муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №92 г.Вельска»
Разработка интегрированного урока по предметам
«Русский язык и математика»
на тему: «Космическое путешествие в мир чисел и слов»
в 6 классе
Авторский коллектив:
Мальина Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №92 г.Вельска»,
Балташова Наталья Юрьевна, учитель математики МБОУ «СШ №92 г.Вельска»,
2017г.
Аннотация
Название технологии для организации урока с позиции системно-деятельностного подхода | Используемые |
Методы | Приемы |
Технология критического мышления | | Ключворд Бортовой журнал Мозговой штурм «Верю-не верю» Рефлексия «Выбери планету» |
Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему:
«Космическое путешествие в мир чисел и слов» слайд 1
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Имя числительное как часть речи» и «Действия с рациональными числами».
Развивающие:
Распознавать имя числительное среди других частей речи, имеющих числовое значение (существительных и прилагательных).
Усваивать нормы употребления числительных в речи.
Отрабатывать вычислительных навыки сложения и вычитания рациональных чисел, культуры математической речи, проверить умение применять теоретические знания.
Закреплять понятия положительных и отрицательных чисел.
Развивать коммуникативную и познавательную деятельность обучающихся.
Воспитательные:
Обучать работе в парах, группах.
Расширять знания о космосе и истории освоения космоса.
Осознавать метапредметные связи: грамматики, математики, астрономии, истории.
Оформление:
Карточки для групповой и парной работы, бортовые журналы (Приложение1)
Мультимедийная презентация , экран, проектор.
ХОД УРОКА
Стадия вызова.
Филолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Почему, сейчас вы поймете сами.
Математик: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Филолог: Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких – то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.
Математик: Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.
Филолог: Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.
Математик: Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.
Филолог: Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.
Математик: Друзья мои! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор.
Филолог: Действительно, ребята, сегодня мы докажем Вам, что и математика и русский язык – это науки, которые очень тесно связаны друг с другом. Давайте, разберемся в этом вместе! (2 мин)
Итак, начнем урок. Первое задание, которое мы вас попросим выполнить, будет по группам.
Математик: Ребята, решите ключворд, найдите соответствие числа и места буквы в алфавите и составьте слово, работаем в паре с соседом по парте.
Решить пример | Записать ответ | Указать букву, стоящую на месте полученного номера |
3-7+16 | | |
24 | | |
216+63-260 | | |
-2* (-7) | | |
-48 : (-3) | | |
(95 *1):5 | | |
| Получилось слово | |
И у вас получилось слово «КОСМОС». Слайд 2 (3 мин)
Математик: Ребята, как вы думаете, почему мы взяли именно это слово? (На днях 12 апреля - День космонавтики).
- А что вы знаете об этом дне? (В 1961 году Юрий Гагарин первый полетел в космос)
Правильно, поэтому все сегодняшние задания будут связаны с космической темой.
Филолог: Ребята, мы с вами определились с темой урока, попробуйте сформулировать цель урока, связав ее с математикой и русским языком. (Установить связь между науками через имя числительное и математические действия) Слайд 3 (2 мин)
Математик: Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в космическое путешествие в мир чисел и слов, и каждый из вас получил бортовой журнал космонавта, где вы будете выполнять задания и оценивать свою работу на каждом этапе. Слайд 4
Стадия осмысления .
Филолог: Ребята, для того, чтобы полететь в космос, необходимо пройти теоретическое и практическое испытания.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ. Ответить на вопросы (блиц-опрос) работает весь класс. В бортовом журнале ставьте баллы за правильные ответы. Слайд 5
Филолог:- Что такое числительное?
Математик: - Сумма двух отрицательных чисел – число….
Филолог:-На какие две группы делятся все числительные?
Математик: -Чему равна сумма двух противоположных чисел?
Филолог:- На какие группы делятся числительные по составу?
Математик: - Что такое множество целых чисел?
Филолог:- Разряды количественных числительных?
Математик: - Каким числом является произведение двух чисел с разными знаками?
Филолог:- Как меняются по падежам количественные числительные?
Математик: - При делении двух отрицательных чисел в частном получили число….
Филолог:- Как изменяются порядковые числительные?
Математик: - Как умножить целое число на дробь?
Филолог:- У каких числительных в середине слова пишется Ь? (4 мин)
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ. Слайд 6
Математик: Следующее испытание практическое. Сосчитать примеры, назвать ответ и определить разряд получившегося числительного по значению и строению. Слайд 7
-25+ (-35)= -60 - шестьдесят - количественное, сложное, целое
-11,3+5,7=-5,6 – пять целых шесть десятых - количественное, составное, дробное слайд 8
47/60+13/30=73/60=1 13/60 – одна целая тринадцать шестидесятых - количественное, составное, дробное. Слайд 9
Какой по счету находится планета Земля от Солнца? – третья – порядковое, простое. (математик спрашивает ответы, филолог – разряды числительных). Слайд 10 (6 мин)
3.СТАРТ слайд 11
Филолог: Молодцы! Все испытания пройдены успешно, теперь наша ракета готова, и все космонавты допущены к полету! Слайд СТАРТ
Математик: Ребята, все вы знаете, что первым полетел в космос Гагарин, а каким был его позывной, сейчас мы с вами и узнаем. Решите задачу в паре на обратной стороне бортового журнала. Правильный ответ: позывное слово Гагарина. Слайд 12
Сосна | Заря | Кедр |
65 | 12 3/20 | -2,29 |
(-5,12+3,28)+(-0,45)=-2,29 Сверьтесь со ответом на слайде. Все, кто решил правильно, ставьте балл в ваших бортовых журналах. (6 мин)
4. ПЕРЕЗАГРУЗКА слайд 13
Филолог: Переключаемся с математики на русский язык. На слайде даны предложения с числительными, обозначающимися числа из предыдущего задания. Выпишите числительные в той форме, в какой они стоят в предложениях и определите падеж. Работаем в группах на листочках.
