3 5 3 1 Работа в группах. (слайд №5) Прослушивание аудиозаписи произведения Валентина Бианки «Кто, чем поёт?» −Уважаемые коллеги, вам предстоит прослушать отрывок произведения Валентина Бианки, и определить, кто, чем поёт? Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами. Может быть, так оно и есть: музыку ведь все любят, и петь всем хочется. Только не у каждого голос есть. Вот послушай, чем и как поют безголосые. Лягушки на озере начали ещё с ночи. Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли. «Ква-а-а-а-а!..» — одним духом пошёл из них воздух. Услыхал их Аист из деревни. Обрадовался. — Целый хор! Будет мне, чем поживиться! И полетел на озеро завтракать. Прилетел и сел на берегу. Сел и думает: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую». Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую — то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл. А в камышах стояла Выпь на одной ноге, слушала и думала: «Безголосая я цапля! Да ведь и Аист — не певчая птичка, а вон какую песню наигрывает». И придумала: «Дай-ка на воде сыграю!» Сунула в озеро клюв, набрала полный воды да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: «Прумб-бу-бу-бумм!..» — словно бык проревел. «Вот так песня! — подумал Дятел, услыхав Выпь из лесу. — Инструмент-то у меня найдётся: чем дерево не барабан, а нос мой чем не палочка?» Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой — как задолбит носом по суку! Работа над содержанием текста. (слайд№6) −Понравилось ли вам это произведение? − Что именно понравилось? − Что запомнилось? − О чём это произведение? − В группах составьте вопросы к тексту. Используйте вопросительные слова: почему?, зачем?, когда?, где? и другие. − Молодцы, как считаете, какой вопрос был самый интересный? −Как думаете, для чего нам необходимо умение задавать вопросы? (Чтобы понимать прочитанное) −Коллеги, скажите, а кто сочиняет музыку? (Композитор) −Кто является исполнителем музыки? (Музыкант, оркестр, ансамбль) −Кто является исполнителем музыки в произведении Валентина Бианки «Кто, чем поёт?» (Природа, звери и птицы) − А хотите услышать эту музыку? Слушание музыки. (Эдисон Денисов «Пение птиц»)(слайд №7) −Сядьте поудобнее. Можно закрыть глаза. Представьте то, что вы сейчас услышите. Прослушивание отрывка произведения Э.Денисова «Пение птиц» −Понравилось ли вам то, что вы услышали? −Чем понравилось? −Что почувствовали? −Какую картину вы себе представили? −Как думаете, это звуки природы или это музыкальное произведение? −Это музыкальное произведение советского композитора Эдисона Васильевича Денисова. И прозвучало оно в исполнении оркестра. В детстве Эдисон Денисов самостоятельно научился играть на мандолине и гитаре, серьёзно учиться музыке начал с 12 лет. Поступил в музыкальное училище в класс известных томских педагогов. В 1950 году Денисов победил в студенческом композиторском конкурсе и послал свои сочинения Дмитрию Шостаковичу, который ответил, что ему нужно серьёзно заняться музыкой. В 1951 году Денисов поступил в Московскую консерваторию; окончив её в 1956 году, остался в ней преподавателем, его произведения становятся известными широкой публике. Это произведение он сочинил в 1969 в электронной студии при музее Скрябина. Музыку, которую он сочиняли тогда, была сочинена при помощи прибора, дающего новые звуки, тембры, но он, конечно, совсем не давал тех возможностей, как современные аппараты. Эта пьеса не электронное сочинение — это скорее конкретная музыка, потому что в основе его лежит материал, выбранный с пластинок из альбома «Голоса птиц в природе». Произведение создавалось медленно и очень долго. Вообще такую музыку надо писать долго, потому что найти своё особое звучание очень трудно. −Уважаемые коллеги, как думаете, для чего мы прослушали это музыкальное произведение? (Чтобы лучше понять литературное произведение Валентина Бианки) Составление грамматической основы. −И продолжая наше исследование, ставлю перед вами следующую задачу: вам необходимо подобрать примеры грамматических основ. Вы можете опереться на текст или составить собственные примеры. Учащиеся составляют грамматическую основу для будущего предложения, опираясь на текст, для противоположной команды. (Возможные варианты: Лягушки запели. Аист наигрывает. Дятел барабанит. Шмель жужжит.) −Давайте проверим, как вы справились с поставленной задачей. Дети зачитывают составленные примеры. −Как считаете для чего нам необходимо умение подбирать грамматическую основу? (Для того, чтобы составлять предложения) −Коллеги, какой вывод можно сделать? (Если мы умеем правильно составлять грамматическую основу для предложения, значит, сможем составлять предложения.) −Верно, мы сможем строить высказывания, в которых все слова связаны по смыслу. Составление предложений. (слайд №8) −Итак, давайте обменяемся примерами грамматических основ и составим предложения. Группы обмениваются грамматическими основами и составляют предложения. Затем выбирается самое удачное предложение и разбирается у доски. Устанавливаются смысловые связи, ставятся вопросы к словам. (Весёлые лягушки громко запели песню.) Весёлые лягушки громко запели песню. (Какие?) весёлые (кто?) лягушки (как?) громко (что сделали?) запели (что?) песню. −Итак, уважаемые коллеги. Что нужно было сделать? −Удалось ли вам справиться с заданием? −Испытали ли вы какие-нибудь затруднения? В чём? −Что мы сейчас делали? (Анализировали свою работу) |