МБОУ г.Иркутска СОШ №38
Шипицина Ольга Алексеевна
учитель начальных классов
Тема: «Моделирование. Железнодорожный транспорт»
Класс: 2 класс
Предмет: технология
Цели:
развитие умения сгибать детали по намеченным линиям; склеивать детали; выполнять конструкцию модели из изготовленных деталей;
пополнение запаса знаний учащихся о железнодорожном транспорте (о его видах, назначении, истории, о профессиях людей); о знаках ПДД (железнодорожный переезд со шлагбаумом и без него; многопутная и однопутная железная дорога); пополнение словарного запаса слов ребят;
воспитание чувства гордости за свою страну; воспитание аккуратности, эстетичности, самостоятельности, товарищества, взаимоуважения;
развитие речи; правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения; логического мышления.
Оборудование (для урока):
Презентация.ppt к уроку;
компьютер, проектор, экран;
карточки с текстами для ребят; доклад 1.doc доклад 2.doc доклад 3.doc доклад 4.doc доклад 5.doc доклад 6.doc
карточки с изображением и подписями знаков; приложение 3.doc
карточки с картой железной дороги; приложение 1.doc
карточки со словарными словами; приложение 2.doc
записи песни Голубой вагон.mp3 и романса Попутная песня Глинки.mp3
Оборудование (для детей):
изготовленная на предыдущем уроке деталь вагона, клей, салфетка, ножницы;
фломастер красного и зелёного цвета.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Звучит песня "Голубой вагон".
2. Сообщение темы и постановка целей урока.
- О чем пойдет речь на уроке, вы узнаете, если отгадаете кроссворд.
Слайд №2 (загадки, кроссворд)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (автомашина)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит. (трактор)
Что за чудо - синий дом,
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (автобус)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский... (вертолет)
В каком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг?
Но в этот порт все время шли
С людьми и грузом корабли. (аэропорт)
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезда не вьет,
Людей и груз везет. (самолет)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (троллейбус)
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд. (ракета)

- О чем мы будем сегодня говорить? (О железнодорожном транспорте)
- Сегодня на уроке вы:
узнаете, какого вида бывает железнодорожный транспорт,
определите его назначение,
откроете несколько страниц из истории железнодорожного транспорта,
изготовите модель поезда.
3. Изучение нового материала.
1) Подготовка к беседе.
а) Страницы истории. (Выступление ребят с докладами)
История нашей страны неотрывно связана с железнодорожным транспортом. Значение железнодорожного транспорта очень велико. По железным дорогам перевозится большинство грузов. Железнодорожный транспорт, как и другие виды, делится на пассажирский и грузовой.
Первые паровозы были созданы в начале 19 века в Англии. В России первый паровоз был построен в 1833 году, он назван по имени создателей братьев Черепановых. С 1834 г. паровоз работал на заводской железной дороге в г. Нижнем Тагиле на Урале.

Слайд №3 (паровоз Черепановых)
В 1837 году открылось движение по первой в России железной дороге от Петербурга до Царского села. В 1840 году под впечатлением от поездки по этой железной дороге композитор Глинка написал романс "Попутная песня".
(Звучит запись романса Глинки "Попутная песня".)
В 1851 году введена в строй крупнейшая магистраль того времени Москва–Петербург.
(Учащиеся фломастером на карточке-карте проводят ветку железной дороги от Москвы до Петербурга.)
Паровозы помогали строить новую жизнь и громить фашистов во время Великой Отечественной войны, восстанавливать народное хозяйство после войны. С 1956 года выпуск паровозов прекращается, вместо их стали выпускать тепловозы и электровозы.
Многие паровозы являются произведением технического творчества и в настоящее время служат памятниками.
б) Рассказ учителя о железнодорожном транспорте (дополнение).
- К железнодорожному транспорту относится подвижной состав, включающий вагоны, рефрижераторы, платформы, цистерны, который приводится в движение локомотивами. Так называются машины, которые передвигаются по рельсам. Это паровозы, тепловозы, электровозы. Кроме них есть газотурбовозы, мотовозы, дизельпоезда. Железнодорожный транспорт, как и другие виды, делится на пассажирский и грузовой.
Слайд №3 (модель паровоза)
- У паровоза двигателем является паровая машина, которая тепловую энергию преобразует в механическую и через специальный механизм передает на колеса. Для получения тепловой энергии паровоз возит с собой воду и топливо: уголь, дрова, торф, в специальном приспособлении - тендере. При сгорании топлива вода в котле нагревается, превращается в пар и через систему механизмов приводит в движение локомотив, отсюда и название - паровоз.

2) Беседа-опрос.
Слайд №4 (виды железнодорожного транспорта)
- На какие виды делится железнодорожный транспорт?
(Железнодорожный транспорт делится на пассажирский и грузовой)
- Для чего нужны грузовые поезда? (Грузовые поезда нужны для перевозки различных грузов.)
- Что они перевозят? (Учащиеся приводят примеры.)
- Для чего нужны пассажирские поезда? (Для перевозки пассажиров)
- Люди каких профессий работают на поездах? (Ученики приводят примеры)
3) Словарная работа.
Слайд №5 (словарные слова)
(Ученикам раздаются карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы.) Задание – вписать цветными фломастерами буквы, используя слайд.
(индивидуальная работа)
Ж Л ЗН Д РОЖНЫЙ ТРАНСП Р П СС Ж РСКИЙ ПО З Т П Р ВО З В ГОН |
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ,
ПАССАЖИРСКИЙ ПОЕЗД,
ПАРОВОЗ, ВАГОН
4. Физкультминутка.
Слайд №6 (упражнения для глаз, профессии)
Паровоз, паровоз
Новенький, блестящий.
Он вагоны везет,
Точно настоящий.
Кто едет в поезде?
Машинист, проводник,
Повара, дежурный.
Бригадир, постовой
Пассажиры - люди.
Дальняя, дальняя,
Дальняя дорога -
Вдоль нашего класса
Прямо до порога.
5. Продолжение изучения нового материала.
4) Практическая работа.
- Сегодня мы изготовим модель грузового поезда. Модель паровоза у нас уже есть, а вашей задачей будет - изготовить модель вагона.
(Учитель выставляет модель паровоза)

Задание для учеников (Каждый изготавливает по вагону или два) |
а) Повторим правила пользования ножницами. Ученики по устной инструкции учителя вырезают деталь вагона. |
б) Повторим правила сгибания бумаги. Ученики самостоятельно сгибают деталь вагона по линиям, складывают. |
в) Повторим правила пользования клеем. Самостоятельное склеивание вагона и приклеивание колес. |
г) Коллективная сборка поезда учениками. |
5) Знакомство с дорожными знаками ППД.
(Ученикам выдаются карточки со знаками и карточки с подписями.)
Задание – подобрать подписи к знакам. (Работа в группах)

железнодорожный железнодорожный однопутная многопутная
переезд переезд железная железная
со шлагбаумом без шлагбаума дорога дорога
Проверка по Слайд №7 (знаки)
6. Итог
- Что нового узнали на уроке? (Ответы детей)
- Что научились изготавливать? (Ответы детей)
(Звучит романс Глинки "Попутная песня" и ребята играют моделями.)
П
риложение.

7