СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по истории и литературе "По следам Одиссея"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного  урока по истории и литературе "По следам Одиссея" для обучающихся 5А класса, обучающихся по ФГОС. Открытый урок проведён 28.01.2016 г. в рамках предметной недели МО гуманитарного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Урок По следам Одиссея»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Центр образования













Интегрированный урок

истории и литературы в 5 А классе

«По следам Одиссея»







Подготовили

Боднарюк М.И.,

учитель русского языка и литературы

Шкуркин А.С.,

учитель истории и обществознания









г.Зея, 2016


Цель: Формирование у учащихся навык работы с историческими источниками, учить отличать фактический материал от вымысла; расширять знания о культуре Древней Греции, приобщать к изучению мировой культуры.

Задачи:

1. Обучающие:

- обобщить знания учащихся по истории и мифологии;

- познакомить с удивительным миром героев Гомера;

- познакомить учащихся с содержанием поэмы «Одиссея»;

- познакомить с историей происхождения крылатых выражений;

- дать новые понятия по теории литературы: «эпическая поэма», «сложный эпитет», «гекзаметр»;

- научить находить исторические реалии в художественном тексте.

2. Развивающие:

- формировать в сознании учащихся целостную картину мира, умение рассматривать явления культуры в их многообразии и сложности;

- совершенствовать навыки публичного выступления, умение работать в группе;

- развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия;

- формировать умение формулировать собственную точку зрения, делать вывод на основе полученных сведений.

3. Воспитывающие:

- воспитывать многосторонне развитую культурную личность, приобщать учащихся к богатейшему культурному наследию человечества, расширять кругозор учащихся;

- воспитывать толерантное отношение к окружающим людям, всемирной истории и культуре;

- приобщать учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям, воспетым в поэмах Гомера.


Оборудование:

- Интерактивная доска.

- Презентация и музыкальное сопровождения

- Раздаточный материал.


Эпиграф: «Кто хочет поэта понять, должен отправиться в страну поэта» Иоганн Гете.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей и задач

  3. Актуализация знаний

  4. Проверка понимания

  5. Рефлексия





Ход урока

Играет греческая музыка, на экране фильм о Древней Греции.

Ученики на входе выбирают оливковые ветви по цветам и делятся на команды. Фонограмма 1



Учитель литературы:

Хайре! Радуйся!

Так в Древней Греции люди приветствовали друг друга. В этом слове звучало пожелание радости и здоровья. А приветствую я вас по-гречески совсем не случайно.

Васко де Гама, Колумб, Афанасий Никитин, Семен Дежнев…Чем прославились эти люди в мировой истории? (ответы) Да, это известные путешественники и первооткрыватели. Сегодня у нас будет необыкновенный урок истории и литературы. Нам с вами предстоит заочное путешествие в Древнюю Грецию, в удивительный мир героев Гомера. Добро пожаловать!

Входят девочки, исполняют греческий танец «Сиртаке», фонограмма 2


Во время нашего путешествия нам предстоит найти ответ на вопрос, может ли литературное произведение быть историческим источником? А отправимся мы туда на быстроходных кораблях под покровительством властителя морей и океанов бога Посейдона.

2 слайд

Ветер шумит в парусах кораблей

На борт приглашаем подняться скорей.

Мы вместе пройдём по следам Одиссея

И до острова Итаки домчимся быстрее.


Капитаны кораблей (выбраны заранее), займите место у штурвалов! В Путь! И начнётся он у берегов Греции.

3 Слайд

Фоновая музыка, фонограмма 3

Ученики выходят к доске

Ученик: Если взглянуть на карту Древней Греции, то в северной ее части можно увидеть знаменитую гору Олимп высотой 2000 метров. Здесь, по преданиям древних греков, в золотых чертогах жили прекрасные и всесильные боги во главе с могущественным Зевсом.

4 слайд

Ученик: О жизни богов рассказывали людям певцы - аэды, таким певцом – сказителем был и Гомер, который исполнял не только уже известные произведения, но и свои собственные. О Гомере нам расскажут биографы

5 Слайд

Сообщение: Время жизни Гомера спорно, он жил около 3000 лет назад. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионическом побережье Малой Азии. По преданиям древних греков, слепой аэд был участником многих поэтических состязаний. В «Одиссее» Гомер рассказывает о народном певце Демодеке, а, кажется, что о себе самом:

«Муза его при рождении

злом и добром одарила:

Очи затмила его, даровала за то

Сладко пенье…»

Сообщение: Гомер рассказывает, что певцы - сказители были «чтимы в народе», людям любезны». Существует два перевода имени Гомера - «слепой» и «заложник » Многие годы Гомер скитался по Греции, исполняя собственные произведения, воспевая своих героев. Гомер высоко чтил человека, человеческий разум, человеческую деятельность. Он утверждал, что боги бессмертны, но сила мысли человека способна противостоять всемогуществу олимпийских богов. За право считаться родиной слепого поэта спорили семь городов. В VI веке до н.э. правитель города Афин Писистрат велел специальной комиссии записать тексты обеих поэм. С этого времени изучать «Илиаду» и «Одиссею» должен был каждый грек с детства. Платон сказал: «Гомер воспитал всю Грецию».


