Тема. Свойства действий сложения и вычитания многозначных чисел (повторение изученного материала ). Проверь себя.
Цель. Обобщить знания учащихся о свойствах сложения и вычитания.
Тренировать в решении различных типов задач.
Формировать вычислительные навыки учащихся.
Развивать внимание учащихся, умения анализировать,
делать общие выводы на основании частных примеров.
Расширить знания учащихся о планетах Солнечной системы;
Развивать познавательные интересы детей.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к математике.
Тип урока. Закрепление ЗУН
Оборудование: карточки с примерами, схема задачи, плакат «Солнечная система», диск с записью песни «Зореліт».
Ход урока
I Организация класса
1) Беседа
- Дети, у нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся.
- Дети, вы, наверное, не раз всматривались в ночное небо. Что вы видели на нем ?
- Они очень похожи друг на друга, но на самом деле каждая из них неповторима.
- Какая из звезд самая большая и яркая ? ( Солнце)
- Ребята, а сколько планет в Солнечной системе ? ( 9)
- Назовите их.
(опрос нескольких ребят)
- Сегодня мы отправимся в экспедицию в космос, чтобы подробнее познакомиться с планетами Солнечной системы.
И в этой экспедиции
На вас я буду полагаться,
На вашу эрудицию
В дороге опираться.
Задачи экспедиции –
Для вас, для всех, для всех.
От их решения быстрого
Зависит наш успех.
2) Проверка Д. З.
- Дети, мы с вами долго готовились к экспедиции и вы получили д. з. : составить задачу, чтобы для ее решения было использовано правило вычитания числа из суммы: (b + с ) – а
- Итак, мы готовы отправиться в экспедицию!
II Сообщение темы урока
- В ходе нашей экспедиции вспомним о свойствах сложения и вычитания, будем складывать и вычитать многозначные числа, решать задачу. Итак, садимся в спутник и отправляемся в полет.
- У каждого из вас на парте лежит ракета. Начиная нашу экспедицию, давайте напишем на ракетах, что вы ожидаете от урока, чего хотите достичь, что пожелаете себе и товарищам!
- А теперь представим, что наши тетради – это бортовые журналы, откройте их и запишите дату и классная работа.
III Актуализация знаний
Минутка каллиграфии.
- Планета, которая ближе всех расположена к Солнцу, - это Меркурий. Меркурий вращается вокруг солнца быстрее любой планеты. Его диаметр –
4 878 км
- Это число 4 878 запишем правильно и красиво.
(дети записывают число 4878 каллиграфически)
- Сколько в числе 4 878 классов ? ((2), I класс – единиц, II класс – тысяч)
- Какой разряд из класса тысяч есть в числе ? (Разряд из класса тысяч -единицы тысяч, их 4)
Устный счет.
- Следующая планета, куда мы прилетели – Венера – самое яркое небесное тело после Солнца и Луны и наиболее жаркая и неприветливая планета Солнечной системы. Температура на этой планете - + 480 С (там может плавиться даже свинец). И чтобы мы не успели сгореть, нам нужно быстро решить примеры, поиграем в игру «Быстрый счет».
Игра «Быстрый счет»
- Увеличь на 10:
- Увеличь в 100 раз:
- Ребята, вы быстро считали, продолжаем наш полет.
- Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые ведут наблюдения за звездами ? (Астрономы)
- Астрономы предлагают нам узнать название звезды, которую они изучили. А для этого нам надо выполнить задание:
- Вычислите удобным способом. Найдите сумму.
- Какой ответ получился у тебя Дима, Сергей..?
- У кого ответ 1200, поднимите руку!
-У кого другой ответ?
- Молодцы, правильно, объясните как решали?
(140 + 160) + (130 + 170) + (120 + 180) + (110 + 190) = 1200
- Почему удобно так складывать? (Получаем круглое число)
-Какое свойство применили? (Сочитательное)
- А чтобы узнать название этой звезды, записывайте в тетради только первую букву слова.
1). Результат при сложении . (С)
2). Союз, который остался после того, как «а» и «б» свалились с трубы. (И)
3). Равны ли произведения: 526 * 0 и 0 * 4 728 ? (Р)
4). Назовите одним словом: топор, пила, молоток . (И)
5). Школьный отрезок времени, равный 40 минутам (У)
6). Знак, который ставится при вычитании , последняя буква в этом слове. (С)
- Ответ: Сириус.
- В ясный зимний вечер Сириус нетрудно найти на небе, т.к. это самая яркая звезда. Она входит в созвездие Большого Пса.
IV Закрепление и обобщение знаний учащихся
1. Закрепление и повторение изученного материала.
- Третья по счету от Солнца – голубая планета.
- Вспомните, как она называется? ( наша Земля.)
- Правильно.
- Чем она отличается от других планет ? ( На ней есть жизнь).
- Диаметр Земли – 12 756 км. Имеет единственный спутник – Луну. Расстояние от Земли до Луны – 384 600 км. Температура там колеблется от – 155 С до +105 С. На Луне человек весит в 6 раз меньше, он мог бы подпрыгивать на очень большую высоту, навечно оставляя следы на ее поверхности, т.к. там нет ветра, нет дождя. Луна – единственный спутник, на котором побывал человек.
- Чему равен диаметр Земли ? (12 756 км )
- Увеличьте это число на 124. ( 12 880 км)
- А теперь 124 увеличьте на 12 756 , не выполняя вычислений. (12 880 )
- Какой закон вам помог ? ( переместительный )
- Скажите правило. ( от перестановки слагаемых сумма не изменяется)
- Чему равно расстояние от Земли до Луны ? (384 600 км )
- Увеличьте это число на 56. ( 384 656)
- 56 увеличьте на 384 600. ( 384 656 )
- Молодцы! Какой закон применили? (переместительный)
Работа над задачей
- Следующая планета – Марс.
