СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему "Космическое путешествие в мире чисел и звезд"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по Фгос. Интегрированный урок по русскому языку и математике.

Просмотр содержимого документа
«Балташова Мальина рус мат»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №92 г.Вельска»













Разработка интегрированного урока по предметам

«Русский язык и математика»

на тему: «Космическое путешествие в мир чисел и слов»

в 6 классе







Авторский коллектив:

Мальина Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ №92 г.Вельска»,

Балташова Наталья Юрьевна, учитель математики МБОУ «СШ №92 г.Вельска»,









2017г.

Аннотация

Название технологии для организации урока с позиции системно-деятельностного подхода

Используемые

Методы

Приемы

Технология критического мышления


  1. Ключворд

  2. Бортовой журнал

  3. Мозговой штурм

  4. «Верю-не верю»

  5. Рефлексия «Выбери планету»







Интегрированный урок по русскому языку и математике на тему:

«Космическое путешествие в мир чисел и слов» слайд 1

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме: «Имя числительное как часть речи» и «Действия с рациональными числами».
Развивающие:

  1. Распознавать имя числительное среди других частей речи, имеющих числовое значение (существительных и прилагательных).

  2. Усваивать нормы употребления числительных в речи.

  3. Отрабатывать вычислительных навыки сложения и вычитания рациональных чисел, культуры математической речи, проверить умение применять теоретические знания.

  4. Закреплять понятия положительных и отрицательных чисел.

  5. Развивать коммуникативную и познавательную деятельность обучающихся.

Воспитательные:

  1. Обучать работе в парах, группах.

  2. Расширять знания о космосе и истории освоения космоса.

  3. Осознавать метапредметные связи: грамматики, математики, астрономии, истории.

Оформление:

  • Карточки для групповой и парной работы, бортовые журналы (Приложение1)

  • Мультимедийная презентация , экран, проектор.



ХОД УРОКА

  1. Стадия вызова.

Филолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Почему, сейчас вы поймете сами.

Математик: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?

Филолог: Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких – то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.

Математик: Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Филолог: Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.

Математик: Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.

Филолог: Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.

Математик: Друзья мои! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор.

Филолог: Действительно, ребята, сегодня мы докажем Вам, что и математика и русский язык – это науки, которые очень тесно связаны друг с другом. Давайте, разберемся в этом вместе! (2 мин)

Итак, начнем урок. Первое задание, которое мы вас попросим выполнить, будет по группам.

Математик: Ребята, решите ключворд, найдите соответствие числа и места буквы в алфавите и составьте слово, работаем в паре с соседом по парте.

Решить пример

Записать ответ

Указать букву, стоящую на месте полученного номера

3-7+16



24



216+63-260



-2* (-7)



-48 : (-3)



(95 *1):5




Получилось слово


И у вас получилось слово «КОСМОС». Слайд 2 (3 мин)

Математик: Ребята, как вы думаете, почему мы взяли именно это слово? (На днях 12 апреля - День космонавтики).

- А что вы знаете об этом дне? (В 1961 году Юрий Гагарин первый полетел в космос)

Правильно, поэтому все сегодняшние задания будут связаны с космической темой.

Филолог: Ребята, мы с вами определились с темой урока, попробуйте сформулировать цель урока, связав ее с математикой и русским языком. (Установить связь между науками через имя числительное и математические действия) Слайд 3 (2 мин)

Математик: Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в космическое путешествие в мир чисел и слов, и каждый из вас получил бортовой журнал космонавта, где вы будете выполнять задания и оценивать свою работу на каждом этапе. Слайд 4

  1. Стадия осмысления .



Филолог: Ребята, для того, чтобы полететь в космос, необходимо пройти теоретическое и практическое испытания.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ. Ответить на вопросы (блиц-опрос) работает весь класс. В бортовом журнале ставьте баллы за правильные ответы. Слайд 5

Филолог:- Что такое числительное?