Учитель истории: появляется в одежде Гомера

читает под музыкальное сопровождение строфы из «Одиссеи», фонограмма 4:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который

Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,

Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь

Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.

Все же при этом не спас он товарищей, как ни старался.

Собственным сами себя святотатством они погубили:

Съели, безумцы, коров Гелиоса Гиперионида.

Дня возвращенья домой навсегда их за это лишил он.


Его вопрос классу: Знаете ли вы, о ком эти строки? А сколько лет этим стихам? Около 29 столетий! Среди океана книг, созданных человечеством за долгую его историю, есть произведения, навсегда отобранные Временем. Их не так много, но знать их обязан каждый, для кого слово КУЛЬТУРА не пустой звук, кто хочет стать умнее, добрее, тоньше, совестливее, духовно богаче. Среди таких книг – герои нашего сегодняшнего урока – мои поэмы «Илиада» и «Одиссея» (своими словами)

-А знаете ли вы, из-за чего разгорелась Троянская война?

Ученики: Троянский царевич Парис похитил у царя Спарты Менелая Прекрасную Елену. Оскорбленные похищением Елены ахейцы под предводительством царя Агамемнона отправляются к стенам Трои, где воюют 10 лет. А победили аххейцы благодаря выдумке Одиссея, царя Итаки, который придумал троянского коня.

Учитель истории: Так говорится о причинах Троянской войны в мифах. А что вам известно об этом с точки зрения истории?

- Назовите действительные причины Троянской войны.

- Назовите город, возглавивший поход на Трою.

- Кто победил в Троянской войне?

- Какая судьба была уготована Трое?

- А что вы знаете о троянском коне?

(Ответы учащихся).

Многие строки поэм «Иллиада» и «Одиссея» стали крылатыми выражениями.

- Что значит термин «крылатое выражение»?

(Крылатые выражения — устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение в речи людей благодаря своей выразительности)

- Что обозначает выражение «Ахиллесова пята»? (уязвимое место человека)

- А что обозначает крылатое выражение: «Бойтесь данайцев, дары приносящих» (так говорила троянцам легендарная пророчица Кассандра. Боги, разгневавшись на нее, страшно наказали девушку: они наградили Кассандру пророческим даром. Все предсказания сбывались, но никто никогда им не верил. Кассандра знала, какую опасность несет в себе подарок данайцев – огромный деревянный конь, и взывала к своим землякам, предупреждая их: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!». Но ликующие троянцы не слышали ее и, торжествуя, ввели дар данайцев в Трою)

Учитель истории: Троянская война длилась 10 лет. А один из самых знаменитых ее участников, хитроумный царь острова Итака Одиссей 10 лет странствовал, пытаясь вернуться на родину, пережил немало опасных приключений. В современном русском языке слово «одиссея» означает «история необыкновенных странствий и приключений».

Слайд с картой

Вы видите карту, на которой проложен маршрут Одиссея и его верной команды от Трои до берегов его родного дома, острова Итаки. А какая богиня помогала Одиссею во время его 10-летних странствий? (Афина)


Входит Афина под греческую музыку, фонограмма 5

Приветствую вас, мои верные друзья, и тебя, Гомер, любимец муз!

Вы узнали меня? Я-покровительница всех греков, богиня войны, мудрости и справедливости, и зовут меня Афина Паллада. Сегодня я поведу вас в опасное путешествие, по пути, которому когда-то проплыл мой фаворит, хитроумный Одиссей. Да, да – это я заступалась за него пред Зевсом и просила не допустить его гибели, это я помогла ему вернуться домой! Итак, в путь, друзья мои, по следам Одиссея. А ты, Гомер, будешь помогать мне во всём!

музыка, слайд моря

видео «Море», фонограмма 6


Учитель истории: итак, мы отплываем из Трои и по волнам Эгейского моря. Для того, чтобы не сбиться с курса, давайте посмотри на карту (они распечатанные у них на столах, а большая на доске). Вы будете отмечать на них остановки наших кораблей.

