СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок ОПК и развития речи в 5классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к  бинарному интегрированному уроку ОПК и развития речи в 5 классе "Первоисточники фразеологизмов и роль словарей  при их толковании". Тип: урок закрепления и обобщения знаний.

Виды деятельности:монологические рассказы,развернутые ответы на поставленные вопросы,работа с различными словарями,закрепление и реализация полученных знаний( понятий,способов действия),работа в парах и группах.

Планируемые УУД.

     коммуникативные:умение результативно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации через знакомство с некоторыми фразеологизмами библейского происхождения,с их историей,значением и современным звучанием;

     регулятивные:проектировать путь преодоления затруднений в обучении через включение в вновые виды деятельности и формы сотрудничества;

      познавательные: объяснять языковые явления,связи и отношения,выявленные в ходе исследования текста с фразеологизмами.

Просмотр содержимого презентации
«Интеграция ОПК и Рр.»

Интегрированный урок ОПК и развития речи в 5 классе.

Интегрированный урок ОПК и развития речи в 5 классе.

  • Библейские источники фразеологизмов. Словари.
  • Учитель ОПК и ОРКСЭ Данилова А.М.
  • Учитель русского языка и литературы Блинова Е.Н.
  • Неделя словесности. 17.11-01.12.2014.
  • Боровск.
Тип : урок закрепления и обобщения знаний; Технологии: Здоровьесбережения; педагогики сотрудничества;  проектной деятельности. Решение проблемы : «Первоисточники фразеологизмов и роль словарей при их определении». Виды деятельности : Формирование у учащихся умений монологически рассказывать, отвечать на поставленные вопросы, работать с о словарями, закреплять и реализовывать полученные знания (понятия, способы действия и т.д.), работать в парах и группах. Планируемые результаты : Закрепить умения находить определенные единицы языка, определять их источники и роль в русском языке и речи каждого, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами. Планируемые результаты УУД:

Тип : урок закрепления и обобщения знаний;

Технологии:

  • Здоровьесбережения;
  • педагогики сотрудничества;
  • проектной деятельности.

Решение проблемы : «Первоисточники фразеологизмов и роль словарей при их определении».

Виды деятельности :

  • Формирование у учащихся умений монологически рассказывать, отвечать на поставленные вопросы, работать с о словарями, закреплять и реализовывать полученные знания (понятия, способы действия и т.д.), работать в парах и группах.

Планируемые результаты :

  • Закрепить умения находить определенные единицы языка, определять их источники и роль в русском языке и речи каждого, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами.

Планируемые результаты УУД:

  • Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
  • Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
  • Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами.
Ознакомить учащихся с некоторыми фразеологизмами библейского происхождения, с их историей, с их современным звучанием и значением, употреблением речи. Развивать навыки устной речи, выразительного чтения, навыки самостоятельной работы с литературой, со словарями, навыки обобщения. Воспитывать интерес к Библии, духовной литературе , культурному и духовному наследию предков, повышать интерес к предмету.
  • Ознакомить учащихся с некоторыми фразеологизмами библейского происхождения, с их историей, с их современным звучанием и значением, употреблением речи.
  • Развивать навыки устной речи, выразительного чтения, навыки самостоятельной работы с литературой, со словарями, навыки обобщения.
  • Воспитывать интерес к Библии, духовной литературе , культурному и духовному наследию предков, повышать интерес к предмету.
Эпиграф к уроку: … Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.  А.С.Пушкин.

Эпиграф к уроку:

… Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя.

А.С.Пушкин.

Итак, не будем бить баклуши ,   Вы засучите рукава, Задание приготовьтесь слушать,   Чтоб не шла кругом голова .

Итак, не будем бить баклуши ,

Вы засучите рукава,

Задание приготовьтесь слушать,

Чтоб не шла кругом голова .

это устойчивые неделимые выражения, равные по значению либо одному слову, либо целому выражению.  Они украшают речь, делают ее богаче и красивее.

это устойчивые неделимые выражения, равные по значению либо одному слову, либо целому выражению. Они украшают речь, делают ее богаче и красивее.

  • Значение фразеологизмов разъясняется во фразеологических словарях русского языка.
  • Наиболее употребительные фразеологизмы разъясняются в толковых словарях и помечены специальным значком (ромбиком).
Первоисточники фразеологизмов.

