Интегрированный урок
по русскому языку и
внеклассному чтению
в 4 классе
Тема; Повторение правил правописания корня слов. Воспитание бережного отношения к природе при изучении произведений В. Бианки.
Цели; закрепление навыков и умений правописания корня слова, навыков самостоятельной работы, умений и навыков работы с текстами , воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование : иллюстрации к загадкам (заяц, дуб, сова, солнце), грамматические
часы, схема слова, магнитные буквы (и, й, е, я, о, а), карточки-тесты
№1,№2,№3, вопросники, карточки с цифрами от 1 до 4 каждому ученику, иллюстрации к произведениям В.Бианки и магнитные цифры 1,2,3, книги В. Бианки, «Лесная газета», костюм медведя, г/з голоса птиц.
Ход урока.
I Орг. момент
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ли на месте, Все ли в порядке: Книжки, карточки, тетрадки.
Ребята, сегодня наш урок немного необычный. Он будет состоять из заданий по русскому языку и внеклассного чтения. Мы вспомним основные правила правописания корня слова, поговорим о творчестве русского писателя В. Бианки и его произведениях.
II Повторение изученного по русскому языку.
Учитель читает загадки. Слова отгадки дети записывают в одну строку так, чтобы потом можно было остальные слова записать в 4 столбика соответственно орфограммам, (один ученик у доски)
а) Угадайте, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает в лесу,
У стволов грызет кору. (Заяц).
б) Я из крошки-бочки вылез
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок
-Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
в) Всю ночь она летает
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло. (Сова)
г) Что выше леса,
краше света, без огня горит? (Солнце).
Проверка: - какой общей темой объединены все эти слова? (природа)
Какую орфограмму увидели в первом слове?
Какую орфограмму увидели во втором слове?
Как проверить парные согласные в корне?
Какую орфограмму увидели в третьем слове?
Как проверить безударный гласный в корне?
Какую орфограмму увидели в последнем слове?
Как проверить непроизносимый согласный?
Применяя эти правила, разделите следующие слова на 4 группы: тра.. .ка, . .пло, б.резка, сер...це, з...леная, яг...да, повя...ка, радос.,.ный.
В каждую группу добавь еще по одному слову.
Проверка: Один ученик читает столбики слов, остальные с помощью круг-сигнала показывают букву.
2. Работа с текстами.
а
) Индивидуально у доски: зачеркни ненужную букву, определи орфограмму, устно
проверь, соедини стрелкой схему со словами, которые ей соответствуют.
б...рез/ска
пирок/г
повя з/с ка
ду б/п ки
б) у доски: определи орфограмму, проверь, подбери подходящее по смыслу
существительное к данным прилагательным.
Капуе.. .ный , ненас.. .ная ,
поз.. .ний , извес.. .ное
в) у доски с магнитными буквами.
- определи орфограмму, устно проверь, засели магнитные буквы в нужные слова,
определи время этих глаголов.
.. .грал, поб.. .жал, с.. .дит, выпр.. .мляется.
г) Остальные ученики в это время работают по тестам №1,№2,№3.
д) Проверка индивидуальной работы у доски (а и б). Отвечающему ученику задают
вопрос из вопросника.
е) Проверка тестов №1,№2,№3. Соедините буквы ответы. Какое слово получилось?
ж) проверка индивидуального задания (в)
Как вы думаете, из какого произведения В. Бианки взяты эти слова? (сигнальная карточка №4)
Расскажите коротко о чем это произведение?
Физкультминутка.
В гостях главный герой этого произведения. Он проведет игру слов «Покажи меня»
III. Работа с произведением В. Бианки.
1. Конкурс. «Внимательный ли ты читатель?»
а) Зачитывается отрывок, дети определяют из какого он произведения и показывают сигнальную карточку с этим номером.
«Чей нос лучше?»
«Лесные домики»
«Дед Мороз и Весна»
«Музыкант»
2. Конкурс. «В картинной галерее».
На магнитной доске иллюстрации к произведениям В.Бианки. Учитель называет произведение, а дети показывают сигнальную карточку с номером иллюстрации к этому рассказу.
На доске: Порядок называния произведений:
«Заяц на дереве» 1. «Кто чем поет?»
«Еж - спаситель» 2. «Заяц на дереве»
«Кто чем поет?» 3. «Еж - спаситель»
- Найти и прочитать отрывок, соответствующий данной иллюстрации.
3. Знакомство с книгой В. Бианки «Лесная газета».
Ребята, вы много прочитали интересных произведений В. Бианки. Все они познавательны и интересны.
Кому и чему посвящал свои рассказы автор?
Чему они нас учат? Своей главной книгой писатель считал книгу «»Лесная газета». Она рассказывает о самых свежих, сиюминутных новостях, которые происходят в природе, но не стареют с годами, т.к. весной, летом, осенью и зимой в природе все идет по кругу в определенном порядке. На основе рассказов, статей, очерков из «Лесной газеты» В. Бианки и его товарищи подготовили радиопередачи для детей, в которых рассказывали о природе, о животных, сегодня на уроке мы познакомимся с
одним из рассказов, помещенных в книге «Лесная газета» - «Приспособился».
4. Работа над текстом.
1. Чтение рассказа подготовленным учеником.
2. Беседа .
Присутствует ли в этом рассказе элемент сказочности?
Какой эпизод можно назвать сказочным и почему?
Где и как устроил медведь свою первую берлогу?
Где пришлось лечь медведю во второй раз?
Где медведю удалось спокойно выспаться до весны?
- Какими чертами характера вы бы наделили героя рассказа? (трудолюбивый,
догадливый, простодушный)
5. Обобщение.
Сегодня на уроке мы вспомнили несколько рассказов В. Бианки. Все они
объединены общей темой.
- Какой темой объединены произведения этого автора?
Да наша природа богата и разнообразна. Наша с вами задача беречь ее и охранять, к
этому призывают нас в своих произведениях многие писатели и поэты. Мне бы
хотелось закончить наш разговор словами поэта Кулиева «Береги все живое»:
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица.
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится!
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое.
Дает нам тень, когда стоит Жара,
Оно чарует все живое.
IV. Итог: Ребята, а что вы делаете для охраны природы? (через голоса птиц)
Д/3: чтение рассказов о природе. Повторение правил правописания корня. Составь и запиши мини-текст на тему: «Береги и охраняй природу»
Выставление оценок.