СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе по теме: «Когда появилась одежда?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный интегрированный урок поможет учащимся не только узнать,когда появилась одежда, но и попробовать самим украсить одежду кукол. Ребята вместе с Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой смогут  "совершить путешествие из прошлого в настоящее", узнав какая бывает одежда, для чего она нужна и когда появилась.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок окружающего мира и технологии в 1 классе по теме: «Когда появилась одежда?»»

Интегрированный урок  окружающего мира и технологии в 1 классе по теме: «Когда появилась одежда?»

Цели: познакомить учащихся с историей возникновения одежды;  научиться украшать куклу нитками. 
Задачи урока:
Образовательные:

• создавать условия для развития умений целеполагания и планирования; • способствовать расширению представлений о функциях одежды, о её роли в жизни человека;
• способствовать овладению практическими навыками украшения куклы;
• закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами;
• развивать мелкую моторику рук;
Развивающие:
• развитие творческих способностей и творческого мышления;
Воспитывающие:
• воспитывать умение работать в коллективе;
• воспитывать интерес к истории, русским традициям;
• воспитывать умение слушать, помогать своему однокласснику.
Тип урока: изучение нового материала.
Материалы: набор шерстяных ниток.
Инструменты: ножницы, памятка по технике безопасности при работе с ножницами.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 1 класс, часть 2, с. 20-21, рабочая тетрадь к учебнику для 1 клас­са «Окружающий мир», 2 часть, с. 15-16, ИКТ (презентация), рисунки с одеждой разных народов, увеличительное стекло, образец мешковины и марли, вата, стаканчики с водой, прямоугольный кусок ткани, брошь, бумажные шкаф и одежда, конверты с разрезными картинками.
Готовое изделие: образец куклы, показы на каждый этап работы.

Планируемые УУД:

Предметные результаты:
• понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
• применять полученные знания и умения в практической деятельности;
Метапредметные результаты.

Личностные:

- осуществлять совместную практическую деятельность;
- анализировать свою деятельность;
- умение слушать учителя; - стремиться к получению новых знаний; - соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и одноклассникам; - овладевать начальными навыками адаптации в мире: подбирать одежду, соответствующую конкретному случаю.



Регулятивные:
- определять с помощью учителя тему и цель урока;

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

- следовать режиму организации урока.

Познавательные:
- искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной цели; - работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.



Коммуникативные:

- слушать и слышать учителя;

- уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- участвовать в диалоге на уроке.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организацион-ный момент

2 мин

-Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и покажем всё, что мы умеем. Посмотрите на гостей, друг на друга и подарите улыбки, пожелайте удачи.


Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные,

Мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Обучающиеся поворачиваются к гостям и улыбаются, затем желают удачи друг другу. 


Коммуникативные: 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Формулировка темы и цели урока.

7 мин

- Я предлагаю вам вспомнить, какие темы мы изучали на предыдущих уроках окружающего мира, и на какие вопросы искали ответы? СЛАЙД 2

-Т.е. мы искали ответ на вопрос КОГДА?

(карточка со словом «КОГДА» вывешивается на доску)

-И сегодня это слово будет ключевым в нашей работе.

- Чтобы узнать второе слово, отгадаем загадки: СЛАЙД 3

1. От холода и снега

Согреет, где б ты не был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? (Шубку)

2. Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

3. У нее есть капюшон,

Бывает мехом опушён. (Куртка)

4. Домики для пальчиков Девочек и мальчиков? (Перчатки)

- Как называют одним словом эти предметы? (Одежда)

(На доске появляется карточка со словом «ОДЕЖДА».)

- Это второе слово, которое поможет определить тему нашего урока.

- Посмотрите, ребята, на доске уже открыты два слова из нашей темы.

- Попробуйте теперь закончить сами формулировку темы урока.


«КОГДА ПОЯВИЛАСЬ ОДЕЖДА?» СЛАЙД 4



- Откройте учебник на с. 20 и прочитайте тему урока.

- Какая бывает одежда?

- Когда появилась одежда?

- Что мы должны узнать?

- Чему будем учиться?

Слушают.

Ответы детей.

(Когда учиться интересно? Когда наступит лето? Когда придёт суббота? Когда появились динозавры?)












Отгадывают загадки.








































Пытаются сформулировать тему урок.









Отвечают на вопросы.


(Узнаем, какая бывает одежда, для чего она нужна и когда появилась )

( Будем учиться подбирать одежду для каждого подходящего случая)


Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного текста; постановка учебной задачи; составление темы и цели.

Коммуникативные:  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Аргументация своего мнения и позиции.