Первоисточники фразеологизмов.

  • Библия. Многие фразеологизмы так укоренились в нашей речи, что мы забыли, откуда они пришли.
Библия - один из первоисточников фразеологизмов.

Библия - один из первоисточников фразеологизмов.

  • Пользуясь библейскими же выражениями со значением «очень много, великое, неисчислимое множество кого-либо или чего-либо», можно сказать, что библеизмов в нашей речи «как песку морского».
Агнец божий  Аллилую петь Блудный сын  Бросить камень  В ореоле славы  Вавилонская башня Вавилонское столпотворение Валаамова ослица Вдохнуть жизнь Всемирный потоп Всякой твари по паре Глас вопиющего в пустыне Древо познания добра и зла Ждать до второго пришествия Запретный плод Змий-искуситель Невзирая на лица Неопалимая купина Нет пророка в своем отечестве Обетованная земля.  Осанну петь  От лукавого От Понтия к Пилату Праведный Лот Продаться за чечевичную похлебку Святая Простота Святая святых  Семь Смертных Грехов Содом и Гоморра  Соломоново решение Суд Соломона Суета сует  Сучок в глазу замечать Терновый венец  Тридцать сребреников Тьма кромешная Умывать руки  Упасть на добрую почву Фома неверующий  Чти отца твоего и матерь твою

Агнец божий

Аллилую петь

Блудный сын

Бросить камень

В ореоле славы

Вавилонская башня

Вавилонское столпотворение

Валаамова ослица

Вдохнуть жизнь

Всемирный потоп

Всякой твари по паре

Глас вопиющего в пустыне

Древо познания добра и зла

Ждать до второго пришествия

Запретный плод

Змий-искуситель

Невзирая на лица

Неопалимая купина

Нет пророка в своем отечестве

Обетованная земля.

Осанну петь

От лукавого

От Понтия к Пилату

Праведный Лот

Продаться за чечевичную похлебку

Святая Простота

Святая святых

Семь Смертных Грехов

Содом и Гоморра

Соломоново решение

Суд Соломона

Суета сует

Сучок в глазу замечать

Терновый венец

Тридцать сребреников

Тьма кромешная

Умывать руки

Упасть на добрую почву

Фома неверующий

Чти отца твоего и матерь твою

«Не хлебом единым жив человек…».

«Не хлебом единым жив человек…».

«Вавилонское столпотворение»

«Вавилонское столпотворение»

     «Камень преткновения». Этот фразеологизм употребляется в Послании к Римлянам  в следующем контексте: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:31-33). В Новом Завете это выражение стало для греков фразеологическим на основе цитирования Книги Исаии: «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля» (Ис. 8:14).
  •      «Камень преткновения». Этот фразеологизм употребляется в Послании к Римлянам  в следующем контексте: «А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:31-33). В Новом Завете это выражение стало для греков фразеологическим на основе цитирования Книги Исаии: «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля» (Ис. 8:14).
«Взявший меч от меча и погибнет…»

«Взявший меч от меча и погибнет…»

  • Это выражение означает предостережение от агрессии, призыв к смирению, миролюбию. Оно взято из евангельского текста, когда после предательства Иуды подбежали люди и схватили Иисуса: «И вот один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». (Мф.26:51-52). Это выражение очень часто приписывают Александру Невскому, по случаю победы над шведами, но на самом деле полководец интерпретировал фразу Христа, сказав: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет» .
Быстро встали ! Улыбнулись.!  Выше, выше потянулись!  Ну-ка, плечи распрямите,  Поднимите! Опустите!  Вправо, влево повернитесь,  Пальцами колен коснитесь.  И на месте побежали.  Сели! Встали! Сели…
  • Быстро встали ! Улыбнулись.!
  • Выше, выше потянулись!
  • Ну-ка, плечи распрямите,
  • Поднимите! Опустите!
  • Вправо, влево повернитесь,
  • Пальцами колен коснитесь.

И на месте побежали.

  • Сели! Встали! Сели…
И обыденное с основой духовной. Бросать слова на ветер. Ни на йоту. Утвердить (направить) стопы свои. На чью-либо голову. Попирать ногами. Стыд и срам. С головы до пят. Волк в овечьей шкуре. Строить на песке. В огонь и в воду. Возвращаться на круги своя. Всему свое время. Ничто не вечно под луной. Не мечите бисер перед свиньями. Не от мира сего. Не ведают,что творят. Бесплодная смоковница. Сокрушаться сердцем. От избытка сердца. Соль земли. .

