СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по русскому языку, литературе и математике на тему: «Человек в столкновении с судьбой...» в 11 классе.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по русскому языку, литературе и математике на тему :" Человек в столкновении с судьбой ..."

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по русскому языку, литературе и математике на тему: «Человек в столкновении с судьбой...» в 11 классе.»



Интегрированный урок по русскому языку, литературе и математике на тему: «Человек в столкновении с судьбой...»


ВЫПОЛНИЛИ:
Учитель русского языка и
литературы
Сахарова В.Н.
Учитель математики
Амелина Л.М.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Развитие познавательного интереса к обучению.

  • Возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.

    • Возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую.

    • Формирование творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной личности.      

    • Реализация дифференцированного подхода к получению знаний учащихся.

    • Решаются задачи развития умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивается преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне.

    • Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.

В работе использованы следующие методы:

  • поиск,

  • изучение,

  • анализ,

  • обобщение,

  • сравнение

Задачи: вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;

воспитательные:

  • воспитывать у учащихся любознательность;

  • воспитывать коммуникативную культуру общения.

развивающие:

  • развивать познавательный интерес и логическое мышление;

  • развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать,

  • развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.

  • учить синтезировать знания, сравнивать, находить общее, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.

Тип урока: интегрированный урок математики и литературы:

Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, обычная доска.

Вид урока: иллюстративно-объяснительный;

Ход урока

Учитель математики: Сегодня необычный урок - урок математики , русского языка и литературы. Удивлены? Но ведь не зря говорят: «Математик, не чувствующий и не понимающий поэзии, никогда не будет истинным математиком».

Учитель литературы: Общеизвестны слова: «жизнь украшается двумя вещами - поэзией и математикой». И поэт и математик размышляют о смысле жизни, о мироздании, о назначении человека. И тот и другой стремятся преобразовать мир и внести в него красоту и гармонию. Итак, сегодня на уроке, переносясь из века в век, из одной области знаний в другую, убедимся в верности этих высказываний.

Учитель математики:  В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
Никола́й Его́рович Жуко́вский (1847-1921), русский учёный, создатель аэродинамики как науки.

Учитель литературы:  Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.
А.С. Пушкин (1799-1837, русский поэт, писатель)

Учитель математики: Он стал поэтом – для математика у него не хватало фантазии.
Дави́д Ги́льберт (1862 — 1943), немецкий математик-универсал, об одном из своих учеников

Учитель литературы:  Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.
Карл Те́одор Вильге́льм Ве́йерштрасс (1815 —1897) , выдающийся немецкий математик, «отец современного анализа».


Учитель математики:  Эти высказывания известных людей говорят о том, что математика и язык (а поэзия – это язык стиха) на самом деле очень близки.

Учитель литературы: 


Дорога к поэту

Путей других, конечно, много.

Но я одно скажу тебе:

Дорога к Пушкину – дорога

К народу,

К Родине,

К судьбе.

Ты в жизнь от отчего порога

Ушёл с мечтою – добрый знак!

Дорога к Пушкину – дорога

К свободе, к славе- Это так.

Спасёт от лжи и от порока,

От звонких, но пустых речей.

Дорога к Пушкину – дорога

К тревожной совести твоей


Сегодня мы еще раз докажем это на примере жизни и творчества гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Учитель математики:  Известен факт: Пушкину не давалась математика с детства (как и многим нашим ученикам). Его сестра Ольга Сергеевна Павлищева вспоминала: «Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами…заливался слезами».

Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что "...все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".

Несмотря на это, поэт стремился «в просвещении стать с веком наравне», поэтому и проявлял большой интерес к математике.

Учитель литературы:  И вот уже другие воспоминания современников: «Пушкин был страстен и к наукам естественным и особенно математическим, которые составляли значительный капитал его познаний и были до конца любимым предметом его учёных занятий и глубоких исследований», – писал друг поэта А.А. Вяземский.

«Стать с веком наравне…» мы призываем и вас, а это значит преуспеть и в математике, и в русском языке, так как успешная сдача ЕГЭ по этим предметам для вас сегодня актуальнейшая из задач.

Итак, начнем!

Работа с текстом.

I.Когда вы (1) конечно(2) вспоминаете время(3) в которое жил и творил А.С.Пушкин(4) то сразу на ум приходят грандиозные исторические события(5) которые ознаменовали собой коренной перелом в общественной и политической жизни русского народа и всего государства в целом.