3.Постановка творческой задачи.

8 мин

- Ребята, а что такое «одежда»?

- Где мы можем посмотреть точное значение этого слова? (в словаре) СЛАЙД 5

(Одежда – это совокупность предметов, которыми закрывают тело человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды )

Игра-физминутка «Одежда или нет»

- Я буду называть предметы. Если назову предмет, который относится к одежде – хлопайте в ладоши. Если нет - хлопать не нужно.

Пальто, кепка, ложка, брюки, вата, портфель, пиджак, лыжи, шорты, юбка.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску.

-Прочитайте пословицу «Встречают по одежке - провожают по уму». Как вы понимаете это выражение?

(При встрече с незнакомым человеком, прежде всего, бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним отдают должное его уму, знаниям)

-Давайте возьмем эту пословицу девизом нашего урока и будем стремиться к знаниям, чтобы с нами было приятно общаться.

- Ребята, а зачем нам одежда?

- Значит, существует одежда для каждого сезона. Зимой-зимняя, летом- летняя и так далее. Ребята, давайте вспомним, сколько всего времен года?

- Какие?

-Ребята у нас на доске весит одежда. А также у нас есть вот такой шкаф. Если его открыть, то мы увидим 4 отдела («Зима», «Весна», «Лето», «Осень»). Сейчас вы будете выходить по очереди к доске, и вешать одежду по сезонам в наш «шкаф».

- А теперь откройте свои рабочие тетради на с.15. Выполним №1. («Укажи стрелками разного цвета, в каких районах Земли живут эти люди. Объясни, почему ты так думаешь».































Читают пословицу вслух.






Ответы детей.













Отвечают на вопросы

(Зимой одежда защищает нас от холода, весной и осенью от дождя и ветра, а летом спасает от жары.)

(4)

(Зима, весна, лето, осень)

Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

4.Пед. показ.

7 мин

- Посмотрите на экран. СЛАЙД 6

Вот среди каких красивых кукол находится наш Муравьишка. А почему они такие красивые, что их украшает? (Дети говорят об одежде кукол, обсуждают особенности одежды разных кукол).

- У меня тоже есть вот такие куклы. Но им чего-то не хватает. Как вы считаете чего? (волос, глаз и т.д)

- Ребята, а можно назвать одежду этих кукол красивой?(нет)

- Сегодня на уроке мы и попробуем украсить наших кукол и их одежду. - Посмотрите, на экране и перед вами на партах прописаны все этапы работы по украшению куклы:

1.Заготовка и приклеивание волос куклы.

2.Украшение одежды куклы.

3. Оформление лица куклы.

Слушают.












Отвечают на вопросы.














Проговаривают этапы работы.

Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения, волевая саморегуляция в затруднения

Познавательные:

извлечение из текста необходимой информации


5.Работа по теме урока.



























































































































































Инструктаж по технике безопасности










16 мин

- Но сначала давайте вместе с Муравьем-Вопросиком совершим путешествие в прошлое, чтобы познакомится с историей одежды.

СЛАЙД 6

Чтоб в морозы не замерзнуть,
Чтоб спастись от холодов,
Человек в любую шкуру
Завернуться был готов.
Шкуру чистил он сначала,
Закреплял, чтоб не упала,
И ходил и в дождь, и в снег 
В этой шкуре человек.

- Итак, мы оказались в прошлом! И оттуда будем двигаться в настоящее…

-Вот так выглядел первобытный человек. Опишите его, какой он, во что одет?

-Вы правильно описали человека из глубокой древности. А как вы думаете, почему на нем так мало одежды? Может ему жарко, а может он не смог ее купить, а, может, одежду еще не придумали?

- Правильно, в те времена одежду еще не научились шить, не было даже нитей для шитья. И первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя.

- Ребята, а сейчас я раздам вам вот такие конверты, в них находится какой-то предмет одежды. Но чтобы узнать, что это за предмет, вам нужно его собрать!

Шло время… Люди научились делать ткани! СЛАЙД 8

Сколько на свете стало разных вещей из тканей! А сами ткани какие разные: гладкие и  ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные, плотные и редкие... Но раз их называют одним именем - ткани, значит, все они, даже самые непохожие с виду, всё-таки чем-то похожи, верно? Сейчас мы узнаем тайну тканей!

Практическая работа 1.

-Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрим их с помощью увеличительного стекла.

-Что вы видите? Из чего состоят ткани?(Из нитей) СЛАЙД 9

Ткань состоит из нитей. Если посмотреть на ткани сквозь увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей марли, например, или у мешковины - это и так видно.