Предложения:
В 1965 году был совершен первый в истории выход в открытый космос.
Он продолжался около 12 минут 9 секунд.
Околоземный астероид, пролетавший в 2010 году, имел размер в диаметре 2.29 км.
Ребята, давайте проверим. Слайд 14 (Учитель комментирует, если задание выполнено правильно, учащиеся ставят балл в бортовой журнал) (8 мин)
МЕТЕОРИТНЫЙ ДОЖДЬ
Математик: Какой дождь не замочит головы? (метеоритный) слайд 15 Следующая преграда, с которой может столкнуться космонавт, это «Метеоритные дожди». Это красивое зрелище с земли, но отнюдь не является счастливым моментом в жизни космонавтов. Для того, чтобы избежать столкновения, которое повредит корабль, а для космонавтов это катастрофа, необходимо решить следующее задание.
Немножко разомнемся. Проверим вашу внимательность. Я читаю задачку, если вы верите, делаете хлопок, если не верите, сидите спокойно.
Верно ли, что костюм космонавта – скафандр? (да)
Верно ли, что солнце – это планета? (нет)
Верно ли, что земной шар, земля, люди – мир? (да)
Верно ли, что в космос отправляются на автомобиле? (нет)
Верно ли, что Гагарина звали Алексей? (нет)
Верно ли, что существуют планеты, состоящие только из газа? (да)
Верно ли, что модель земного шара – это компас? (нет)
Верно ли, что без знания русского языка и математики космос покорить невозможно? (да)
Если все ответы были верными, ставьте балл в бортовой журнал.
(3 мин)
ЧЕРНАЯ ДЫРА
Филолог: У Вселенной есть секрет:
Где-то в космосе проныры.
А по сути тайны нет:
Речь идёт о чёрных дырах. Слайд 16
Еще одна преграда на пути космонавта – «Черная дыра». Это очень серьезное препятствие, дыра может затянуть в себя корабль, и он сойдет с орбиты, и не вернется домой. Чтобы избежать этого плачевного и рокового момента, вам необходимо распознать среди разных слов только имена числительные и выписать числительные из разных частей речи. Задание по группам. После проверки учащиеся ставят балл в бортовой журнал. (6 мин)
Стадия размышления и рефлексия.
ПРИЗЕМЛЕНИЕ слайд 17
Математик: Ну что, ребята, вот и подходит к концу сегодняшний урок. К какому выводу мы с вами пришли? (математика и русский язык - науки, которые связаны друг с другом очень тесным образом). Убедили мы вас в этом? (ДА)
Что нового вы узнали сегодня?
Филолог: А понравился ли вам урок, мы узнаем из ваших бортовых журналов.
Обведите название планеты, если:
- урок понравился, чувствовали себя комфортно – ЗЕМЛЯ
- захотелось узнать о связи других предметов с русским языком и математикой – МАРС
- урок не понравился –ПЛУТОН
Оценки за урок поставьте по количеству баллов. Слайд 18
3-5 баллов «3», 6-8 баллов «4», 9 и более баллов «5»
Домашнее задание: по математике - №941 с. 245, по русскому языку - составить 5 предложений с числительными на космическую тему. (5 мин)
СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ! ДО СВИДАНИЯ! Слайд 19
Литература:
Русский язык, 6 класс, Часть 2, Быстрова Е.А., Кибирева Л.В и др.
Математика 6 класс Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова
Большая детская энциклопедия : Вселенная / сост. К. Люцис. - М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2003. - 608 с.
Приложение 1
Бортовой журнал космонавта ___________________________________
Фамилия и имя учащегося
Этапы полета | Баллы |
Допуск к полету: | |
а) теоретическая подготовка | |
б) практическая подготовка | |
Полет | |
1. Старт | |
2. Перегрузка | |
4. Метеоритные дожди | |
5. Черная дыра | |
6. Приземление | |
Итог: | |
Земля Марс Плутон
Выберите только имена числительные.
Единожды, первый, во-первых, один, единица, уединиться, однажды, одна.
Дважды, второй, двойной, вдвойне, двойственный, два, двойка, двое.
Трижды, тройной, трое, втройне, тройственный, тройка, три, утроить.
Четверо, четвертый, четыре, вчетвером, четверть, учетверить, четверка, четырехсторонний.
Пятерка, пятеро, впятером, пятый, пять, пятерной, пятикратный, пятка.
Шесть, шестеро, шестерка, ушестерить, шест, шестой, шестикратный, шестерной.
Выпишите имена числительные и определите их падеж
В 1965 году был совершен первый в истории выход в открытый космос.
Он продолжался около 12 минут 9 секунд.
Околоземный астероид, пролетавший в 2010 году, имел размер в диаметре 2.29 км.
Найдите слово
Решить пример | Записать ответ | Указать букву, стоящую на месте полученного номера |
3-7+16 | | |
24 | | |
216+63-260 | | |
-2* (-7) | | |
-48 : (-3) | | |
(95 *1):5 | | |
| Получилось слово | |
10