А теперь наши быстрые корабли, превозмогая бурю и шторм, приносят нас в страну Лотофагов. Отметим это место на карте.

6 слайд

- Кто это были такие? (поедатели лотосов)

Афина:

Людям, вкушающим хлеб на земле, изобильной дарами. 
Мирных они лотофагов нашли там; и посланным нашим
Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской
Встретив, им лотоса дали отведать они;

Учитель истории: Что произошло с Одиссее и его спутниками после того, как они отведали лотосов? (они забыли о доме)

Афина:

…но лишь только
Сладко-медвяного лотоса каждый отведал, мгновенно
Все позабыл и, утратив желанье назад возвратиться, 
Вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтоб вкусный
Лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.

Учитель истории: А для того, чтобы не остаться в стране Лотофагов навсегда и вспомнить свой дом, вам, о мудрые греки, следует выполнить задание.

Вы должны вспомнить олимпийских богов и решить кроссворд в течение 5 минут.

Решают кроссворд

Афиной называются правильные ответы

Афина: Последователи хитроумного Одиссея не могли не справиться с этим заданием, потому что он получил по наследству мудрость своего деда, верховного бога Зевса. А мы продолжаем наше плаванье.

7 слайд

Гомер: Мне даже страшно произносить название этого острова, но мы с вами причалили к Острову циклопов (или острову Сицилия) Отметим его на

- Чем отличались циклопы от лотофагов? (были злыми людоедами)

Подготовленный ученик (Сало Ольга)

Все на суда собралися и, севши на лавках у весел,
Разом могучими веслами вспенили темные воды.
Далее поплыли мы, сокрушенные сердцем, и в землю 
Прибыли сильных, свирепых, не знающих правды циклопов.
Там беззаботно они, под защитой бессмертных имея
Все, ни руками не сеют, ни плугом не пашут; земля там
Тучная щедро сама без паханья и сева дает им
Рожь, и пшено, и ячмень, и роскошных кистей винограда 
Полные лозы, и сам их Кронион дождем оплождает. 

Гомер: Для того, чтобы не стать обедом для этих ужасных существ нам нужно выполнить следующее задание. Кого пас людоед на острове? (овец)

Сейчас вы покажете, как хорошо вы знаете содержание поэмы «Одиссея», а за каждый правильный ответ будете получать овечку из стада циклопа. Чем больше правильных ответов, тем больше шансов спастись из пещеры людоеда.

Вопросы викторины:

Викторина на тему «Приключения Одиссея» (по 7 вопросов каждой команде)

И.

Кто рассказал нам о приключениях Одиссея?

Гомер

Л.

Царем, какого острова был Одиссей?

Остров Итака

И.

Где расположен остров Итаки?

На Западе Греции.

Л.

Как звали жену Одиссея?

Пенелопа

5

Как звали сына Одиссея?

Телемак.

6

Кто обрек Одиссея на странствия и за что?

Посейдон, за то, что Одиссей обманул его сына и лишил его зрения.

7

Сколько лет странствовал Одиссей?

10 лет

8

Как назывался остров, на котором Одиссей поразил Полифема?

Остров одноглазых великанов-циклопов.

9

Чьим сыном был циклоп Полифем?

Владыки морей Посейдона.

10

Как выглядели циклопы?

Гиганты с огромным глазом посреди лба.

11

Как представился Одиссей циклопу?

Именем «Никто».

12

Как расплавились греки с Полифемом?

Раскалили огромный кол на костре и выбили людоеду его единственный глаз.

13

Как удалось грекам покинуть пещеру Полифема?

Одиссей связал баранов по трое, под каждым средним был привязан один из греков. Полифем отодвинул огромный камень и, ощупывая баранов сверху, выпустил все стадо.

14

Кто такие сирены?

Полуптицы – полуженщины.

15

Как назывались морские чудовища, которые пожирали корабли в море?

Сцилла и Харибда

16

В чем заключалось коварство сирен?

Они заманивали своим пением мореходов и пожирали их.

17

Как звали волшебницу, которая превратила друзей Одиссея в свиней?

Кирка, Цирцея

18

Имя нимфы, которая хотела, чтобы Одиссей женился на ней?

Калипсо

19

Как назывались обитатели острова, избившие спутников Одиссея и потопившие глыбами скал 11 кораблей Одиссея?

Лестригоны

20

Что он сделал с женихами, которые добивались его жены?

Убил

(Подсчитывается количество баллов по количеству овечек)

Гомер: У тех мореплавателей, у которых больше овечек, больше шансов выбраться из пещеры злого циклопа.