Математик: - Сумма двух отрицательных чисел – число….

Филолог:-На какие две группы делятся все числительные?

Математик: -Чему равна сумма двух противоположных чисел?

Филолог:- На какие группы делятся числительные по составу?

Математик: - Что такое множество целых чисел?

Филолог:- Разряды количественных числительных?

Математик: - Каким числом является произведение двух чисел с разными знаками?

Филолог:- Как меняются по падежам количественные числительные?

Математик: - При делении двух отрицательных чисел в частном получили число….

Филолог:- Как изменяются порядковые числительные?

Математик: - Как умножить целое число на дробь?

Филолог:- У каких числительных в середине слова пишется Ь? (4 мин)


2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ. Слайд 6

Математик: Следующее испытание практическое. Сосчитать примеры, назвать ответ и определить разряд получившегося числительного по значению и строению. Слайд 7

-25+ (-35)= -60 - шестьдесят - количественное, сложное, целое

-11,3+5,7=-5,6 – пять целых шесть десятых - количественное, составное, дробное слайд 8

47/60+13/30=73/60=1 13/60 – одна целая тринадцать шестидесятых - количественное, составное, дробное. Слайд 9

Какой по счету находится планета Земля от Солнца? – третья – порядковое, простое. (математик спрашивает ответы, филолог – разряды числительных). Слайд 10 (6 мин)

3.СТАРТ слайд 11

Филолог: Молодцы! Все испытания пройдены успешно, теперь наша ракета готова, и все космонавты допущены к полету! Слайд СТАРТ

Математик: Ребята, все вы знаете, что первым полетел в космос Гагарин, а каким был его позывной, сейчас мы с вами и узнаем. Решите задачу в паре на обратной стороне бортового журнала. Правильный ответ: позывное слово Гагарина. Слайд 12

Сосна

Заря

Кедр

65

12 3/20

-2,29


(-5,12+3,28)+(-0,45)=-2,29 Сверьтесь со ответом на слайде. Все, кто решил правильно, ставьте балл в ваших бортовых журналах. (6 мин)

4. ПЕРЕЗАГРУЗКА слайд 13

Филолог: Переключаемся с математики на русский язык. На слайде даны предложения с числительными, обозначающимися числа из предыдущего задания. Выпишите числительные в той форме, в какой они стоят в предложениях и определите падеж. Работаем в группах на листочках.

Предложения:

  1. В 1965 году был совершен первый в истории выход в открытый космос.

  2. Он продолжался около 12 минут 9 секунд.

  3. Околоземный астероид, пролетавший в 2010 году, имел размер в диаметре 2.29 км. 

Ребята, давайте проверим. Слайд 14 (Учитель комментирует, если задание выполнено правильно, учащиеся ставят балл в бортовой журнал) (8 мин)


  1. МЕТЕОРИТНЫЙ ДОЖДЬ

Математик: Какой дождь не замочит головы? (метеоритный) слайд 15 Следующая преграда, с которой может столкнуться космонавт, это «Метеоритные дожди». Это красивое зрелище с земли, но отнюдь не является счастливым моментом в жизни космонавтов. Для того, чтобы избежать столкновения, которое повредит корабль, а для космонавтов это катастрофа, необходимо решить следующее задание.

Немножко разомнемся. Проверим вашу внимательность. Я читаю задачку, если вы верите, делаете хлопок, если не верите, сидите спокойно.

  1. Верно ли, что костюм космонавта – скафандр? (да)

  2. Верно ли, что солнце – это планета? (нет)

  3. Верно ли, что земной шар, земля, люди – мир? (да)

  4. Верно ли, что в космос отправляются на автомобиле? (нет)

  5. Верно ли, что Гагарина звали Алексей? (нет)

  6. Верно ли, что существуют планеты, состоящие только из газа? (да)

  7. Верно ли, что модель земного шара – это компас? (нет)

  8. Верно ли, что без знания русского языка и математики космос покорить невозможно? (да)

Если все ответы были верными, ставьте балл в бортовой журнал.

