Интегрированный урок ОПК и развития речи в 5 классе.
- Библейские источники фразеологизмов. Словари.
- Учитель ОПК и ОРКСЭ Данилова А.М.
- Учитель русского языка и литературы Блинова Е.Н.
- Неделя словесности. 17.11-01.12.2014.
- Боровск.
Тип : урок закрепления и обобщения знаний;
Технологии:
- Здоровьесбережения;
- педагогики сотрудничества;
- проектной деятельности.
Решение проблемы : «Первоисточники фразеологизмов и роль словарей при их определении».
Виды деятельности :
- Формирование у учащихся умений монологически рассказывать, отвечать на поставленные вопросы, работать с о словарями, закреплять и реализовывать полученные знания (понятия, способы действия и т.д.), работать в парах и группах.
Планируемые результаты :
- Закрепить умения находить определенные единицы языка, определять их источники и роль в русском языке и речи каждого, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами.
Планируемые результаты УУД:
- Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
- Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
- Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами.
- Ознакомить учащихся с некоторыми фразеологизмами библейского происхождения, с их историей, с их современным звучанием и значением, употреблением речи.
- Развивать навыки устной речи, выразительного чтения, навыки самостоятельной работы с литературой, со словарями, навыки обобщения.
- Воспитывать интерес к Библии, духовной литературе , культурному и духовному наследию предков, повышать интерес к предмету.
Эпиграф к уроку:
… Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.
А.С.Пушкин.
Итак, не будем бить баклуши ,
Вы засучите рукава,
Задание приготовьтесь слушать,
Чтоб не шла кругом голова .
это устойчивые неделимые выражения, равные по значению либо одному слову, либо целому выражению. Они украшают речь, делают ее богаче и красивее.
- Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка.
- Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях и помечены специальным значком (ромбиком).
Первоисточники фразеологизмов.
- Библия. Многие фразеологизмы так укоренились в нашей речи, что мы забыли, откуда они пришли.
Библия - один из первоисточников фразеологизмов.
- Пользуясь библейскими же выражениями со значением «очень много, великое, неисчислимое множество кого-либо или чего-либо», можно сказать, что библеизмов в нашей речи «как песку морского».
Агнец божий
Аллилую петь
Блудный сын
Бросить камень
В ореоле славы
Вавилонская башня
Вавилонское столпотворение
Валаамова ослица
Вдохнуть жизнь
Всемирный потоп
Всякой твари по паре
Глас вопиющего в пустыне
Древо познания добра и зла
Ждать до второго пришествия
Запретный плод
Змий-искуситель
Невзирая на лица
Неопалимая купина
Нет пророка в своем отечестве
Обетованная земля.
Осанну петь
От лукавого
От Понтия к Пилату
Праведный Лот
Продаться за чечевичную похлебку
Святая Простота
Святая святых
Семь Смертных Грехов
Содом и Гоморра
Соломоново решение
Суд Соломона
Суета сует
Сучок в глазу замечать
Терновый венец
Тридцать сребреников
Тьма кромешная
Умывать руки
Упасть на добрую почву
Фома неверующий
Чти отца твоего и матерь твою
«Не хлебом единым жив человек…».
«Вавилонское столпотворение»
- «Камень преткновения». Этот фразеологизм употребляется в Послании к Римлянам в следующем контексте: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:31-33). В Новом Завете это выражение стало для греков фразеологическим на основе цитирования Книги Исаии: «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля» (Ис. 8:14).
«Взявший меч от меча и погибнет…»
- Это выражение означает предостережение от агрессии, призыв к смирению, миролюбию. Оно взято из евангельского текста, когда после предательства Иуды подбежали люди и схватили Иисуса: «И вот один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». (Мф.26:51-52). Это выражение очень часто приписывают Александру Невскому, по случаю победы над шведами, но на самом деле полководец интерпретировал фразу Христа, сказав: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» .
- Быстро встали ! Улыбнулись.!
- Выше, выше потянулись!
- Ну-ка, плечи распрямите,
- Поднимите! Опустите!
- Вправо, влево повернитесь,
- Пальцами колен коснитесь.
И на месте побежали.
И обыденное с основой духовной.
- Бросать слова на ветер.
- Ни на йоту.
- Утвердить (направить) стопы свои.
- На чью-либо голову.
- Попирать ногами.
- Стыд и срам.
- С головы до пят.
- Волк в овечьей шкуре.
- Строить на песке.
- В огонь и в воду.
- Возвращаться на круги своя.
- Всему свое время.
- Ничто не вечно под луной.
- Не мечите бисер перед свиньями.
- Не от мира сего.
- Не ведают,что творят.
- Бесплодная смоковница.
- Сокрушаться сердцем.
- От избытка сердца.
- Соль земли.
.
