно перемещению S и что:
,
получаем:
откуда
.
Окончательно имеем:
.
Тормозной путь не зависит от массы автомобиля, но прямо пропорционален квадрату скорости.
Слайд 11 … … … Остановочный путь (О) – расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности (в нашем случае пешехода) до полной остановки.
О = Т + Р
… Составим схему остановочного пути. Слайд 12 … - 7 щелчков
… Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент «Эксперимент: Тормозной путь».
Для чего нужно знание и умение вычислять тормозной и остановочный путь?
(Ученики предлагают свои варианты).
А вы знаете, что существуют программы, которые позволяют рассчитать длину тормозного пути автомобиля по его скорости или наоборот? Давайте познакомимся с такой программой.
… Расчет скорости автомобиля по длине тормозного пути
http://allcalc.ru/node/74
5. Рефлексия (3 мин.). Слайд 13 … - 6 щелчков
6. Закрепление нового материала, творческая работа учащихся (работа в группах) (10 мин.)
Слайд 14 … Не всегда подобная программа под рукой.
Итак, решим задачу.
А сейчас попробуйте самостоятельно решить еще задачи, используя алгоритм нахождения остановочного пути, карточки-таблицы значений длины тормозного пути в зависимости от состояния дороги. (Обычно ученики разбиваются на четверки: две соседние парты) Подводим итог. Поднимите руки, кто справился с задачей? Молодцы! Кто допустил вычислительную ошибку? Надеюсь, в следующий раз вы будете внимательней.
Задача 1.
Путь реакции водителя и срабатывания тормоза: 15*0,9=13,5 м;
Остановочный путь: 13,5+16=29,5 м;
Расстояние до пешехода: 50 29,5= 20,5 м.
Задача 2.
Путь реакции водителя и срабатывания тормоза: 15*2,5=37,5 м;
Остановочный путь: 37,5+16=53,5 м;
Совершит наезд на пешехода, т.к. 53,5 м 50 м.
Задача 2.
Путь реакции водителя и срабатывания тормоза: 15*1,5=22,5 м;
Остановочный путь: 22,5+29=51,5 м;
Совершит наезд на пешехода, т.к. 51,5 м 50 м.
Учебная ситуация. (5 мин.)
Слайд 15 …
Учитель: Весна! Куда ни кинь взором – везде можно увидеть разъезжающих на скутерах, мопедах и мотоциклах подростков… Демонстрация видеофрагмента.
Учитель: Сегодня вам предлагается следующее домашнее задание…
Учитель: Подведем итоги урока. …
Скажите мне, почему эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.П. Чехова?
Ученик: В жизни много опасностей и одна из них — дорога, чтобы уберечь свою жизнь, мы должны знать Правила дорожного движения и выполнять их, ведь жизнь самое ценное, что есть у человека.
Учитель: Ребята, вы уже взрослые и должны помнить, что ваша жизнь — это самое дорогое, что у нас, взрослых, есть, это жизнь ваших детей, будущее нашей страны, которую мы должны беречь.
Условные обозначения:
… - щелчок мыши