Интегрированный урок по русскому языку, литературе и математике на тему: «Человек в столкновении с судьбой...»
ВЫПОЛНИЛИ:
Учитель русского языка и
литературы
Сахарова В.Н.
Учитель математики
Амелина Л.М.
ЦЕЛИ УРОКА:
Развитие познавательного интереса к обучению.
Возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления.
Возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую.
Формирование творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной личности.
Реализация дифференцированного подхода к получению знаний учащихся.
Решаются задачи развития умения обобщать, синтезировать знания из смежных учебных предметов, обеспечивается преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне.
Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
В работе использованы следующие методы:
поиск,
изучение,
анализ,
обобщение,
сравнение
Задачи: вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
воспитательные:
развивающие:
развивать познавательный интерес и логическое мышление;
развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать,
развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
учить синтезировать знания, сравнивать, находить общее, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.
Тип урока: интегрированный урок математики и литературы:
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, обычная доска.
Вид урока: иллюстративно-объяснительный;
Ход урока
Учитель математики: Сегодня необычный урок - урок математики , русского языка и литературы. Удивлены? Но ведь не зря говорят: «Математик, не чувствующий и не понимающий поэзии, никогда не будет истинным математиком».
Учитель литературы: Общеизвестны слова: «жизнь украшается двумя вещами - поэзией и математикой». И поэт и математик размышляют о смысле жизни, о мироздании, о назначении человека. И тот и другой стремятся преобразовать мир и внести в него красоту и гармонию. Итак, сегодня на уроке, переносясь из века в век, из одной области знаний в другую, убедимся в верности этих высказываний.
Учитель математики: В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.
Никола́й Его́рович Жуко́вский (1847-1921), русский учёный, создатель аэродинамики как науки.
Учитель литературы: Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.
А.С. Пушкин (1799-1837, русский поэт, писатель)
Учитель математики: Он стал поэтом – для математика у него не хватало фантазии.
Дави́д Ги́льберт (1862 — 1943), немецкий математик-универсал, об одном из своих учеников
Учитель литературы: Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.
Карл Те́одор Вильге́льм Ве́йерштрасс (1815 —1897) , выдающийся немецкий математик, «отец современного анализа».
Учитель математики: Эти высказывания известных людей говорят о том, что математика и язык (а поэзия – это язык стиха) на самом деле очень близки.
Учитель литературы:
Дорога к поэту
Путей других, конечно, много.
Но я одно скажу тебе:
Дорога к Пушкину – дорога
К народу,
К Родине,
К судьбе.
Ты в жизнь от отчего порога
Ушёл с мечтою – добрый знак!
Дорога к Пушкину – дорога
К свободе, к славе- Это так.
Спасёт от лжи и от порока,
От звонких, но пустых речей.
Дорога к Пушкину – дорога
К тревожной совести твоей
Сегодня мы еще раз докажем это на примере жизни и творчества гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Учитель математики: Известен факт: Пушкину не давалась математика с детства (как и многим нашим ученикам). Его сестра Ольга Сергеевна Павлищева вспоминала: «Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами…заливался слезами».
Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что "...все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".
Несмотря на это, поэт стремился «в просвещении стать с веком наравне», поэтому и проявлял большой интерес к математике.
Учитель литературы: И вот уже другие воспоминания современников: «Пушкин был страстен и к наукам естественным и особенно математическим, которые составляли значительный капитал его познаний и были до конца любимым предметом его учёных занятий и глубоких исследований», – писал друг поэта А.А. Вяземский.
«Стать с веком наравне…» мы призываем и вас, а это значит преуспеть и в математике, и в русском языке, так как успешная сдача ЕГЭ по этим предметам для вас сегодня актуальнейшая из задач.
Итак, начнем!
Работа с текстом.
I.Когда вы (1) конечно(2) вспоминаете время(3) в которое жил и творил А.С.Пушкин(4) то сразу на ум приходят грандиозные исторические события(5) которые ознаменовали собой коренной перелом в общественной и политической жизни русского народа и всего государства в целом.
Задание:
1)Знаки препинания не расставлены. Укажите правильный вариант постановки знаков препинания:
А)1,2,3,4.5. Б)3,4,5. В)1,2,4,5. Г)1,2,3,5.
2) Объясните постановку знаков препинания.
3)Укажите вид придаточных.
4)Определите вид подчинения.