Задание:

1)Знаки препинания не расставлены. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания:

А)1,2,3,4.5. Б)3,4,5. В)1,2,4,5. Г)1,2,3,5.

2) Объясните постановку знаков препинания.

3)Укажите вид придаточных.

4)Определите вид подчинения.

5)Определите, какое придаточное можно преобразовать в обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Учитель математики:  Если провести анализ стихотворений А.С. Пушкина на соотношение количества стихов и строчек в них, то полученная диаграмма будет выглядеть так:





























Определите: в каком наибольшем четном количестве стихотворений встречается наибольшее четное число строк?

Учитель литературы:  В силу обстоятельств поэт много путешествовал: Крым, Кавказ, Средняя полоса России.

II)Вынужденное пребывание в Болдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: закончен роман «Евгений Онегин», написаны «Повести Белкина», «История села Горюхино», несколько драматических произведений, названных им «Маленькими трагедиями» и около 30 лирических произведений.

III) В своем творчестве Пушкин обращался к темам, которые больше всего его волновали: к темам дружбы, свободы, творчества.

Задание:

Объясните постановку двоеточия во 2 и 3 предложениях, выбрав правильный вариант ответа:

1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.

3)Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

4)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

5) Указать способ образования подчеркнутых слов.

Учитель математики: Часто А.С. Пушкин ездил из Нижнего Новгорода в Болдино. Вычислите: какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Нижнего Новгорода до Болдино?

Из Нижнего Новгорода в Болдино выехал экипаж который в час проезжал 32 версты. Первый день они были в пути 10 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше чем в первый после чего осталось проехать ещё 943 версты. Какое расстояние преодолел экипаж?

(верста – русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяча пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1 066,8 метрам, до реформы XVIII века — 1 066,781 метрам). Ответ: 1903

Учитель математики: В  счастливом 1831 году поэт в Михайловском написал свою знаменитую «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Кто не знает этих строк?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого…
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.

Попробуем сосчитать возможное расстояние от царства Салтана до острова Буяна.

Скорость течения в океанах и морях колеблется от 0,5 м/с - 2,5 м/с. Первые признаки волн начинают появляться после того, как скорость ветра, действующего на поверхность воды, достигает 1,3 м/с. Учтите, что бочка, в которой были замурованы царевна и её сын, находилась в воде сутки. (В синем небе звезды блещут… Бочка по морю плывет… День прошел, царица вопит, А дитя волну торопит…И послушалась волна:..Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько)

Решение:

1,3 + 0,5 = 1,8 м/с = 6,48 км/ч

6,48 ∙24 =156 км.



Учитель литературы:  В творчестве Пушкина в различных вариациях встречаются слова, загадочным образом, связанные с наукой о случайном.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль, зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

или

О, сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.



Учитель литературы: IV)Воспоминания современников подтверждают, что в библиотеке А.С.Пушкина, которая, к сожалению, не дожила до наших дней, сохранилось два сочинения о теории вероятностей, среди которых была книга Лапласа «Опыт философии теории вероятностей».

Задание:

1)Определите количество простых предложений в сложном.

2)Какие типы связи мы видим между частями предложения. Определите виды придаточных.





Учитель математики:  Сам А.С. Пушкин был страстным игроком в карты. А.А. Вяземский в своей «Старой записной книжке» писал: «Пушкин, во время пребывания своего в южной России, куда-то ездил за несколько сот верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехав в город, он до бала сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что проиграл все деньги свои, и бал, и любовь свою».

В «Пиковой даме» описывается личная драма молодого человека, связанная с крушением надежд на крупный выигрыш в карты.

Возможно, что страсть к картам и была причиной повышенного интереса к теории вероятностей.

Давай посмотрим: какова же была вероятность выигрыша Германа, главного героя «Пиковой дамы»?

Учитель математики:  Из колоды карт ( 52 карты) Герман наугад извлекает три карты. Найдите вероятность того, что это будут 3, 7 и туз.

РЕШЕНИЕ: Всего возможных вариантов наборов по 3 карты из 52 имеющихся в колоде  .Получить одну тройку из четырех карт (троек) колоды существует  способов, одну семерку –  способов и туз –  способов.

Итого благоприятных исходов    m=** (по правилу произведения), где с= n!/m!*(n-m)!