СЛАЙД 10

- Возьмите в руки белую ткань - это марля - хлопча­тобумажная ткань.

- А кто же переплёл эти нити? СЛАЙД 11

- Правильно, специальный станок! А называется он ткацкий станок!

СЛАЙД 12, 13

А раньше, тысячи лет назад, ткач - это человек, занимающийся изготовлением ткани протаски­вал поперечную нить между продольными нитями с по­мощью заостренной палки.

Отсюда и само слово «ткач»: ведь он тыкал палкой с нитью то в одну сторону, то в другую. Уберем из слова «тыкать» букву «ы»….И получится? (ткать)

-Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Практическая работа 2.

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом  немножко растягивай. Что получилось? Нить!

Нити делали в основном из льна и шерсти животных. Использовали деревянные прялки. Нить получали путём скручивания волокон с помощью деревянного веретена. СЛАЙД 14

- Ребята, вернемся к нашей кукле. Как видим, у неё нет волос. А из чего мы можем их сделать? (ответы детей)

- Волосы кукле можно сделать из нитей. Мы сейчас с вами попробуем это сделать. Для этого нам понадобятся нити, клей и ножницы. Перед тем, как начать работать с ножницами, вспомним правила безопасного поведения с ними.



СЛАЙД 15

Правила безопасной работы с ножницами:

  1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.

  2. Работай ножницами на своём рабочем месте.

  3. Ножницы клади кольцами к себе.

  4. Подавай ножницы кольцами вперёд

  5. Следи за движением лезвий во время работы.

  6. Не играй ножницами не подноси к лицу.

  7. Используй ножницы по назначению.

-Ребята, мы продолжим на нашу работу на следующем уроке. А сейчас отдохните.

Слушают.










Описывают одежду первобытного человека.



Ответы детей.














































































































































Повторяют правила работы с ножницами.




















Познавательные: извлекать информацию из прослушанного объяснения учителя, текста в учебнике.

Коммуникативные: уметь слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

ориентироваться в учебнике.





































































































































Понимать важность бережного отношения к своему здоровью

6.Продолжение работы по теме урока.

15 мин

- У вас на столе нити разных цветов. Как вы думаете, нить какого цвета подойдёт для изготовления волос куклы? (Коричневая) - Итак, берём нить, складываем её пополам и разрезаем. У нас получилось две нити. Теперь ещё раз складываем их пополам и разрезаем. Сколько стало нитей?(4) Проделываем то же самое ещё раз. Посчитайте, сколько нитей у вас получилось?(8) Это и будут волосы для нашей куклы. Возьмём клей и приклеим их.

– Итак, постепенно человек из шкур переоделся в ткань. СЛАЙД 16

Но это была ещё совсем не та одежда, к которой мы привыкли. Рассмотрите изображение человека в сандалиях и голубом наряде. СЛАЙД 17

Такую одежду носили в Древней Греции. Называлась она – туника. Её ещё не шили.

- Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече или на двух закрепляли брошью.

- Давайте и мы попробуем одеться, как древние греки. - Мы в средних веках:

Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы и шляпы. СЛАЙД 18

- Рассмотри­те людей в учебнике с. 20.

Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоцен­ностями. У женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Мужчины то­же не отставали. Их одежда стала признаком богатства и роскоши. СЛАЙД 19

- Как вы думаете, изменилось ли назначение одежды? (Появляется карточка КРАСОТА)

-А одежда людей из разных стран будет отличаться? Почему?

-У каждого народа свои костюмы. По костюму можно определить, откуда, из какой страны человек. Такая одежда называется национальная (Слово проговаривается хором)

-Ребята, посмотрите на доску. (На доске национальные костюмы разных народностей). Здесь вы видите национальные костюмы разных народностей.

- А какая национальная одежда у русских?(Ответы детей) СЛАЙД 20

-В нашей стране люди тоже носили разную одежду. Большая часть жителей занималась земледелием. Поэтому носили одежду удобную для работы. Ткани делали сами, и одежда, поэтому, называлась домотканная (её ткали дома). Украшали одежду вышивкой.

СЛАЙД 21

Женщины-крестьянки носили длинные рубахи, а поверх надевали юбку или сарафан. Сверху надевался передник, душегрея. У знатных людей сарафаны были из дорогих тканей и украшали мехом, драгоценными камнями, золотыми нитями.

- Ребята, а во что одета наша кукла?(В рубаху и штаны).

- Такую одежду носили мужчины на Руси. СЛАЙД 22 Карманов на рубахе не было. Рубаху носили навыпуск и подпоясывали поясом. Рубаха была украшена вышивкой.