(3 мин)

  1. ЧЕРНАЯ ДЫРА

Филолог: У Вселенной есть секрет:
Где-то в космосе проныры.
А по сути тайны нет:
Речь идёт о чёрных дырах. Слайд 16

Еще одна преграда на пути космонавта – «Черная дыра». Это очень серьезное препятствие, дыра может затянуть в себя корабль, и он сойдет с орбиты, и не вернется домой. Чтобы избежать этого плачевного и рокового момента, вам необходимо распознать среди разных слов только имена числительные и выписать числительные из разных частей речи. Задание по группам. После проверки учащиеся ставят балл в бортовой журнал. (6 мин)

  1. Стадия размышления и рефлексия.



  1. ПРИЗЕМЛЕНИЕ слайд 17

Математик: Ну что, ребята, вот и подходит к концу сегодняшний урок. К какому выводу мы с вами пришли? (математика и русский язык - науки, которые связаны друг с другом очень тесным образом). Убедили мы вас в этом? (ДА)

Что нового вы узнали сегодня?

Филолог: А понравился ли вам урок, мы узнаем из ваших бортовых журналов.

Обведите название планеты, если:

- урок понравился, чувствовали себя комфортно – ЗЕМЛЯ

- захотелось узнать о связи других предметов с русским языком и математикой – МАРС

- урок не понравился –ПЛУТОН

Оценки за урок поставьте по количеству баллов. Слайд 18

3-5 баллов «3», 6-8 баллов «4», 9 и более баллов «5»

Домашнее задание: по математике - №941 с. 245, по русскому языку - составить 5 предложений с числительными на космическую тему. (5 мин)

СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ! ДО СВИДАНИЯ! Слайд 19

























Литература:

    1. Русский язык, 6 класс, Часть 2, Быстрова Е.А., Кибирева Л.В и др.

    2. Математика 6 класс Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова

    3. Большая детская энциклопедия : Вселенная / сост. К. Люцис. - М. : Русское энциклопедическое товарищество, 2003. - 608 с.















































Приложение 1



Бортовой журнал космонавта ___________________________________

Фамилия и имя учащегося



Этапы полета

Баллы

Допуск к полету:


а) теоретическая подготовка


б) практическая подготовка


Полет


1. Старт


2. Перегрузка


4. Метеоритные дожди


5. Черная дыра


6. Приземление


Итог:


Земля Марс Плутон






Выберите только имена числительные.



Единожды, первый, во-первых, один, единица, уединиться, однажды, одна.

Дважды, второй, двойной, вдвойне, двойственный, два, двойка, двое.

Трижды, тройной, трое, втройне, тройственный, тройка, три, утроить.

Четверо, четвертый, четыре, вчетвером, четверть, учетверить, четверка, четырехсторонний.

Пятерка, пятеро, впятером, пятый, пять, пятерной, пятикратный, пятка.

Шесть, шестеро, шестерка, ушестерить, шест, шестой, шестикратный, шестерной.




Выпишите имена числительные и определите их падеж

  1. В 1965 году был совершен первый в истории выход в открытый космос.

  2. Он продолжался около 12 минут 9 секунд.

  3. Околоземный астероид, пролетавший в 2010 году, имел размер в диаметре 2.29 км.


Найдите слово

Решить пример

Записать ответ

Указать букву, стоящую на месте полученного номера

3-7+16



24



216+63-260



-2* (-7)



-48 : (-3)



(95 *1):5




Получилось слово














10


Просмотр содержимого презентации
«Мальина»

Интегрированный урок по русскому языку и математике

Интегрированный урок

по русскому языку

и математике

КОСМОС

КОСМОС

Цель урока: установить связь между науками математикой и русский язык через имя числительное и математические действия

Цель урока:

установить связь между науками математикой и русский язык через имя числительное и математические действия

Космическое путешествие в страну чисел и слов

Космическое путешествие в страну чисел и слов

Теоретическое испытание .