- Марс – четвертая по удаленности от Солнца планета. Если бы все ледники Марса растаяли, то поверхность планеты была бы затоплена океаном глубиной от 10 до 100 м
- Спутники Марса доставили нам задание: решить задачу.
- Ребята, по данной схеме составьте задачу.
(Схема задачи на доске)
( В рулоне было 250 м ткани. Для пошива костюмов для космонавтов в первый день отрезали от рулона 50 м ткани, во второй день 40 м. сколько метров ткани осталось в рулоне?)
- О чем говорится в задаче? ( о ткани)
- Сколько было ткани в рулоне ? (250 м)
- Сколько отрезали метров в первый день ? (50 м)
- Известно, сколько ткани отрезали во второй день ? ( 40 м)
- Что спрашивается в задаче? ( Сколько метров ткани осталось в рулоне?)
- Можем сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет, т.к. не знаем сколько ткани отрезали в первый и второй дни)
- А можем узнать? ( Да, т.к. известно, что в первый день отрезали 50 м, а во второй 40 м, то мы можем узнать, сколько метров ткани всего отрезали. 50 + 40 = 90 (м)- ткани)
- Можем теперь ответить на вопрос задачи? (Да, т.к. известно, что было
250 м ткани, узнали, что отрезали 90 метров ткани, а чтобы узнать, сколько осталось ткани, надо 250-90 = 160 (м) ткани осталось в рулоне.
- Сможем решение этой задачи записать выражением? (Да. 250 – (50 + 40) = 160 (м) ткани осталось )
- А каким еще способом можно решить эту задачу? (250 – 50 - 40 = 160 (м) ткани осталось в рулоне)
- Какое правило применили при вычислении? (Вычитание из суммы числа)
- Запишите решение задачи одним из способов и ответ.
Было – 250 м
I – 50 кг
Отрезали
II – 40 кг
Осталось - ?
(Уч-ся самостоятельно решают задачу)
- Зачитайте ответ задачи. ( В рулоне осталось 160 метров ткани )
- Молодцы с заданием, которое доставили нам спутники, вы справились, нужно отдохнуть.
Физкультминутка
( дети выполняют под музыку «Зореліт» движения)
- Отдохнули и снова в путь!
- Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, она в 1300 раз больше Земли! Там дуют сильные ветры.
- Вот спутник и принес нам примеры, а правильно ли они решены, надо проверить!
- Поиграем в игру «Да или нет»
- Каждый из вас решит пример, который у вас на парте и если он решен верно, вы становитесь под словом «Да», если – неверно, - под словом «Нет».
- Вычислите удобным способом !
(Решение примеров).
(793 + 112) – 12 = 893 620 + (140 + 180) = 940
996 – (702 + 98) = 100 (196) 620 – (140 + 120) = 370 (360)
(475 + 99) – 25 = 549 (750 + 260) – 160 = 850
(217 + 341) + 113 = 670 (671) 482 + (120 + 18) = 620
(190 + 19 ) + 51 = 260 970 – (290 + 170) = 850 (510)
- Объясните решение.
- Молодцы, ребята , справились с заданием спутника!
- Следующая планета, к которой мы подлетаем, - Сатурн. Он окружен многочисленными кольцами, состоящими из ледниковых и каменистых обломков, самые большие из которых достигают размеров 6-этажного дома. Ветры достигают там скорости 1800 км/ч
- Этот сильный ветер принес нам листок. А на нем решение уравнения. Наверное, тут поработали инопланетяне. А поскольку, они существа необычные, то и решение уравнения у них необычное.
Решение уравнения
Х + 12 = 140
(Х + 12) – 12 = 140 – 12
Х + (12 – 12) = 128
Х + 0 = 128
Х = 128
- Объясните, как рассуждали инопланетяне.
(Из обеих частей уравнения вычли одинаковое число 12, применили свойство вычитания числа из суммы, получили простое уравнение с неизвестным слагаемым, узнали , что х = 128)
- Расскажите правило вычитание числа из суммы. ( При вычитании числа из суммы можно вычесть это число из любого слагаемого (при условии, что слагаемое больше вычитаемого) и полученную разность прибавить к остальным слагаемым.)
- Запишите это уравнение в тетради.
- Ребята на парте у вас лежат карточки с Д.з., дома решите уравнения, используя правило нахождения неизвестного слагаемого и способа инопланетян.
- Подлетаем к планете Нептун.
- Нептун считается карликовой планетой и, по решению ученых, с 2006
года уже не называется девятой планетой Солнечной системы.
- Поэтому, дети, мы не будем останавливаться на планете Нептун, а полетим дальше.
- Последняя планета в солнечной системе – Плутон – самая маленькая и самая холодная, температура на ней – 238 С.
- А т. к. это самая холодная планета, то надо быстро расставить порядок действий в примере , который нам приготовил Плутон, чтобы не замерзнуть, и если справимся и с этим заданием, то сможем вернуться к себе на планету Земля.
- Ребята, пример вам дан в карточке для д.з., расставьте порядок действий. А Света расставит порядок действий у доски.
Работа у доски.
100 – ( 87 : 29 + 93 : 31 – 68 : 34)
- Молодцы! А значение выражения найдете дома.
V Итог урока.
- Вот и подошла наша экспедиция к концу. Мы вернулись на планету Земля.
- Какие свойства действий сложения и вычитания вспомнили?
(переместительное св-во, сочетательное, вычитание числа из суммы и суммы из числа .)
- Что нового узнали в ходе экспедиции о планетах?
- А сейчас, посмотрите, что у вас написано на ракете, достигли ли вы того, чего хотели ?
(Выставление отметок уч-ся)
11