Библейские сюжеты
В пустыне дикой и сухой,
Полдневным жаром опалённый,
Какой-то странник, чуть живой,
Лежал злодеями сражённый.
Ужасен был страдальца вид…
Тогда жрецы родного края,
Священник некий и левит, —
Прошли, его не замечая.
А он беспомощен, один —
С уныньем горьким ждал кончины…
И в этот миг самарянин
Спешил дорогою пустынной.
Он встретил бедного, и вот,
Вражду забывши к иудеям,
Он полный радостных забот,
Омыл несчастного елеем…
Он облегчил его, как мог,
Дрязг племенных не разбирая…
Скажите, кто из этих трёх
Достоин внити в двери рая?
- – добрый (милосердный, благодетельный) самаритянин [самарянин] — ‘человек, бескорыстно помогающий людям, оказавшимся в беде; филантроп’. Выражение восходит к Евангелию от Луки, где повествуется о том, как один из законников, желая испытать Иисуса, задаёт ему вопрос относительно сущности закона Моисеева: как понимать слова «возлюби ближнего твоего, как самого себя», т. е. кто есть ближний мой? (см. Лук. 10:25–29). В ответ на вопрос законника Иисус рассказывает ему притчу о человеке, на которого по пути из Иерусалима в Иерихон напали разбойники, ограбили и сильно избили, бросив на дороге едва живого (см. Лук. 10:30). Иерихон был отделён от Иерусалима пустынею, которая представляла собой серьёзную опасность для путешественников. «По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо» (Лук. 10:31–32). Иисус не случайно на первое место ставит проходившего мимо священника, так как священники должны были служить примером исполнения закона вообще и закона милосердия в частности. Однако, по-видимому, священник сам опасался разбойников и потому не оказал помощи пострадавшему. Левиты тоже принадлежали к числу учителей народа, тем не менее и левит, посмотрев на раненого, также ушёл, ничего не сделав для него. «Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лук. 10:33–35).
Библейские сюжеты в литературе
- Исчезли волны фимиама,
- Во храме кончился обряд,
- И вот, в сокровищницу храма,
- В казну его, посильный вклад
- Спешит внести и стар и млад.
- С вельможами и богачами
- Простой рабочий наравне.
- Христос, сидевший в стороне,
- Следил задумчиво очами
- За их толпою, окружён
- Учениками. Видел Он
- Сиявшие довольством лица
- И бледность грустного чела.
- Но, вот, Он видит: подошла
- С другими бедная вдовица;
- Две лепты тихо опустив
- И робко голову склонив,
- Как бы стыдяся подаянья,
- Она поспешно отошла.
- И Он сказал: – Она дала
- Всех более: всё пропитанье
- Своё на добрые дела.
- Те, не страшась себе убытка,
- Кичатся щедростью пред ней:
- Они давали от избытка,
- Она – от скудости своей . (О.Чумина).
- Библейский оборот лепта вдовицы означает ‘скромное, формально малое, но сделанное от всего сердца и потому особенно ценное пожертвование’. Выражение восходит к евангельскому рассказу «Иисус и лепта вдовицы». У иудеев существовал обычай делать пожертвования храму в праздник Пасхи. В один из таких дней Иисус остановился у сокровищницы, в которую через отверстие во внешней стене храма люди опускали свои приношения. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты[2], что составляет кодрант[3]. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мар. 12:41–44; ср. Лук. 21:1–4).
Библейские обороты в названии произведений.
- Проза:
- «Тьма египетская» – роман Вс. Крестовского;
- «Вавилонская башня» – роман К. Баранцевича;
«Не хлебом единым» – роман В. Дудинцева;
«Белые одежды» – роман В. Дудинцева;
«И аз воздам» – роман В. Максимова;
«Ступай и не греши» – роман В. Пикуля;
«Встань и иди» – повесть Ю. Нагибина;
«Блудный сын» – рассказ Е. Чирикова;
Библейские обороты в названии произведений.
- Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что действительно Библия, а точнее, рассматриваемый нами здесь Новый Завет, некоторым образом повлияла на развитие русского языка, по крайней мере, – на его фразеологию .Мы, употребляя библеизмы, черпаем сокровища из неиссякаемого источника.
- Что такое фразеологизмы?
- Что такое фразеологизмы?
- Каковы источники фразеологизмов?
- Где разъясняется значение фразеологизмов?
- С какими словарями познакомились?
- Как нужно работать со словарем?
- Подобрать 2-3 статьи из словаря, объясняющие значения выбранных вами фразеологизмов или крылатых выражений (любых).
- Сделать рисунки к 1-2 выбранным фразеологизмам .
- Подготовить развернутое сообщение об одном из фразеологизмов.*
- А.В.Бородина. Основы духовности языка.5 класс. М.:МОФ СРОиК «ОПК»,2014.
- Русский язык. 5класс. Т.А.Ладыженская и др.М.:Просвещение,2012.