Теоретическое

испытание .

Практическое испытание .

Практическое

испытание .

- 60 -25+ (-35)= .   шестьдесят Количественное, сложное, целое

- 60

-25+ (-35)= .

шестьдесят

Количественное, сложное, целое

- 5,6 -11,3+ 5,7=   Пять целых шесть десятых Количественное, составное, дробное

- 5,6

-11,3+ 5,7=

Пять целых шесть десятых

Количественное, составное, дробное

1 13/60 47/60+ 13/30= .   Одна целая тринадцать шестидесятых Количественное, составное, дробное

1 13/60

47/60+ 13/30= .

Одна целая тринадцать шестидесятых

Количественное, составное, дробное

Какой по счету находится планета Земля от Солнца? .   третья Порядковое, простое

Какой по счету находится планета

Земля от Солнца? .

третья

Порядковое,

простое

СТАРТ

СТАРТ

Сосна Заря 65 Кедр 12 3/20 -2,29 -2,29 (-5,12+3,28)+(-0,45)=

Сосна

Заря

65

Кедр

12 3/20

-2,29

-2,29

(-5,12+3,28)+(-0,45)=

ПЕРЕЗАГРУЗКА

ПЕРЕЗАГРУЗКА

  • В 1965 году был совершен первый в истории выход в открытый космос.
  • Он продолжался около 12 минут 9 секунд.
  • Околоземный астероид, пролетавший в 2010 году, имел размер в диаметре 2.29 км.  
Тысяча девятьсот шестьдесят пятом – П.п. Двенадцати – Р.п. Девяти – Р.п. Две тысячи десятом – П.п. Две целых двадцать девять сотых – В.п.  
  • Тысяча девятьсот шестьдесят пятом – П.п.
  • Двенадцати – Р.п.
  • Девяти – Р.п.
  • Две тысячи десятом – П.п.
  • Две целых двадцать девять сотых – В.п.  
Тысяча девятьсот шестьдесят пятом – П.п. Двенадцати – Р.п. Девяти – Р.п. Две тысячи десятом – П.п. Две целых двадцать девять сотых – В.п.  
  • Тысяча девятьсот шестьдесят пятом – П.п.
  • Двенадцати – Р.п.
  • Девяти – Р.п.
  • Две тысячи десятом – П.п.
  • Две целых двадцать девять сотых – В.п.  
Тысяча девятьсот шестьдесят пятом – П.п. Двенадцати – Р.п. Девяти – Р.п. Две тысячи десятом – П.п. Две целых двадцать девять сотых – В.п.  
  • Тысяча девятьсот шестьдесят пятом – П.п.
  • Двенадцати – Р.п.
  • Девяти – Р.п.
  • Две тысячи десятом – П.п.
  • Две целых двадцать девять сотых – В.п.  
ПРИЗЕМЛЕНИЕ ЗЕМЛЯ -Урок понравился, чувствовали  себя комфортно МАРС -Захотелось узнать о связи других  предметов с русским языком и математикой ПЛУТОН -Урок не понравился

ПРИЗЕМЛЕНИЕ

ЗЕМЛЯ -Урок понравился, чувствовали

себя комфортно

МАРС -Захотелось узнать о связи других

предметов с русским языком

и математикой

ПЛУТОН -Урок не понравился

ПРИЗЕМЛЕНИЕ От 3 до 5 баллов - «3» От 6 до 8 баллов - «4» 9 и более - «5» Домашнее задание Математика: №941 с. 245 Русский язык : составить 5 предложений с числительными на космическую тему

ПРИЗЕМЛЕНИЕ

От 3 до 5 баллов - «3»

От 6 до 8 баллов - «4»

9 и более - «5»

Домашнее задание

Математика: №941 с. 245

Русский язык : составить 5 предложений с числительными на космическую тему

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!