Интегрированный урок музыки и литературы в 5-ом классе.
Тема: «Музыка – главный герой басни».
Цель урока:
• показать, как два самостоятельных искусства – литература и музыка –
дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.
• воспитание интереса и любви к классической музыке, формирование умения слышать музыку; развитие богатого воображения, образного мышления;
• познакомить с басней И.А. Крылова «Квартет»;
формирование умения анализировать, выделять главное, делать выводы (видеть мораль басни).
Оборудование:
• портреты И.А. Крылова и А.П. Бородина;
• иллюстрации к басням И.А.Крылова;
• музыкальные записи;
• раздаточный материал (на столах у детей отпечатанные понятия «прототип» и «квартет», для работы в группах таблицы, ватман, краски, карты самоанализа.
Ход урока.
Учитель музыки: Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок - урок музыки, и литературы, и вести его будем мы: Лидия Николаевна и Маргарита Аветисовна.
- Посмотрите на доску. Прочтите эпиграф к нашему уроку.
На доске: «Музыка и литература не иллюстрируют одна другую, они дополняют, обогащают, усиливают наши переживания».
Учитель лит-ры - Как вы понимаете эти слова? (объяснения учеников).
Учитель лит-ры: Ребята, сформулируйте, пожалуйста, исходя из эпиграфа, цель нашего урока. (объяснения учеников).
Цель такого урока состоит в том, чтобы показать, как два самостоятельных искусства- литература и музыка- дополняют друг друга, делая произведения более выразительными, красочными, интересными.
Учитель музыки : - Молодцы. А теперь распоёмся по голосам.
- Исполняем подпевку «У лукоморья дуб зелёный».
Дети исполняют.
Учитель музыки: Ребята! Вспомните тему 2-го триместра.
Дети вспоминают: «Что бы стало с литературой, если б не было музыки».
Учитель музыки: Вам на дом было задано подобрать басни, в которых либо звучит музыка, либо музыка является составной её частью. Какие же вы нашли басни ?
Ответы детей: «Осёл и соловей», «Скворец», «Кошка и
и соловей», «Кукушка и петух».
Учитель музыки:
Молодцы! Как же можно назвать тему нашего урока?
(Разные предположения, среди которых звучит близкое к теме -«Музыка – главный герой басни».
Учитель лит-ры:
- Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Героями басни могут быть животные, растения, неодушевлённые предметы, люди. Иван Андреевич Крылов – известный русский баснописец. Его произведения, по мнению Н.В. Гоголя, «подлинная книга народной мудрости».
В своих баснях И. Крылов высмеивал человеческие пороки и недостатки. Сегодня мы с вами знакомимся с одной из его басен, в которой музыка является одним из действующих лиц. Она называется «Квартет». Но чтобы начать разговор об этой
басне, мы должны иметь представление о том, что такое КВАРТЕТ.
Посмотрите, пожалуйста, в свои листочки и прочтите определение.
Один из учеников читает определение слова «Квартет»
Ученик:
- Квартет – это муз. произведение, в исполнении которого участвуют 4 музыканта.
Учитель лит-ры:
- В басне, которую мы будем рассматривать речь идёт о 2-х скрипках, альте и виолончели.
Учитель лит-ры:- Откройте ваши учебники на стр.148. Слушайте басню.
По окончании чтения.
Учитель лит-ры:
- Как вы думаете, могли наши герои стать музыкантами?
Ответы.
Учитель музыки:
- А вот мне хочется вспомнить песенку, где главный герой всё-таки мог играть на скрипке. А ну-ка, ребята, напомните, что это за песня?
Все поют песню «Волшебный смычок».
Учитель лит-ры:
- Ребята! Как вы думаете, И. Крылов имел какое–нибудь отношение к музыке? Оказывается, он был хорошим музыкантом, больше всего он любил играть в квартете, Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта и, хотя этот инструмент нельзя назвать главным, ведущим в этом составе, часто оказывался Иван Анд. Крылов, так как к его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушиваться.
Учитель музыки:
- Таким же замечательным музыкантом был русский композитор А.П. Бородин (1833-1887 г.). Хотя музыка не была его основной профессией, Бородин прославил и русскую музыку и русскую науку. Он был так же талантливым учёным-химиком.
Химия и музыка неразрывно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы и отдыха. Его можно было встретить в лаборатории, как утром. так и глубокой ночью. Музыка не покидала учёного – она звучала в его душе даже во время лекций, и тогда на доске вместе с формулами он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над новой работой, он обязательно что– нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные звуки его волшебной музыки.
-Сейчас мы послушаем их.
Звучит фрагмент из « КВАРТЕТА №2»
Учитель лит - ры:
- Какая замечательная музыка! А у наших музыкантов ничего не получилось. Почему? Давайте обратимся к самой басне, к первым её строчкам.
- Всего 9 строк, а понять из них можно очень много. Попробуйте найти отношение баснописца к своим героям.