Ребята, а одежда нашей куклы чем то украшена?(Ответы детей). Чтобы наша кукла была красивой и интересной, давайте мы её украсим.

-Для этого сначала наметим узор простым карандашом.

-Теперь возьмём нити разных цветов и украсим ими наряды наших кукол.

СЛАЙД 23






Изготавливают и приклеивают волосы кукле.












Слушают.





















Один ученик одевает другого в ткань прямоугольной формы и закрепляет брошью.




















Отвечают на вопросы.










Рассматривают картинки с изображением одежды разных народностей.




















Слушают и отвечают на вопросы.




























Намечают узор на одежде и приклеивают нити.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, отвечать на вопросы, рассуждать, делать выводы; уметь строить осознанное произвольное речевое высказывание в устной форме, принимать и сохранять учебную задачу.


Физминутка.

2 мин

Игра « Подвигай той частью тела, на что одевается эта одежда?»

Кокошник, сарафан, лапти, рукавицы, кепка, валенки, рубаха, брюки, перчатки, носки и тд.



Понимать важность бережного отношения к своему здоровью

7. Продолжение работы по теме урока.

17 мин

- А какую же одежду носит современный человек? СЛАЙД 24

- Гардероб современного человека разнообразен или однообразен?

- Для чего современному человеку столько одежды?

- Как он использует одежду?

- Правильно, человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость в одеж­де от деятельности человека называется ФУНК­ЦИОНАЛЬНОСТЬ. Это слово образовано от слова ФУНКЦИЯ, это значит, что одежда человека выпол­няет определенную функцию, т.е. у одежды разная работа.

(На доске появляется карточка со словом ФУНК­ЦИОНАЛЬНОСТЬ)

-Рассмотрите рисунки на с.21.Какая бывает одежда, и в каких случаях её используют?

- Были ли вы когда-нибудь на Показе Мод? Сего­дня вы сможете посмотреть на моделей, которые демонстрируют одеж­ду современного человека!

- По одежде можно узнать, где живет человек, кем работает. Для каждого случая своя одежда. Давайте посмотрим на наших моделей и определим, куда но­сят такую одежду? СЛАЙД 25

- Что значит «деловая одежда»? Что именно от­носится к деловой одежде? Куда вы можете пойти в деловой одежде? Куда в такой одежде ходят взрослые?

- Что относится к «спортивной одежде»? СЛАЙД 26 Какая спортивная одежда есть у вас? В каких случаях вы ее надеваете?

- Что такое «рабочая одежда»? СЛАЙД 27 Значит ли это, что в ней должны ходить только рабочие? В каких слу­чаях вы наденете рабочую одежду?

- В чем вам удобно ходить дома? СЛАЙД 28 В чем дома ходят ваши родители? Можно ли в домашней одежде от­правиться в гости? Удобно ли в халате играть в футбол или волейбол?

- Но существует и специальная одежда. Ее надевают на работе. Профессию некоторых людей можно оп­ределить по их одежде.

Рабочая тетрадь с. 16 №2 Догадайся кто хозяин этих костюмов?

- А теперь давайте вернёмся к нашим куклам. Мы приклеили нашим куклам волосы из ниток, украсили их одежду. Что ещё нужно нам сделать, чтобы кукла была готова? (Оформить личико)

Ответы детей.





























Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы.










Отвечают на вопросы.






















































-Оформляют личико куклы.

Регулятивные: искать подходящие способы решения для достижения поставленной учебной проблемы. Планирование практической деятельности на уроке.

Коммуникативные: Умение слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение

Выставка готовых работ.

3 мин

- Мы завершили украшать наших кукол.

Выставка работ.

- Оцените урок с помощью светофора (Жёлтый цвет – у меня все получилось, я доволен.

Зеленый цвет – у меня получилась хорошая работа, но я мог лучше.

Красный цвет – я мог бы работать лучше, но устал)

Дети выходят к доске и показывают своих кукол


Регулятивные: умение анализировать свою практическую деятельность, результат работы, выявлять причины неудач (если таковые есть).

Рефлексия.

2 мин

Путешествие наше подошло к концу. Мы побывали в далеком прошлом благодаря Муравьишке и вашему творчеству.

Мудрая Черепаха задает вам вопрос. СЛАЙД 29

С каких времен существует одежда? Что узнали нового? (Одежда появилась в глубокой древности, еще у первобытных людей. Они одевались в шкуры животных. Позднее люди научились изготавливать ткани и стали шить одежду). 




Итог урока.


1 мин

-Ребята, на этом наш урок подошёл к концу. СЛАЙД 30

Спасибо за внимание!



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!