И обыденное с основой духовной.

  • Бросать слова на ветер.
  • Ни на йоту.
  • Утвердить (направить) стопы свои.
  • На чью-либо голову.
  • Попирать ногами.
  • Стыд и срам.
  • С головы до пят.
  • Волк в овечьей шкуре.
  • Строить на песке.
  • В огонь и в воду.
  • Возвращаться на круги своя.
  • Всему свое время.
  • Ничто не вечно под луной.
  • Не мечите бисер перед свиньями.
  • Не от мира сего.
  • Не ведают,что творят.
  • Бесплодная смоковница.
  • Сокрушаться сердцем.
  • От избытка сердца.
  • Соль земли.

.

Библейские сюжеты В пустыне дикой и сухой, Полдневным жаром опалённый, Какой-то странник, чуть живой, Лежал злодеями сражённый. Ужасен был страдальца вид… Тогда жрецы родного края, Священник некий и левит, — Прошли, его не замечая. А он беспомощен, один — С уныньем горьким ждал кончины… И в этот миг самарянин Спешил дорогою пустынной. Он встретил бедного, и вот, Вражду забывши к иудеям, Он полный радостных забот, Омыл несчастного елеем… Он облегчил его, как мог, Дрязг племенных не разбирая… Скажите, кто из этих трёх Достоин внити в двери рая?

Библейские сюжеты

В пустыне дикой и сухой,

Полдневным жаром опалённый,

Какой-то странник, чуть живой,

Лежал злодеями сражённый.

Ужасен был страдальца вид…

Тогда жрецы родного края,

Священник некий и левит, —

Прошли, его не замечая.

А он беспомощен, один —

С уныньем горьким ждал кончины…

И в этот миг самарянин

Спешил дорогою пустынной.

Он встретил бедного, и вот,

Вражду забывши к иудеям,

Он полный радостных забот,

Омыл несчастного елеем…

Он облегчил его, как мог,

Дрязг племенных не разбирая…

Скажите, кто из этих трёх

Достоин внити в двери рая?

  • – добрый (милосердный, благодетельный) самаритянин [самарянин] — ‘человек, бескорыстно помогающий людям, оказавшимся в беде; филантроп’. Выражение восходит к Евангелию от Луки, где повествуется о том, как один из законников, желая испытать Иисуса, задаёт ему вопрос относительно сущности закона Моисеева: как понимать слова «возлюби ближнего твоего, как самого себя», т. е. кто есть ближний мой? (см. Лук. 10:25–29). В ответ на вопрос законника Иисус рассказывает ему притчу о человеке, на которого по пути из Иерусалима в Иерихон напали разбойники, ограбили и сильно избили, бросив на дороге едва живого (см. Лук. 10:30). Иерихон был отделён от Иерусалима пустынею, которая представляла собой серьёзную опасность для путешественников. «По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо» (Лук. 10:31–32). Иисус не случайно на первое место ставит проходившего мимо священника, так как священники должны были служить примером исполнения закона вообще и закона милосердия в частности. Однако, по-видимому, священник сам опасался разбойников и потому не оказал помощи пострадавшему. Левиты тоже принадлежали к числу учителей народа, тем не менее и левит, посмотрев на раненого, также ушёл, ничего не сделав для него. «Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился, и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лук. 10:33–35).
Библейские сюжеты в литературе