5)Определите, какое придаточное можно преобразовать в обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
Учитель математики: Если провести анализ стихотворений А.С. Пушкина на соотношение количества стихов и строчек в них, то полученная диаграмма будет выглядеть так:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/11/26/s_5a1ad95b8aade/755965_1.png)
Определите: в каком наибольшем четном количестве стихотворений встречается наибольшее четное число строк?
Учитель литературы: В силу обстоятельств поэт много путешествовал: Крым, Кавказ, Средняя полоса России.
II)Вынужденное пребывание в Болдино отмечено невиданным взлетом пушкинского гения: закончен роман «Евгений Онегин», написаны «Повести Белкина», «История села Горюхино», несколько драматических произведений, названных им «Маленькими трагедиями» и около 30 лирических произведений.
III) В своем творчестве Пушкин обращался к темам, которые больше всего его волновали: к темам дружбы, свободы, творчества.
Задание:
Объясните постановку двоеточия во 2 и 3 предложениях, выбрав правильный вариант ответа:
1)Обобщающее слово стоит перед однородными членами.
2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание первой части.
3)Первая часть БСП указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
4)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
5) Указать способ образования подчеркнутых слов.
Учитель математики: Часто А.С. Пушкин ездил из Нижнего Новгорода в Болдино. Вычислите: какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Нижнего Новгорода до Болдино?
Из Нижнего Новгорода в Болдино выехал экипаж который в час проезжал 32 версты. Первый день они были в пути 10 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше чем в первый после чего осталось проехать ещё 943 версты. Какое расстояние преодолел экипаж?
(верста – русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяча пятистам аршинам (что соответствует нынешним 1 066,8 метрам, до реформы XVIII века — 1 066,781 метрам). Ответ: 1903
Учитель математики: В счастливом 1831 году поэт в Михайловском написал свою знаменитую «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Кто не знает этих строк?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого…
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
Попробуем сосчитать возможное расстояние от царства Салтана до острова Буяна.
Скорость течения в океанах и морях колеблется от 0,5 м/с - 2,5 м/с. Первые признаки волн начинают появляться после того, как скорость ветра, действующего на поверхность воды, достигает 1,3 м/с. Учтите, что бочка, в которой были замурованы царевна и её сын, находилась в воде сутки. (В синем небе звезды блещут… Бочка по морю плывет… День прошел, царица вопит, А дитя волну торопит…И послушалась волна:..Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько)
Решение:
1,3 + 0,5 = 1,8 м/с = 6,48 км/ч
6,48 ∙24 =156 км.
Учитель литературы: В творчестве Пушкина в различных вариациях встречаются слова, загадочным образом, связанные с наукой о случайном.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль, зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
или
О, сколько нам открытий чудных,
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
Учитель литературы: IV)Воспоминания современников подтверждают, что в библиотеке А.С.Пушкина, которая, к сожалению, не дожила до наших дней, сохранилось два сочинения о теории вероятностей, среди которых была книга Лапласа «Опыт философии теории вероятностей».
Задание:
1)Определите количество простых предложений в сложном.
2)Какие типы связи мы видим между частями предложения. Определите виды придаточных.
Учитель математики: Сам А.С. Пушкин был страстным игроком в карты. А.А. Вяземский в своей «Старой записной книжке» писал: «Пушкин, во время пребывания своего в южной России, куда-то ездил за несколько сот верст на бал, где надеялся увидеть предмет своей тогдашней любви. Приехав в город, он до бала сел понтировать и проиграл всю ночь до позднего утра, так что проиграл все деньги свои, и бал, и любовь свою».
В «Пиковой даме» описывается личная драма молодого человека, связанная с крушением надежд на крупный выигрыш в карты.
Возможно, что страсть к картам и была причиной повышенного интереса к теории вероятностей.
Давай посмотрим: какова же была вероятность выигрыша Германа, главного героя «Пиковой дамы»?
Учитель математики: Из колоды карт ( 52 карты) Герман наугад извлекает три карты. Найдите вероятность того, что это будут 3, 7 и туз.
РЕШЕНИЕ: Всего возможных вариантов наборов по 3 карты из 52 имеющихся в колоде
.Получить одну тройку из четырех карт (троек) колоды существует
способов, одну семерку –
способов и туз –
способов.
Итого благоприятных исходов m=
*
*
(по правилу произведения), где с= n!/m!*(n-m)!