Афина: Много странствий пришлось пережить Одиссею после острова циклопов. Посмотрите на нашу карту. Отметим на карте следующие места, где останавливались корабли Одиссея: Остров Эола, бога всех ветров, Остров Лестригонов, остров волшебницы Кирки или ещё её называли Цирцея. Эта коварная обольстительница хорошо знакома мне, вот к этому острову мы и направим наши корабли.

8 слайд

-В кого превратила волшебница спутников Одиссея? (в свиней)

-А для чего? (чтобы Одиссей остался с ней, полюбила его)

-Сколько пробыл Одиссей на острове Цирцеи? (1 год)

Чтобы вырваться из плена этой могучей волшебницы, вы должны проявить свои поэтические способности, ведь, как известно, все женщины влюблены в стихи.

Поэмы Гомера – ЭПИЧЕСКИЕ поэмы.

Эпос – род литературы, в котором повествуется о событиях.

Эпическая поэма – произведение, в котором идет речь о событиях героических, решающих судьбу целого народа. Эпические поэмы Гомера написаны ГЕКЗАМЕТРОМ - специальным стихотворным размером, 6-ти стопным дактилем. Этот вид стихосложения основывался на ритмическом чередовании долгих и кратких слогов. Он напоминает шаги (стопы), в каждой строке таких шагов 6. Гекзаметр имел обязательную цезуру, то есть паузу, в середине третьей или четвертой стопы. Не случайно звучание строк напоминает движение морских волн: оно так же величаво, торжественно, размеренно. Наверное, Гомер писал свою поэму, сидя на морском берегу и глядя на волны. Давайте послушаем чтение отрывка из поэмы «Одиссея» на древнегреческом языке. У вас на столах лежат эти же слова, переведённые на русский язык:

Аудиофайл, фонограмма 7

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который

Долго скитался с тех пор, как разрушил священную Трою,

Многих людей города посетил и обычаи видел,

Много духом страдал на морях, о спасеньи заботясь

Жизни своей и возврате в отчизну товарищей верных.


А теперь задание: прочитайте отрывки о моём любимце, Одиссее, лежащие у вас на столах, соблюдая правильную интонацию и ударения.

|Встала из| мрака мла|дая с перс|тами пур|пурными | Эос, /\ |
|Ложе по|кинул тог|да и воз|любленный| сын Одис|еев. /\ |
|Платье на|дев, изощ|рённый свой|меч на пле|чо он по|весил; /\ |
|После по|дошвы кра|сивые| к светлым но|гам подвя|завши, /\ |
|Вышел из| спальни... 
(«Одиссея», пер. В. Жуковского)


Выбирается лучший чтец, Афина вручает ему лиру

Жюри оценивает чтецов по 5-ти балльной системе

9 слайд

Гомер: Итак, наше путешествие продолжается. И впереди у нас встреча с чудовищами: Сциллой и Харибдой.

-Как звали ужасное чудовище с туловищем змеи и 6 собачьими головами, которую повстречал Одиссей, проплывая мимо скалистой пещеры? (Сцилла)

-Чем устрашало мореходов чудовище Харибда? (Трижды в день оно разверзало огромную пасть, поглощая черные воды, а затем извергала их обратно.)

-Чем обернулась для команды Одиссея встреча с чудовищами Харибдой и Сциллой?

(Сцилла похитила шестерых товарищей Одиссея и сожрала их)

Сейчас мы должны проявить всю свою силу и смекалку и проплыть мимо этих чудовищ, оставаясь невредимыми.


Конкурс «Мифические чудовища Древней Греции»

(Командам раздаются листочки с названием чудовищ и их характеристиками, они должны соединить линиями название с его характеристикой)

Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавры).

Туловище этого чудовища впереди львиное, в середине – козье, сзади - змеиное; три головы: льва, козы, змеи – изрыгающие из пасти пламя. (Химера)

Чудовище с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. (Грифон)

Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер).

Чудовище с лицом и грудью женщины, толом льва и крыльями птицы. В наказание послала Гера на Фивы. Сидело около города и задавало загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, днем на двух, вечером на трех?» Не сумевшего ответить – душило. (Сфинкс). Отгадайте загадку: ребенок, взрослый, старик. (Человек)

Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Живут на скалистом острове, завлекают своими голосами мореходов, потом убивают и пожирают. (Сирены)

Называются правильные ответы

  Афина: Много испытаний прошёл Одиссей по пути на родную Итаку, но вот, через 10 лет, благодаря моей помощи и воле богов, он достиг родных берегов. И что же он увидел? Что произошло с его домом, женой, сыном?

