Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по географии и литература в 7 классе «Вслед за Паганелем»»
Интегрированный урок (литература и география)
«Вслед за Паганелем».
Цели урока: 1. Обучения:
обобщить и систематизировать знания учащихся о географическом положении, рельефе, климате, природе материка Южная Америка;
отработать навыки определения географического положения материка;
совершенствовать навык работы с географической картой;
проконтролировать домашнее чтение детей;
отработать навыки вычленения элементов композиции литературного произведения; умение находить изобразительно-выразительные средства языка в художественном произведении;
совершенствовать навыки работы с текстом по выделению главного и практическое использование его в других областях знаний (в частности, в географии).
2. Развития:
развивать общеучебные умения и навыки по литературе и географии; умения сравнивать, находить общее и различие; работать с текстом познавательные умения;
развивать навыки чтения и анализа текста;
развивать эмоции и чувства детей.
3. Воспитания:
воспитывать мотивы учебного труда и личностные качества на примере героев произведения, таких как самопожертвование, готовность принять на себя опасность, но защитить других; уважительное отношение к людям других взглядов, убеждений;
показать учащимся на примере произведения Ж.Верна «Дети капитана Гранта», что доброе и уважительное общение всегда приносит положительные плоды.
Оборудование урока: - текст романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта»;
Ход урока.
1.Вступительное слово.
Учитель литературы: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Вести его будут сразу два учителя. Мы с Татьяной Васильевной постарались соединить урок внеклассного чтения по литературе и обобщающий урок по географии. А называется он «Вслед за Паганелем». Сегодня мы поговорим о знаменитом писателе Жюле Верне и его необыкновенной книге «Дети капитана Гранта». Среди героев романа наиболее яркой личностью является Жак Паганель, секретарь Парижского географического общества. Именно он ведёт бесстрашных путешественников по тридцать седьмой параллели в поисках капитана Гранта. Цель нашего урока в том, чтобы посмотреть, как писатель соединяет историческую основу и фантастику в рамках одного произведения.
Учитель географии: На протяжении многих уроков мы с вами изучали географическое положение, природу, климат, характеристику населения материка Южная Америка. Сегодня мы повторим и обобщим полученные знания. Поможет нам в этом роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Предстоит нам также сопоставить и сравнить хронологию открытия Южной Америки с исследованиями Жюля Верна.
2. Учитель литературы: Начнём сегодняшний разговор с биографии писателя. Судьба Жюля Верна необычна, полна загадок. Биографическую справку нам подготовил Цалиев Артём.
- сообщение о жизни Ж. Верна.
За свою жизнь писатель написал 65 романов. О некоторых из них расскажет Сухочева Аня.
- сообщение о произведениях Ж. Верна.
Вы прочитали роман «Дети капитана Гранта». Давайте вспомним, о чём он?
Кто является главными героями романа?
О чём говорится в экспозиции романа?
Выделите завязку сюжета. О чём идёт речь?
В чём цель экспедиции «Дункана»?
Где во время путешествия побывали участники экспедиции?
Мы сегодня остановимся и подробнее разберём первую часть романа, поговорим о путешествии по Южной Америке.
Учитель географии: Для этого нам нужно повторить понятие географических координат.
Что называют географическими координатами?
Что такое широта?
Что такое долгота?
Почему герои романа «Дети капитана Гранта» не могли точно определить место крушения корабля, а им пришлось в поисках капитана Гранта совершить почти кругосветное плавание?
Мы сегодня будем говорить о материке Южная Америка. Охарактеризуйте географическое положение этого материка (относительно экватора, тропиков, начального меридиана; какие океаны и моря омывают материк; относительно других материков; географические координаты).
Прежде чем перейти к рассмотрению содержания романа, следует выяснить историческую основу открытия Южной Америки.
В романе в уста Паганеля автор вложил рассказ об открытии Южной Америки. Выполните небольшое исследовательское задание: сопоставьте сообщение Вити и ваши знания с рассказом Жака Паганеля. (Выполнение работы с попутным комментированием).
Учитель литературы: Давайте поподробнее разберёмся в тексте романа.
Определите маршрут следования героев по Южной Америке и проследите его по карте (цитату зачитать).
Какие препятствия встретили герои на своём пути (цитаты зачитать)?
Каких животных и птиц встретили герои произведения?
Соответствует ли это действительности, водятся ли они в Южной Америке?
Учитель географии:
Действительно ли частые землетрясения изменяют рельеф материка? Почему они присходят?
С какими природными явлениями сталкиваются герои в Южной Америке? Дайте им характеристику (наводнение, мираж, гроза, смерч).
Почему климат восточного побережья более суровый. Чем на юге?
Что такое ПАМПЕРОС?
Через какие природные зоны пришлось путешествовать героям? Проследите их по карте. Дайте им характеристику.
Учитель литературы: Давайте поговорим о языке произведения.
Соответствуют ли названия в произведении настоящим географическим названиям?
Проследите за речью Талькава. Какие художественные приёмы использует автор?
Какие изобразительно-выразительные средства языка вы знаете? Приведите примеры их использования в тексте романа.
Определите место охоты героев: «Одно время я даже стал опасаться, что мы заблудились. Представьте, я никак не мог найти дорогу! Солнце уже клонилось к западу, голод жестоко давал себя чувствовать. Уже из тёмной чащи доносилось дыхание диких зверей… то есть нет, я ошибся… здесь нет диких зверей, и я очень сожалею об этом!».
В начале урока мы поставили цель найти ответ на вопрос: как писатель соединяет историческую основу и фантастику. В произведении мы нашли много исторического материала. А что же есть здесь фантастического, выдуманного?
3.Заключительное слово.
Учитель географии:
О чём мы сегодня говорили на уроке?
Какие понятия мы смогли повторить?
О каком материке шла речь?
Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного выше? (История данного материка настолько интересна, что послужила основой для создания не одного литературного произведения. Нам удалось не только повторить чисто географические понятия, но и сопоставить их соответствие с названиями и терминами из знаменитого романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта».)
Учитель литературы: Сегодня мы, к сожалению, разобрали не весь роман великого выдумщика Жюля Верна, а лишь одну его часть. - -Что мы сумели выяснить сегодня на уроке?
-Какой вывод напрашивается? (Чтобы создать по-настоящему интересное приключенческо-географическое произведение, нужно не только уметь писать, иметь воображение, но и знать хорошо историю развития географии в целом и конкретного географического объекта в частности.)
4. Подведение итогов урока.
5.Домашнее задание.
Постарайтесь представить себя на месте Роберта Гранта и напишите небольшое сочинение о «своих» впечатлениях от путешествия по Южной Америке.