СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок математики и природоведения в 4 кл. "Урок-экспедиция". Свойства действий сложения и вычитания многозначных чисел (повторение изученного)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке ребята повторят свойства действий сложения и вычитания многозначных чисел , расширят знания о планетах солнечной системы.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок математики и природоведения в 4 кл. "Урок-экспедиция". Свойства действий сложения и вычитания многозначных чисел (повторение изученного)»

Тема. Свойства действий сложения и вычитания многозначных чисел (повторение изученного материала ). Проверь себя.

Цель. Обобщить знания учащихся о свойствах сложения и вычитания.

Тренировать в решении различных типов задач.

Формировать вычислительные навыки учащихся.

Развивать внимание учащихся, умения анализировать,

делать общие выводы на основании частных примеров.

Расширить знания учащихся о планетах Солнечной системы;

Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес к математике.


Тип урока. Закрепление ЗУН


Оборудование: карточки с примерами, схема задачи, плакат «Солнечная система», диск с записью песни «Зореліт».





Ход урока


I Организация класса

1) Беседа

- Дети, у нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся.

- Дети, вы, наверное, не раз всматривались в ночное небо. Что вы видели на нем ?

- Они очень похожи друг на друга, но на самом деле каждая из них неповторима.

- Какая из звезд самая большая и яркая ? ( Солнце)

- Ребята, а сколько планет в Солнечной системе ? ( 9)

- Назовите их.

(опрос нескольких ребят)

- Сегодня мы отправимся в экспедицию в космос, чтобы подробнее познакомиться с планетами Солнечной системы.

И в этой экспедиции

На вас я буду полагаться,

На вашу эрудицию

В дороге опираться.


Задачи экспедиции –

Для вас, для всех, для всех.

От их решения быстрого

Зависит наш успех.


2) Проверка Д. З.

- Дети, мы с вами долго готовились к экспедиции и вы получили д. з. : составить задачу, чтобы для ее решения было использовано правило вычитания числа из суммы: (b + с ) – а


- Итак, мы готовы отправиться в экспедицию!


II Сообщение темы урока

- В ходе нашей экспедиции вспомним о свойствах сложения и вычитания, будем складывать и вычитать многозначные числа, решать задачу. Итак, садимся в спутник и отправляемся в полет.

- У каждого из вас на парте лежит ракета. Начиная нашу экспедицию, давайте напишем на ракетах, что вы ожидаете от урока, чего хотите достичь, что пожелаете себе и товарищам!


- А теперь представим, что наши тетради – это бортовые журналы, откройте их и запишите дату и классная работа.


III Актуализация знаний

  1. Минутка каллиграфии.

- Планета, которая ближе всех расположена к Солнцу, - это Меркурий. Меркурий вращается вокруг солнца быстрее любой планеты. Его диаметр –

4 878 км

- Это число 4 878 запишем правильно и красиво.

(дети записывают число 4878 каллиграфически)

- Сколько в числе 4 878 классов ? ((2), I класс – единиц, II класс – тысяч)

- Какой разряд из класса тысяч есть в числе ? (Разряд из класса тысяч -единицы тысяч, их 4)




  1. Устный счет.

- Следующая планета, куда мы прилетели – Венера – самое яркое небесное тело после Солнца и Луны и наиболее жаркая и неприветливая планета Солнечной системы. Температура на этой планете - + 480 С (там может плавиться даже свинец). И чтобы мы не успели сгореть, нам нужно быстро решить примеры, поиграем в игру «Быстрый счет».


Игра «Быстрый счет»

- Увеличь на 10:

1

39

90

170

309

907

990


- Увеличь в 100 раз:

0

13

79

180

300

99

1000


- Ребята, вы быстро считали, продолжаем наш полет.

- Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые ведут наблюдения за звездами ? (Астрономы)

- Астрономы предлагают нам узнать название звезды, которую они изучили. А для этого нам надо выполнить задание:

- Вычислите удобным способом. Найдите сумму.




- Какой ответ получился у тебя Дима, Сергей..?