Библейские сюжеты в литературе

  • Исчезли волны фимиама,
  • Во храме кончился обряд,
  • И вот, в сокровищницу храма,
  • В казну его, посильный вклад
  • Спешит внести и стар и млад.
  • С вельможами и богачами
  • Простой рабочий наравне.
  • Христос, сидевший в стороне,
  • Следил задумчиво очами
  • За их толпою, окружён
  • Учениками. Видел Он
  • Сиявшие довольством лица
  • И бледность грустного чела.
  • Но, вот, Он видит: подошла
  • С другими бедная вдовица;
  • Две лепты тихо опустив
  • И робко голову склонив,
  • Как бы стыдяся подаянья,
  • Она поспешно отошла.
  • И Он сказал: – Она дала
  • Всех более: всё пропитанье
  • Своё на добрые дела.
  • Те, не страшась себе убытка,
  • Кичатся щедростью пред ней:
  • Они давали от избытка,
  • Она – от скудости своей . (О.Чумина).
Библейский оборот лепта вдовицы означает ‘скромное, формально малое, но сделанное от всего сердца и потому особенно ценное пожертвование’. Выражение восходит к евангельскому рассказу «Иисус и лепта вдовицы». У иудеев существовал обычай делать пожертвования храму в праздник Пасхи. В один из таких дней Иисус остановился у сокровищницы, в которую через отверстие во внешней стене храма люди опускали свои приношения. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты[2], что составляет кодрант[3]. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мар. 12:41–44; ср. Лук. 21:1–4).
  • Библейский оборот лепта вдовицы означает ‘скромное, формально малое, но сделанное от всего сердца и потому особенно ценное пожертвование’. Выражение восходит к евангельскому рассказу «Иисус и лепта вдовицы». У иудеев существовал обычай делать пожертвования храму в праздник Пасхи. В один из таких дней Иисус остановился у сокровищницы, в которую через отверстие во внешней стене храма люди опускали свои приношения. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты[2], что составляет кодрант[3]. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё» (Мар. 12:41–44; ср. Лук. 21:1–4).
Библейские обороты в названии произведений. Проза: «Тьма египетская» – роман Вс. Крестовского; «Вавилонская башня» – роман К. Баранцевича; «Не хлебом единым» – роман В. Дудинцева;  «Белые одежды» – роман В. Дудинцева; «И аз воздам» – роман В. Максимова; «Ступай и не греши» – роман В. Пикуля;  «Встань и иди» – повесть Ю. Нагибина;  «Блудный сын» – рассказ Е. Чирикова;

Библейские обороты в названии произведений.

  • Проза:
  • «Тьма египетская» – роман Вс. Крестовского;
  • «Вавилонская башня» – роман К. Баранцевича;

«Не хлебом единым» – роман В. Дудинцева;

«Белые одежды» – роман В. Дудинцева;

«И аз воздам» – роман В. Максимова;

«Ступай и не греши» – роман В. Пикуля;

«Встань и иди» – повесть Ю. Нагибина;

«Блудный сын» – рассказ Е. Чирикова;

Библейские обороты в названии произведений.

Библейские обороты в названии произведений.

    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что действительно Библия, а точнее, рассматриваемый нами здесь Новый Завет, некоторым образом повлияла на развитие русского языка, по крайней мере, – на его фразеологию .Мы, употребляя библеизмы, черпаем сокровища из неиссякаемого источника.
    • Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что действительно Библия, а точнее, рассматриваемый нами здесь Новый Завет, некоторым образом повлияла на развитие русского языка, по крайней мере, – на его фразеологию .Мы, употребляя библеизмы, черпаем сокровища из неиссякаемого источника.
    Что такое фразеологизмы? Что такое фразеологизмы? Каковы источники фразеологизмов? Где разъясняется значение фразеологизмов? С какими словарями познакомились? Как нужно работать со словарем?
    • Что такое фразеологизмы?
    • Что такое фразеологизмы?
    • Каковы источники фразеологизмов?
    • Где разъясняется значение фразеологизмов?
    • С какими словарями познакомились?
    • Как нужно работать со словарем?
    Подобрать 2-3 статьи из словаря, объясняющие значения выбранных вами фразеологизмов или крылатых выражений (любых). Сделать рисунки к 1-2 выбранным фразеологизмам . Подготовить развернутое сообщение об одном из фразеологизмов.*
    • Подобрать 2-3 статьи из словаря, объясняющие значения выбранных вами фразеологизмов или крылатых выражений (любых).
    • Сделать рисунки к 1-2 выбранным фразеологизмам .
    • Подготовить развернутое сообщение об одном из фразеологизмов.*
    А.В.Бородина. Основы духовности языка.5 класс. М.:МОФ СРОиК «ОПК»,2014. Русский язык. 5класс. Т.А.Ладыженская и др.М.:Просвещение,2012.
    • А.В.Бородина. Основы духовности языка.5 класс. М.:МОФ СРОиК «ОПК»,2014.
    • Русский язык. 5класс. Т.А.Ладыженская и др.М.:Просвещение,2012.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!