(Все считали его погибшим: в доме его пировали знатные юноши, сватались к его жене Пенелопе, глумились над сыном его Телемаком, лишили Одиссея отцовского наследства)

- В каком облике пришёл Одиссей к Пенелопе? (нищего старца)


Фонограмма 8

Сценка:

Рабыня Меланто : Убирайся отсюда, презренный нищий! Ты можешь напугать мою госпожу! Я брошу в тебя горящей головней, если ты не уйдёшь!

Одиссей: Что ты сердишься на меня? Правда, я нищий! Уж такой выпал мне на долю жребий, а было время, когда и я был богат; но всего лишился я по воле Зевса. Может быть и ты лишишься скоро красоты, и возненавидит тебя твоя госпожа. Смотри, вернется Одиссей, и придется тебе ответить за твою дерзость.

Пенелопа: На всех злишься ты, словно цепная собака! Смотри, я знаю, как ты ведешь себя! Придется тебе заплатить головой за твое поведение. Разве ты не знаешь, что я сама позвала сюда этого странника? Расскажи мне, странник, о моём Одиссее.

Одиссей: Я сам принимал, как гостя, Одиссея на Крите, когда тот, застигнутый бурей, пристал к берегам Крита по дороге в Трою. Скоро вернется Одиссей! Раньше, чем кончится год, раньше, чем наступит еще новолуние, вернется Одиссей.
Пенелопа: Как рада я слышать это, о странник. Эй, служанка, Эвриклея! Приготовь странику мягкое ложе. Да омой ему ноги перед сном.

Эвриклея Пожалуйте, господин. Что это, шрам на ноге? Такой же был у Одиссея! (опрокидывает таз) Одиссей, ты ли это, мое дорогое дитя? Как не узнала я тебя раньше!
Одиссей: Да, я Одиссей, которого ты вынянчила! Но молчи, не выдавай моей тайны, иначе ты погубишь меня. Берегись сообщить кому-либо о моем возвращении! А уж я придумаю, как наказать женихов, одолевающих мою верную Пенелопу!

Выходит одна

Пенелопа: Я приняла решение и приготовила для вас последнее испытание: кто сможет натянуть тетиву лука моего мужа Одиссея и попадёт в цель, тот станет моим мужем.

Афина: Итак, последнее испытание для вас, мои отважные путешественники. Сейчас капитаны ваших кораблей будут стрелять из лука Одиссея и попытаются попасть в цель!

(дартс на доске, стреляют из лука)

Выбирается самый меткий капитан, ему вручается лавровый венок

Гомер: Наше путешествие подошло к концу

Афина: Хитроумный Одиссей после многолетних странствий к своей любимой верной жене и сыну Телемаху, восстановил справедливость и вернул себе свой дом и земли.

Гомер: Мы с вами тоже достигли родных берегов. Каждый из вас сегодня по-новому открыл для себя поэму Гомера «Одиссея». Но вернемся к проблеме нашего урока: Можно ли считать поэмы Гомера историческими источниками? Мы предлагаем вам обсудить эту проблему в мини-группах.

(Эти поэмы обладают несомненными художественными достоинствами, в них велика роль художественного вымысла, но в то же время они, несомненно, служат нам замечательными историческими источниками, так как содержат богатейший материал о быте, обычаях, верованиях древних греков.)

Рефлексия.

Учитель литературы: Какой напиток употребляли боги Древней Греции? Что он им придавал? (амброзия, бессмертие) Вот и мы угощаем вас амброзией, которая придаст вам здоровье, хорошее настроение и массу позитивных эмоций.

Учитель истории: Если Вы считаете, что поэмы Гомера являются историческими источниками, поставьте свои кубки на поднос_________цвета, если нет________цвета.

Учитель литературы: Судя по вашему выбору, поэмы Гомера действительно являются историческими источниками, так как в них богатейший материал о быте, обычаях, верованиях древних греков. Именно про поэмы Гомера «Иллиада» и «Одиссея» говорят: «Это вечные спутники человечества!»


Заключение.


Вместе: АндИо или по-гречески До Свидания!



Играет греческая музыка, фонограмма 1


Резерв: Конкурс пантомимы

(Команде дается карточка с названием мифологического существа, команда должна изобразить это существо, вторая команда отгадывает, 4 человека)

1. Гидра (легендарное существо с 9-ю головами змеи, ее ядовитое дыхание уничтожает все живое, на месте отрубленной головы вырастают 2 новые).

2. Кентавры полулюди-полукони


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!