- У кого ответ 1200, поднимите руку!

-У кого другой ответ?

- Молодцы, правильно, объясните как решали?


(140 + 160) + (130 + 170) + (120 + 180) + (110 + 190) = 1200


- Почему удобно так складывать? (Получаем круглое число)

-Какое свойство применили? (Сочитательное)


- А чтобы узнать название этой звезды, записывайте в тетради только первую букву слова.

1). Результат при сложении . (С)

2). Союз, который остался после того, как «а» и «б» свалились с трубы. (И)

3). Равны ли произведения: 526 * 0 и 0 * 4 728 ? (Р)

4). Назовите одним словом: топор, пила, молоток . (И)

5). Школьный отрезок времени, равный 40 минутам (У)

6). Знак, который ставится при вычитании , последняя буква в этом слове. (С)


- Ответ: Сириус.


- В ясный зимний вечер Сириус нетрудно найти на небе, т.к. это самая яркая звезда. Она входит в созвездие Большого Пса.


IV Закрепление и обобщение знаний учащихся

1. Закрепление и повторение изученного материала.

- Третья по счету от Солнца – голубая планета.

- Вспомните, как она называется? ( наша Земля.)

- Правильно.

- Чем она отличается от других планет ? ( На ней есть жизнь).

- Диаметр Земли – 12 756 км. Имеет единственный спутник – Луну. Расстояние от Земли до Луны – 384 600 км. Температура там колеблется от – 155 С до +105 С. На Луне человек весит в 6 раз меньше, он мог бы подпрыгивать на очень большую высоту, навечно оставляя следы на ее поверхности, т.к. там нет ветра, нет дождя. Луна – единственный спутник, на котором побывал человек.


- Чему равен диаметр Земли ? (12 756 км )

- Увеличьте это число на 124. ( 12 880 км)

- А теперь 124 увеличьте на 12 756 , не выполняя вычислений. (12 880 )

- Какой закон вам помог ? ( переместительный )

- Скажите правило. ( от перестановки слагаемых сумма не изменяется)


- Чему равно расстояние от Земли до Луны ? (384 600 км )

- Увеличьте это число на 56. ( 384 656)

- 56 увеличьте на 384 600. ( 384 656 )

- Молодцы! Какой закон применили? (переместительный)


Работа над задачей

- Следующая планета – Марс.

- Марс – четвертая по удаленности от Солнца планета. Если бы все ледники Марса растаяли, то поверхность планеты была бы затоплена океаном глубиной от 10 до 100 м

- Спутники Марса доставили нам задание: решить задачу.

- Ребята, по данной схеме составьте задачу.

(Схема задачи на доске)

( В рулоне было 250 м ткани. Для пошива костюмов для космонавтов в первый день отрезали от рулона 50 м ткани, во второй день 40 м. сколько метров ткани осталось в рулоне?)


- О чем говорится в задаче? ( о ткани)

- Сколько было ткани в рулоне ? (250 м)

- Сколько отрезали метров в первый день ? (50 м)

- Известно, сколько ткани отрезали во второй день ? ( 40 м)

- Что спрашивается в задаче? ( Сколько метров ткани осталось в рулоне?)

- Можем сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет, т.к. не знаем сколько ткани отрезали в первый и второй дни)

- А можем узнать? ( Да, т.к. известно, что в первый день отрезали 50 м, а во второй 40 м, то мы можем узнать, сколько метров ткани всего отрезали. 50 + 40 = 90 (м)- ткани)

- Можем теперь ответить на вопрос задачи? (Да, т.к. известно, что было

250 м ткани, узнали, что отрезали 90 метров ткани, а чтобы узнать, сколько осталось ткани, надо 250-90 = 160 (м) ткани осталось в рулоне.

- Сможем решение этой задачи записать выражением? (Да. 250 – (50 + 40) = 160 (м) ткани осталось )

- А каким еще способом можно решить эту задачу? (250 – 50 - 40 = 160 (м) ткани осталось в рулоне)

- Какое правило применили при вычислении? (Вычитание из суммы числа)

- Запишите решение задачи одним из способов и ответ.