Учитель литературы: V) «В Пиковой даме» Пушкин ярко описывает Петербург-столицу империи, город призрачно абсурдной жизни, город фантастических событий, идеалов, город, обесчеловечивающий людей, уродующий их чувства, мысли.
Задание:
1)Выбрав правильный ответ, дайте характеристику предложению:
А)ПП осложнено обособленным определением.
Б)ПП, осложнено обособленным определение и обособленным приложением.
В)ПП ,осложнено обособленным определением и обособленным обстоятельством.
Г)ПП ,осложнено обособленным определением и обособленным дополнением.
Учитель математики: А о чем я думаю? Вот о чем : чем нам жить будет? Отец не оставит мне имения: он его уже споловину промотал; Ваше имение на волоске от гибели. Царь не позволяет мне ни записаться в помещики, ни в журналисты. Писать книги для денег, видит бог, не могу. У нас ни гроша верного дохода…», – писал А.С. Пушкин – жене 21 сентября 1835 года (орфография сохранена)
До наших дней сохранилась хозяйственная книга четы Пушкиных.
расходы | 1835 год | 1836 год |
Дом ( за год) | 6000 рублей | 4300 рублей |
Текущие (одежда, балы, театр и т.д.) ( за месяц) | 1000 рублей + 4000 рублей за год (мало ли чего) | 950 рублей, к полученной сумме прибавить стоимость квартиры и прибавить 300, + 1000 рублей (на непредвиденные расходы) |
Лошади ( за месяц) | 300 рублей за четверку лошадей + 400 рублей за год (мало ли чего) |
Кухня (за месяц) | 400 рублей | 350 рублей |
Сумма расходов | … | … |
Определите, в каком году расходы семьи Пушкиных были выше и на сколько?
Учитель литературы: Дорогие ребята! Заканчивается тот период вашей жизни, в котором всё было поделено на уроки. Но в жизни всё перемешано: боль и радость, открытия и потери, литература и математика, звуки и тишина. Это мир, в котором жил А.С.Пушкин и в котором живёте вы. Мир, который вам предстоит открывать для себя и преобразовывать его. Живите с любовью к этому миру, к людям, ко всему живому. И тогда даже маленькое дело станет большим.
Учитель математики: А сейчас мы предлагаем вам из представленных афоризмов выбрать тот, который отражает, по вашему мнению, идею этого урока, тот, который вы взяли бы с собой в большую жизнь. Подумайте и дайте развёрнутый ответ – рассуждение (учителя математики и литературы по очереди зачитывают афоризмы).
Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование. В. Стасов.
Истинно велики те, чьё сердце бьётся для всех. Р. Роллан.
Гениальные люди- это метеоры, призванные сгореть, дабы озарить свой век. Наполеон I.
Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. Ш.Монтескье.
Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Ф. М. Достоевский.
Величие страны определяется величием её рядовых граждан. В.Вильсон.
Живёт свободно только тот, кто находит радость в исполнении долга. Цицерон.
После ответов учеников, учителя называют выбранные ими афоризмы и объясняют свой выбор:
Учитель математики: Я выбираю афоризм: «Величие страны определяется величием её рядовых граждан», потому что каждый человек приносит в мир что-то новое. И провожая вас в большую жизнь, я надеюсь, что ваши достижения и открытия укрепят величие нашей Родины.
Учитель литературы: . «Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта». Мы говорили о поэзии как о произведениях, написанных стихами, а в этом афоризме говорится о поэзии в переносном значении. Поэзия как красота, эмоционально-возвышенное чувство, чувство очарования любимым делом.
Учитель математики: И именно поэтому «математик, не чувствующий и не понимающий поэзии, не может быть истинным математиком».
Учитель литературы: Закончить урок мы хотели бы словами А.С. Пушкина «Вдохновение есть расположение к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных. Вдохновение нужно в геометрии , как и в поэзии».
Учитель математики: Мы желаем вам вдохновения в учебе. Ведь, если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, научиться писать романы – садитесь и пишите, научиться решать задачи, то решайте их!
Учитель литературы: В качестве д/з по русскому языку мы предлагаем вам написать сочинение-рассуждение в соответствии с критериями оценивания части «С» ЕГЭ по тексту, с которым нам пришлось сегодня работать.
Быстротечная жизнь, но бесконечна её повторяемость. Наша юность повторяется в вас.
Учитель математики: И мы дарим вам песню «Как молоды мы были» в исполнении А. Градского.
СПАСИБО ЗА УРОК!