11
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Вельска»
ТЕМА: «ДЕТСТВО ПЕТРА I.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЯ
БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
ИСТОРИИ И РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 4 КЛАССА.
Авторы: Радяк Светлана Викторовна,
учитель истории и обществознания
Дом.адрес: г.Вельск, ул. Кирова, д.18а, кв.2
Раб. адрес: Кирова, д.6
Тел.: 89214808398
Лодыгина Надежда Васильевна,
учитель начальных классов
Дом. адрес: г. Вельск, ул. Гагарина, д.43, кв. 9
Раб. адрес: Кирова, д.6
Тел. 89600065856
Вельск, 2012
Оглавление:
1. Введение……………………………………………………………стр. 3-4
2. Основная часть (содержание урока)……………………………..стр.5-8
3. Заключение………………………………………………………..стр.9
4. Список литературы……………………………………………….стр.10
5. Приложения
Приложение 1. Презентация к уроку…………………………..стр.11-12
Приложение 2. Сценка для урока………………………………..стр. 13
1. Введение
В данной методической разработке представлен конспект интегрированного урока истории и русского языка на тему: «Детство Петра I. Закрепление правописания безударных окончаний имен прилагательных». Разработка подготовлена для учащихся 4 класса. Данная методическая разработка может быть полезна учителям начальных классов и учителям истории, ведущих отдельный курс истории в 4 классе. Урок проведен 3 февраля 2012 года в рамках курса «Окружающий мир» и представлен на районном методическом объединении учителей истории, литературы и русского языка.
Цель урока: знакомство учащихся с детскими годами Петра Великого и закрепление умения правильно писать безударные окончания прилагательных.
Задачи урока:
развивать орфографическую зоркость учащихся
совершенствовать навык составления связного текста по опорным словосочетаниям
совершенствовать навык работы с толковым словарем
рассказать о детских годах великого императора
заинтересовать учащихся личностью Петра Великого
Основные понятия и даты:
1672 – рождение Петра; 1682 – воцарение Петра; «потешные полки», английский бот
Основные личности: Петр I, Александр Невский
Оборудование: Портрет Петра, портрет А. Невского, карточки со словами и датами, карточки для нахождения ошибок в тексте, толковые словари, проектор, экран, презентация (словосочетания, текст, портреты)
Тип урока: интегрированный
Формы работы: рассказ учителя, работа со словарем, задания на внимательность, минутка чистописания, игровые элементы, работа в парах, составление текста по опорным словосочетаниям, групповая работа, инсценировка.
3. Основная часть (содержание урока):
Тема урока записана на доске и закрыта.
УЧИТЕЛЬ РЯ: Улыбнитесь. Пусть на улице мороз. От ваших улыбок сразу стало теплее. Надеюсь, вы дружно и активно будете работать и своими ответами радовать себя и всех учителей. Откройте тетради, запишите (назовите орфограммы)
УЧИТЕЛЬ И: Сегодня нас с вами будет необычный урок: урок истории и русского языка. Оказывается, знакомиться с историческими событиями можно даже на уроках русского языка. Не верите? Давайте попробуем. О ком же мы сегодня будем говорить? Я думаю, после выполнения первого задания вы быстро догадаетесь, о каком историческом деятеле пойдет речь на сегодняшнем уроке.
УЧИТЕЛЬ РЯ: Минутка чистописания. Петр Преображенское Петербург
- Что общего в этих словах? (начинаются с одной буквы, существительные, имена собственные)
- Напишите красиво, без ошибок.
- Составьте красивое предложение с одним из этих слов. Найдите в предложении прилагательное, определите падеж и окончание
УЧИТЕЛЬ И: Догадались, о ком пойдет речь на уроке? О Петре I.