Было – 250 м

I – 50 кг

Отрезали

II – 40 кг

Осталось - ?



(Уч-ся самостоятельно решают задачу)


- Зачитайте ответ задачи. ( В рулоне осталось 160 метров ткани )


- Молодцы с заданием, которое доставили нам спутники, вы справились, нужно отдохнуть.


Физкультминутка

( дети выполняют под музыку «Зореліт» движения)




- Отдохнули и снова в путь!

- Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, она в 1300 раз больше Земли! Там дуют сильные ветры.

- Вот спутник и принес нам примеры, а правильно ли они решены, надо проверить!

- Поиграем в игру «Да или нет»

- Каждый из вас решит пример, который у вас на парте и если он решен верно, вы становитесь под словом «Да», если – неверно, - под словом «Нет».


- Вычислите удобным способом !


(Решение примеров).

(793 + 112) – 12 = 893 620 + (140 + 180) = 940

996 – (702 + 98) = 100 (196) 620 – (140 + 120) = 370 (360)

(475 + 99) – 25 = 549 (750 + 260) – 160 = 850

(217 + 341) + 113 = 670 (671) 482 + (120 + 18) = 620

(190 + 19 ) + 51 = 260 970 – (290 + 170) = 850 (510)


- Объясните решение.

- Молодцы, ребята , справились с заданием спутника!


- Следующая планета, к которой мы подлетаем, - Сатурн. Он окружен многочисленными кольцами, состоящими из ледниковых и каменистых обломков, самые большие из которых достигают размеров 6-этажного дома. Ветры достигают там скорости 1800 км/ч

- Этот сильный ветер принес нам листок. А на нем решение уравнения. Наверное, тут поработали инопланетяне. А поскольку, они существа необычные, то и решение уравнения у них необычное.

Решение уравнения



Х + 12 = 140

(Х + 12) – 12 = 140 – 12

Х + (12 – 12) = 128

Х + 0 = 128

Х = 128

- Объясните, как рассуждали инопланетяне.

(Из обеих частей уравнения вычли одинаковое число 12, применили свойство вычитания числа из суммы, получили простое уравнение с неизвестным слагаемым, узнали , что х = 128)


- Расскажите правило вычитание числа из суммы. ( При вычитании числа из суммы можно вычесть это число из любого слагаемого (при условии, что слагаемое больше вычитаемого) и полученную разность прибавить к остальным слагаемым.)


- Запишите это уравнение в тетради.

- Ребята на парте у вас лежат карточки с Д.з., дома решите уравнения, используя правило нахождения неизвестного слагаемого и способа инопланетян.



- Подлетаем к планете Нептун.

- Нептун считается карликовой планетой и, по решению ученых, с 2006

года уже не называется девятой планетой Солнечной системы.

- Поэтому, дети, мы не будем останавливаться на планете Нептун, а полетим дальше.


- Последняя планета в солнечной системе – Плутон – самая маленькая и самая холодная, температура на ней – 238 С.

- А т. к. это самая холодная планета, то надо быстро расставить порядок действий в примере , который нам приготовил Плутон, чтобы не замерзнуть, и если справимся и с этим заданием, то сможем вернуться к себе на планету Земля.

- Ребята, пример вам дан в карточке для д.з., расставьте порядок действий. А Света расставит порядок действий у доски.


Работа у доски.


100 – ( 87 : 29 + 93 : 31 – 68 : 34)


- Молодцы! А значение выражения найдете дома.


V Итог урока.


- Вот и подошла наша экспедиция к концу. Мы вернулись на планету Земля.

- Какие свойства действий сложения и вычитания вспомнили?

(переместительное св-во, сочетательное, вычитание числа из суммы и суммы из числа .)



- Что нового узнали в ходе экспедиции о планетах?

- А сейчас, посмотрите, что у вас написано на ракете, достигли ли вы того, чего хотели ?


(Выставление отметок уч-ся)

11