 

Учитель литературы: V) «В Пиковой даме» Пушкин ярко описывает Петербург-столицу империи, город призрачно абсурдной жизни, город фантастических событий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий их чувства, мысли.

Задание:

1)Выбрав правильный ответ, дайте характеристику предложению:

А)ПП осложнено обособленным определением.

Б)ПП, осложнено обособленным определение и обособленным приложением.

В)ПП ,осложнено обособленным определением и обособленным обстоятельством.

Г)ПП ,осложнено обособленным определением и обособленным дополнением.

Учитель математики:  А о чем я думаю? Вот о чем : чем нам жить будет? Отец не оставит мне имения: он его уже споловину промотал; Ваше имение на волоске от гибели. Царь не позволяет мне ни записаться в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не могу. У нас ни гроша верного дохода…», – писал А.С. Пушкин – жене 21 сентября 1835 года (орфография сохранена)

До наших дней сохранилась хозяйственная книга четы Пушкиных.





расходы

1835 год

1836 год

Дом ( за год)

6000 рублей

4300 рублей

Текущие (одежда, балы, театр и т.д.)
( за месяц)

1000 рублей + 4000 рублей за год (мало ли чего)

950 рублей, к полученной сумме прибавить стоимость квартиры и прибавить 300, + 1000 рублей (на непредвиденные расходы)

Лошади ( за месяц)

300 рублей за четверку лошадей + 400 рублей за год (мало ли чего)

Кухня (за месяц)

400 рублей

350 рублей

Сумма расходов



Определите, в каком году расходы семьи Пушкиных были выше и на сколько?

Учитель литературы:  Дорогие ребята! Заканчивается тот период вашей жизни, в котором всё было поделено на уроки. Но в жизни всё перемешано: боль и радость, открытия и потери, литература и математика, звуки и тишина. Это мир, в котором жил А.С.Пушкин и в котором живёте вы. Мир, который вам предстоит открывать для себя и преобразовывать его. Живите с любовью к этому миру, к людям, ко всему живому. И тогда даже маленькое дело станет большим.

Учитель математики:   А сейчас мы предлагаем вам из представленных афоризмов выбрать тот, который отражает, по вашему мнению, идею этого урока, тот, который вы взяли бы с собой в большую жизнь. Подумайте и дайте развёрнутый ответ – рассуждение (учителя математики и литературы по очереди зачитывают афоризмы).

  1. Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование. В. Стасов.

  2. Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех. Р. Роллан.

  3. Гениальные люди- это метеоры, призванные сгореть, дабы озарить свой век. Наполеон I.

  4. Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. Ш.Монтескье.

  5. Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Ф. М. Достоевский.

  6. Величие страны определяется величием её рядовых граждан. В.Вильсон.

  7. Живёт свободно только тот, кто находит радость в исполнении долга. Цицерон.

 После ответов учеников, учителя называют выбранные ими афоризмы и объясняют свой выбор:

Учитель математики:  Я выбираю афоризм: «Величие страны определяется величием её рядовых граждан», потому что каждый человек приносит в мир что-то новое. И провожая вас в большую жизнь, я надеюсь, что ваши достижения и открытия укрепят величие нашей Родины.

Учитель литературы: . «Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта». Мы говорили о поэзии как о произведениях, написанных стихами, а в этом афоризме говорится о поэзии в переносном значении. Поэзия как красота, эмоционально-возвышенное чувство, чувство очарования любимым делом.

 Учитель математики:  И именно поэтому «математик, не чувствующий и не понимающий поэзии, не может быть истинным математиком».





Учитель литературы: Закончить урок мы хотели бы словами А.С. Пушкина  «Вдохновение есть расположение к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии , как и в поэзии».

 Учитель математики:  Мы желаем вам вдохновения в учебе. Ведь, если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, научиться писать романы – садитесь и пишите, научиться решать задачи, то решайте их!

Учитель литературы: В качестве д/з по русскому языку мы предлагаем вам написать сочинение-рассуждение в соответствии с критериями оценивания части «С» ЕГЭ по тексту, с которым нам пришлось сегодня работать.

Быстротечная жизнь, но бесконечна её повторяемость. Наша юность повторяется в вас.

 Учитель математики:  И мы дарим вам песню «Как молоды мы были» в исполнении А. Градского.



СПАСИБО ЗА УРОК!
































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!