(открывает тему урока). (Слайд 1 Приложение 1). Тема урока. Наша задача сегодня: узнать, как прошли детские и юношеские годы Петра Великого и закрепить правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
УЧИТЕЛЬ И: Рано утром 30 мая 1672 года (карточку с датой - на доску) торжественный звон колоколов Московского Кремля возвестил о рождении сына у царя Алексея Михайловича и его супруги Натальи Кирилловны (Слайд 2 Приложение 1). Царевича окрестили и назвали Петром.( Слайд 3 Приложение 1 ) Царь и царица очень радовались рождению младшего сына. Рос мальчик на редкость крепким и здоровым, очень подвижным. С ним не могли справиться многочисленные няньки. Спасали игрушки, которые мальчик очень любил. Особенно Петру нравились лук со стрелами, сабелька, щит, ружье и маленькие солдатики. Осенью и зимой Петруша выстраивал из солдатиков полки с игрушечными знаменами и несколько часов мог ими играть. Летом Петр большую часть времени проводил на природе, во дворе, где резвился с сельскими мальчишками, купался на озере, бегал и играл.
Физкульминутка «Зарядка Петра».
УЧИТЕЛЬ И: В пять лет Петр начал учиться. Сначала он просто рассматривал картинки в книжках, а в семь лет приставили к царевичу учителем Никиту Зотова (карточка на доску). ( Слайд 4 Приложение 1) Учил Зотов Петра также, как учили в то время всех детей. Сначала Петруша разучивал азбуку, затем обучался письму. С историей государства Петр знакомился по картинкам, которые были развешаны на стенах классной комнаты. Показывая эти картинки, Никита Зотов рассказывала маленькому Петру о разных народах, о государях, о битвах и сражениях. Особенно Петру нравились истории про далеких предков и про военные сражения. Петр обожал рассматривать изображения воинов, оружия, кораблей, пушек. Любимым полководцем Петра был Александр Невский, о нем Петр мог слушать часами. (Слайд 5 Приложение 1) Рос Петр мальчиком умным, понятливым и весьма любознательным, но не очень прилежным. Писал быстро, с ошибками, часто забывая одно слово отделить от другого.
УЧИТЕЛЬ РЯ: Представьте, что перед нами текст, который написал Петруша. Вам на парты выданы карточки. Ваша задача: поработать в парах, побыть в роли учителя Никиты Зотова и исправить ошибки. (Слайд 6 Приложение 1) (После обсуждения и исправления ошибок на экран выводится текст без ошибок, и дети читают его вслух) (Слайд 7 Приложение 1)
УЧИТЕЛЬ И: в 1682 году (карточку на доску), когда Петру исполнилось 10 лет, он вместе со своим братом Иваном стал царем (на российском троне оказались два десятилетних царя). ( Слайд 8 Приложение1) Но правили за них другие. Петру не нравилась царская должность, он любил гулять и играть в солдатиков. Вместе с матерью Петр переселился в село Преображенское (карточка на доску), где зажил привольной жизнью. В то время в России был обычай: к царским детям приставлять сверстников из знатных семей для игр. Набрали товарищей и для Петра. (Слайд 9 Приложение 1) Образовался целый полк, из которых Петр решил сделать солдат. Этих солдат стали называть «потешными полками» (карточка на доску), так как они создавались для потехи, для игры. Для потешных солдат была сшита темно-зеленая форма и выдано оружие. Даже крепость на берегу реки построили. Обычно Петр делили свое потешное войско на две части: одни защищали крепость, а другие нападали. Иногда в таких сражениях были не только раненые, но и убитые.
УЧИТЕЛЬ РЯ: Давайте, представим, что мы с вами попали в те далекие годы. Перед вами Петр и его солдатушки – ребятушки. (Учащиеся показывают заранее подготовленную сценку) (Приложение 2)
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: Особенно тяжело потешным солдатам было маршировать, потому что многие не знали, где право, а где – лево. И Петр придумал следующее: во время марша он кричал: Сено! Солома! Сено! Солома! (сено и солома были привязаны к ногам солдатов)
УЧИТЕЛЬ РЯ: Я предлагаю 2 ученикам найти в словаре Ожегова лексическое значение слов «сено» и «солома»
УЧИТЕЛЬ И: Физкультминутка «Сено! Солома!»
УЧИТЕЛЬ РЯ: Молодцы! Давайте послушаем, чем сено отличается от соломы (слушаем тех, кто работал со словарем)
УЧИТЕЛЬ РЯ: Мне очень понравилось, как вы сегодня справились с таким непростым заданием: нашли лексическое значение слов верно и быстро.