- Верит ли он, что у них что-то получится?
-Какими словами он передаёт желание зверей сыграть
квартет? (Затеяли).
-Какими глаголами И.Крылов передаёт их игру? (Ударили в
смычки, дерут)
-А как сами звери относятся к тому, что они собираются
делать? (Пленять своим искусством свет, Запляшут
лес и горы).
- А кто же участники квартета? (Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл, Косолапый Мишка)
- Как вы думаете, случайно ли подобрал И.Крылов именно этих
героев?
-Узнав участников квартета, можно ли сказать, какая
музыка у них получится?
- Для чего и зачем написана эта басня?
- Какой вывод делает И. Крылов? («Чтоб музыкантом быть…)
-В этих словах звучит мораль басни, а мораль – это и есть нравственный вывод. Как вы это понимаете эти строчки автора?
Дети объясняют.
Учитель лит-ры:
Басни писались не ради животных. Какие недостатки людей высмеиваются. Выставляются напоказ?
Ответы учеников.
Учитель лит-ры:
- Известно, что почти каждая басня написана автором на основе конкретного факта, события. Можно дать совершенно точный адрес любой басне И.Крылова, назвать её прототип. Посмотрите в ваши карточки объяснение этого слова.
Ученик:
- Прототип – реальная личность или литературный персонаж, послуживший основой для создания образа.
Учитель лит-ры: Не является исключением и басня «Квартет».
Слово ученику (историческая справка).
Ученик:
Впервые басня напечатана в 1811 году. В этой басне высмеян Государственный Совет, сформированный Александром 1. Царь разделил его на 4 отдела, во главе были поставлены высокие вельможи. Четыре департамента Совета должны были провести ряд реформ, однако всё свелось к пустым разговорам.
Учитель лит-ры:
- А сейчас мы посмотрим театральную постановку «Квартета», поставленную учениками нашего класса.
Учитель музыки:
- Да, ребята, прав Иван Андреевич Крылов: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». Обратимся теперь к музыке. Послушаем игру настоящих профессионалов..
- «Квартет» А.П.Бородина, который вы сейчас слышите, программное произведение, камерное.
Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого количества исполнителей (от лат. слова «камера»).
-Она состоит из следующих 4-х частей:
1ч. – Allegro moderato ( не очень быстро)
2 ч. – скерцо (шутка)
3ч. – ноктюрн (образ ночи)
4ч. – финал
Сейчас прозвучит одна из 4 частей квартета. Вы должны ее угадать.
Перед тем как прозвучит это произведение , давайте разделимся на группы и выполним задания:
1группа- «Проба пера» -пишет синквейн на музыку(1 существительное, 2 прилагательных,3 глагола, предложение из 3-4 слов и 1 существительное , главная мысль композитора)
2 группа-«Музыкальные теоретики» заполняет таблицу « модель музыкального произведения»
Название | Характер | Лад | Темп | Регистр | Динамика | Тембр |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? |
3 группа- « Художники-декораторы» на ватмане изображают время суток, используя краски.
Звучит3ч «Квартета» Бородина. «Ноктюрн»
Учитель лит-ры: (проверяет 1 группу)
- группа «Проба пера» - Прочитайте ваш синквейн, дайте, пожалуйста, словесное описание того, что вы сейчас услышали.(лидер группы зачитывает выполненное задание).
Учитель музыки (проверяет 2 группу)
-группа «Музыкальных теоретиков» представляет заполненную таблицу.
3 группа « Художники-декораторы» представляет свою работу, вывешивая ее на доске.
А теперь ребята попробуйте дать оценку друг другу. Что получилось, а что нет?
И кто узнал произведение?
Ответы учеников.
Учитель музыки: Молодцы!
Ночь сменяет день и та красота, которая была скрыта, встаёт перед нами в песне «Далеко ли близко» (исполнение).
Учитель лит-ры:
-Попробуем подвести итог сегодняшнего урока. Вспомним, что мы слушали и пели.
Ответы учеников.
Учитель лит-ры:
- Спасибо! Существовали бы музыкальные басни, если бы не было музыки?
Ответы учеников.
Учитель музыки: Ребята я попрошу вас заполнить «Карты самоанализа»и дать себе оценку работы на уроке.
Карта самоанализа
Уч-ся_______________ класса___________
Поставь знак «+»в нужной колонке | Да | Нет |
Тебе легко было справиться с заданием? | | |
Ты хотел бы вернуться к этой теме? | | |
Есть ли то, что тебе стало не ясно на уроке? | | |
Ты удовлетворен своей работой на уроке? | | |
.
Учитель лит-ры:
-Завершая сегодняшний наш урок, хотелось бы вспомнить слова немецкого поэта Бертольда Брехта: «Все виды искусства служат главному искусству – искусству жить на земле».
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Выучить басню наизусть, выбрать задание по выбору нарисовать иллюстрацию или сочинить четверостишье к 3 ч.квартета Бородина.