УЧИТЕЛЬ И: Было у царевича Петра и другое занятие. Однажды ему случилось побывать в селе Измайловское. В одном сарае Петр рассматривал старые вещи и увидел небольшую лодку. ( Слайд 10 Приложение 1) Ему объяснили, что это – английский бот (карточку на доску), который может ходить под парусом не только по ветру, но и против ветра. Это открытие поразило и очень заинтересовало Петра. По его приказу маленькую лодочку починили и спустили на воду озера. Восторгам Петра не было предела, тут же юный моряк начал обучаться управлять парусом, а потом и плавать по озеру. Петр так полюбил эту маленькую лодку, что решил построить много кораблей, чтобы у нашей страны был флот. И вы знаете, три раза Петр I, уже будучи, царем приезжал к нам на Север, чтобы закупить и заготовить лес для строительства русских кораблей (но это будет уже позже, когда Петр подрастет, станет настоящим царем)
УЧИТЕЛЬ РЯ: Вот сколько интересного вы сегодня узнали о Петре I. А теперь давайте проверим, что вы запомнили. Перед вами словосочетания. Ваша задача: вставить пропущенные окончания прилагательных и определить падеж, записать в тетрадь. (Слайд 11приложение 1)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составить связный текст про Петра I по этим опорным словосочетаниям и записать его в тетрадь, выделив окончания прилагательных.
УЧИТЕЛЬ РЯ: Я думаю, что многие нравственные качества Петра I пришлись вам по душе. Правда? Хотели бы вы быть похожим на него? Дополните фразу тремя прилагательными. Какие окончания имеют прилагательные, отвечающие на вопросы какой? Каким? (И.п. и Тв.п.)
Я хочу быть (каким? какой?)…. (Слайд 12 Приложение 1)
УЧИТЕЛЬ И: Вот таким интересным, любознательным мальчиком рос Петр- будущий император России, создатель российского флота. Он очень много сделал для нашей страны. И вы обязательно обо всем этом узнаете на следующих уроках. Спасибо за работу! (оценки)
3. Заключение
В четвертом классе нет отдельного предмета «История», исторические вопросы включены в интегрированный курс «Окружающий мир». Данная методическая разработка представляет урок, который можно провести в рамках вышеназванного курса. Этот урок дает учащимся возможность не только познакомиться с детскими годами жизни Петра Первого, но и закрепить орфограммы, изученные на уроках русского языка. Урок ведут два учителя: учитель истории и учитель начальных классов. На данном уроке учащиеся получают возможность раскрыть свои творческие способности, поработать с заданиями различного типа. На уроке используются различные формы работы (групповая, работа в парах, инсценировка, работа с опорными словосочетаниями, работа с текстом, рассказ учителя и др.), а также наглядный материал в виде презентации (Приложение 1).
Урок получился эмоциональным, интересным и надолго запомнился учащимся. На следующих уроках истории и русского языка была продолжена работа с текстом, который составили учащиеся по опорным словосочетаниям.
4. Список литературы:
1. История России. Герои русской истории: Петр I. Для мл. и сред. школьного возраста. – М.: «Белый город», 2000.
2. Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2008. – 256 с.
3. Пузицкий В.А. Родная история: Учебное пособие для мл. и сред. классов – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1994. – 352 с.
Приложение 2. Сценка для урока.
Петр: Здорово, солдаты мои!
Все: Здравия желаем, царь-батюшка!
Петр: Что это ты, Прошка, ружо плохо вычистил?
Прошка: Виноват, царь-батюшка, коза вчерась удрала, мамка ловить заставила!
Петр: А ты, Ивашка, что портки не постирал, грязен, как черт!
Ивашка: Дак ведь мамка с папкой на ярмарку уехали, царь-батюшка, а сам не разумею портки стирать.
Петр: А ну, становись в строй! Буду вас уму-разуму учить!
(учитель останавливает действие. Учащимся предлагается групповая работа: придумать небольшую речь, которую произнес Петр перед своими солдатами. После озвучивания речей сценка продолжается)
Петр: Запомните: у солдата в бою все должно быть идеально: и ружо, и портки! Становись! Подтянись! Налево! Вот беда, опять забыли, где право, где лево. Слушай мой приказ: привязать к левой ноге солому, а к правой - сено.